FantLab ru

Р. Гарсиа-и-Робертсон «Судовые крысы»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.98
Голосов:
107
Моя оценка:
-

подробнее

Судовые крысы

Ring Rats

Повесть, год; цикл «Слэйвер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

На опасный рейс космического корабля нанята нелегально в качестве капитана тринадцатилетняя Кей, которая и не подозревает, что ей уготована роль жертвы космических пиратов, для показа в реальном времени. Круизный лайнер с богачами на борту демонстрирует для своих пассажиров зверства пиратов при нападении на беззащитное судёнышко. Хейди, видеооператор на лайнере, призванная развлекать пассажиров картинками из космоса, в шоке от происходящего. Но кто такие Кей и Хейди для устроителей подобных шоу: всего-навсего судовые крысы, жизнь которых ничего не стоит.

© vve

Входит в:

— цикл «Слэйвер»


Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2003 // Повесть


Новая космическая опера
2009 г.

Периодика:

Если № 11, ноябрь 2002
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Asimov's Science Fiction, April 2002
2002 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2017 г.

Одним из традиционных элементов жанра космической оперы всегда были межзвездные пираты, которым наряду с безумными учеными, осьминогоподобными инопланетянами и тоталитарными империями отводилась роль извечных противников главного героя. Вооруженный световой рапирой и бластером, мужественный и непобедимый космолетчик вступал в жестокое противостояние со звездолетами разбойников или же, будучи захвачен в плен, быстро завоевывал уважение своих похитителей и сам становился благородным пиратом. Современная космическая опера всячески пытается уйти от избитых штампов и стереотипов, но основа приключенческого антуража меняется нечасто, здесь сложно придумать что-то радикально новое, а вот взглянуть на привычные вещи под необычным углом — это всегда интересно.

Пересмотреть пиратскую тематику пытается Р. Гарсиа-и-Робертсон в повести «Судовые крысы», положившей начало небольшому авторскому циклу о работорговцах. Основная фишка этих произведений в том, что взглянуть на романтику Веселого Роджера нам предлагается с точки зрения слабой жертвы — женщины или девочки, волею случая оказавшихся в центре кровавых событий. Искать выход из сложной ситуации здесь приходится полагаясь только на случай и смекалку, сойтись с пиратами в рукопашной или посоревноваться в точности стрельбы из светового оружия обычным женщинам, как понимаете, сложновато. Ставки для героев предельно высоки — в случае неудачи их ждет быстрая смерть или тяжелое рабство, что еще хуже, поэтому каждый шанс на спасение, даже самый незначительный приходится использовать по максимуму.

В повести сразу две главные героини, судьбам которых по замыслу автора суждено пересечься. В начале мы знакомимся с 13-летней сироткой Кей, подписавшейся на рискованную авантюру — занять капитанское кресло и доставить неизвестный груз с поверхности газового гиганта Тифона на Тартар, одну из местных лун. Несмотря на то, что дело явно нечистое, Кей вынуждена принять сомнительное предложение, ведь плата за риск позволит ей навсегда покинуть надоевший Тифон и устремиться навстречу приключениям к звездам. Вторая героиня по имени Хейди старше Кей практически вдвое, она работает в должности мастера спецэффектов, развлекая пассажиров громадного круизного лайнера «Артемида», очередной остановкой которого должен стать Тифон. Ветка Хейди быстро становится главной и основные события мы видим с её точки зрения.

Мир будущего, созданный воображением автора, имеет явный оттенок киберпанка — социальное расслоение общества, доминирование крупных финансовых корпораций, широкое распространение виртуальной реальности, доступность генетических модификаций, биочипы, ну и без пресловутой «розетки в затылке», конечно, тоже не обошлось. Мир получился яркий и в целом достоверный, но есть ряд логических дыр, которые существенное влияют на восприятие — это повальная доступность сенсорных фильмов и рекламы, благодаря которым каждый может в любой момент очутиться в мире своей мечты, неотличимом от реальности. При наличии такой «матрицы» представляется сомнительным потребность людей платить реальные деньги за космические круизы, подвергая себя опасности, если те же ощущения можно получить не вставая из домашнего кресла.

Ещё один момент — отношение общества к сексу. Если Кей ведет себя вполне ожидаемо для акселерата из далекого будущего, т.е. для неё в порядке вещей сэкономить пару кредитов, расплатившись натурой, и для её партнеров это тоже норма (напомню, Кей 13 лет), то взрослая Хейди поступает как эмансипированная американка из ХХ столетия, активно выражая негативное отношение к садомазохистским пристрастиям пассажиров «Артемиды» и угрожая своему начальнику иском за сексуальные домогательства. Также непонятна ситуация с прямым кабельным подключением тела к информационным системам, если в начале Хейди использует разъем в затылке, то впоследствии для подключения к системам управления, другим биочипам ей вообще не нужны никакие провода, достаточно мысленной концентрации.

Сюжет в целом развивается довольно предсказуемо, однако стоит отметить хороший уровень динамики и напряженную кульминацию. Помимо прочего в повести присутствует социальный элемент, аналогичный рассказам Р. Шекли «Седьмая жертва», «Премия за риск» и Р. Силверберга «Торговцы болью». Общество будущего ориентировано на получение развлечений, принципы морали и этики ослабевают — чужая трагедия легко превращается в шоу со спецэффектами, а зрители с готовностью потребляют этот продукт, теряя грань между виртуалом и реальностью. Что не понравилось, в отличие от Шекли и Силверберга здесь автор берет самоотвод и уклоняется от осуждения моральных принципов этого общества, даже напротив, как мне показалось, приветствует встраивание героев в систему.

Да, выносить чужую боль на общее обозрение нехорошо, но раз уж так получилось, то никто не запрещает получить свой законный профит. В качестве развлекательной фантастики произведение воспринимается довольно неплохо, читается легко и с достаточным интересом. Из минусов здесь отмечу логические ляпы в концепции общества будущего, значительный перекос в сторону линии Хейди, из-за чего раскрыть образ Кей не получилось, ну и, конечно, теплохладность морального посыла, если уж он заложен, то автор должен четко выразить к нему свое отношение — осудить или одобрить, этого по какой-то причине сделано не было.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2011 г.

Неплохой образец приключенческой фантастики. Пираты, коварный заговор, крутая героиня, путающая планы злодеев.

Для весьма неблаговидной цели нанимают жертву, но жертва, хоть и ангельского вида, умеет больно кусаться.

Простой сюжет, чем то напоминает классические образцы космической фантастики без новомодных наворотов

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июня 2010 г.

Во всем произведении поразили две вещи. Первое, кровавые работорговцы, которые налево и направо уничтожают живой товар. Наверное, это пираты, которые гонятся лишь за выкупом. Либо, что-то с переводом, либо автор хотел добавить побольше крови. Второе, это то, что мы видим сегодня по телевизору каждый день. Реальное шоу. Преследование преступника в прямом эфире, спасение самолета упавшего в воду реки в Нью-Йорке, и т.д. и т.п. А судебные процессы, которые смакуют СМИ во всех деталях... Однако само произведение не впечатлило. Слишком стандартный сюжет, предсказуемый итог, слабая прорисовка характеров героев.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2013 г.

Произведение довольно интересно. Однако, осталось ощущение незаконченности мира.

С одной стороны поголовная информатизация, чипы в головах, супертехнология виртуальных реальностей, с другой — дикая «скука длительных путешествий» между звездами якобы ради развлечения. Поневоле озадачиваешься — нафига? Кому может быть интересно лететь три-четыре месяца, ради того что бы посмотреть на некое схождение-расхождение пары спутников на фоне гигантской планеты, транслируемое в каюты и это при том, что в каждой из них, итак идеальная виртуальная реальность? В кабинете над пляжем может дуть свежий бриз или каюта может представлять собой целый храм, а капитан вообще «живет» в доме на дереве километровой высоты. Ну вот кто из нас поедет через полстраны, что бы посмотреть точно такой же телевизор, что стоит у него дома?

Кроме того, как уже отмечали есть серьезные нестыковки в поведении пиратов. Зачем уничтожать людей, если их одновременно объявляют величайшей ценностью? Еще не меньшие нестыковки в логике ... что же это за крутые такие электронные штуки если можно залезть в мозг каждого без особых проблем, а подключение к оборудованию космического корабля происходит за две секунды?

Остается только списать все недостатки на то, что это фрагмент более крупного произведения и не все можно показать и объяснить в мелкой форме.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2009 г.

Неплохая космическая опера со всеми присущими жанру аттрибутами. Не сильно понравились главные героини, не смогли они меня убедить, что они способны были выкрутиться из этой передряги, да и сам сюжет получился чересчур сумбурным. Зато второстепенные персонажи чудо как хороши и надолго запоминаются, да и некоторые технологии поражают воображение, особенно борьба со скукой на корабле.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх