FantLab ru

Леонид Каганов «Нежилец»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
502
Моя оценка:
-

подробнее

Нежилец

Рассказ, год; цикл «Программисты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Аркадий Галкин попал в автомобильную аварию и во время операции скончался. Оказалось, что после смерти человек получает статус «Нежилец», и ему дается некоторое время, чтобы проститься с этим миром, а затем перейти в мир иной. «Нежилец» Аркадий в эти несколько дней узнает много нового о людях, окружавших его в реальной жизни...

© Lucy

Входит в:

— цикл «Программисты»

— условный цикл «Харизма»

— сборник «Коммутация», 2002 г.

— сборник «Эпос хищника», 2006 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 38

Активный словарный запас: очень низкий (2363 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Коммутация
2002 г.
Харизма. Коммутация
2005 г.
Эпос хищника
2006 г.

Периодика:

Stern №1
1998 г.

Аудиокниги:

Коммутация
2003 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2011 г.

Подросткам часто интересно узнать, что будет после смерти. Ну... Вот так примерно и будет. Похоронят, разойдутся по домам и начнут постепенно жить заново. А нежильцы — кому они нужны? Зачем прощаться с родными? Чтобы сказать и выслушать то, что не успел при жизни? А разве хоть кто-то сказал нечто выходящее за рамки принятого? Нет. После смерти поздно что-то менять, думать надо было при жизни.

А тут... Вроде бы нормальный человек: учёба, которая, видимо, нравится, нормальные родители, девушка, друзья с курса. Всё как у людей.

А если откинуть маску? Девушка не любит, родителям важно лишь мнение соседей, на работе всем наплевать, лишь бы сделал, даже друзей, фактически, нет. Один-единственный на всём свете. А что изменилось? Лишь то, что человека не стало. Или, точнее, не станет через пару дней. А какое дело до того, кого нет?

И родители расстроили. Таких людей, как они — миллионы. Это норма — равняться на других, ничем не выделяющихся из стада. Поэтому людям важен не человек, а спрака о смерти. Умер, так умер. И плевать, что ты можешь жить дальше. А ведь он мог! И даже с большими удобствами: есть, пить не надо, спать тоже. Даже одежда не пачкается. Живи себе в своё удовольствие хоть ещё лет двадцать.

В общем, рассказ как рассказ. Жизнь как жизнь. Всё как у людей.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2009 г.

На мой взгляд, «Нежилец» как нельзя лучше может служить характеристикой таланта Леонида Каганова. Тонкий умный юмор в этом рассказе переплетен с некоторой грустью, а увлекательный причудливый сюжет служит прекрасным обрамлением для размышлений автора.

Вот жил себе, человек, хорошо жил — учился, работал, любил и был любим. И в одночасье авария и все. Нет его. Он становится Нежильцом и еще некоторое время ходит среди друзей, живет в квартире родителей, ожидая похорон и момента, когда он окажется ненужным. Он любит своих друзей, но они сторонятся его. Он работает как проклятый — даже после смерти. Но никому, кроме тех, кому напрямую это приносит выгоду, это не нужно. даже заработанные им деньги фактически спускаются в унитаз.

Очень сильный рассказ о том, что конец — это конец. Нужно уметь закрывать за собой дверь и уходить не оборачиваясь, даже когда уходишь навсегда...

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2008 г.

Рассказ Леонида Каганова сильно перекликается с рассказом Сергея Соловьёва «У гробового входа». Оба произведения на одну тему, перекликаются даже некоторые сюжетные линии. При этом Каганов, конечно, забивает предшественника психологичностью описаний, близостью (как это ни парадоксально звучит) к реальной жизни. Основным недостатком Соловьёва оказывается излишняя политизация, от чего Каганов совершенно свободен. В свою очередь, Каганов проигрывает предшественнику в лаконичности. Мы привыкли видеть в Леониде Каганове мастера короткой прозы, в его лучших рассказах нет ничего лишнего. Но в данном случае автору явно изменяет чувство меры. Когда мама начинает устраивать умершему сыну сцены, на тему, что, мол, неприлично умершему так долго оставаться среди живых... в это до такой степени не верится, что хочется бросить рассказ, не дочитав. А сцена, когда Аркадий встречает свою девушку с другим, и вовсе анекдотична. Обе эти сцены нужны автору, чтобы верней выйти на концовку, чтобы любой дурак понял авторский замысел. Но ведь читатель не дурак. Рассказ можно было подвести к финалу короче и вернее. Жаль, что автор этого не сумел.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2008 г.

Совершенно неожиданно вместо юмористического рассказа получил довольно серьезную философскую историю. У каждого человека появляется возможность после смерти проститься с этим миром и уйти из него тогда, когда он захочет. Главный герой начинает обходить свои места обитания: дом, работу, институт... Он понимает, что абсолютно не знал людей, которые его окружают, а точнее окружали. Рассказ крайне грустный и, как мне показалось, в нем очень много личного от автора. Этакий реализм по Ремарку. Весь мир в черных оттенках, главному герою нет места в нем. Концовка мне показалась не юмористической, а очень даже серьезной. Она придает еще больший шарм послевкусию от этой истории.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2009 г.

прочитал «Хомку»... теперь вот... что-то как-то начинаю впадать в депрессию... :frown: очень необычным для меня предстает Каганов, так как первая половина сборника больше ироничная, а тут прямо читаешь и тяжело...

рассказ мне напомнил «Свет в окошке» Логинова, только оказался он злее... и рассматриваются совершенно противоположные стороны одной медали... если у Логинова основа рассказа — это человеческая память, которая должна сохранить как можно дольше, то у Каганова мы видим, что в современном обществе о человеке начинают забывать еще не простившись с ним (о каких мнемонах может идти в посмертии?)

ну и конечно концовка — буквально потрясла... я уж обрадовался только... что всему этому есть объяснение... и вот герой приходит в себя и понимает, что жить больше не хочет, так как все, что можно он узнал там в «комических галлюцинациях»... страшно, но никак не смешно... :weep:

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2007 г.

Хороший рассказ. Для меня он как-то сразу встал в один ряд со «Светом в окошке» Святослава Логинова (к сожалению, скорее не по уровню реализации, а по характеру идеи; избыточный инфантилизм и стилевые шероховатости этого рассказа несколько смазывают впечатление).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня (быть может, это индивидуальная реакция) рассказ получился об автоматизме нашего существования и о неумолимости времени. М.б., мне просто скучно было бы читать про то, что все гады и никто меня не любит по-настоящему. Разве родители не любили Аркадия? Да любили, конечно. Вот, в реале: человек потерял любимую, убивается... Через пару лет снова влюблен. Значит ли это, что его горе было неискренним? Разумеется, не значит. Просто все течет, а мы живем на автомате, воспринимая это течение как должное. Каганов же взламывает этот автоматизм, заставляя героя выпасть из времени. И, перестав танцевать общий танец, герой разбивается о чудовищную безжалостность нашего существания: «живая собака лучше мертвого льва», — это ведь придумали задолго до Каганова. Мы сегодняшние не равны себе завтрашним. Проблема не в том, что мы не любим, не привязаны по-настоящему и т.п. Прблема в том, что мы любим только так, и наши настоящие привязанности именно таковы — всегда вплетены в здесь-и-сейчас существование. У автора есть другой рассказ на ту же тему — «Реквием». И в обоих случаях
автор, как и положено писателю, ответов не дает. Большой плюс Каганова в том, что он и не собирается их давать.

Не могу также не отметить замечательного свойства лучших рассказов Каганова: его идеи настолько убедительны (не уверен, что слово удачно), что вопреки дурацкому подчас исполнению рассказы долго не отпускают, заставляют искать какие-то свои ответы. Текст оставляет ощущение подлинной истории, правда, не очень хорошо и не очень умно рассказанной. Но именно реальной истории.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2009 г.

Один из самых сильных рассказов сборника. Идея столь необычного посмертного существования показалась мне весьма необычной и интригующей. Посмертное разочарование главного героя в своих близких произвело тяжелое впечатление. Рассказ очень напомнил «Свет в окошке» Логинова. Главная идея во многом схожа — мы живы, пока нас помнят. Но насколько же разное ощущение остается после прочтения. Как светлый оптимизм Логинова контрастирует с пессимизмом Каганова! Ведь Каганов приводит своего героя к мысли, что в мире, полном предательства, и жить-то незачем. Не могу согласиться с таким выводом.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2007 г.

Очень горький рассказ. Наверняка – в нём много личного. При этом история посмертного существования программиста Аркадия Галкина написано более чем остроумно, хотя на юмор (пусть даже чёрный) никак не тянет. Это уже даже не Шекли, что-то подобное, наверное мог написать Гоголь. Хотя чувство обиды за то, как мы живём, Николаю Васильевичу, всё таки свойственно не было (Гоголь — светлее). Ну да ведь это Каганов, а не Гоголь.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2006 г.

Как многим хочется узнать, а что будет здесь после моей смерти? Что ж, вам даётся уникальный шанс прочесть — как это происходит. Но открывшееся знание может отбить всякое желание возвратитья при появившейся возможности. И концовка совсем не смешная, а ещё более грустная...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2013 г.

Автор смог передать в ироничном ему стиле вечный вопрос «жизни и смерти» и как нистранно грустно после прочтение не стало, наоборот появился позитив и оптимизм к жизни. хотя чувство, что ты был один и останешься один остается. твердое восемь. Незатянуто, правдиво и интересное окончание. Рекомендую

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2011 г.

Прочитала взахлеб. Впечатление, действительно, как от чье-то реальной истории. Захотелось и самой побывать в шкуре главного героя. Но только в той части этого вымысла, когда можно узнавать, что думают о тебе люди, проживающие жизнь рядом с тобой.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2010 г.

А ведь все думали на тему: «Что будет после того, как я умру?».. Каждый. Нет, не в глобальном смысле, не о рае и параллельных вселенных и перерождении души, а именно на своём, бытовом-личностном. Ну на вроде «вот умру я, а они будут стоять у гроба, а я буду рядом стоять и слушать. Хмм, стоп, как это стоять рядом? Я же буду в гробу и уж точно ничего никогда не буду слышать». В данном рассказе Леонид Каганов даёт прочувствовать, а каково бы это могло быть.. И да, не факт, что реакция и отношение окружающих к вашей смерти будут именно такими, как вы могли бы предположить.

Прочитайте этот рассказ. Он даёт серьезный стимул задуматься о бренности нашей жизни, о том кто мы и что оставим после себя. Кто нас окружает и что мы значим для нашего окружения. Печальный, грустный рассказ.

P.S. Никто не отметил почему-то. Мне этот рассказ очень напомнил великолепный фильм «Привидение» с Дэми Мур и Патриком Свэйзи. Особенно в том ракурсе, что нельзя полностью уйти, не завершив всех земных дел. Кстати, возможно поэтому, оценки, поставленные дамами этому произведению, выше мужских.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2008 г.

Когда я читал этот рассказ, у меня были неполадки в личной жизни (а точнее полный крах). И так получилось, что эта история Каганова очень больно резанула по нервам (кто читал, поймут, о чем я говорю). После прочтения я надолго остался в угнетенном состоянии. И это неспроста. Страшную картину мира нарисовал автор. Очень пробуждает воображение. Особенно сильно чувствуется контраст жуткой жизненной ситуации с несколько ироничным стилем, выбранным автором. Получилось ужасающе достоверно.

Один единственный недостаток я заметил, но он послужил причиной снижения оценки. Это изрядная затянутость рассказа. В какой-то момент, примерно после трех четвертей прочитанного, понимаешь, что вот здесь изрядно разбавленно водой, а вот это место немного лишнее. Из-за этого утрачена сила эффекта, который мог быть достигнут. На самом деле рассказ тянул бы скорее на девятку, но... И всё же уровень очень высокий.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2013 г.

Очень мрачный, но в тоже время очень сильный рассказ, в смысле производящий очень сильное впечатление на читателя. Я думаю любого читателя, который решил взяться за рассказ. И в частности, как мне кажется, это рассказ не о жизни и смерти, это рассказ о жизни, о тех людях, которые нас окружают каждый день. И вот теперь представте возможность данную вам, чтобы понять истинное лицо своих близких друзей, начальников, сослуживцев, любимых... Наверное, такое должно открыться только на пороге жизни и смерти, ибо потом с таким жить нельзя, это открытие убивает. Но, вопрос в другом, почему в течение всей жизни мы молчим и миримся с теми кто нас окружает, закрываем глаза и представляем их себе почти ангелами. Хотя, если задуматься, а как мы-то выглядим в глазах тех, кто уходит из этого мира, как мы-то откроемся... Наверное, эта мысль самая страшная из всего рассказа.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2013 г.

Общая идея неплохая: человек (после смерти) осмысливает своё место в обществе.

Реализация, однако, показалась средненькой. Как то немного смято и невнятно.

Да и общая, проводимая автором, мысль осталась не вполне понятна.

Как будто автор порассуждал сам с собой, да так ни к каким внятным выводам и не пришёл.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх