FantLab ru

Пол Остер «Измышление одиночества»

Измышление одиночества

The Invention of Solitude

Произведение (прочее), год

Перевод на русский: М. Немцов (Измышление одиночества), 2016 — 2 изд.
 Рейтинг
Средняя оценка:7.40
Голосов:5
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«Измышление одиночества» — дебют Пола Остера, книга размышлений писателя на тему отцов и сыновей.

Одиночество — сквозная тема книги. Иногда оно — наказание, как в случае с библейским Ионой, оказавшимся в чреве кита. Иногда — дар, добровольное решение отгородиться от других, чтобы услышать себя. Одиночество позволяет создать собственный мир, сделать его невидимым и непостижимым для других. После смерти человека этот мир, который он тщательно оберегал от вторжения, становится уязвим. Так произошло после смерти отца главного героя. Всю жизнь отец казался сыну таинственным, «невидимым» человеком, которого сложно понять, который никогда не раскроется до конца даже близким. И лишь после смерти отца сын смог небольшими фрагментами восстановить его жизнь, открыть тайны, не предназначенные для чужих, заново узнать того, с кем, как оказалось, он почти и не был знаком.

Примечание:


Сборник мемуаров, состоящий из двух частей — «Портрет человека-невидимки» («Portrait of an Invisible Man») и «The Book of Memory».


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
М. Немцов (2)

Измышление одиночества
2016 г.
Измышление одиночества
2016 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2017 г.

В качестве первой книги автора читать категорически не рекомендуется: мемуары обычно оставляют на десерт, уже после подробного ознакомления с творчеством писателя. Однако фанатам Остера наверняка понравится — даже в эссеистическо-мемуарной прозе видно любимого автора со всеми его штучками и заморочками. По крайней мере, я проглотил книжку за день. Начав описывать банальную жизнь своего покойного отца — максимально простыми и доходчивыми словами — автор ухитряется втянуть читателя в его жизнь так, что кажется: таки да — ты понял этого человека всего, целиком, и никаких тайн не осталось. Даже при том, что персонаж, мягко говоря, малосимпатичный. По мне, самое главное умение настоящего писателя заключается в умении интересно писать о неинтересном. С трудом представляется что-то менее интересное, чем жизнь эмигрантов, перебивающихся с кока-колы на гамбургер и считающих каждый цент ради обретения мифической американской мечты, в жизни которых вообще нет никаких интересов, кроме каждодневной борьбы за место под солнцем, но Остер способен даже из этого убогого материала слепить вполне себе микророман с сюжетом и месседжем (первая часть — «Портрет человека-невидимки»). Во второй («Книга памяти») материала вообще почти нет, ибо это мемуар человека 30 с небольшим о пережитом и передуманном, разбавленный эссеистикой на литературные и окололитературные темы, при посредстве коей автор пытается как бы придать своей молодой жизни сюжет. Но сюжет жизни любого писателя состоит не из того, что с ним происходило, а из списка написанных им книг, и сделать на материале жизни, в которой ничего не происходит, кроме чтения и писания книг, полноценный беллетристический текст — дело архисложное. В этом смысле 2-я часть, конечно же, не так хороша, как 1-я. Однако — даже в этом не очень вдохновляющем тексте, где малоинтересные бытовые зарисовки чередуются с цитатами, многие из которых иначе как словоблудием не назовёшь, — чувствуется потенциал. Который Остер всеми своими написанными позднее книгами подтверждал грубо, зримо и неоднократно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2017 г.

Каждый имеет право на ошибки. Если конечно, они не становятся закономерностью. И все-таки во мне тлеет надежда, что Пол Остер более чем замечательный автор. Ибо знакомство с документальным романом (так его назову), могло получиться и лучше.

«Измышление одиночества» ближе всего к мемуарам разбитым на две части: «Портрет человека-невидимки» и «Книга памяти». Первая: воспоминания об отце, а вторая: литературные заметки с элементами исторической хроники. Учитывая, что это был остеровский дебют, в целом было неплохо, но все же меня не зацепило.

Первой причиной стал легкий, но очень неровный, похожий на русскую дорогу язык. То он ровный со всеми красивостями, то переходит в побитую колею банальных фраз и суховатого газетного изложения. Тут и чувствуется, что это дебют. Не слишком корявый, но и не ровный. Честно, захватить меня в тиски интереса, Остеру не удалось. Чтение тоже получилось неровным. И во много благодаря рваной, как электропровод перемотанный клочками изоленты, стилистике. Эпизоды читаются, то с интересом, то скучно-скучно. В них вязнешь, барахтаешься, тонешь как в болоте при этом, не ощущая никакого удовольствия от процесса чтения. Чаще так написаны личные эпизоды Остера, реже события отдаленного прошлого. И вот эти самые события – сети прошлого, имеющие какое-то отношение к жизни автора – самые главные изюминки книги.

Отдельные истории рассказанные Остером бывают очень интересными. Взять, например, великолепно изложенную линию поведения Остера-старшего или события касательно родов самой Марины Цветаевой и доктора Альтшуллера. Они более увлекательные и интересные. Рассказанные, как что-то сокровенное и очень значащее для автора. В них чувствуется душа, любовь, авторское дыхание и красивый, такой, несколько даже печальный слог. Как только святость и любовь к тексту пропадает, текст начинает вилять незамысловатой и скудной прозой рядовой периферийной газеты. Нет, конечно, текст вычитан и аккуратно сложен, но сух. Мне такая рваность не приглянулась.

«Измышление одиночества» не лучшая мемуарная книга, что может вам попасться. Слишком она, что ли дебютная и ученическая. В ней есть хорошие моменты, увлекательное и сочное повествование. Не хватает ей только ровности в стилистике и увлекательности. Но потенциал есть, и он радует – сверкает звездой и как бы обещает нас порадовать.

Наверное, я слишком ворчлив. Мне пора разлечь в гамаке (летом, конечно), и сжав в руках какой-нибудь остеровский романчик, более плотно познакомиться с автором.

Все-таки разочарование меня настигло. Оно зловещим шагом подошло ко мне за спину и обняло своими тяжелыми руками. И, несмотря на это, я прочитал «Измышление одиночества» за пяток другой вечеров, в конце концов, испытав некоторое облегчение. Пытка русской дорогой была окончена. Я выкинул все лишние воспоминания, оставил приятные и понял, что получил какой-то рваный калейдоскоп.

Итог: неплохая, но абсолютно неровная книга. Для ознакомления – можно, но не выйдет ли точно такого разочарования?

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу