fantlab ru

Лев Никулин «Тайна сейфа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Тайна сейфа

Роман, год; цикл «Доктор Симов»

Аннотация:

Остросюжетный роман в духе «красного Пинкертона» о поисках в Европе и России древнеегипетской красавицы-принцессы Аминтайос, оживленной в ходе научного эксперимента московского доктора Симова посредством изобретенных им «лучей»...

© stax
Примечание:

Главы из романа впоследствии печатались как отдельные рассказы.

Переработанный вариант — роман «Продавцы тайн» (1928).



В произведение входит:


5.00 (3)
-
8.25 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Тайна сейфа
1925 г.
Тайна сейфа
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Лучи доктора Симова
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лауреат Сталинской премии, орденоносец и автор «чекистской» прозы Лев Вениаминович Никулин написал в 1925 году увлекательный фантастический роман «Тайна сейфа» о поисках обворожительной древнеегипетской принцессы Аминтайос, случайно оживленной московским доктором Симовым с помощью изобретенных им лучей.

Поиски красавицы с вампирическими замашками проходят по всей Европе, в Москве и в вымышленной стране Эритрее. Это позволяет автору менять жанры и стили, примеряя их как галстуки или как перчатки. Судя по всему, Никулин хотел сотворить пародию на модные в то время «романы красного Пинкертона». И это ему вполне удалось.

Но добрая половина романа воспринимается не как пародия, и не как зубодробительный детектив, а как захватывающая драма. Это дневник международного шпиона и авантюриста Казимира Стржигоцкого, человека с девятью фамилиями, работающего на несколько разведок и выполняющего самые трудные и деликатные поручения. За хвалебными строчками этого дневника, за разнообразными суперменскими приключениями открывается трагедия человека талантливого, одинокого, расчетливого. смелого и жестокого, способного в неуемном охотничьем азарте и ради своей цели убить даже родного человека, вставшего у него на пути. Это впечатляет. Это написано талантливо.

Еще один вставной сюжет рассказывает историю диктатора вымышленной страны Эритреи (на самом деле есть, оказывается, такая страна). Но он в общем контексте романа выглядит совершенно излишним и малоудачным. Хотя и не портит общего впечатления от книги, которая сама по себе является блестящим документом эпохи 20-х годов, запечатлевшим декадентскую, нэпманскую Москву и вечно загнивающую Европу.

Кстати, вся фантастика Льва Никулина, разбросанная по периодике и авторским брошюркам 20-х гг., наконец-то, была издана в 2018 году под одной обложкой в рамочном томике «Лучи доктора Симова». Несмотря на высокую цену, он быстро исчез из продажи — и на сегодня сам уже стал библиографической редкостью...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — характерный пример того, как некоторые советские беллетристы решили «немного похулиганить» в юности, создав буквально одно-два фантастических произведения, а затем, словно будучи кем-то одёрнуты, встали «на рельсы» жизнеутверждающей прозы, либо перешли к историческим творениям. Этим «грешили», кроме Л.Никулина, А.Шишко, В.Катаев, Н.Чуковский (последних двух, скорее всего, «одернули» соответственно младший брат и папа), и ещё при желании можно припомнить ряд имён. Все эти ранние издания «канули в лету» — «в оригинале» данные уники замучаешься искать, например, «Тайну сейфа» 1925 в «Пучине» мне удалось купить только с третьей попытки(!) в Украине, «кривыми путями» переводя оплату через белорусский банк (предыдущие две книги «выхватили» буквально у меня из-под носа(!!) — но от этого подобный «трофей» только приятней, и об этой истории можно отдельное эссе написать, как, впрочем, и о поисках многих других изданий). Видимо, таковы были насущные требования перехода нашей страны с «вольных» 1920-х на «индустриальные» 1930-е. Не до полёта фантазий было! После 1931 почти не писали «сумасбродную» фантастику, только строго «производственную и идеологически выдержанную». Пришлось срочно отказываться от «легкомысленного» стиля. Всё-таки рекомендовал бы перед прочтением этого романа получить некоторый опыт знакомства с «кинематографическими произведениями» тех лет, не «прыгая» на него с современной фантастики. Если в начале века авторы часто обращались к теме «радия», как некоего универсального вещества, способного творить чудеса, то в 1920-х всё и вся вращалось вокруг кинематографа. В «Тайне сейфа» даже война задумана, как отчасти проект некой студии по съёмкам «фильмы»(так тогда произносили — в женском роде). Стиль подобных творений 1920-х очень характерен и может показаться непривычным для неподготовленного читателя. Рекомендую прочитать Рубус «Запах лимона», Тасин «Катастрофа», Эйхакер «Нигилий», Алексеев «Подземная Москва», Кольчугин «Красный граф»- написано в похожем ключе. Но «Тайну сейфа» всё же можно выделить отдельно из-за вложенного сюжета и необычности перипетий поисков воскрешённой лучами аппарата доктора Симова из тысячелетнего небытия древнеегипетской красавицы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Льва Никулина «Тайна сейфа» — один из лучших образцов, популярных в 20-х годах романов «Красного Пинкертона». Это взрывная смесь «Гиперболоида инженера Гарина» и «Двенадцати стульев». Причем, похоже, Ильф и Петров взяли у Никулина основы своего стиля. История диктатора вымышленной страны Эритреи — сильнейший образец политической сатиры, в общем контексте романа — это просто жемчужина, а не неудача, как считает stax. Причем эта политическая сатира весьма актуальна и сегодня, когда транснациональные корпорации контролируют элиты многих стран. Это — буффонада, гиперболизированная реальность, модная в 20-х годах в советской литературе. Всем советую прочитать, не пожалеете. Книга выложена к свободному скачиванию на многих ресурсах интернета.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга — со смыслом. Никулин не пытается читать мораль в лоб, а заставляет посмотреть на многое со стороны. Вряд ли произведение понравится любителям фантастики. Но актуальным оно остается до сих пор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор мастерски использует приём «книга в книге», чтобы выделить сатирическую составляющую. История бедного, интересующегося паранормальными теориями египтолога Корна отличается от историй Неизвестного и доктора Симова и по темпу, и по содержательной нагрузке. Захваченный нераскрытой тайной, герой отправляется в невероятные путешествия, но это его не интересует, — так сказать «на голодный желудок». Советская Россия показана реалистически грязной, разбитой войной и Революцией, а какая разница для человека, видящего мясо только на Новый Год. Головокружительное случайное знакомство с нужными людьми — всё, как в лучших детективах — и чего не случается «по пьяной лавочке». И, конечно, какой же приключенческий роман без поездки в экзотическую страну — да ещё и охваченную гражданской войной, где сошлись интересы мировых держав! А на поверку: и страна маленькая, и без вас всё порешают, и лучших диктаторов, таки тоже, делают в Одессе.

Молодой, но перспективный египтолог обнаруживает сенсацию, которую искал всю свою жизнь. История Неизвестного захватывает читателя не меньше, чем героя. Заставляет последовать за ним «на край Света». История доктора Симова невероятно закручена, держит внимание на себе до самого конца. А в конце герой получает горький урок благодаря своей невнимательности и увлеченности. Что полезно будет знать некоторым молодым людям серьезно увлекающимся некоторыми сомнительными теориями.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх