FantLab ru

Альфред Бестер «Человек Без Лица»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Голосов:
1512
Моя оценка:
-

подробнее

Человек Без Лица

The Demolished Man

Другие названия: Человек разрушенный

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 181
Аннотация:

Действие романа происходит в 2301 году, когда человечество успело активно распространиться по галактике и заселить множество планет. Впрочем, основные события разворачиваются на Земле, где Бен Рич, владелец «Монарха», одной из крупнейших земных корпораций, каждую ночь мучается кошмарами, в которых его постоянно преследует таинственный Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров своего главного конкурента по бизнесу, Крэя де Куртнэ, чей картель в последнее время теснит «Монарх» по всем позициям, Рич решается на убийство. Но как это совершить? Ведь убийств не совершалось уже более семидесяти лет, и не просто так — ничьи мысли, тем более такие, не могут избежать внимания членов Лиги телепатов-эсперов, в обиходе именуемых щупачами. Но способ всё же нашёлся, и забытое, казалось бы, преступление было совершено. Тогда и началось долгое противостояние преступника и сыщика — Рича и следователя-эспера Линкольна Пауэла.

© Nog

В произведение входит:

8.25 (20)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1953 // Роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1954 // Художественная проза

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер, Гарри Гаррисон
1972 г.
Человек без лица
1990 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Человек Без Лица
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 1
1995 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Человек разрушенный
2018 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Периодика:

Зарубежный роман, №6, 2003
2003 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

The Demolished Man
1953 г.
(английский)
The Demolished Man
1953 г.
(английский)
A Science Fiction Argosy
1972 г.
(английский)
The Demolished Man
1986 г.
(английский)
The Demolished Man
1999 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2019 г.

Хочу только заметить exord'y что роман Альфреда Бестера называется Demolished Man в оригинале. А «Человек без лица» это как раз и есть вольность переводчика, «отсебятина«!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2019 г.

Я сейчас пишу не отзыв на великую книгу, а высказываю возмущение. Эксмо выпустило новую версию с переводом Сташевскего. «Человек без лица» превратился в «Человека разрушенного». Конечно, чего уж там. Рич превратился в Рейха! В Рейха, Карл!!! Уже были и Сумкинсы, и Котомкинс ы, 9 принцев Янтаря и т.д. Сколько можно издеваться над канонами! В новом переводе, на первой, практически, странице «Рейх оББегал глазами» Совсем что ли из ума выжили издатели в погоней за сомнительной славой. И кровать там гидроТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ!!!!! Дальше читать знакомый побуквенно текст не хватило ни мужества, ни нервов. Позор!!!!! Да, нашел мыслеблок.... Даже говорить не буду что из него сотворил горе-переводчик. Конечно, и Ю. Петров привнёс отсебятину, но у миллионов русскоязычных читателей эта повторялка ассоциируется с «камбалой» и «воблой» и никак по-другому. Сдается мне, что и все остальные милые фишки классического перевода Е. Коротковой, превратились в труху. Короче, я вчера в книжном магазине испытал когнитивный шок. Желаю Всем удачи и «не разговаривать и не смеяться громко» как говорится. Так как оценку ставил давно, то 10 баллов так и сохранилось. Но эта оценка старому изданию, а не этой мерзости.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2018 г.

Описывается будущее, в котором у некоторых людей появились способности к телепатии. Создана лига эсперов-телепатов, члены которой обучаются телепатии, а затем работают психологами, таможенниками, полицейскими и т.д.

В этом обществе крайне сложно совершить преступление, так как твои мысли легко могут быть прочитаны полицейскими-эсперами.

Все же один из влиятельнейших бизнесменов Бен Рич решает лично убить своего главного конкурента де Куртне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет построен на том как он обставляет убийство и как в последствии полицейский эспер понявший все с первого взгляда собирает доказательства, чтобы подвергнуть личность Рича разрушению.

К достоинствам романа я отнесу то огромное количество коннотаций, которое он порождает.

Во-первых, для российского читателя в Бене Риче сразу видится Раскольников и влияние ««Преступления и наказания»» на роман очевидно. Рич много рассуждает о своем праве на убийство, на то, что он хозяин своей судьбы и в этом ясно читается ««тварь я дрожащая или право имею»». Да и главный полицейский Пауэл местами напоминает Порфирия Порфирьевича.

Во-вторых, лига эсперов-телепатов явно перекликается с орденом Бене Гессерит из Дюны (Небьюла_65).

В-третьих, общение телепатов это первый эксперимент с языком, продолженный и Дилени (Вавилон 17 Небьюла_66), и Сильвебергом (Время перемен Небьюла_71).

В-четвертых, а сам стиль романа выглядит, как предтеча кибербанка, который был развернут полноценно Гибсоном (Нейромант Небьюла_84).

И все же роман плох.

Язык романа беден и ограничен. Сюжет одновременно предсказуем (не лучшее свойство для детектива) и непоследователен. Например, есть эпизод, в котором

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рич врывается в дом к Пауэлу и пытается убить его сожительницу, на что Пауэл говорит, что Рич свободен, так как доказать убийство де Куртне он не может, а сажать Рича за то, что тот покушался на убийство Пауэла и его компаньонки будет не спортивно.
В целом в романе нет полутонов: черное это черное, а белое это белое. Полицейский Пауэл — это рыцарь на белом коне, а Рич скатывается к какому-то серийному маньяку психопату. Любовная линия тоже упрощена до максимума, да и как может быть иначе, если есть рыцарь на белом коне.

Поэтому, несмотря на новаторство, и вполне возможно первые высказывания идей, удачно развитых другими авторами, моя оценка 6 из 10. Ведь художественное произведение это законченное высказывание и оно должно быть хорошо не только в общелитературном контексте, но и само по себе.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2018 г.

Ах ты камбала, не вобла...

Эволюция научила некоторых людей читать мысли на разных уровнях абстракции. Эти люди — эсперы или щупачи. Отдельная каста людей, со своим сводом правил, надеждами на всеобщую эсперофикацию, строгими наказаниями за неподобающее поведение и четкий оклад за работу.

Когда в мире может залезть вам в голову человек это и удобно в сфере обслуживания, и проблема в мире криминала.

Бен Рич экспрессивный и чрезмерно уверенный в себе миллиардер и владелец одной из двух самых огромных корпораций — Монарх. А владелец второй — его враг, которого он решил убить и убил.

В книге описан интересный процесс подготовки убийства, то как все, даже праведные эсперы, подкупаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Мы с вами, кажется, не очень-то надежные ребята?

– Надежные! – сердито фыркнул Рич. – Мы не в детские игры играем. Мы дело делаем. Только трусы, слабаки и нытики прячутся за всякими там правилами и честной игрой.

– Ну а как же этика и честь?

– Честь у нас есть, только кодекс мы себе выбираем сами… а не пользуемся кукольными правилами, которые какой-то слабонервный трус изобрел для таких же, как он сам, запуганных людишек. У каждого есть своя этика и своя честь, и пока человек придерживается их, никто не вправе осудить его. Вы можете не одобрять его этику, это другое дело, но у вас нет права называть его неэтичным.

Интересен главный детектив Линкольн Пауэл, который все время пытается раскрыть убийство Рича, хоть он и знал, что Рич убийца (это странно, почему он не мог понять и все остальное из его головы?). Интересна развязка про Человек Без Лица, но она скомкана Разрушением, которого все незаслуженно боятся. Интересны и превращения людей в процессе, некоторые взрослеют, как Пуэлл или даже Барбара, некоторые же наоборот, как Рич.

В дань того времени, все действие книги припорошено перфокартами и моральнымы принципами обеих сторон. И слишком странными манипуляциями необходимыми для убийств, вокруг там много интересных инструментов для этого, но почему-то выбран револьвер, а в конце и вообще лук со стрелами...

Вердикт — неплохой фантастический детектив

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2018 г.

Помню, в первый раз, когда прочитал этот 24 БСФ томик, Гаррисон понравился больше, но во второй раз — когда стал чуть постарше — Бестер. О чем речь — даже сейчас на память помню считалку:

Три два раз — а ну еще,

Три-четыре — горячо.

Ах ты камбала, не вобла,

Гляди в оба, гляди в оба.

И когда сказал четыре,

ПОлучил синяк под глаз.

Три, четыре, три, два раз, а ну еще...

Конечно, два его первых романа намного опередили время. А в этом гениальность проявилась в том, что поневоле начинаешь сопереживать главному герою, оказавшемуся преступником.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2018 г.

Роман -лауреат премии Хьюго 1953 года.

Наверно классика жанра — психологический детектив да ещё какого масштаба!Когда прочёл — восхитился автором — талантище! Сама идея романа великолепна — общество с телепатами.Нет преступлений уже по этой причине. И вдруг появляется жаждущий убить.Подготовка преступления — само преступление — расследование преступления- противодействие полиции телепатов. И всё это на виду у преступника и следователя. Когда, казалось , всё кончено в романе , автор раскручивает новую линию сюжета, нагнетая действия. И которая ещё захватывающе чем предыдущая. Редко такие сюжеты встречал.

Возможно ли в реальной жизни когда-нибудь подобная история?

Автор представил перед нами общество телепатов и обезумевшего миллиардера, для которого деньги и власть это всё. Соприкосновение реальности нашего дня- наживы любым путем и фантастического прогноза на будущее общество телепатов или с телепатами. Автор пишет, что такое общество сумеет поднять мораль на новый уровень.

А мы живём и думаем или мечтаем.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2017 г.

Не знаю почему, но меня эта книга не впечатлила, хотя вроде все замечательно. Фантастика, детектив — любимые мною жанры. Вот не хватило мне каких-то неожиданностей. Сюжет, лично для меня, оказался предсказуем. Кто такой Человек без лица, которого так боится Бен Рич, стало понятно почти с первых страниц. Концовка с объяснением, что такое Разрушение, тоже не вызвала удивления.

Но есть в книге и детали, которые мне понравились. Два персонажа, сразу же вызвавшие симпатию и желание сопереживать: главный герой, детектив, Линкольн Пауэл, с его смелостью, незаурядным умом и чувством юмора; и Барбара де Куртнэ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Моменты ее «взросления», и главы, где Пауэл проникал в подсознание Барбары, чтобы узнать, что произошло в день убийства ее отца.

Еще один плюс — книга написана живым и ярким языком, читается легко.

В общем, 7 из 10.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2017 г.

Фантастический роман 1952 года о телепатах и человечестве, в будущем захватившем и заселившем всю Солнечную систему.

Главный герой книги Бен Рич — лидер крупной финансовой компании «Монарх». Он страдает от кошмарных снов, в которых ему снится некий человек без лица, который для Рича является воплощением ужаса. Источник своих кошмаров Рич связывает с яростной конкурентной борьбой, которую он ведёт с картелем де Куртэнэ, чей лидер, некий Крэй де Куртэнэ, прижал Бена «к стенке».

Этот Бен Рич настолько умен, что решает собственноручно убить своего соперника. И это в мире, где каждый второй человек эспер (телепат), и его замысел может быть раскрыт в два счета.

Грандиозно-идиотский детектив про истеричного недоубийцу с элементами психоанализа и межпланетарным «шерлоком холмсом».

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2016 г.

Данную книгу я давно хотела прочесть, но как-то не удавалось с ней столкнуться, и вот пришло время.

Я ожидала от писания немного другого, но то что есть в книге, мне понравилось.

Книга скорее детектив, чем фантастика. С очень сильной динамикой действий, можно сказать, что практически одно действие и одни диалоги, в которых много оборотов, свойственным чисто американскому образу полиции и жизни того периода, в котором автор писал книгу. Немного неудобно для чтение и трудновато для переваривания информации. Сразу старые американские фильмы вспоминаются.

Описанный мир достаточно интересен и по иерархии жителей и по возможностями, которые есть у человека. Мир, в котором нет преступлений, точнее тяжких преступлений. В котором есть законы, запрещающие читать мысли. И есть достаточно сильная группа людей, высшие чины которых, из-за своих способностей считают многих достаточно ниже себя. Мне кажется в таком мире трудно дышать, ведь все и вся тебя слышат, а соблюдение прав лежит чисто на совести человека.

Ну собственно так и в нашей жизни, правда телепатов у нас нет.

И тут убийство, нонсенс. Причем достаточно важной шишки, с хорошей охраной.

Нам представлено действие двух сторон, показана подготовка и погоня в поисках доказательств. И в нашем мире, и в мире придуманном преступление без доказательств не судят.

Интересное сплетение сюжета, интересные герои, интересные размышления, и конечно игра в кошки мышки. И необычный итог, поворот, ведь в любом преступлении есть причина, а вот тут не разберешься в ней.

Книга – действие, за которым порой не поспеваешь. Красочные персонажи, четкое и логичное описание действий персонажей. Логичный и красивый конец, все ответы найдены и вопросы решены.

Хорошая и качественная книга, думаю многие идеи из нее мы видим в других произведениях других авторов.

Читается достаточно легко и быстро, время летит незаметно, потратить 2-3 вечера на ее чтение не так уж и сложно, зато в ней все компактно и удобно объяснено не оставит никаких недомолвок.

Особых глубоких мыслей и размышлений в ней нет и не найдете, хотя местами призадуматься и поразмышлять можно, но в итоге это добротное и качественное произведение.

Любителям детективов однозначно советую, интересно.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2016 г.

Ознакомившись с рядом рассказов А. Бестера, я понял, что мне нравится авторский стиль, манера изложения, расстановка акцентов, а значит пора переходить к знакомству с крупной формой. Для первого раза я выбрал роман «Человек без лица», о котором слышал в целом неплохие отзывы. Для того, чтобы полностью погрузиться в предложенный мир мне хватило примерно трех первых глав, после чего прервать чтение было физически невозможно. Обычно я стараюсь растягивать чтение романов не менее, чем на два вечера, но это был особый случай — динамика и закрученность сюжета исполнены на столь высоком уровне, что нет места для «рекламных пауз», во время которых можно переключить внимание на что-либо другое. Добравшись до финальных строк я уже был абсолютно счастлив, т.к. к этому времени уже пришло полное осознание того, что личный список моих любимых произведений пополнится еще одной строчкой.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на оригинальную концепцию предлагаемого автором мира будущего — 2301 г. н.э., человечество колонизировало всю Солнечную систему и вышло далеко за ее пределы. Однако жизнь на Земле всё ещё кипит ключом — всем заправляют мощные финансовые корпорации, которые влияют на все сферы жизни общества. Важная особенность — наличие Лиги эсперов-щупачей — людей с телепатическими способностями, которые по силе своих навыков делятся на три класса. Благодаря щупачам преступность почти полностью искоренена — последнее убийство было зафиксировано более 70 лет назад.

География романа не ограничивается территорией Соединенных штатов — вместе с героями нам предстоит посетить Венеру, а также Космическую Ривьеру — своего рода парк развлечений, расположившийся в поясе астероидов. Для приключенческого романа богатство и разнообразие локаций — безусловный плюс. Добавляют атмосферности и встречающиеся по ходу текста описания технических новинок, необычной моды, средств передвижения — нейронные излучатели, автомобили-прыгуны, костюмы с ультрафиолетовыми прозрачными окошечками дают почувствовать, что мы действительно попали в будущее.

Особенно порадовали яркие образы персонажей, даже второстепенные герои имеют запоминающуюся внешность, собственный характер и психологические особенности, что уж говорить о главных действующих лицах. Безусловно, все мои симпатии были на стороне обаятельного злодея Бена Рича, после того, как он озвучил свое жизненное кредо — «смелость, дерзость, целеустремленность» — стало точно понятно, наш человек. Не обладая телепатическими способностями он подкупает своим обаянием, безудержным напором и отсутствием рефлексий.

На каком-то этапе я с предельной ясностью понял, что А. Бестер при написании романа вдохновлялся «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, фабулы произведений схожи в ключевых моментах. Только Бен Рич, в отличие от Раскольникова, бросает перчатку в лицо обществу без тени страха и сомнения, у него не возникает и мысли задаться вопросом имеет ли он право на убийство — он четко знает, что его ведет инстинкт, инстинкт убийцы. Бен Рич — подлинный пассионарий — он практически в одиночку противостоит всемогущим телепатам, которые ненавидят его и восхищаются одновременно. Его непреклонная воля заставляет даже эсперов высших категорий вступать с ним в альянс по сути против своей воли. На протяжении всего сюжета Рич исполняет грозный танец Шивы — стремится уничтожить противный ему миропорядок, пускай даже ценой Разрушения собственной личности — в нем нет ни света, ни тьмы — он тот, кто вышел за рамки добра и зла.

Его идейный оппонент — префект полиции Линкольн Пауэл, эспер высшей категории — он также наделен рядом талантов — помимо совершенного знания человеческой психологии, он неимоверно честолюбив и упорен в достижении цели, при этом его моральные принципы не позволяют вести игру грязными методами, что несколько выравнивает шансы оппонентов. Также меня поразила идеальная правоохранительная система, о внедрении которой на практике можно только мечтать. Вообразите себе ситуацию, когда следователь, уверенный в виновности подозреваемого, отказался бы засадить его за решетку за недостаточностью улик — в нашем мире это нонсенс. Мы привыкли, что Законом можно пренебречь в угоду восстановления социальной справедливости любой ценой. Абсолютное большинство граждан одобряют жегловский принцип «вор должен сидеть в тюрьме», ради которого все средства хороши.

Здесь же, изначально зная преступника, полицейский последовательно добывает все улики, вплоть до мотива совершения преступления. Мне даже кажется, что автор несколько переигрывает — криминалистике известны преступления без мотива, т.е. этот признак преступления не является основным для установления вины подозреваемого. Может показаться, что подобная система неэффективна, действительно, она требует от правоохранителей применения всех своих способностей, предельного напряжения сил, но им за это и платят, а не за то, чтобы развалившись в удобном кресле с помощью резиновой дубинки выбивать признание у очередного случайного прохожего. Стоит только раз, польстившись на жегловский принцип, ради наказания заведомого преступника поступиться процессуальными нормами, как убийца дракона сам станет драконом, в следующий раз под раздачу может вполне попасть невиновный человек, который чем-то показался подозрительным следователю. Одобряя беспринципность законников, общество само поощряет гомеостаз преступного мира, который регулярно пополняется за счет невиновных, вынужденных нести наказание за чужие грехи, вследствие этого они сами превращаются в преступников, и по выходу на свободу возвращаются за решетку уже по собственной воле.

Особый драматизм роман приобретает в последних главах, когда объединенная воля эсперов пытается подавить сознание главного героя. Это подлинный триумф одиночества и безысходности, сюрреалистическая гонка с самим собой. В этих эпизодах А. Бестер предвосхитил фантастические романы Ф.К. Дика, где реальность меняется на каждом шагу, и непонятно, где истина, а где фантазия. Все ружья, которые автор развешивал по ходу сюжета, выстреливают четко и в нужное время. Напряженность поединка сыщика и преступника по динамике и накалу страстей, а также разнообразию ходов можно сравнить даже не с шахматной партией, а скорее с поединком двух умелых фехтовальщиков, которые постоянно атакуют, уклоняются и наносят неожиданные смертоносные контрвыпады. В финале автор подробно объясняет мотивы, ставшие причиной преступления, ощущения недосказанности не возникает, скорее наоборот — все непонятное и безумное вписывается в четкую логическую схему.

Я бы характеризовал этот роман как психологический детективный триллер с элементами фантастического боевика — очень насыщенное увлекательное сюжетное полотно, масса приключений, фантастические антуражи, продуманная детективная интрига, следить за которой неимоверно интересно, даже заранее зная преступника. Ко всему этому можно добавить глубокую проработку образов персонажей, подчеркнутый психологизм, острую социальную и философскую проблематику. Крайне редко попадаются произведения, которые вызывают столько положительных эмоций, заставляют задуматься, сопереживать героям и внимательно следить за каждым поворотом сюжета. На мой взгляд, это одно из лучших фантастических произведений, которые я встречал, читается живо и свежо, несмотря на то, что было написано более шестидесяти лет тому назад.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2016 г.

Итак, вам нравится читать детективы? Внимательно и скрупулезно наблюдать за распутыванием сюжетной интриги? Будучи словно невидимым напарником главного героя-сыщика, подсказывать место нахождения очередной «ниточки» за мгновение до того, как он сам догадается? Вы любите, подобно Миносу, всматриваться в круг подозреваемый, ища среди них того кто прячется «в тени», на кого сразу и не подумать или наоборот, кажется слишком очевидным, что бы быть правдой? Ну и, разумеется, финал, когда сюжетная мозаика складывается в единое целое, разрозненные детали выстраиваются в логический ряд, а главный виновник становится столь очевидным, что вы от досады в очередной раз бьете себя по лбу? Здесь, господа, мы подходим к самому главному. Как бы вы отнеслись к детективу без интриги…

Есть преступление, которое мы знаем во всех деталях. Есть преступник, но он очевиден не только нам, но и тем, кто ведет следствие. Добавим еще и то, что мы имеем дело с миром, в котором совершить тяжкое преступление осмелится лишь самый отчаянный безумец, потому что те, кто будет его расследовать, полезут за уликами не в мусорный бак или компьютер. Они «полезут» в ваши головы и никакие «замки» их не остановят (ну, почти).

А где же здесь, спросите вы, обещанный детектив? Преступление очевидно, детали очевидны, преступник, вот он, «на блюдечке» бери и «щупай». Мотив? Ну, это же элементарно! Конфликт бизнес интересов владельцев двух корпораций, который перерос в…а вот фиг там! Здесь и начинается обещанный автором детектив! И как бы вы не старались, финальный «престиж» вам не разгадать!

Автор романа Альфред Бестер вошел, хотя нет, вломился в элиту мировой (ну ладно, американской) фантастики подобно Гримсби Ройлотту из приключений Шерлока Холмса. Ни скромничая, ни переминаясь с ноги на ногу, он просто взял и первым же своим романом «вышиб» входную дверь элитарного клуба имени Джона У. Кэмпбелла, в котором, уютно устроившись в своих креслах, уже восседали колоссы золотого века фантастики: Азимов, Хайнлайн, Ван Вогт и прочие. Неслучайно именно Бестеру была присуждена первая, только что введенная премия «Хьюго», ставшая со временем своеобразным Оскаром в мире фантастической литературы.

Бестер не просто написал один из лучших романов десятилетия, он буквально опередил свое время, определив направление развития научной фантастики как серьезной и вдумчивой литературы, в основе которой герои и их внутренний мир, а не полеты к далеким мирам и бесконечные философские рассуждения о «высоком».

Что же представляет собой герой (вернее антигерой) романа «Человек без лица» Бен Рич? Алчный, эгоистичный, расчетливый и целеустремленный. Жестокий? Да! Но лишь в достижении своих целей. Обычный человек. А вот что собой представляет его внутренний мир? Человек без лица, как проекция страхов, кошмаров, обид и сомнений – всего того, с чем не справиться и не сразиться. Придав им форму, Бен не учел, что таинственный Человек без Лица заберет у кое-что ещё.

Герой же романа (тут уж все правильно) выглядит блекло по отношению к антагонисту. Лощеный, правильный со всех сторон, и уверенный в себе эспер высшего уровня. Он без труда определяет виновника и тех, кто ему помогал. Но и его в итоге подведет чутье, заставив выбрать неправильное направление.

Одна из главных и лучших задумок автора — наказание через разрушение личности, заставило поежиться и не на шутку задуматься над столь «гуманистической» идей! Честно скажу, сцена с разрушением стала для меня одной из самых пугающих в литературе. Потеря своего «Я» или смертная казнь? Не скажу, чтобы выбор был столь очевиден!

P.S. Это бесконечно глупо и дико, но когда преподаватели в институте «буравили» меня взглядом, пытаясь понять, насколько в действительности у меня хорошо с их предметом, в голову предательски лезла эта дурацкая песенка «Ах ты, камбала, не вобла, смотри в оба! Смотри в оба!». Ну а что? Вдруг, действительно «щупали»!))

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2015 г.

Безусловно, это увлекательный приключенческий роман. Динамичный, с красивой проработанной картинкой. Видно, что автор уделил немало времени, выстраивая в своём воображении общество, где присутствуют телепаты, названные им эсперами. Здесь и три уровня телепатической силы, вернее, мастерства. И организация — Лига эсперов. И клика богатых недовольных-себялюбцев — Союз эсперов-патриотов (или как-то так). И остракизм, и Завет эспера, и многое другое. Очень детальная непротиворечивая картинка. За одним небольшим исключением в конце: там внезапно телепаты объединяются и передают силы одному эсперу на значительном расстоянии (а ведь всю книгу им требовался хотя бы визуальный контакт или нахождение вблизи, в одном здании или комнате). Этот финальный момент, конечно, выбивается из картинки. В остальном — очень хорошо.

Психологическая часть романа слабовата. Метания ГГ, мягко говоря, за гранью адекватности. Пойти на убийство? И это крупнейший магнат, воротила бизнеса, талантливый руководитель? Не верю. А через пять глав он уже нанимает главу местной мафии (что как раз таки больше соответствует бизнес-стилю). Какая-то потаённая ненависть... какие-то заморочки с сестрой... — всё это очень сомнительно.

В целом, если смотреть на роман как на историю личности, а телепатов воспринимать как фон, то роман так себе.

Если же сюжет принять как шпагу-ось, призванную завлечь читателя, а поговорить автор хотел о социальных последствиях распространения телепатии, то роман отличный. С пафосным финальным абзацем, который совсем не кажется лишним. Да, в человеке всё хорошо, и только оковы, заслоны, комплексы, которые человек сам себе выдумывает, мешают ему быть счастливым и добрым. Всеобщая телепатия — путь к гармоничному обществу. Прекрасная мысль.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2014 г.

Вещь интересная, хотя в конце оказывающаяся достаточно банальной, чем-то по финалу напомнила книги Стругацких, с некой итоговой моралью, произносимой автором прямым текстом. Роман интересен композиционно, читается легко, хотя последние 30 страниц, в которых раскрывается суть коллизии, читаются уже без задора, поскольку действие прошло и читатель томится в ожидании финального объяснения. Вообще, само это объяснение (а что же это было?) выглядит сейчас архаично, но без него, возможно, было бы еще хуже.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2013 г.

Когда, человеку, что-то нравится в книге он может не замечать многих недостатков. Но если книга не нравится, сразу возникают разумные объяснения этого, в виде претензий к логике повествования.

На меня эта книга впечатления не произвела и у меня уже десяток причин назвать сюжет нелогичным, и поверьте, все они обоснованны. Начиная с опытных следователей в мире в котором «70 лет не было спланированного убийства», а лишь в состоянии аффекта, но при этом с наличием кучи наемных убийц. И заканчивая чрезвычайно нестабильными способностями местных телепатов, то таких могущественных и умных, то прямо как дети наивных.

Но с другой стороны, по неписанному правилу, первый роман и должен быть комом. Да и год 1952, на это тоже надо сделать скидку. И все-таки «Человек без лица» не настолько хорош.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2013 г.

Роман просто великолепен. Это впечатление у меня осталось еще с советских времен, когда НФ книги такого уровня были крайне редким явлением в книгоиздательском деле того времени. Нет смысла пересказывать сюжет, подчеркивать его детективность, таинственность, неожиданную разгадку «человека без лица», она (разгадка) как бы очевидна была изначально. Но совершенно необходимо подчеркнуть экспрессию романа, что для фантастики — крайне редкое явление. Для себя определяю эту вещь Бестера как импрессионизм в фантастической литературе. Описания будущего общества также чрезвычайно интересны, нечто подобное я встречал только у одного автора — Станислава Лема, в его «Возвращении со звезд». Очень убедительно описаны и сами фантастические явления, ну, например, та же телепортация. Иными словами, книга стоит того, чтобы ее читать и перечитывать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх