fantlab ru

Джон Карран «Агата Кристи: Секретный архив. Полвека творческих тайн»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Агата Кристи: Секретный архив. Полвека творческих тайн

Agatha Christie's Secret Notebooks: Fifty Years of Mysteries in the Making

Документальное произведение, год

Награды и премии:


лауреат
Премия Макавити / Macavity Awards, 2011 // Лучшая критическая / библиографическая работа


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
В. Тирдатов (2)

Агата Кристи: Секретный архив
2010 г.
Агата Кристи: Секретный архив
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно Джон Карран настоящий счастливчик.

Ему удалось прикоснуться к Легенде, к тому, что Она оставила после себя.

73 записные книжки, в которых своей рукой, очень быстрым, трудно разбираемым почерком (мысль летела быстрее, чем она успевала записывать) королева детектива делала заметки, пометки и создавала свои легендарные романы.

К некоторым романам заметок вовсе не сохранилось (например, что странно: «Убийство Роджера Экройда», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Убить легко», «Трагедия в трех актах), другим же, наоборот, посвящены целые записные книжки (например, «Загадка Эндхауза», о котором сама писательница говорила, что не помнила, как создавала его), заметки ко многим произведениям (по 60-70 страниц) разбросанные по всем записным книжкам, свидетельствовали о трудном и нелегком пути создания: «Пяти поросят», «Раз, два – пряжку застегни».

Немало посвящено и роману «Ночная тьма», который незаслуженно недооценен читателями, а меж тем критика была в восторге. Да и сам Джон Карран, с ним нельзя не согласиться, называет «Ночную тьму» (первоначальное название – «Цыганское подворье») финальным триумфом Агаты Кристи, последним великим романов и наивысшим достижением за 20 (!), т.е с 1947 года.

Согласитесь, очень высокая оценка. Будь роман проходным, он не получил бы от критики наиболее количество хвалебных отзывов, чем любая друга книга писательницы. Кстати, «Ночная тьма» была написана в рекордно короткие сроки – шесть недель (обычно у Агаты Кристи уходило три-четыре месяца).

Читатель удивится, узнав, что смерть на пароходе «Карнак» должна была расследовать мисс Марпл, и найдет вполне логическое объяснение отказа писательницы использовать этот персонаж и заменить его Эркюлем Пуаро (что пошло книге, несомненно, на пользу).

А вот со «Спящим убийцей» все было не так просто.

Мало того, что роман написан вовсе не в начале войны, как принято считать.

Джон Карран провел маленькое расследование и установил, что произведение создано к 1950 году, и не было последним делом мисс Марпл, которое должно было быть опубликовано после смерти Агаты Кристи.

И знаете почему?

Изначально, «Спящий убийца» не был делом мисс Марпл!

Никогда еще Королева так мучительно не выбирала персонаж, которому хотела поручить вести расследование.

Первым претендентом на роль сыщика был – Пуаро.

Конкуренцию ему составляла мисс Марпл.

Но и это еще не все.

Даже Томми и Таппенс, даже Харли Кин (!), рассматривался в качестве детектива.

Как видите, путь создания шедевра тернист и ни сразу автор приходит к окончательному результату. Но и у Агаты Кристи случалось такое, что сюжет созревал сразу, и не претерпевал каких-либо серьезных изменений, разве что менялись имена (неблагозвучные на звучные).

Мне чаще попадаются отрицательные отзывы на «Секретный архив» Каррана (эта работа, настоящий спойлер, так что если вы не знакомы с творчеством Агаты Кристи и не прочли ни одного ее романа, «Секретный архив» должен оставаться для Вас секретным, до поры до времени).

И тому есть объяснение.

Читатели, беря в руки книгу, предполагают, что это будет настоящий анализ по принципу: «Что было» и «Что стало». То есть, они ждут детального анализа, что именно изменила леди Агата, от чего она отказалась и в пользу чего.

Сделать, это, поверьте, не так просто.

Заметки на то и заметки, чтобы зафиксировать какую-то мысль, пришедшую в голову автору. Не факт, что впоследствии она не откажется от нее (а у леди Агаты так и было). А дальше, идет процесс трансформации.

С именами персонажей проще. Джон Карран провел необходимый анализ, и мы можем узнать, как, например, первоначально звали Ломбарда из «Десяти негритят»

Сопоставление «было»- «стало» отняло бы у Каррана массу времени.

Его следует благодарить уже за то, что он подарил миру записные книжки великой леди-детектива, с помощью которых приоткрывается завеса над творческой кухней знаменитого автора, так много лет остававшейся сокрытой от читательских глаз.

Итог: 10 из 10.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх