fantlab ru

Александр Бушков «Над самой клеткой льва»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.43
Оценок:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Над самой клеткой льва

Роман, год; цикл «Сварог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Все ниже и ниже склоняется голова Сварога под тяжестью новых корон. Но звон бокалов и любимых женских голосов отвлекает его от горечи потерь. А нарастающий шорох, шелест, шум Соседних Страниц отзвуком древнего Шторма вновь заставляет взяться за королевское дело.

Сквозь нежный свет танцующей под тенью ночи Дриады Сварог видит, как рвутся потоком с небес тонкие полосы пронзительно-синего света. Вот-вот в них утонет Талар…

И против нового злодея наряжена такая армия, что едва не страшна соседям. Знать бы, куда нанести удар!

Входит в:

— цикл «Сварог»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 283

Активный словарный запас: средний (2876 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 81 знак, что равно среднему

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Над самой клеткой льва
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да... автор упустил удачный момент закончить серию на предыдущей книге и продолжил историю Сварога. Продолжил, должен заметить, весьма неплохо, тех, кто не желает расставаться с приключениями «короля королей», и эта книга, и следующая за ней («Радиант») сильно не разочаруют. Автор по-прежнему хорош в литературе : изобретателен, остр в эпизодах, не пренебрегает метафорой.. По сути у цикла один системный недостаток, которого не удалось избежать вообще ни одному долгоиграющему повествованию : общий сюжет демасштабируется, разваливается на макроэпизоды, теряются и рвутся связи с началом работы. Рецепт от этого в принципе один : переформатирование эпопеи в хроники. Но это ведь уже и не так интересно, верно ? И да, глоссарий объёмом с четверть номинального объёма печати — это неприлично. Кто-нибудь его вообще штудирует ? Я в ранних книгах пробежался мельком пару раз, больше не испытываю тяги туда смотреть.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, абсолютно нечитаемый опус!

Поэтому просто пролистал его, как и предыдущую книгу из этой серии, см. мой отзыв на «Алый как снег» https://fantlab.ru/work859524#response326752

Единственно, что запомнилось — как минимум, два раза повторенный Бушковым сюжетный ход насчет того, что для излечения от депрессии надо с кем-то переспать.

Некая Томи, о чем-то скорбящая, вроде чпокается с Лемаром.

А сам главный герой, вместо того, чтобы юзать с этой целью красавицу-супругу, зачем-то оттараканил некую Каниллу.

Жалко, что не могу поставить этой книге оценку «ноль», поэтому ставлю «единицу».

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

М-да… Все-таки, заканчивать надо было на предыдущем томике. Массовая гекатомба героев проведена. Сварог окончательно морально поседел и полностью проникся тщетой всего сущего и ничтожностью бытия. Пусть даже королевского.

Теперь даже для меня, большого поклонника автора вообще, и «Серого Ферзя» в частности, началось очевидное высасывание из пальца, повторение одних и тех же ходов. Да, что там ходов. Одни и те же термины-словосчетания повторяются теперь на соседних страницах. (Если я раньше этого не замечал, что вряд ли, так значит, читать было куда интересней, чем подмечать мелкие ляпы).

Вот не менее горячо мною любимую, «Пиранью» можно множить до бесконечности. Все-таки, там речь идет о локальных подвигах. И дело встает исключительно за мастерством слога. В каковом Бушкову отказать никак нельзя.

Сварог – дело другое. Глобальных свершений не может быть много. (Во всяком случае, так – много))). И количество их разновидностей, по сути, не превышает числа пальцев одной руки. И за предыдущие 11 книг (напомню, речь только о «Таларе…»), все они перечислены, приведены и использованы. Причем вдоль, и поперек.

Разве что, попробовать оправдать это нотками ностальгии, которыми пронизано все бытие Сварога после гибели Странной компании? Ностальгии, рефлексии и необходимости продолжать делать свое дело. Сварогу – править, автору – катать сиквелы. Ну, не умирать же? Ни герою, ни автору…

Да, под конец я вчитался. Ибо, как сказано выше, в мастерстве Сан Санычу не отказать. Даже забылось, что за много страниц до обложки начинается глоссарий. Так что, наткнувшись на «Эпилог», изрядно удивился…

Тем не менее, перед нами самая на сегодня слабая книга из «Таларского Сварога».

И, ей-ей, очень хочется ошибиться. И увидеть/прочесть дальше чего-то стоящее.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, как всегда у Бушкова.

Минус один. Тот, о котором говорено-переговорено...

Любит автор растянуть удовольствие на насколько частей.

Нет бы ему, помариновав читателя, взять да и выдать на-гора полноценный, полновесный законченный роман.

Так ведь нет — с упорством, достойным лучшего применения, дробит сюжет на фрагменты.

К самим фрагментам вопросов нет — всё стройно, ярко, живо и с юмором.

Но вот это бесконечное ожидание продолжения.....

Видать, такова карма.

..а если точнее — политика издательства.))

Ждём продолжение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бушков выпустил очередной выпуск сериала. Книга написана по-прежнему живо, бодро, герой вызывает те же эмоции, уделено внимание элементам управления его королевствами, но эта серий комикса....ой книги, порождает только новые загадки. Почему это так? На своем форуме автор пишет что писал один роман, но потом он разросся до материала на две книги, и он его поделил. Конечно современный роман по объему раньше и повестью стыдились назвать, но это на совести издателей и писателей. В целом читать можно, но если есть гора терпения, лучше б дождаться радианта. Тем более там автор обещает суперский эпилог к обеим книгам и нехилую технофентези. У меня терепения мало, я прочитал, получил норму удовольствия и нотку разочарования, но ничего неожиданного. Это старый добрый Сварог времен после Чертовой мельницы.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

После того как в предыдущих книгах Сварог последовательно победил всех своих прежних противников (Багряную Звезду, Горрот, Токеранг и Сатану) у Бушкова возникла вполне понятная проблема, так как писать стало не о чем. Да, остались локальные тайны и дверь в доштормовое прошлое Талара, однако это всё казалось Бушкову мелким для продолжения истории о Короле Королей.

«Над самой клеткой льва» создана с одной-единственной целью: подготовить для героя очередное Глобальное Испытание. Сюжет романа сводится к тому, что Сварог узнает об очередной опасности, которая угрожает Талару и… и ничего больше не происходит. Фактически перед нами повесть, которую за счёт бесконечных разговоров и неизменного глоссария раздули до размера небольшого романа. Само произведение на две трети состоит из диалогов, воспоминаний Сварога и экскурсами в которых автор напоминает читателю о тех или иных прошедших событиях. В этой «воде», которой перенасыщен роман, периодически встречаются имена прежних третьестепенных героев, которые теперь, после гибели Странной Компании, претендуют на внимание читателей. Самый яркий пример – Канилла, графиня Дегро. В прошлых книгах она была одной из многочисленных подруг из свиты Яны с парой репликой за пять книг, а теперь внимание этой персоне уделено как бы не больше, чем самой Императрице.

Ну или герцог Орк. Как персонаж он отыграл своё ещё в первом романе цикла и все дальнейшие его появления на страницах книг цикла отставляют после себя тяжкое недоумение, ибо совершенно непонятно, зачем он вообще нужен. Вот и в этой книге тоже самое. К чему была вся клоунада с участием Орка в турнире за корону Сегура? В серии поединков он абсолютно бессмысленно убил нескольких бедолаг, которые подвернулись ему под руку, а в финале откровенно поддался Сварогу. Где объяснения этому поступку? Почему Орк, как участник многочисленных заговоров против власти ларов до сих пор обретается на свободе? И если Канцлер империи так обеспокоен армией мертвецов, хозяином которых является неугомонный герцог, то почему спецслужбы ларов так и не взялись за Орка, тем более теперь, когда он сам пришёл с повинной?

Сам Сварог как персонаж не вызывает ни малейших эмоций. Его планы устроить под надуманным предлогом политическую чистку в марионеточном Горроте не добавляют к его портрету абсолютно НИЧЕГО. После шествия по трупам к многочисленным королевским тронам, после истребления токеретов планы кинуть за решётку на пару лет несколько сотен своих политических противников выглядят сущим пустяком. Ну, а картинное размазывание соплей на тему «была ли другая возможность и победить, и не положить Странную Компанию?» вызывает только брезгливое раздражение, так как это как раз тот случай, когда герой по вине автора (которому хотелось срочно разобраться с одной из старых сюжетных линий) вынужден выглядеть даже не дураком, а круглым идиотом.

Как это водится у Бушкова, написано это всё унылое безобразие довольно бойким, хотя и неряшливым языком. Уж не знаю, вина ли это легендарных литературных негров или автор продолжает халтурить самостоятельно, однако текст регулярно радует внимательного читателя самыми разнообразными ошибками и ляпами.

Например, из-за смерти Мары на Сегуре проходит турнир мечников, победитель которого получает корону этого карликового королевства. Турнир построен по олимпийской системе, так что претендент, который проиграл свой поединок, выбывает из соревнования. В предпоследнем туре Сварог (который, конечно, не мог не поучаствовать в подобном мероприятии) встречается с юной девушкой, которую побеждает без особо труда. Чуть позже, во второй главе, Сварог интересуется у неё, как она с такими скромными талантами смогла дойти практически до финала? И тут, вдруг, девушка сообщает, что два поединка из предыдущих пяти она проиграла. Внимание вопрос: почему Бушков забыл, о чём сам несколько раз писал в предыдущей главе? Как претендентка на трон ухитрилась дважды проиграть свои поединки, но при этом не вылететь с турнира? Ау, автор! Нет ответа…

А как вам большой чёрный непрямоугольный блокнот в руках коменданта базы восьмого департамента? Сразу виден талант неординарного МТА в Бушкове: одна фраза и читатель прерывает чтение текста, чтобы понять какой же формы был этот «непрямоугольный» блокнот. Квадратной? Треугольной? Овальной? Трапециевидной? Или может быть даже шестиугольной?

Нет, я понимаю, на фоне безобразной «По ту сторону льда» где ляпы, ошибки, рояли, дурновкусица и откровенный бред составляют большую часть книги, подобные перлы вызывают не более чем лёгкую улыбку, а мои пространные комментарии воспринимаются как мелкие придирки. По большому счёту это правда. Дело в том, что очень сложно что-то сказать об этой книге. Она настолько скудна полезными для сюжета событиями, что читателю остаётся только бездумно перелистывать страницы в попытках промотать совсем уж пустые диалоги и постельные сцены (на этот раз автор ограничился намёками на анальный секс и обошёлся без полюбившейся ему темы эксгибиционизма), да позубоскалить над писательскими ляпами. Всё равно перспективы у идеи с Радиантом самые печальные, ибо из предыдущих книг мы знаем, что Бушков просто не умеет завершать сюжетные линии. Он безбожно слил идею с Багряной звездой, превратил в фарс столь многообещающее противостояние с Горрортом и Токерангом, абсолютно бездарно обошёлся с сюжетом о воплощениях Сатаны. Кто-нибудь верит, что Радиантом будет по-другому? Лично я – нет.

Итог: абсолютно проходное произведение о приключениях не самого приятного персонажа.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я так понимаю, что если закон разок под один случай подмять, потом под другой, потом начать им затыкать дыры каждый раз в следствии, как только нам с тобой понадобится, то это не закон тогда станет, а кистень! Да, кистень…» — говорил в свое время Шарапов Жеглову. В руках короля королей Сварога закон превращается даже не в кистень, а в целую танковую бригаду, которая катком прокатывается по всем неугодным.

Без малейших зазрений совести (Сварог и совесть — ха-ха) он фабрикует совершенно фальшивый заговор, и отправляет в тюрьму сотни людей, которые видят для своей страны другое направление развития, чем то, которое устраивает Сварога, утешая себя тем, что может лет через пять-десять он их помилует. Не расстрел все же, а так, детский срок. Ну в принципе, на фоне уничтожения миллионов токеретов, это так, невинная игра в крысу.

Не забывает Сварог наложить лапы на очередную корону. Правда, тема что он делает, именно как король для своих стран, осталось и в этой книге нераскрытой. Да и за всю серию могу вспомнить разве что освоение Трех королевств, которое благополучно состоялось бы и без Сварога по тривиальной причине — земли мало, а людишек много. Впрочем и тут Бушков явно что-то не продумал. Передовые королевства — Снольдер и Ронеро, да и остальные, судя по уровню развития техники находятся приблизительно на уровне второй половины 19 века на Земле, со всеми сопутствующими процессами в виде индустриализации и перетока крестьян в города, что должно снизить остроту вопроса о земле.

Сама книга получилась ни о чем. Что бы не решать старые проблемы и загадки, Бушков предпочел загрузить героев новыми. Подозреваю, что он и не помнит, о чем вообще писал раньше. Про исчезнувших из жизни Караха и Меони вспоминали многие, повторяться не буду, а мне вот интересно, что стало с еще одним персонажем — Лордом Ройлом — великим изобретателем и ученым, которого травило ларское руководство. С тех пор много чего изменилось — сам Сварог стал властью. И что? Ройса так и пытаются периодически убить? Нет ответа, и не будет походу. Неинтересно это Бушкову. Ему интереснее писать про то, как Кани переспала со Сварогом, или как он разрешил ей потроллить своего бывшего профессора, который ее домогался.

В очередной раз улыбнулся росказням Бушкова про огромный размер книг, который приходится делить. «Клетка» хорошо смотрелась бы в качестве пролога к книге размером с ЛО или РИ. Не более того.

Резюме. Не такой ужас-ужас, как предыдущая, но все равно слабенько.

P.S. А может Бушков просто троллит своих читателей? Ну не может такое существо как Сварог позиционироваться как главный положительный герой.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот снова дочитана книга, и снова настало время собрать в кучку камни наших мыслей...

«Над самой клеткой льва» — весьма любопытное произведение. По суди, если говорить о всём этом новом условном подцикле «Новые приключения Сварога»(сие написано на всех томах серии начиная с «Чёртовой мельницы»), то данный роман можно назвать наиболее гармоничным и удачным. Причём надо чётко понимать что «Над самой клеткой льва» фактически половина единого большого романа, вторая половина которого скоро должна выйти отдельной книгой и под самостоятельным названием «Радиант». Но «Над самой клеткой...» наиболее близка по духу, стилю и эмоциям к тем же «Летающим островам». Да, две предыдущие книги тоже были написаны вполне достойно, но внутренне гармоничными их было назвать всёж сложно. А здесь словно широкая река льётся, широка и глубока. И вроде многое нам уже знакомо (раз-два —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нечисть поганая
, три-четыре —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доштормовой мир за балконом
) — но читается всё очень легко и просто. Нет резкого водораздела между мирами и частями книги. Далее, сам Сварог. Он снова стал напоминать человека, причём того человека, за приключениями которого было так интересно следить в «Летающих островах» и «Нечаянном короле». Что самое забавное — экшена в новом романе не так уж и много. Зато в кои веки вернулась старая добрая мистика, суровые будни королевских спецслужб даже отступили ненадолго на второй план. Даже если это всего лишь передышка, то всё равно огромное спасибо за неё автору. Сварог снова ненадолго стал рыцарем, пусть и в короне.

Любопытны некоторые моменты, разбросанные по тексту, словно оммаж первым прекрасным книгам. Пусть этих жемчужинок совсем мало, пусть они совсем небольшие — но они есть. И словно встают перед нами тени юной новой напарницы начинающего авантюриста и конфидиента, его первого серьёзного врага, есть в тексте и сценки с лёгким эротическим подтекстом, есть и старый добрый бушковский юмор, есть и несколько хороших стихотворений (про поход к полюсу меня не зацепило, зато вот про эскадроны!..). Вообще, герой (и его автор) словно стряхнул с себя прах времён и устроил себе некое сентиментальное путешествие по памятной и такой дорогой его сердцу дороге. Да, история развивается по спирали, и приключения в «Над самой клеткой льва» в чём-то напоминают первые битвы нестарого ещё короля королей. Но это вполне закономерно. Потому-то главный враг у Сварога вообще-то всегда был неизменен. Да и королевство надо защищать всегда и по всем азимутам. А посему на одном и том же поле вполне возможны всё новые и новые битвы. Один лишь полководец с грустью вздрогнет порою седым усом, глядя на стоящих ныне в его строю бравых юнцов — и снова пойдёт в бой. Что любопытно, вечный противник Сварога словно решил в светофор поиграть, перебирая свои игрушки ( если вспоминать «Чёртову мельницу» и «Чужие паруса»). А так всё хорошо.

Язык Бушкова как всегда прекрасен. Скажем, вот :

»... Ему отчего-то совершенно не хотелось убивать — здесь, под ясным солнцем, под азартные крики публики, на дурацком состязании за королевский трон... Даже горротца не хотелось. Будь это где-нибудь на обочине грязной, мокрой дороги, под серым, набухшим дождевыми тучами небом... «

Что примечательно — книга-то ведь по сути просто хороший приключенческий роман. Неспешная сказка, от которой тем не менее практически невозможно оторваться (впрочем, сие характерно практически для всех книг Сан Саныча). Даже некоторые спорные места (уступка Сварогом одной местной традиции — в отличие от гланской коронации; герцог Орк, а также ещё один весьма неприглядный по предыдущим книгам персонаж, впрочем, в отличие от Орка обоснование такого поворота вполне железное) совершенно не портят общего прекрасного от него впечатления. И как же хотелось бы, чтобы книга сия всё не кончалась и не кончалась... Но увы, редакторская гильотина пощады не ведает. Так что будем ждать «Радиант».

p.s. Впихивать в который уже раз неизменный Глоссарий — это самая что ни на есть натуральнейшая «борзота»(с)

p.p.s. Отличное продолжение цикла про Сварога. За всё вышеперечисленное, за гармонию, за ностальгию, за возвращение к истокам — высокая оценка. Браво, Сан Саныч! И спасибо!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх