Стивен Фрай «Как творить историю»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Ироническое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа )) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Герой книги — молодой кембриджский студент-историк Майкл Янг, пишущий диссертацию о детстве и юности Адольфа Гитлера. Нет, он не пытается как-то его оправдать или, пуще того, возвысить. Гитлера он ненавидит всеми фибрами своей души, по крайней мере настолько, насколько это возможно для того, кто не жил в то время. Так что когда судьба сводит его с профессором Цуккерманом, создавшим нечто вроде машины времени, Майкл выдвигает идею избавить человечество от фюрера. Нет, никаких убийств — он просто добавляет в воду, которую пьет Алоиз Гитлер противозачаточное средство для мужчин. Таким образом, Гитлер вообще не появится на свет... Вот только не станет ли от этого еще хуже?
Награды и премии:
лауреат |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 1998 // Лучшее произведение крупной формы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nog, 18 апреля 2008 г.
Книга вышла просто замечательная, умная, захватывающая, философская, авантюрная... Эпитетов можно подобрать множество. Разве что особого юмора вопреки обещаниям аннотации я тут не нашел, ну да и бог с ним, не так уж он тут и нужен.
мрачный маргинал, 4 января 2011 г.
В этом романе поразила неожиданная параллель с «Демоном истории» С. Гансовского. Та же тема «истребления тиранов» и та же неудача...
РокПарень, 19 января 2012 г.
Отличная книга, прочиталась очень быстро. Интересный сюжет, местами очень захватывающий, идея восхитительна.
enot_i_ya, 26 декабря 2014 г.
Ну, начну с того, что Стивена Фрая как актера я крайне уважаю. Однако до прочтения этой книги особого желания знакомиться с творчеством Стивена Фрая-писателя у меня не было. Много лет назад я начинала читать какую-то его автобиографическую книгу, зашкаливающую подробностями гомосексуального опыта то ли в школе, то ли в в вузе. Я вполне лояльно отношусь к вопросу выбора человеком его ориентации. Но книгу читать не смогла.
Скажу честно, что и в случае данной книги первая половина шла у меня тяжело. Мне почему-то (не могу объяснить!) не нравился перевод. Мне приходил на ум Ник Хорнби, писатель, которого многие хвалят, но которого я читать не смогла, т.к. он постоянно сыпет совершенно неизвестными мне наименованиями из современной массовой культуры, что наводит на меня тоску. Тут было также...
Но потом герои начали творить историю И началось... Я крайне увлеклась! Стивену Фраю удалось создать вариант альтернативной реальности, мира, в котором Адольф Гитлер никогда не был рожден. Тем не менее, по версии автора, всеобщего процветания в этом мире не вышло... Появление нацистской партии в Германии было неизбежным в силу зревших в обществе не одно десятилетие настроений, а отсутвие на исторической арене Гитлера выпустило на волю силы, не менее зловещие и действующие куда более продуманно, в результате чего
Ну и
В целом — добротный опус на тему альтернативной истории + неоднозначный взляд автор на вещи, который он активно продвигает. Твердая восьмерка.
LadyMuse, 8 ноября 2010 г.
Мне книга понравилась, хотя это первое мое знакомство со Стивеном Фраем писателем. Потратила на чтение один субботний вечер и одно воскресное утро).
Heleny, 18 апреля 2008 г.
просто поразительно на что способен человек ради идеи. все изменчиво в мире: обстоятельства, окружение, время, эпоха, но только не стремление души обрести желаемое. но парадокс, то ведь в том, что не всегда нами достигнутое-есть результат наших ожиданий. Фрай хорошо показал, пускай и на очень щекотливой теме, как воспринимаемые нами события могут иметь неоднозначные последствия и как важно продумывать вероятные исходы заранее. урок всем, кто захотел его услышать, или совершить нечто глобальное):wink:
но больше всего поражает, на что способен Стивен Фрай, ради того, чтобы уничтожить Oasis, и чем они ему не угодили?:glasses: отличные песни пишут)
Биара, 14 октября 2011 г.
Идея очень понравилась. Интересный взгляд на исторический процесс и роль людей и событий в нем. Но исполнение отдает голливудщиной — слежка спецслужб; ситуация, когда все едва не сорвалось в последнюю минуту; момент, словно взятый из боевика, — с подвигом во имя любви и героическим нажиманием кнопки под дулом пистолета; и Любовь как апофеоз всего. Хотя, если не брать эти сюжетные огрехи, сама стилистика и авторская ирония вполне себе на уровне. Приятное чтение, и дает тему для долгих дискуссий. Всем рекомендую.
Ван Мяо, 16 мая 2019 г.
Это великолепно написанная книга с откровенно слабым сюжетом. Начиная с того, что убить Гитлера и посмотреть что будет — это главная фантазия альтернативной истории и не размышлял об этом только ленивый. С другой стороны Стивен Фрай в первую очередь блестящий стилист и выдающийся остроумец, и в романе ничего не дает сомневаться в этих его талантах.
Сделано изящно и написано изобретательно, но все сюжетные интриги стоят на глиняных ногах.
tevas, 4 сентября 2009 г.
Прежде всего хочется сказать, что Фрай — блестящий стилист. Но вот с сюжетом и поступками героев у него большие проблемы (именно в этом романе). Что есть в наличии:
- главный герой, молодой студент Майкл Янг
- профессор Лео Цуккерман, изобретший так называемую «машину времени», которая работает в одностороннем порядке.
- остальные действующие лица.
Сюжет прост, но интересен:
- главный герой и профессор хотят изменить прошлое, сделать так, чтобы Гитлер не появился на свет, тем самым избежать всех тех ужасов и страданий, которые Адольф принес в наш мир.
Странно, что герои не задумываются о последствиях своей деятельности, действуют с «горячей головой». Странно, что
За что можно сказать спасибо автору, так это за слова: «История всего лишь история!» И менять ее не надо, потому что может быть еще хуже...
AlexanderN79, 2 сентября 2015 г.
Наверное единственный плюс этой книги это необычный подход к сюжету и довольно неожиданные сюжетные ходы (НЕ ВСЕ!!!)
Сюжет:
В Кембридже обычный нормальный молодой человек пишет диссертацию о жизни юного Гитлера, волею случая с диссертацией знакомится пожилой профессор физик-еврей (в последствии как оказалось чистый немец — сын нацистского военного преступника). Эти двое познакомились и ГГ узнал, что отец физика во время 2МВ служил в Освенциме доктором, со всеми вытекающими последствиями… В конце войны он выправил жене и ребенку липовые легенду, номерки-татухи и документы, в общем сделав их евреями и в конце концов семья оказалось в США (без главы семейства, которого повесили). Перед смертью матери будущий физик узнает правду о своем происхождении и отце, из-за чего у него появляется комплекс вины за содеянное папашкой. К моменту встречи с ГГ он уже изобрел, нечто напоминающие машину времени… В месте с тем, к моменту встречи подружка ГГ (сотрудник биохимической лаборатории), которая в последнее время занималась вопросами мужского бесплодии разработала препарат, полностью лишающего возможности мужчины иметь потомство. Короче, физик и ГГ решают подсыпать этот препарат в водяной резервуар, который питает дом Алоиза Шикльгрубера… Эта первая часть книги.
Во второй части книги сознание ГГ перемещается в тело его двойника в иной реальности, где Адольф не родился… Однако последствия стали еще хуже. Вместо Гитлера к власти пришел его сослуживец по полку Рудольф Глодер, который по всем параметрам превосходил Адольфа. В этой реальности атомное оружие появилось в Германии уже в 1938 г. и 2МВ случилась на год раньше и представляла из себя атомную бомбардировку военно-стратегических объектов противника, последующую оккупацию и жестокое подавление повстанческого движения. Вся Европа попала под власть Рейха. Евреев выселили в отдельное государство на территории Балкан, а затем стерилизовали с помощью средств, разработанных на основе т.н. «мертвой воды», которая была получена из… водного резервуара возле дома Алоиза Шикльгрубера! К 90-м годам существуют США и Рейх, которые находятся в состоянии холодной войны. Режим в США напоминает 1950-60 года – охота на ведьм, расовая нетерпимость и никакой политкорректности… ГГ пытается исправить ситуацию, в чем ему помогает двойник профессора-физика и…местный педик !!!
В первой и второй части имеются параллельные ответвления: Гитлер, Глодер, их окружение, Бауэр – отец физика…
Минусы:
— самый главный. Как то читал один из отзывов на фильм «Красные хвосты», что то вроде: «снято негром, про негров и для негров»… так вот, к этой книге это подходит, если слово «негр» заменить на нехорошее слово «пид…с»!!! Я, честно говоря, не знал кто такой этот Стивен Фрай и, в общем то, несколько прозрел от того, что ГГ из нормального, в целом, парня в финале превратился в голубого…Потом после знакомство в сети с его биографией все встало на места… Знал бы сразу – читать не стал. Концовка у книги не для слабонервных …
- очень нудное вступление – первая часть чересчур затянута и напичкана всяким мусором, не связанным с сюжетом…
— слабенькая детективная составляющая во второй части. Сотрудники спецслужбы, которые работают с ГГ и физиком, выставлены тупыми валенками, хотя по идее это должны быть лучшими спецами. А то, что их разводит молодой сопляк выглядит неправдоподобно. Да и сама их работа показана как то топорно. Видно автор очень далек от темы.
— количество слова «дерьмо» и его производных зашкаливает, что раздражает.
Ну и ляпы, как же без них. Опять же в немецкой армии служат капралы, морские офицеры бывают полковниками, за 4-ре года сверхбыстрая карьера от рядового до майора, путаница с наградами и т.д.
Однако, справедливости ради, нужно отметить, что автор приходит к оригинальному выводу, что в послевоенной Германии (после 1МВ) другого пути, кроме как национал-социализм (или нечто схожее с ним) не было, т.е. если не Гитлер, то был бы кто то похожий…
sever28, 12 мая 2009 г.
Идея интересна.
А что касается формы изложения, автор пускается во многих местах в излишнюю детализацию, которая убивает динамичность сюжета. На вскидку, эта «лишняя» часть составляет треть книги.