FantLab ru

Филип Фармер «Мир наизнанку»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
101
Моя оценка:
-

подробнее

Мир наизнанку

Inside Outside

Другие названия: Внутри и снаружи, Шиворот-навыворот; Изнутри-снаружи

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

«Есть ли жизнь после смерти?» Казалось бы, Джек Калл знает ответ на этот вопрос, ведь он помнит свою прошлую жизнь и теперь находится в странном мире, который местными жителями принято считать Адом. Но отчаянные поиски выхода из этого мира и попытка отыскать тех, кто поместил сюда всех умерших, открывают перед Джеком шокирующую истину — главная часть вопроса должна звучать совершенно иначе.

Похожие произведения:

 

 


Врата времени
1992 г.
Одиссея Грина
1994 г.
Миры Филипа Фармера. том 19
1997 г.

Издания на иностранных языках:

Inside Outside
1964 г.
(английский)
Inside Outside
1975 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2011 г.

Один из лучших романов про ад и, имхо, самый глубокий философский роман Фармера:glasses:.

Я читал множество шуточек над сатаной, читал множество описаний путешествий в ад, видел немело экранизаций («Константин», например, с пробежкой Киано Ривза по аду) — но создать что-то более впечатляющее чем адская биржа надежды — еще не сподобился ни один другой автор.

А ведь если подумать, чем еще торговать в аду?

Чего еще могут желать тамошние обитатели?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2018 г.

Разные мысли возникали по ходу чтения, но в самом конце Фармер таки удивил, вывернув всё наизнанку, оправдывая тем самым название повести. Однако, по порядку.

Для начала следует изложить основную идею и замысел, заложенные в ткань текста, полное раскрытие которых автор даёт лишь в конце.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некая древняя раса могущественных обитателей Вселенной — Спасители, большие ценители любой формы и степени разумности жизни, 10 тысяч лет назад открыли способ достижения бессмертия, а именно — создали с помощью особых генераторов некую энергетическую субстанцию — душу в нашем понимании (душеквант, по Фармеру) — и наделили ею всё живое во всём необъятии Космоса, обеспечив таким образом своё бессмертие и осчастливив им других. Но, оказывается, эти душетворцы ещё и большие моралисты. Поэтому создали искусственную мир-сферу для привития этики и нравственного приобщения невинных душ в дородовом, так сказать, состоянии. А именно: сгенерировав новый душеквант, его снабжают ложными «воспоминаниями» о якобы прожитой ранее жизни и внедряют в обычное физическое тело, соответствующее этим воспоминаниям, после чего поселяют в искусственный мир внутри этой самой сферы, вращающейся в Космосе. Мир-сфера создан для дородового обитания душ, ориентированных на будущую жизнь на Земле, на людей. Поэтому основное население составляют люди, но есть ещё демоны, находящиеся в подчинении (рабстве) у людей, — это остатки демоноподобной инопланетной расы, прекратившей своё существование.

Итак, первое, на что обращаешь внимание, — сами Спасители. Возраст их цивилизации — 50 миллиардов лет! Пережили три цикла гибели и возрождения своей Галактики! И только 10 тысяч лет назад по земному времени открыли бессмертие посредством создания этого самого душекванта. То есть, по утверждению Фармера, 8000 лет до н.э. никакой души не могло быть и в помине. Тогда как объяснить то, что по современным положениям науки анимизм (вера в существование душ и духов) зародился в первобытном обществе уже примерно 40 тыс. лет назад? А наличие погребений отмечено даже у неандертальцев, что свидетельствует об их верованиях в загробный мир. А обряд захоронения у кроманьонцев с предметами быта, сопровождающими погребение, — прямое тому доказательство. Зачем понадобилось Фармеру использовать столь конкретное хронологическое противоречие и попадать в такой глупый просак? Можно только недоумевать.

Теперь о самой душе-душекванте, о её представлении в авторской концепции. Это квант особого вида энергии, который, находясь в теле, считывает и записывает все клеточные процессы, изменения электрохимической энергии и сигналы нервной систем — в общем, пишет всю «матрицу» организма, то есть является обычным носителем информации, по которой, после смерти организма, можно воссоздать тело и личность умершего на момент последнего состояния. Не кажется ли странным такой способ реализации бессмертия применимо к самим Спасителям — эта постоянная возня с воссозданием новых тел и перемещением в них личности, что по сути своей не что иное, как типичное клонирование. Для цивилизации с 50 миллиарднолетним стажем жизни можно было бы открыть что-нибудь и получше.

Далее о реализации замысла Спасителей по наделению душой всего живого и шевелящегося. Получается, до изобретения ими души жизнь во Вселенной спокойно обходилась и без неё — существование самих спасителей в течение 50 млр. лет лучшее тому доказательство. Просто каждый живой индивидуум старел и умирал навсегда, но производил потомство, и жизнь, так сказать, продолжалась. Стало быть, возникновение разума, личности — это чисто биологические категории эволюции, и к биологической сущности самосознания душеквант не имеет никакого отношения — он вторичен по отношению к нему, просто носитель информации о личности. Но тогда как быть с перерождениями (реинкарнациями)? Уже имевший опыт жизни (или дородового состояния) душеквант-личность, внедрившись в новое тело, в его нервную систему, неизбежно вступит в конфликт с заложенным природой биологическим самосознанием, и у существа окажется две личности. Отсюда взаимное отторжение и полная психическая несостоятельность с конечным распадом сознания. Если же душеквант просто продолжит запись информации нового индивидуума, то данные о прежнем владельце неизбежно будут удалены. В таком случае какое же это сохранение жизни или бессмертие? Здравая концепция души предполагает её первичность как формирователя индивидуума и отрицает биологическое формирование сознания. У Фармера как раз наоборот.

Теперь о мире-сфере и дородовом наставлении душ на путь истины и нравственности. Очень важный момент: попадающая в мир-сферу для «воспитания» душа получает готовую «матрицу» определённой личности с сформированными характером, психикой, убеждениями, привычками, ценностями, способом поведения и т. д. И каждая такая душа имеет уникальные свои «воспоминания» — в общем, каждый индивидуален. И как такие индивиды будут поступать в одних и тех же обстоятельствах? Да каждый в соответствии с заложенной в него «матрицей» личности, каждый по-своему. Что в таком случае можно требовать от «запрограммированной» души? Где же тут воспитание? Этим вопросы не исчерпываются. Далее. «Прицепляется» душа только к тому носителю, который наиболее близок её сущности, то есть душа животного никогда не войдёт в тело человека и наоборот. Тогда куда деваются души столь многочисленного царства животного мира и почему их нет в мире-сфере? Также нет объяснения причин постоянных землетрясений и нарушения целостности мира внутри сферы. Версия его расширения в связи с увеличением числа поступивших «новеньких» опровергается финальными откровениями: если это место дородового воспитания новосозданных душ, то зачем увеличивать их численность, не отбирая тех, кто уже «окончил обучение»? Зачем нужны были птолемеевское, коперниковское и эйнштейновское преобразования мира-сферы? Чтобы подготовить души к господствующей системе мироустройства, принятой на Земле в данный момент? Тогда почему есть старожилы, которые помнят ещё птолемеевскую систему мира? Не «воспитались» до этого времени? Если так, тогда абсолютно понятно, что такой метод воспитания, за столько лет не давший требуемого результата, — неэффективный, и гуманнее было бы отпустить ни в чём не винную душу, а не продолжать измываться над ней, и не переводить силы и средства на неоправдавший себя метод. Взять хотя бы способ кормления воспитанников. Какую воспитательную цель, какое вкушение нравственности несёт падающая с небес манна, какую этическую меру душевного совершенства и внутреннего благородства может она дать, кроме как лени и трудовой деградации? Или, например, рабство в лице демонов, или унизительное путешествие на спиноэкспрессах? А безнаказанность убийства, в конце концов, внушение легкомысленного к нему отношения, так как лишённые жизни вновь оживают? Это высшая цель Спасителей? Тем более, что в финальном откровении демон заявляет: «Так что, брат, будем радостно переносить муки ада вместе. И станем срывать замыслы Бессмертных, становясь подлее, злее, циничнее. К тому времени когда нас убьют, мы настолько закоснеем в своих пороках, что тысячи циклов рождений и воскрешений не хватит, чтобы исправить нас.» Не проще бы было да и разумнее просто прописать в подсознании душекванта требуемые этические нормы для новоиспечённой души, дабы создать её возвышенной и чистой, нежели таким «воспитанием» с благими намерениями прививать ей чёрт знает что. Для высокоорганизованной этической цивилизации это, простите, — чистое сумасбродство. По мне, так вся эта процедура дородового причащения этикой и нравственного вскормления более всего смахивает на лишение невинности ещё до половой зрелости.

Отдельного слова заслуживает «божий идиот» Фёдор. Намёк весьма прозрачен. Вот только кустистых или густых бровей у прототипа никогда не было (в Сети портретов хоть отбавляй).

Единственное, в чём автор преуспел, так это в утверждении, что любая религия — это сплошное надувательство. При этом забывая, что даже самая мало-мальски убеждающая религия имеет твёрдое основание и глубокую проработку, чего не скажешь о «Мире наизнанку».

В остальном же повесть написана хорошо и увлекательно, приключенческая часть на должном уровне, изображаемые сцены и ситуации не лишены красок и зрелищности, а канализационные блуждания и скитания в невесомости весьма впечатляют. Поэтому и оценка неслабая.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2009 г.

действие романа происходит в Аду, куда попадают души умерших. Вот только ад у Фармера довольно странный. Здесь нет ни раскаленных сковородок, ни огня, в котором пылают грешники, даже холода, который царит в аду по мнению некоторых религий. Да и в ад попадают практически приверженцы всех религий. Ну есть там конечно демоны, точнее существа, зовущиеся демонами, но и они не хотят пытать людей. Тем не менее это ад, и все находящиеся там умерли, причем попав туда уже нельзя умереть окончательно, все равно воскреснешь снова. Но и на рай это не похоже, слишком уж неуютно здесь, слишком враждебно. Что до мук, то люди сами выступают в роли мучителей самих же себя. Главная мука этого ада — безысходность и незнание, незнание того, почему все здесь очутились и что будет дальше. Тем не менее все считают это место адом

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2010 г.

Дополнение к изданиям: серия Миры Филипа Фармера, изд. Полярис, Том 19, Мир Наизнанку, стр. — 301-395,повесть, пер. И .Зивьевой,

___________________________________

Если все описанное Фармером рассказать, то наверно будет неинтересно читать, потому что полную психоделию нужно пережить с героями повести самому. Очень много вопросов — существующих и оставшихся после прочтения. Вроде есть ад, вроде есть жизнь после смерти,вроде существуют определенные метафизические законы в загробном мире,но и есть антитеза всему происходящему там — существо Икс,внешне схожее с Иисусом Христом, обитающее в аду, но не на небесах; есть свои черти-демоны,которые унижены простым смертным людом и ведущие скрытый образ жизни, есть некие Правители, которые скрыты занавесами сцены; есть вопросы относительно реальности происходящего....

Ответ приходит в конце, но оставляя в воздухе вопрос — «Что такое правда?»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх