fantlab ru

Филип Пулман «Чудесный нож»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
1527
Моя оценка:
-

подробнее

Чудесный нож

The Subtle Knife

Роман, год; цикл «Вселенная Тёмных начал»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Лира Белаква, вслед за лордом Азриэлем, попадает в другой мир, в котором на взрослых охотятся таинственные Призраки, а у людей нет деймонов. В этом мире она встречает двенадцатилетнего Уилла Парри, который ищет своего отца.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1997 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2004 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (Великобритания, 1997)

Похожие произведения:

 

 


Чудесный нож
2004 г.
Чудесный нож
2008 г.
Чудесный нож
2016 г.
Чудесный нож
2020 г.

Аудиокниги:

Чудесный нож
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Магічний ніж
2004 г.
(украинский)
Subtle Knife
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с «Северным сиянием» эта книга мне показалось менее интересной, скорее всего из-за того, что в ней основное действие переместилось из яркого и необычного мира Лиры в наш мир и мир Читтагацце. Последний почему-то мне представился несколько картонным и состоящим из одного лишь единственного города.

«Чудесный нож» еще менее рассчитан на детскую аудиторию, чем первая часть цикла. Таковой эту книгу делают ярко выраженные антирелигиозные взгляды автора и несколько довольно жестоких эпизодов в ходе повествования.

Мне импонирует мнение автора по поводу церкви, но если книга рассчитана на детскую аудиторию, то эти моменты детьми восприняты не будут, а взрослыми будут рассматриваться уже через призму своего давно сформированного мировоззрения.

Книга получилась немного жестокой: в ней есть и отрезанные пальцы и драки детей на железных прутах и смерти. Хотя, если вспомнить, что большинство из нас в детстве наверняка читали сказки братьев Гримм и не особо переживали по поводу того, что кто-то кого-то мучил-мучил, потом убил, разрезал, съел, а косточки сложил в кувшин, то, думаю, некоторые жестокие моменты из «Чудесного ножа» детской аудиторией воспримутся без тяжелых психологических последствий :smile:

Огорчило:

Более всего разочаровала в книге роль, которую автор отвел Лире. Ни читатели, ни сама героиня изначально не понимают, что вообще Лира делает в этом мире. Цель ее миссии, которую автор в конце-концов проясняет посредством алетиометра, звучит очень неясно и неправдоподобно. Весь героический пыл и решительность, которую читатели наблюдали в первой части, вдруг куда-то испарились, и перед нами предстала совершенно другая Лира, по воле автора исполняющая роль то роль санитарки, то неумелой кухарки, то ассистентки принеси-подай-подержи.

Порадовало:

Неожиданное развития линии ведьм в повествовании. Автор наконец-то представил их более подробно и интересно. Вечно юные летающие в поднебесье красавицы. Черт возьми, я сам бы с удовольствием записался в любовники к одной из них!!! :wink:

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование года.

На самом деле, для молодого автора сравнение «Северного сияния» и «Чудесного ножа» может много что показать. Крепкий бодрый экшн — что там, что там на уровне. Увлекательные, неплоские, вызывающие сочувствие главные герои — такие же. если в первой книге на авансцене была Лира, здесь мы видим еще более правоподобно поданного героя — мальчика из нашего мира. Казалось бы, ура и вперед...

Но читать скучно. правоподобный герой — низший край качества для литературы, а зачем читателю низший край? Что же осталось в предыдущем томе?

Остался там весь авторский уникальный стиль, осталась мифопоэтика. Мощнейшая мифопоэтика крайнего Севера и таинственных полярников (а ведь именно русскоязычный читатель добавит к Жюлю Верну еще и Каверина...), во всем спектре — от вздымающегося к небесам дымового столпа стимпанка до галимого фэнтези на сосновых ветках.

И... где? И нигде. Какбэ южноевропейский заброшенный город. Призраки, губящие только взрослых (сколько можно было выжать из этого Дня Непослушания//Повелителя Мух!!! Не-а. Ничего. ) Прыжки из мира в мир, приличествующие разве что мэтрскому хулиганству Желязны. Призраки, кстати, категорически не следуют за скачущими туда-сюда, как Корвин энд компани, героями — хотя, казалось бы, почему?

Ни тебе борьбы с мощью дикой природы и глубоких физических законов, ни тебе вызова титаническим силам...(что-то там, по краешку, брезжит, но уже только пунктиром) — и пошлейший квест в стиле «принеси то, отдам это«!!!!

Нет ни удивительного животного мира, ни блестящих психологических метафор-альмов, на которых во многом зиждилось здание «Северного сияния» — и даже Пантелеймон начал смахивать на Тотошку.

Уж простите, дальше читать не буду.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чаще всего вторая книга трилогии является провисом. «Тёмные начала» в некотором роде не избежали этой участи — в общем-то, этот роман только завершил завязку цикла, расставив наконец-то всех по своим местам, как солдатиков по полю, а третья книга, видимо, нынче станет большой и мощной вселенской бойней за власть в очередном Мегамире. Что же это за завязка такая, спрашивается?

Сюжет сильно разветвляется, и второстепенные линии занимают всё больше места. Теперь уже Лира не такой уж и главный герой — фактически на её место встал Уилл, парнишка из нашего мира. Вторая линия, не хуже прочих — Ли Скросби, хотя она как раз заканчивается тупиком, и ни к чему не приходит. Само собой, Пулман просто мальчик по сравнению с авторами многотомников, которые переплетают сюжетные линии в дичайшие узоры, этим он похвастаться не может, однако кое-какие интересные идеи подкидывает регулярно, из главы в главу.В центре всего, конечно, «чудесный нож», разрезающий материю любой природы. Не будем задавать глупые вопросы вроде «а в чём его хранят», просто примем как факт его невероятную природу. Правда, по какому принципу он выбирает мир, в который делает портал, непонятно.

Конечно, фантазия у Пулмана богатая, но здесь она менее впечатлят, не то что в «Золотом компасе». Город Читтаганце интересен, но по своей удивительности нисколько не напоминает мир Лиры с её викторианским Оксфордом, сдобренным модным стилем «стимпанк». Миры поблекли: Лира и Уилл идут из мира в мир, сюжет топчется на месте, а мисс Колтер тем временем наращивает силы для чего-то никому неизвестного, но очень страшного. Никаких красок: всё крутится вокруг психологии героев, в особенности — Уилла, который всё-же не так интересен, как другие. И Лира уже не так хороша: почему-то она сразу успокоилась, узнав, что её спутник — убийца, и посчитала его хорошим попутчиком.

Плохо ли? Нет, просто отделять ЧН от ЗК было не обязательно. Я с каждым годом убеждаюсь, что трилогия — не самая лучшая литературная форма для сюжетно единых циклов, поэтому не жду многого от серединных томов. Написан роман хорошо, сильные сцены приличествуют, да и детскости наблюдается по самому минимуму. В общем, добротный подростковый роман, в котором Пулман затянул завязку до предела...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга в моём представлении расщепляется на две части: частные похождения Лиры и Уилла, частные приключения Ли — и некий глобальный поток событий, который передаётся в основном через эпизоды с ведьмами/ведуньями. При этом кажется, что эти разные линии, разные потоки повествования писали разные люди. Если первый написан живо и реалистично, насколько это возможно в волшебной сказке, то второй наполнен пафосом и выглядит искусственно. Не знаю, было ли это задумано с самого начала, или вышло случайно, но восприятие такой приём сбивает. Ровно также, как сбивает его стиль перевода, сильно отличающийся от перевода первой книги. Как-то успел я привыкнуть к альмам и ведуньям, чтобы так резко переходить на деймонов и ведьм. Разные слова, разное эмоциональное наполнение. Пришлось сделать над собой определенное усилие.

В целом же, по мере глобализации событий, по мере того, как в действие втягиваются новые миры, роман теряет. Мне вторая часть показалась несколько хуже первой, хотя и в ней встречаются отличные куски, посвященные обычно конкретным событиям с конкретными героями, Лирой и Уиллом. Впрочем, теряет он не настолько, чтобы не прочитать третью часть. Очень интересно узнать, совпадает ли моё отношение к героям, моё деление их на положительных, отрицательных и нейтральных с таким же делением автора. Прислушаемся к его доводам. Сделаем выводы.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, вторая книга вышло заметно слабее первой и тут мне кажется это вина в первую очередь сюжета. Автор включил более быструю скорость, но просто не успевает на ней управляться с героями. Выросло и количество героев, помимо Лайры в романе возник и главный мужской персонаж — юноша Уилл, живущий в нашем мире. Вообще все это вместе дает для меня как читателя такой странный эффект, я периодически не успеваю оглянуться, как автор уже перескакивает из мира в мир, да и объяснение поступков тоже временами исчезает. Что еще оказалось потерянно в книге, так это какая то психологическая достоверность, так в одном эпизоде Лайра из целеустремленной девочки как-то неожиданно стала капризным избалованным ребенком, у которого отобрали любимую игрушку, или как она выбрала Уилла — он убийца, а значит мне подходит. Почему то не верится. Кто из персонажей по-прежнему хорош так это мисс Коултри, чудесная дама, эротическая сцена с обезьяной и змеей, выше всяких похвал ;-)).

По-прежнему автор недрожащей ;-) рукой щедро рассыпает идеи, даже немного завидно становится, где обычная западная прижимистость и желание выдоить удачные находки досуха. Немного, правда, напрягает щедрое заимствование одной из основополагающих идей — о том, что Яхве всего лишь первый из ангелов — у гностиков. Чего еще чрезмерно в книге на мой вкус и чего не было в первом томе так это почти голливудских эмоций, в духе, собирающий умереть герой говорит: «но обязательно позаботься о девочке» и т.п..

Нельзя не отметить некоторую непрофессиональность переводчика, видимо философию он не сдавал, а в проверять полез только в конце работы. Компьютер должен был называться не Грот, а Пещера, благо Платон проводил аналогию именно с тенями, видимыми на стенах пещеры или темницы.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое продолжение, но...некоторые моменты задевают. Мало сказки, при всей кажущейся простоте: дети убивают, Бог — тиран, а хорошие герои стремятся свергнуть его, нет четкого разделения на добро и зло — правильное место там, где Лира. Насчет религии — это он чересчур, такое чувство, что сам Пулман когда-то потерял веру. На протяжении всей истории человечества именем Бога совершались самые страшные деяния, но все же не стоит отождествлять их с самим Богом, хотя конечно удобно всю мерзость свалить на кого-то свыше.

В плане художественном — почти так же здорово, замечательные персонажи. Думаю дальше будет интереснее.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга в серии. Лира исследует новые миры, знакомится с новыми героями. Сюжет разветвляется на несколько текущих параллельно историй: история Лиры и ее нового знакомого Уилла, Ли Скорсби и ведьмы пускаются в свое приключение. Автор начинает раскрывать замысел лорда Азриела.

Мне показалось, что введение новых миров не пошло на пользу серии: они получились довольно скучными, отсутсвует глубина проработки, свойственная родному для Лиры миру. Сюжет начинает походить на стандартный набор квестов из компьютерной РПГ: пойди туда, принеси то, взамен получишь это, сходи к NPC чтобы раздобыть информацию и все в таком духе. Интересными моментами, пожалуй, являются попытки Пулмана показать, что любой человек можеть быть и хорошим и плохим, и палачем и жертвой, в зависимости от обстоятельств. Так, дети, невинные и приносимые в жертву в «Северном сиянии», здесь становятся одними из главных и самых жестоких антагонистов героев. Таких твистов в сюжете встречается несколько штук. Ну и продолжается развитие религиозной тематики. Причем, я бы не сказал, что Пулман проявляет какую-то ненависть к самой идее религии, а скорее, к религиозному устройству мира когда церковь является единственным посредником при общении бога и человека, когда слово церкви не должно подвергаться сомнению и должно приниматься на веру.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этом смысле очень интересной выглядит пара миссис Колтер и лорда Азриела: хочется узнать кто и на чьей стороне окажется в итоге.

В целом же, от прочтения я уже не испытал такого восторга, как от «Северного сияния», но все же это крепкое фэнтези со своими плюсами.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ангельская физика — то, чего ты не знал о механике и электромагнетизме

Огромной неожиданностью второй книги становится перенесение читателя в реалии нашего собственного мира, которые от такого внезапного поворота сначала кажутся не менее чудными, чем вымышленные. Все усугубилось тем, что между разными, но частично похожими вселенными образовались окна, прорезываемые ворами из умирающего мира бывших торговцев. В общем-то поначалу книга очень напомнит фэнтези про попаданцев, что явно не идёт на пользу трилогии. Практически половина книги вертится вокруг установления химии между Лирой и новым центральным героем — двенадцатилетним мальчиком Уиллом. Цели приключений становится все более неясными, но при этом сцены в «Чудесном ноже» куда стремительней, напряженней и драматичней, но есть в этом ещё одна загвоздка: новая информация раскрывается к самому критическому моменту, развязкой которого скорей всего будет смерть тех, за кого переживает читатель. Так что, на мой взгляд, это далеко не детское фэнтези в его сказочном понимании с непременным счастливым концом, либо из тех книг, которые в одном случае стимулируют взросление, а в другом — оставляют человека с психологической травмой и нежеланием выходить из детства.

Причём тема психики в этом романе проходит и в пласте мифологии миров: атакующие только взрослых Призраки, превращающие погоню от них в сумасшествие, а принятие — в не менее безумное безразличие. Ну и кажется, что секрет расстояния между человеком и деймоном лежит в понимании любви и её ультимативности, а также отдалённости от естественных начал. Не просто же так деймоны — противоположного пола, а самые менее религиозные (в церковном понимании) персонажи, ведьмы, связанные с силами природы, не способны прощать и не так трепетно реагируют на отдаление части себя, потому что и так взаимодействуют с различной живностью.

Кстати, такой подход к построению мира мне кажется более подходящим под определение Science Fantasy, чем школы магии, её разделение, например на магию Порядка и магию Хаоса или по предметам со списками заклинаний и рецептов. В мире «Темных начал» мифологическое скрывается в научном и заставляет вспомнить первые физические законы механики, где термины получили своё название именно от церковных определений. Но вряд ли кто-то задумывается над тем, что Силы — это один из ангельских чинов, подразумевающий практически то, что вкладывает в понятие силы наука о природе — творение «чудес». А кто из читателей в курсе об электрических ангелах, которые также называются янтарными (быть может, именно поэтому писатель использовал термин «антарный» — с ссылкой именно к христианской мифологии). Тяга человека к знанию и к истине, причём через технические изобретения, превращается в книге в общение с ангелами. И вторая часть трилогии раскрывает проблему этого общения. Спойлер: кажется, общение происходит с теми самыми ангелами, которые ещё до событий Книги Бытия пытались восстать против Бога, но были изгнаны с небес. А дальше в силу вступает тот миф о сатане, которому отныне приходится шалить среди людей.

Те, кто крепок в своей вере, могут не бояться: таки «физические ангелы» — не те мстящие Создателю твари. Встаёт другой вопрос — Провидения, предопределения: откуда берутся пророчества, почему человек приобретает то или иное знание, уверенность в чем-то, откуда знает правду и почему оказывается в том или ином месте. Получили ли ведьмы, шаман, лорд Азриэл и Лира информацию из одного источника? А то, может, Магистериум был не так уж плох, а леди Колтер просто хочет разобраться, почему «ангельская наука» вдруг решила поиграть судьбами людей, не позвав её в общую тусовку, так что ей пришлось ввязаться в неё самой. История же новой попытки свергнуть Бога и новой Евы, по пророчеству ведьм появляющейся, чтобы стать матерью нового человечества — действительно фэнтези, сказочное повествование. Ну и что, что мифология не древняя, алхимическая или из городских легенд — христианская тоже полна своих историй и существ. Будет интересно узнать, к чему все прийдет в последней книге.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, продолжение вызвало... ну не скажу, что разочарование, но несколько умеренный восторг, по сравнению с первой частью. Если перечислить по порядку, то:

1. Фантазия автора дала явный сбой. Показав высокий класс в миротворении в «Северном Сиянии», в «Ноже» Пулман, собственно почти не создаёт новых сущностей. Несколько весьма штампованных страшилок, вроде пресловутых приведений-вампиров и убийц-детей, но не более того. Чем-то напомнило шахматы. Автор разложил доску, расставил фигуры, начал играть, не вводя никого нового.

2. Излишняя жестокость событий создёт явный диссонанс с рамками детского фэнтази, даже написанного для взрослых. Обратите внимание, насколько автор старательно обходит интимные моменты, связанные с любовью и сексом. Ну и вроде бы, законно, главные герои — малолетние дети, даже ещё не совсем подростки. С другой стороны, отрезанные пальцы, головы, выпущенные кишки так и летят со страницы на страницу. Мир «Сияния» был жесток, но не излише жесток. А главное, дамы и господа, он был прекрасен. Сейчас крастота куда-то делась, а жестокость обрела черты жести.

3.Описания красот и чудес иных миров даже во-второй части входит в резкий диссонанс нашего реального мира. Все картины и сцены реальных лондонских улиц прямо-таки дышат депрессией и никчёмностью. Как здоровьечко, мастер Филлип Пулман? Как личная жизнь?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
4. Я очень надеюсь, что третья часть исправит моё впечатление, но главная сюжетная линия второй части мне показалось совершенно дикой, на уровне фанеры. Последняя битва, борьба с Создателем, главная героиня вдруг оказывается новой Евой, которая должна в будущем нарожать будущее человечество, вместо старого. Надо думать от главного героя. Вот только пусть подрастут. Это с такой-то наследственностью? Папочка с манией величия, мамочка — явная уголовница, у будущего муженька, папа — страдающий депрессией шаман, мама — откровенная шизофреничка. Надеюсь автор как-то предотвратит такое развитие событий. пусть герои живут, любят и здравствуют, но только не размножаются. И следует прекратить истреблять основных положительных героев. Иначе до конца третей части не хватит.

В целом, роман продолжает захватывать, занимает сложностью сюжета, интригой. Создаёт впечатление прикоснавению к чему-то грандиозному. Все ещё остаётся прекрасным образцом жанра, а потосму, не смотря на ворчание, получает оценку 8.

«Она почувствовала, как волосы на задней части её шеи встали дыбом.» Не знаю, котого благодарить за такую вегетативную реакцию, автора или переводчика, но вышло сильно... :)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопреки расхожему мнению из всей трилогии больше всего меня увлёк именно «Чудесный нож».

Во-первых Уилл мне нравится много больше своенравной Лиры, хотя и она не лишена своеобразного обаяния, а пройдя сквозь невзгоды становится взрослее.

Действие происходит не в одном мире Лиры в нескольких параллельных реальностях, в том числе и в нашем с вами реальном мире конца ХХ века, что создаёт своеобразное ощущение чуда где то поблизости и раздвигает рамки литературной вселенной созданной автором.

Появляется такой отличного персонажа как Мэри Малоун — своеобразный антагонист миссис Колтер.

Отсутствуют логические несоответствия, коими грешат последнии главы третьей книги трилогии (чем, к сожалению, обедняют весь мир в целом).

Трилогию оцениваю следующим образом:

«Северное сияние» — 9/10

«Чудесный нож» — 9.1

«Янтарный телескоп» — 7.5

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том написан, несомненно, лучше, чем первый — отсутствуют провисания в сюжете, динамика развивается плавно, сюжет более жесткий и мрачный (в одной из сцен явно идет отсылка к «Повелителю мух» Голдинга — произведению довольно тяжелому). Однако многие родовые пятна «Северного сияния» дают о себе знать — в первую очередь это искусственные диалоги, как будто Пулман никогда не слышал, как разговаривают живые люди; многие образы клишированы — автор не создает свою картину, он использует образы других, словно подсовывает не реальную картинку, а то, что ожидается увидеть. Пулман учел минус первой книги и определился со своей аудиторией: появилось упрощенное построение фразы, более понятной подростку, и странные провалы между действиями, как будто герои двигаются рывками, словно вырезаны «кадры» при «монтаже». При пропавшей стимпанковской эстетики, так радовавшей в «Северном сиянии» главным героем неожиданно оказывается не Лира Белаква, а Уилл Парри. Вообще линия семьи Парри прописана очень здорово — она выглядит живой, выпуклой, на фоне дергающейся марионетки Лиры. Создается даже ощущение, что первый и второй тома на самом деле книги, мало что имеющие по отношению друг к другу.

З.Ы. Забавно было, когда Пулман выразил свой страх перед атомной энергией (происхождение Призраков), однако сцена недожата и поэтому смазывается, словно автор побоялся скатиться в назидательность и публицистичность.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проскочив стремительные сюжетные завихрения первой книги, через начало второй я продирался с боями — добрую половину книги там не происходило вообще почти ничего. Я читал и недоумевал, неужели этот тот самый Пулман? Где приключения? Где жесткое запутанное противостояние всех против всех? Почему Лира и этот непонятный Уилл занимаются непойми_чем, когда вокруг кругом враги и все возможные миры вот-вот вывернутся наизнанку и полетят к черту?

К счастью, со временем все стало на свои места. Все герои (и главные, и многие второстепенные, которые в этой книге вышли на первый план) встали на свои позиции и снова закрутили пружину сюжета так, что желание взяться за третью часть становится просто нестерпимым. Недрогнувшей рукой Пулман снова многих обрекает на смерть, а расписывая мотивацию «плохих парней», он придает ей такую эпичность и революционность, что даже как-то язык не поворачивается назвать их отрицательными персонажами. Ибо не все так просто, как кажется на первый взгляд, и от этой неоднозначности многих персонажей теряешь всяческие ориентиры, не зная, за что уцепиться.

Параллельные миры, изначально заметно тормозившие действие, в совокупности с новыми персонажами (и новыми гранями старых) в итоге только добавляют книге глубины и сложности. Даже мне, человеку, привыкшему к многоплановым книгам, подчас было трудно вместить в себя все мотивации героев и все сюжетные перипетии — и это даже несмотря на то, что роман, по сути, эдакий перекресток, на котором собираются силы для финального веселья.

Вот уж не знаю, как автор сможет раскрутить все ниточки, которые он так старательно завязал в тугой узел, как найти в итоговой картине достойное место ведьмам, ангелам, призракам, детям, взрослым, деймонам, церковникам, тартарам, панцербьорнам и черт знает кому еще, но пока что мне этот сумасшедший хоровод очень нравится.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пишу отзыв после второго прочтения книги, поскольку первое дало слишком противоречивые и сумбурные ощущения.

О сюжете и атмосфере. Динамичный, не оставляет читателя равнодушным, хотя и несколько предсказуем. Получают развитие или закрываются некоторые линии, которым было дано начало в «Северном сиянии». Но, с моей точки зрения, автор, уделив немало внимания нюансам сюжета и развитию персонажей, забывает об описательной части — почти нет пейзажей, чувства героев иногда выражены неясно, или же неправдоподобно. В целом книга создает ощущение мостика-перемычки между началом и концом трилогии, объясняющего происходящее дальше или бывшее до того.

О героях. Очень понравилось раскрытие Серафины Пеккала, как самостоятельного персонажа — до этого она встречалась нам в более коротких эпизодах, диалогах. В этой же части королева клана ведьм проявляется скорее с позиции личности, нежели фигуры, героини. Не менее приятно развитие линии Станислауса Груммана, мнимая голова которого была показана в начале первой части и казалась лишь декорацией к происходящему, не обещая какого-либо продолжения в свою сторону. И, конечно, новый главный герой — Уилл, хранитель ножа. Хотелось бы отметить тот факт, что Пулман вставляет Уилла в повествование, наделяя героя собственной целью, ролью, если хотите — судьбой, прорабатывает эту сторону, из-за чего Уилл не смотрится слабым, невзрачным персонажем рядом с бывшей сорвиголовой Лирой. Исключительно жаль прощаться с полюбившимся мне неунывающим Ли Скросби и его деймоном-зайчихой Эстер. Еще одна новая героиня — Мэри Малоун — любопытный образец женской личности, хорошо вписалась в картину происходящего.

О деталях. Призраки, черепа тридцатипятитысячелетней давности, Пещера, Тени, мулефа, срок в триста лет — эти мелочи явно подводят нас, читателей, к чему-то более масштабному. Такие моменты в повествовании занимают не всегда основную или хотя бы важную роль, но составляют опору, сваи, которые его поддерживают.

Итог: 8.5. Хорошая книга, в общем, на уровне всей трилогии, хотя где-то сильнее или слабее. Перечитав, поняла, что это не вершина творчества автора, но одно из самых выдающихся, ярких и претенциозных произведений в жанре за последние десять лет.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вот хотела бы поспорить по поводу религии в книги. Думаю, что беспричинным такое выставление Властителя в скверном свете не является. Возможно, и в правду, сам Пулман утратил веру и захотел донести это до своих читателей. Многим вопрос покажется противоречивым, но согласитесь, что нет и, скорее всего, не будет никогда точного ответа, есть бог, или нет его. В книге выражена точка зрения Пулмана. Он имеет на неё право.

Соглашусь, Чудесный нож — творение далеко не детское. Повествование тяжёлое и более жестокое, чем в Северном Сиянии. Но не кажется ли Вам, что первая книга — это вступление, знакомство, вторая — переход к идее автора, третя — кульминация, и при этом всё грамотно выстроено, чтобы обличить истинное, по мнению Пулмана, устройство мира? Ведь если задуматься — не так-то уж он и не прав. Думаю, сейчас мало кто будет дескутировать в пользу того, что мир светел и лёгок. Это уже в прошлом. И сказка Пулмана для взрослых сердец, начиная с Чудесного ножа, уже менее предназначена для детей.

Моя оценка — 10.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Волшебный нож” Филипа Пулмана – это типичный пример продолжения, которое не во многом, но ощутимо уступает оригиналу. В данном случае дело состоит не так, как оно обычно бывает: в изменении стиля или манеры повествования. Нет. Здесь дело в ритмике, динамике и темпе, которые, в отличие от первой части трилогии, “Золотого компаса”, не столько не выдержаны, сколько банально другие. То есть автор намеренно сделал их отличающимися от того, что было ранее.

“Золотой компас” – это динамичное и насыщенное приключение, полное различных героев и нетривиальных ситуаций. На его фоне вторая книга выглядит слегка блекло: она не хвастает количеством локаций и новоявленных интересных персоналий. Хотя на это она намекает, ибо открывается в полной мере концепция множества вселенных. Но персонажи, отчего-то, топчутся словно на месте. Из-за этого сильно просела динамика, сильно просел дух самих приключений. Это благотворно работает на скуку, но плохо работает с увлечением.

Однако в ином, в своём тематическом базисе, книга всё также верна воззрениям автора. Скорее, ради объяснения всех подводных камней многотысячного конфликта Филип Пулман и был вынужден пренебречь динамикой и разнообразием. Я думаю, сделано это было с полным осознанием этого факта.

Вторая книга его трилогии – это предбанник, пролог к заключительной части. Тогда как первая книга несла в себе функцию заворожить и поглотить, вторая являет из себя краткую плеяду ознакомительных глав этой масштабной истории. Если рассматривать “Волшебный нож” с этой стороны, то всё играет уже совсем иными красками: функция, возложенная автором на книгу, выполнена в полной мере. Но роман-то всё равно остаётся слабее и скучнее своего предшественника… А это жаль. В одном он работает так, как надо: в клиффхэнгерах. Пулман именно им завершает книгу. Он понимает, что читатель может разочароваться частотой и динамикой, и потому заинтриговывает уже по-другому. В первом случае это была скорость и разнообразие. Здесь – неведение и интерес, предъявляемый к дальнейшим событиям, покрытым мраком тайны и печали, которая нещадно покрывает умирающие миры.

“Волшебный нож” куда сильнее отражает воззрения автора на религию и на её историю роль, влияние, которое она имеет на мир и человечество. Куда агрессивней роман демонстрирует разность сторон в плане отношения к ним Филипа Пулмана, в плане того, как коррелирует его осознание мира с миром теологическим в границах нашей реальности. Это не сказать чтобы хорошо, ибо крайне чётко обозначает однородную гамму конфликта – те плохие, а те хорошие. Но вместе с тем автор, что благо, не забывает об неоднозначности героев. Пространные предложения Лиры, непростая судьба Уилла и его отца, роль в повествовании Ли Скорсби. Все они – положительные персонажи. Однако каждый из них всё равно остаётся самобытным героем со своим грехом за душой. И, мне кажется, в этом Филип Пулман отражает суть мироздания. То есть он не насаживает своё восприятие, как двадцать лет назад (да и сегодня) утверждали противники его романов. Он скорее демонстрирует глубину человека и работает на этой многогранности и разности сторон. В случае данного романа – он работает сугубо с личностями. Он заостряет внимание на людях, на их переживаниях и эмоциях. И потому, наверное, теряется динамика.

Итого выходит, что вторая книга не хуже. Она… Серьёзней, что ли. Да, взрослее. Она уже куда более открыта к читателю и куда явственней говорит ему о своих темах жесткими, а иногда и жестокими сценами. Кое-где это даже поражает. Но вместе с тем – это закономерное развитие. Столь же интригующее, как и клиффхэнгер в конце. Так формируется вопрос: “А что же будет дальше?”. Теперь остается только на него ответить.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх