fantlab ru

Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Трилогия легенд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
527
Моя оценка:
-

подробнее

,

Трилогия легенд

Dragonlance Legends

Роман-эпопея, год; цикл «Сага о Копье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Отгремела Война Копья, а палантасская Башня Высшего Волшебства вновь обрела хозяина. Но Рейстлин не успокаивается на достигнутом, и отправляется на три века назад, во времена, предшествующие Катаклизму, желая одолеть величайшего темного мага прошлого — Фистандантилуса.

© Nog

Содержание цикла:


8.00 (667)
-
12 отз.
8.06 (619)
-
5 отз.
8.19 (615)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Сага о Копье»  >  Основная сага


Похожие произведения:

 

 


Битва близнецов
1996 г.
Испытание близнецов
1996 г.
Час близнецов
1996 г.
Час близнецов
1996 г.
Битва Близнецов
2003 г.
Испытание Близнецов
2003 г.
Час Близнецов
2003 г.
Трилогия Легенд
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Annotated Legends
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия читана в детстве. Произвела тогда неизгладимое впечатление, ведь это было одно из первых моих произведений, гле среди главных героев нет ни одного положительного. Все трое вызывают какое-то брезгливое отвращение. Тем интереснее было наблюдать за развитием их характеров и тем, к чему они приходят в итоге. Тем не менее, я очень сомневаюсь, что стоит перечитывать. Боюсь разочароваться.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано намного лучше, чем первая трилогия. Возрос уровень языка, появилась интересная проблематика. В отличие от максимально шаблонных «Хроник Копья», здесь затрагиваются более серьезные темы. Есть и алкоголизм, и психологические травмы из детства, и становление личности, и роль одного человека в истории, и ложная избранность, и предопределение. В общем, книги стали гораздо взрослее, чем раньше. Это здорово.

Все герои демонстрируют как высшие, так и низшие человеческие качества, но наиболее интересным оказалось смотреть за развитием Карамона. Рейстлин и Крисания — фанатики своей веры, одна жаждет испытания, другой — стать богом. У каждого свои тараканы, жизненные трудности и изменения характера, но наблюдать интереснее всего за Карамоном. Раньше он всегда хотел быть нужным брату, как выразился Тас, «только потому, что ему самому от этого было хорошо, и он жил чужой жизнью, потому что боялся жить жизнью собственной». А теперь после всех передряг наконец-то стал целостной личностью. Остается только порадоваться за него.

Очень понравились игры со временем и предопределенностью. Прекрасно описан путь Рейстлина и его страдания от невозможности изменить прошлое. Каждый его шаг, что бы он ни делал, в точности повторял действия его предшественника Фистандантилуса (вот так имя!). На эти страдания накладываются его размышления о том, кто он такой и что он такое, ведь со своим предшественником его связывают сложные отношения: то ли он совместил свою душу со знаниями Фистандантилуса, то ли они делят его тело, то ли они вообще один и тот же человек.

Еще в отношении Рейстлина меня удивило, что его так и не послали за все это время. Убить хотели, перевоспитать тоже, даже жалели, но никто так и не сказал, мол, парень ты уже достал со своим несносным характером и высокомерием, иди-ка своей дорогой. Если бы сказали, вероятно, трилогия бы кончилась раньше.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каждому человеку когда-то случается заблудиться в ночи. Ночь темная, беззвездная, но когда приходит утро, человек встречает его другим, не таким, как раньше»

Но сначала пару слов о «демисезонных» драконах».

Не секрет, что каждой книге — свой читатель, и — свое время. С одними книгами лучше знакомиться в отрочестве, с другими — в молодости, с третьими — в зрелости. К чему это я — Хроники Копья не слишком глубокомысленное чтиво, и это понятно уже из истории их возникновения — как-никак новеллизация настольной игры, и доставить удовольствие могут либо читателю не слишком взыскательному, неискушенному, либо тому, кто уже знаком с ними. Во втором случае будет обычный «ностальгический эффект», вызываемый «старыми добрыми» книгами, фильмами, песнями и знакомый каждому из нас.

Разумеется, перед знакомством с Легендами, я взялся перечитать Хроники, дабы освежить память и поймать настрой. И перечитал я их не без удовольствия, несмотря на достаточно картонные характеры большинства персонажей и незамысловатый во всех отношениях сюжет. Однако трилогия Хроник обладает неким духом тех самых классических фэнтезийных романов, простых как кирпич и надежных как... кирпич. Хотя там уже есть трогательная сцена смерти Флинта, которого мне так не хватало в Легендах, славный малый Тассельхоф и та самая «жемчужина» цикла — Рейстлин Маджере.

Прошу прощения за столь долгое отклонение от темы, но не могу рассматривать трилогию Легенд в отрыве от трилогии Хроник Копья.

Итак, что же мы имеем теперь?

На мой взгляд — лучшее продолжение цикла, какое только возможно представить. Легенды, с одной стороны, практически лишены «бестолковости», присущей Хроникам — то бишь каких-то совершенно абсурдных действий героев, примитивного квестового болтания по локациям и четкого деления на «наших» и «не наших». У героев настоящие, развивающиеся характеры, собственные цели (пусть не все они нам сразу ясны), они способны заблуждаться, ошибаться, поддаваться панике... Пожалуй, единственное, что почти без изменений перетекло из Хроник, так это склонность всех без исключения лить слезы, впрочем, здесь это происходит гораздо естественней.

Повествование многоуровневое, с флешбеками, а также с тем, что я весьма не люблю — перемещением во времени. Действительно, написать подобное непротиворечиво — крайне сложно, но если не вдаваться в механику, тут все вполне сносно и в последнем издании имеется даже иллюстрация временной шкалы «до и после», так вот все «прыжки» довольно логичны, да и вообще их немного. Ну и сами по себе они позволили провести сразу несколько сквозных сюжетов с центральными персонажами. В целом, удачная реализация.

Отдельно хотелось бы отметить насколько выросло качество текста — он достаточно красив и в меру глубок, имеются красивые обороты, например

«Горожане, покончив с похоронами, вернулись на развалины, чтобы собрать осколки своей разбитой прошлой жизни.»

Чувствуете? Вот она — художественность. В общем, гораздо лучше, чем в Хрониках.

Ну а теперь о самом «вкусном» — о персонажах.

Начну со второстепенных. Хочу в первую очередь отметить яркие образы Короля-Жреца Истара и жреца Денубиса — в первом временном промежутке. Фистадантилус появляется лишь раз и не оставляет особого отпечатка — ну гадкий и мерзкий старикашка, ну и ладно. Во втором этапе — Гэрик с кузеном, Дункан и — особенно — Харас. Было очень приятно встретиться с легендарным гномом, который не просто так покрыл свое имя немеркнущей славой. Еще хотелось бы отметить Хай-Гуга и его соплеменников — сцена «битвы» овражных гномов одна из сильнейших во всем втором томе, лично у меня по спине бежали мурашки от осознания их обреченности. К слову, этот том — «Битва Близнецов» — многими воспринят в штыки из-за более медленного повествования, так вот на мой взгляд, он этим выигрывает, а два эпизода делают его поистине прекрасным. Первый я уже назвал, а второй — сцена с ловушкой и кроликом — настолько трогательна, насколько и коротка. Кстати, в упомянутом многими мюзикле по мотивам Легенд «Последнее Испытание» этому эпизоду посвящена моя любимая «Колыбельная».

Пар-Салиан сотоварищи не вызвали ни особой симпатии, ни категорического отторжения. Они боялись Рейстлина, и я их прекрасно понимаю. Даламар поначалу был мной не понят, но в последней книге вызвал невольные уважение и восхищение. Танис — да, тут он на вторых ролях — по сути тот же, что и в Хрониках, только уже не разрываемый на две половины и... какой-то не очень выразительный. Китиара — та же неприятная особа, Тики очень мало, Фисбен как всегда вызвал улыбку.

Ну и герои книги.

Крисания — как ни старался я вызвать в своей душе симпатию к ней, это вышло лишь раз до ее «искупления» — в деревне, когда она приняла право юноши отказаться от помощи, и уже после. Все остальное время она практически невыносима. И как только Паладайн сделал такую избранницей...

Рейстлин — тот, кому, как принято считать, посвещены Легенды. Отчасти, на мой скромный взгляд. Не менее неприятный тип, чем жрица, и более — чем сам же в Хрониках. Да, его настойчивость, ум, честолюбие достойны похвалы, но то, на что он идет ради достижения целей — увольте. Особенно неприятна сцена убийства гнома-механика. Человек, который не задумываясь обречет на мучительную смерть тысячи людей, в том числе самых близких... ну не вызывает он симпатии. Еще в Хрониках меня раздражало то, как он обращается с другими, в первую очередь — с братом. Да, Карамон излишне «трясется» над ним, но как бы ни тяжело было Рейсту, как бы он не завидовал брату, я не могу понять его ненависти и презрения. Ведь это единственный беззаветно любящий его человек. И потом, я, пусть и не читал дилогию о юности близнецов, но ни в Хрониках, ни в Легендах не увидел, как же Рейстлин дошел до этого, что все-таки его сломало. Думаю, это недоработка авторского дуэта. И это неудержимое стремление к власти... Казалось бы — вот она, ты величайший маг на свете, но и этого ему мало. Единственное светлое, что в нем есть, это сочувствие к слабым, но и оно извращено и вывернуто наизнанку. В общем, для трагического героя он чересчур мерзок, эта роль скорее принадлежит Соту, а Рейст как ни крути — злодей, хоть и неоднозначный. Так вот, до самых последних страниц не вызывает он отклика, и даже его «искупление» я таковым не считаю — понял, что ничего не выиграет ни так, ни этак, вот и позволил себе красивый жест, в котором, правда, все таки было кое-что хорошее. Но сцена его терзания Всебесцветной, последние его мысли о брате — все это настолько пронзительно... Вот тут я все-таки проникся к нему теплом.

Карамон — несомненно, герой трилогии. На самом деле, он и в Хрониках не выглядит глупым, просто на фоне Рейста... ну на фоне Рейстлина любой кажется заторможенным, а уж брату он и слова не дает вставить. В Легендах он настолько растет во всех отношениях — и физическая форма лишь самая малая и незаметная часть его роста, что мы видим, каким бы мог быть этот человек, если бы не влияние близнеца. И даже не о смекалке и сообразительности речь — в первую очередь Карамон растет духовно. Становится самостоятельным настолько, чтобы противостоять брату! Чтобы пытаться его спасти и даже — чтобы решиться его убить. Представьте, что ему, всю жизнь терпящему зуботычины от самого близкого человека, пришлось вначале разочароваться в нем, а затем предать гибели именно тогда, когда в нем, в брате, как будто бы проявляется нечто человеческое. Карамон здесь вызывает настолько глубокий душевный отклик, такую внутреннюю симпатию... и ведь при всех переменах он остается настолько же любящим и чутким, и ведь именно его любовь избавила Рейстлина от наихудшей участи. Честное слово, этот громила стал одним из любимейших моих персонажей!

Тассельхоф Непоседа — прекрасно понимаю, что выносить рядом присутствие кендера — та еще задача, но именно он привносил «светлое-доброе-вечное» в обе трилогии. Многих он раздражает, но подумайте, что толкает нас с вами к прочтению фэнтези? Правильно, буйство фантазии и тяга к чудесам. Так вот кендер — живое воплощение этих самых потаенных и глубоких наших стремлений... кроме того он весьма забавен (одна из внезапнейших и оттого замечательнейших шуток была в последних главах — Таса представили как Тассельхоф Сын Соседа) и замечательно вежлив — всегда первым здоровается, протягивая вам свою маленькую ладошку. И да, он тоже изменился, перестал быть «типичным» кендером — и пусть, как и прежде, он «одалживает» все, что ни попадя, но ведь и научился он многому — сочувствию, деликатности, сохранив прежние любознательность и любовь к приключениям, о которых я уже сказал.

"– Я пытался рассказать им о Фисбене с его волшебной шляпой, о Флинте и его дереве, о Рейстлине и о бедном Гнимше... – Тас сглотнул и, вытащив откуда-то огромный носовой платок, промокнул глаза. – Но они, кажется, меня не поняли. Им просто...нет до этого дела. А ведь это очень трудно, когда тебе самому не все равно, да, Карамон? Иногда это просто больно!»

Это не считая его практически ключевой роли в повествовании.

Как итог — неожиданно сильное, глубокое и красивое продолжение Хроник Копья. Обязательно буду перечитывать. И украдкой утирать скупую мужскую слезу.

«- Смотри, Рейст, кролики...»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

7/10 Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Трилогия легенд» -- цикл романов темного фэнтези. Мне очень понравилась первая трилогия «Хроники Копья» за приключения, выдержанные в строго развлекательном стиле, и за разноплановых персонажей не имеющих внутренних противоречий; я не находил там тягомотных самокопаний и рефлексии, чего хватает в «Трилогии легенд», к сожалению. Первый роман более-менее соответствует стилю оригинальной трилогии, хотя богатырь Карамон предстает перед нами разжиревшим вонючим пьяницей, а кроме забавного кендера читатель должен «наслаждаться» обществом спесивой служительницы культа доброго бога Паладайна и вечно больного темного мага Рейстлина. Второй роман трилогии вытекает из первого -- уровень психологизма и самокопания героев нарастает, а приключенческая составляющая и жизнерадостность, напротив, улетучиваются. Третий роман так вообще начинается с выживания в настоящем постапокалиптическом мире... но заканчивается на положительной волне -- экшен и легкость повествования все же возвращаются.

Почти все то, за что я любил «Хроники Копья» исчезло или трансформировалось в неприятное мне состояние. Вместо множества персонажей, связанных единым героическим квестом, теперь их всего четверо и они все идут своими путями, часто выпадая из романов на целые главы. При этом нет той захватывающей закрученности интриг и противоборств эго как, например, в «Песни льда и огня». Легкость повествования пропала: если неутомимый кендер еще как-то освежает атмосферу, то в случае с остальными историями преобладает рефлексия и тяжеловесные рассуждения. Много места уделено поверхностным религиозным размышлениям о выборе между следования путями служения светлому или темному богам (Паладайну и Такхизис). Повествование стало вязким и затянутым -- герои постоянно куда-то перемещаются (в пространстве, а то и во времени), но обоснованность их поступков и, главное, динамика страдает. Дружелюбная атмосфера исчезла напрочь -- группа приключенцев теперь больше похожа на отряд наемников с навязанными им насильно общими целями, но с разными жизненными принципами. Если трилогия «Хроники Копья» была выстроена по канонам классической фэнтезийной компьютерной игры, то «Трилогия легенд» склоняется уже в сторону темного фэнтези. Замечу, что первая половина первого романа и окончание третьего все же не настолько утомительны и поданы в более развлекательном ключе.

И бочка меда: приключения и смена мест действия интересны почти как и раньше. Герои попадают в новые ситуации, яростное противостояние со злом продолжается. Написаны романы профессионально, путаница и алогичность отсутствует, читать легко. Если бы авторы сменили тон повествования, становящегося все мрачнее от романа к роману, на более легкий и прямолинейный, а также расцветили пестрыми персонажами, то читать трилогию было бы намного интереснее, мне кажется.

Резюме: темно-серое фэнтези, в котором перемежаются приключения и занудство

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«За Рейстлина Маджере!» и только за него вообще хоть как-то стоит прикасаться к новеллизациям о Dragonlance.

Что до, что после — унылая боёвка в духе Сальваторе с эльфом. Впрочем, жанр и маркетинговая политика одного поля.

Приходится читать предыдущую трилогию для знакомства с персонажами. Но главное здесь. А что украшает мир и можно отметить помимо мага? Пожалуй, что гномов-инженеров в своей горе и спутника многих сумасбродств — кендера. Остальное в большинстве своём избито до или после выхода книг.

А ещё — обязательно послушайте отечественные произведения фолк-группы «Мельница» к данным романам (Испытание Близнецов). Только с сюжетом они немного расходятся, но любому знакомому с книгами доставят море приятных минут. Тот самый Рейстлин... и его трагическая жизнь без необходимости перечитывать нудятину :)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения основной трилогии был в раздумьях: «А стоит ли начинать эту?» Но,так как книги были уже приобретены, раздумья были не долгими.:smile: К тому же к чтению меня сподвигла еще и рок-опера «Последние испытание». Скажу честно — зря вообще раздумывал, трилогия замечательная, лучше основной саги (не говоря уже об остальных,как мне кажется).

Очень здорово показаны взаимоотношения Карамона и Рейстлина, о взрослении (все-таки) первого и великом самопожертвовании второго. Очень нравились рассуждения Рейстлина о добре и зле, и вдвойне приятно то, что в книге нет точного распределения между двумя этими понятиями. Приятно что Рейстлин в итоге оказался не таким уж плохим парнем, ведь мне он симпатизировал больше остальных, хотя и относился к близким с пренебрежением. Вообще этот персонаж на протяжении всей трилогии вызывал противоречивые чувства, но в итоге, все-таки, заслужил сочувствие и уважение.

К слову все герои этой книги меня порадовали: что старые, что новые. Читать было интересно, а «Испытание», так вообще прочитал за день.

Скажу честно — от книги ожидал меньшего, но она меня приятно удивила и поэтому, наверное, поставил ей 9. Вполне достойное произведение, которое, к тому же, дает повод задуматься.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пробовал почитать Трилогию. Не то чтобы не пошла вовсе, но... Первая книга — вполне нормальное продолжение основных Хроник, в их духе выдержано — а вот со второй (мне показалось) уже идёт как раз «а на хрена ещё и вот так напридумывали». Взять хоть бы отношения Рейстлин-Фистандантилус — в этой книге одни, а в «Кузнице души» совершенно ужо другие... (Авторы попытались это противоречие объяснить и обосновать — но, тем не менее, оно есть...)

Плюс ещё мне ужасно не нравится то, что примерно с третьего тома Хроник Рейстлин утрачивает свою харизму «слегка темноватого» и становится обычным «Тёмным бунтарём», который неминуемо «прав в своём бунте». Я про таких начитался по самое не могу — ещё со времён ЧКА и Еськова (про Муркока с его фон Беками уж молчу). Какой в подобном персонаже может быть интерес — в упор не вижу...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Содержание интересно.

А в изложении есть огромнейший, на мой взгляд, недостаток: постоянный возврат к событиям, составлявшим сюжет предыдущих книг.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мнится мне — «Трилогия близнецов» — самая сильная вещь о мире Dragonlance.

Особо отмечу не столь любимого многим, да и мне, Рейстлина, о ком собственно и книги, а частности — жникем не замеченную жертву овражных гномов, поход Бупу к Рейстлину с магической ящерицей, ну и кончно, всеми отмеченное «самопожертвование» Маджере (читайте «Драконов летненго полдня» и поймете, почему Он так поступил.)

Очень советую сопроводить чтение «Трилогии» композициями из мюзикла «Испытание Близнецов» — характеры персоонажей очень ярки, хотя и не в полне соответствуют книжному варианту.

Ну, и последнее, задумайтесь, был ли Рейстлин неправ, желая сокрушить богов, соделавших Катаклизм, и бога, избравшего Его «мечем» в Войне Копья... Трилогия вообще заставляет о многом задуматься, хоть и не пинадлежит к числу шедевров мировой литературы...

Стоит ли читать? — да, если понравились «Хроники Копья», нет — если думаете, что мир четко разделен между добром и злом — ведь «Трилогия» заставит задуматься — а так ли это?...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал уже после того, как закрыл последнюю страницу «Драконов исчезнувшей луны»...А жаль...БЫло бы намного интересней все! НО и без того — одни из лучших книг цикла. Наверное, потому, что главный герой — Рейст.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый том — «Час близнецов» — вызвал невероятное разочарование. Ведь тут нет Таниса! Однако, с этим быстро примиряешься. Только вот, любви к Рейстлину у меня не появилось ни в этой книге, ни в последующих. А вот Карамон стал нравиться гораздо больше. Наверное, потому, что смог все-таки стать человеком. А еще стала просто огромной и непереносимой любовь к Тассельхофу Непоседе. До сих пор считаю его одним из самых ярких и заметных героев фэнтези!

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл, читал с удовольствием.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх