FantLab ru

Терри Пратчетт «Поддай пару!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Голосов:
372
Моя оценка:
-

подробнее

Поддай пару!

Raising Steam

Другие названия: На всех парах

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Очередные изменения на пороге — первый паровой двигатель Плоского мира готов к работе. А это значит, что у Мойста фон Липвига новое интересное дело.

© перевод с английского

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман


Издания: ВСЕ (3)

Поддай пару!
2017 г.
Поддай пару! Вор Времени
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Raising Steam
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После того как Терри Пратчетт в 2007 году объявил, что страдает редкой формой болезни Альцгеймера, он, кажется, развил еще более бурную деятельность, чем обычно, и ни дня не сидит без дела. Он регулярно пишет новые книги, выпускает справочники и путеводители, занимается общественной деятельностью, отстаивает право смертельно больных людей уйти из жизни на своих условиях, другими словами, он не сдается и борется, борется, борется. Ему приходится придумывать все новые способы выражать и записывать свои мысли, ему становится все труднее в повседневной жизни, но, тем не менее, новые книги продолжают стабильно выходить, в ноябре прошлого года вышел очередной роман о Плоском мире «Разводя пары», в июне этого вышла написанная в соавторстве со Стивеном Бакстером третья часть цикла «Бесконечная Земля» The Long Mars, в сентябре ожидается сборник повестей для детей Dragons at Crumbling Castle, совсем недавно было объявлено, что автор работает над новой книгой о приключениях ведьмочки Тиффани Болит...

Но, к сожалению, при всей неиссякаемой энергии и жажде жизни сэра Тэренса, его состояние начинает сказываться на качестве его книг. Прежде всего это выражается в том, что практически во всех вышедших за последние годы романах о Плоском мире Пратчетт раз за разом повторяется и пишет об одном и том же: о торжестве прогресса над мракобесием, о важности толерантности, эмансипации, равенства полов и других подобных вещей. Мы раз за разом видим, как свою нишу в пестрой палитре красок Анк-Морпорка занимают гномы, тролли, големы, орангутанги, орки, гоблины, профессора Незримого университета и даже Шнобби Шноббс. Не стал исключением и новый роман.

«Разводя пары» продолжает тему развития индустриальной революции в Анк-Морпорке. Следом за печатным станком, телеграфом и другими полезными вещами цивилизация открывает паровой двигатель и железные дороги. Нововведение существенно перекраивает экономическую карту Плоского мира и приносит множество бонусов тем, кто лучше всех смог адаптироваться под постоянно изменяющиеся и крайне интересные времена. И здесь на первый план выступают гоблины, социализация которых усилиями Сэма Ваймса началась еще в «Дело — табак» и успешно продолжилась в следующей книге.

Вторым моментом из серии «где-то это я уже видел» стала сюжетная линия с очередной смутой в рядах гномов. Убервальдские сепаратисты, ратующие за всяческое прекращение контактов подгорного племени со всем остальным миром затевают целую серию террористических актов и объявляют настоящую войну железной дороге. Все это было бы очень интересно, если бы гномьему вопросу не были практически полностью посвящены «Пятый элефант» и, в особенности, «Шмяк», после которых тему можно было закрывать в принципе. Тем более что искусственно раздуваемый большую часть книги конфликт в конце оборачивается банальнейшим пшиком и самоустранением противоборствующей партии.

Но при этом главными героями книги все-таки остаются паровозы и железная дорога. Пратчетт с искренней любовью и настоящим детским восторгом рассказывает о принципах работы парового двигателя, эволюции первых паровозов и о постоянном развитии сети железных дорог. Читать об этом по-настоящему интересно, хотя повествование то и дело перемежается сюжетными вставками, рассказывающими о положении дел где-нибудь в другом уголке Плоского мира. Из-за этого повествование разбивается на сотни маленьких эпизодов, центральными персонажами которых становятся или лица, знакомые нам по предыдущим книгам, или совсем уж незнакомые товарищи, участие которых ограничивается всего одним эпизодом и забывается еще до того, как переворачивается очередная страница. Все это порой существенно сказывается на темпах действия, которые порой падают до скорости засыпающей улитки. При этом некоторые эпизоды показаны настолько поверхностно, что возникает впечатление, будто перед нами выжимка из более объемной главы, которую затем подвергли безжалостной усушке и утруске и представили в виде очень краткого пересказа. Тем не менее, заскучавшего и потерявшего бдительность читателя то и дело поджидают мастерски подготовленные сюрпризы, заставляющие взглянуть на происходящее с новой стороны.

Главным героем книги, если не брать в расчет паровозы и железные дороги, является самый успешный предприниматель в новейшей истории Анк-Морпорка, и нет, мистер Достабль, речь идет отнюдь не о вас. После восстановления работы городского почтамта, банка и печатного двора, перед заскучавшим было Мокристом фон Губвигом встает задача контролировать Анк-Морпоркское гигиеническое железнодорожное общество, в котором он должен представлять интересы государства и следить за тем, как превратившийся в железнодорожного магната Гарри Король и очередной гениальный самородок Дик Симнелл прокладывают железные дороги отсюда и до самого Убервальда.

Резюме: «Разводя пары» остается очень вторичной книгой по сравнению с другими произведениями Пратчетта, но в то же время превосходит по качеству ряд его последних произведений. Кроме того, сам факт того, что сэр Терри продолжает трудиться не покладая рук и не обращая внимания на ухудшающееся здоровье, вызывает безграничное уважение.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мало того, что повсюду появился этот жуткий телеграф! Мало того, что дварфы толпами переселяются в отвратительный Анк-Морпорк и теряют там всяческую связь с единственно возможным для истинного дварфа подземным образом жизни! Мало того, что Нижний Король приветствует всякие нововведения и ратифицирует мирный договор с троллями! Мало того, что мерзкие гоблины вылезли на поверхность Плоского мира и снуют теперь повсюду, ставя под вопрос исконное право дварфов самим сновать повсюду, вылезая на поверхность Плоского мира! Мало того! Мало! Теперь ещё и кощунственная Железная Дорога грозит соединить Анк-Морпорк с Убервальдом!!!

Разве возможно такое стерпеть? Никогда!

Поэтому экстремистское подгорное подполье начинает диверсионную войну. И на плечи командора Ваймса возлагается задача разобраться с экстремистами. А на плечи Мойста фон Липвига — задача обеспечить в немыслимо короткие сроки создание скоростного железнодорожного маршрута до Убервальда. А на плечи големов... Ну, их-то плечи выдержат почти всё, что бы на них ни возложили. Даже... Нет, об этом лучше ничего не говорить...

«Разводя пары» — роман достойный, привычно забавный, изобретательный, полный дыхания наступающих на Плоском мире «новых времён». Достойный — но, увы, для Пратчетта рядовой, написанный на энергии набранной предыдущими книгами инерции и почти лишённый собственной оригинальной игры. Хуже того, основательно поигрывающий в те игры, которые были довольно основательно заиграны в предыдущих романах и уже не выглядят, мнэээ, достаточно свежими...

Впрочем, многим любителям цикла роман, несомненно, придётся по вкусу — ибо повторение прежних авторских находок читатели часто считают достоинством, а не недостатком. Таким, как мне представляется, жаловаться будет не на что. Им хватит внезапного (сюрприз!) появления на Плоском мире гномов (не путать с дварфами, которые тут уже давно!) и вообще широко взятой паровозно-железнодорожной темы.

А я — я буду грустно и обиженно сопеть и ждать следующую книгу «Плоского мира», рассчитывая на неизвестно какие открытия.

И лучше бы они действительно были неизвестно какие.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кому нравятся железные дороги и поезда? Очень, очень многим. И ограничения по возрасту и полу здесь не работают – ведь и взрослый дядька (к примеру) может тешить внутреннего ребенка, вечером запираясь в своем кабинете и сооружая новый виток дороги, по которой затем пустит достоверную модель паровоза полуторавековой давности, непременно с тендером, полным угля и, само собой, почтовым вагоном. И будет очень счастлив.

Данная книга таким людям будет интересна особенно, поскольку очень точно передает тот восторг, щедро делиться им, особенно в первой части книги. В мир пришло нечто новое, необычное, чудесное в своей абсолютной научности. Олицетворение будущего и символ перспектив – и нужно лишь не пугаться и не хвататься за рамки привычности. Очень интересно читать, как главные герои с этим справляются. Кто-то отдает всего себя на новое дело, кто-то еще сомневается, но понимает, что иного выхода нет, кроме как присоединиться к бравому маршу прогресса.

Вторая же половина книги неожиданно об ином. На первый план выходит гражданская война гномов, зревшая давно, но все же вспыхнувшая жарким пламенем, захватившим не только под-горы, но и все места жительства этого народа. И теперь главным героям предстоит решать не только проблемы железной дороги, но еще и тушить этот пожар – ведь иначе мир поглотит хаос.

Кроме того, поднята вскользь тема другого народа, гоблинов, попытки выжить в условиях постоянных гонений, несмотря на официальное признание их равной людям расы…

Таким образом, мы обнаруживаем многообразие тем и сюжетных веток, постоянно чередующихся и демонстрирующих ситуацию с разных сторон. Поэтому, к сожалению, имеет место быть условность в происходящем, в некоторых случаях заметно портящая радужность начального впечатления от книги.

Железнодорожная компания стремительно несется к успеху, первой предлагая новые технологии, услуги и рабочие места. А конкуренции нет. В Анк-Морпорке, городе с вековыми традициями ушлости и продажности, не находится предприимчивых людей, способных озолотиться на чужом успехе. Нет промышленного шпионажа, нет подкупов, нет рейдерства. И дело вовсе не в замечательных учредителях Компании, вроде известного бизнесмена города Гарри Короля, фон Липвига, «доброго» мошенника с подвешенным языком и гениального изобретателя.

Или, правитель города лорд Витинари желает железный путь в тысячу с лишним миль в соседнюю страну. Желает уже вчера. И хоть тут тресни, а выполни волю главы города. Только – зачем? Он гениальный градоначальник и знает больше, чем другие, спору нет, но читатель-то тоже хочет приобщиться к этому знанию, узнать мотивы, ради которых стоит спешить, нервничать и загонять рабочих.

Впрочем, в итоге оказывается, что Компании труда не составит проделать указанный путь, и никакие возникающие препятствия их не остановят. Т.е., никакой драмы и отчаяния. Поверхностность.

Еще есть гномы-консерваторы — неразборчивы в методах и жестоки в своих попытках захватить власть. На их счету поджоги, взрывы, запугивания, подкупы и убийства. Но стоило только обратить на них внимание мировой общественности, как все ячейки рассыпались, убеждения пересмотрелись и почти все раскаялись. Отсюда следует вопрос – как тогда они вообще сумели организоваться? Почему раньше диверсии были успешны, а стоило только столкнуться с железной дорогой, как все навыки растерялись? Удача изменила? Боги отвернулись? В Плоском мире такое возможно, только в данном случае кажется совсем уж притянутым за уши.

И т.д.

Примерно также дело обстоит и с персонажами. Цикл начинается о фон Липвиге, а завершается почти обо всех знаковых персонажах Плоского мира, не хватает разве что ведьм, неудачливого волшебника Ринсвинда, да некоторых стражников. Внимание уделяется всем поровну и вместе с тем – рассеивается. Не показано, как мог бы развиться тот или иной герой в свете изменений, происходящих в мире, только намеки на это.

Продолжать можно долго в подобном тоне, но возникает все тот же вопрос – зачем? «Поддай пару!» все-таки очень качественный роман, содержащий в себе уйму серьезных тем, череду добротно выписанных героев и, само собой разумеется, мир, как всегда восхитительный, да к тому же еще и полный новых элементов. Читать его приятно и интересно, несмотря на общее нагромождение поднятых проблем, обстоятельного разбирательства которых хватило бы еще на несколько книг.

Впрочем, если предположить, что автор таким образом показал, как мир на самом деле сложен, как множество событий происходят одновременно, переплетаются, зависят друг от друга и от случая, все становится на свои места. Всё никак не охватить, как ни старайся. Остается лишь принять, проанализировать и не допустить в дальнейшем.

Ну а завершить данный текст можно следующим: вместе с финалом книги, завершением цикла о фон Липвиге приходит понимание, что и Плоский мир, каким мы его знали, также перестал существовать. Сказочность, волшебство потеснено технологиями, прогрессом, и возврата назад уже не будет. С одной стороны, это замечательно – ведь такие горизонты открываются при симбиозе магии и науки, а с другой – грустно. Мир становится сложнее и непонятнее. Стоит чуть зазеваться, как можно запросто отстать от реалий, бегущих вперед на всех парах. И останется только ворчать, мол, в наше время так не торопились, и все было четко и ясно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Инженер-самоучка из Сто Лата, продолжая дело своего безвременно погибшего отца изобретает паровой двигатель и строит первый на Диске паровоз. А там недалеко и до первой железной дороги. Финансировать проект соглашается Гарри Король – золотарь, сколотивший фантастическое состояние на нечистотах. Но Патриций Витинари с подозрением относится к технологиям, и отправляет Мокрица фон Липвига разобраться, что это за машина – паровоз, и что она может принести городу...

«Поддай пару» – последняя серьёзная книга Пратчетта о Плоском мире (детские истории про девочек-ведмочек, просьба не предлагать). Казалось бы, имея накопленный объём интересных персонажей и нестандартных находок, автор должен развернуться во всю мощь, и выдать лебединую песню... Но нет. Роман неладно скроен, и разваливается на два кусочка ровно в середине – первая часть о том, как железная дорога пришла на Диск, а вторая – «Возвращение короля» по-пратчеттски (Король-под-горой возвращается на поезде в своё королевство). О да. Очень увлекательно.

Более того, многочисленные авторские наработки наоборот мешают созданию свежей истории. «Поддай пару» – это неловкая компиляция того, что мы уже не раз читали в историях о Плоском мире. Можно ставить галочки по списку. Внутренние распри гномов? Есть. Политические интриги хитромудрого и вездесущего Витинари? Есть. Сила веры, способная творить чудеса? Есть. Овладение новыми технологиями? Есть. Равноправие всем даром, пусть никто не уйдёт обиженным? Есть. Ваймс? Есть. И, разумеется, последние две темы, наиболее любимые Пратчеттом, занимают большую часть текста. «Не все гномы плохие, почти все гоблины хорошие, женщины могут гордиться тем, что они женщины, а Ваймс... ну, он крут» – вот основные лейтмотивы романа. И всё бы ничего, если бы для того, чтобы донести эти уже сотню раз повторённые вещи Пратчетт не обвешивал и без того неторопливое повествование кучей побочных линий и откровенно филлерных эпизодов.

На фоне всего этого сборища второстепенных сюжетов и подсюжетов теряется главный (казалось бы) герой – Мокриц фон Липвиг. Хотя из очаровательного жулика, каким он был в предыдущих томах, Мокриц превратился в заядлого семьянина, добропорядочного гражданина, настоящего трудягу, и оттого изрядно поскучнел как персонаж. Да, он по-прежнему считает, что для того, чтобы жить, нужно делать невозможное, но что же такого невозможного он сделал? Какую особую хитрость проявил по сравнению с самим же собой времён «Опочтарения»? Большинство его побед вынесены автором за скобки, потому что, видимо, сочтены малозначительными. Куда интереснее автору процесс перевоспитания, зашедший слишком далеко. Невиданное дело, Мокриц в этой книге больше работает руками, а не головой! Но перевоспитавшиеся негодяи – очень скучные типы (спросите у Йона Колфера и его Артемиса Фаула).

Конечно, не всё так плохо – сорок лет писательского опыта у Пратчетта не позволяют роману скатиться в откровенную халтуру и графоманию. Местами события захватывают, отдельные эпизоды заставляют переживать за персонажей, над чем-то можно усмехнуться (хотя последние романы Пратчетта «юмористическими» можно считать лишь формально). В целом это добротная книга, пусть немного нескладная и перегруженная. Просто ожидания были слишком завышенными.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Часть цикла о Плоском мире, посвященная командору Ваймсу, всегда казалась мне достаточно мрачной, и становилась все более и более мрачной от книги к книге. Два романа о Мойсте фон Липвиге, напротив, скорее нереально жизнерадостны. Raising Steam можно считать пересечением этих двух циклов. Поэтому здесь, с одной стороны, присутствует цинизм политики, с другой — страсть к риску и легкая безбашенность. Но, как бы там ни было, Плоский мир сам по себе — довольно оптимистичное место. Да, этот странный мир меняется на глазах, и многих его жителей могут пугать эти изменения. Но на Диске они всегда — всегда! — к лучшему. И если кто-то говорит: «время для ... (паровых машин, признания новой расы, любых других изменений) еще не настало!», ответ всегда будет: «... уже здесь, значит, сейчас самое время».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга о Мойсте фон Липвиге порадовала, хотя это уже не тот Мойст и не тот Плоский мир, который был даже в первой книге серии. Это произведение о неумолимом прогрессе, который не остановить и не удержать. Плоский мир быстро, практически на глазах меняется, и никто не избежит влияния прогресса: ни захолустные деревушки Сто Лата, ни поселение высоко в горах, ни даже Убервальд.

Книга не столь великолепна, как предыдущие, не столь сюжетно нова, как уже отмечали другие прочитавшие. Но сэр Терри остается собой и читать его творение по-прежнему одно удовольствие. И новые, и старые герои по прежнему радуют своим присутствием. Только вот Шпильки было маловато.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В завершающей части трилогии Мойст если и не уходит со сцены совсем, то как минимум чуть отступает в сторону. Повествование явно делает серьёзный крен в сторону почти всех действующих лиц, которых здесь навалом. С новой стороны себя открывает Король, вспоминается о леди Марголотте и гномах, неоднократно заявляет о себе супруга ГГ, изобретатель «Ласточки», да и она сама, а Витинари нигде ещё не играл настолько значимую роль, как здесь.

Правда, и новых лиц здесь прям совсем-совсем немного, но себя они отыгрывают в достаточной степени.

Ну и главный конфликт разобран прекрасно — тема неминуемости перемен занимает практически всю смысловую нагрузку книги. Что с этим делать? Как недопустить лишних жертв? Как это вообще отразиться на нашей жизни? Ничего принципиально нового Пратчетт здесь не заявляет, но и задуматься есть над чем. Тема одухотворения механизмов получилась не слишком убедительной, для себя я сделал заметку, что через несколько лет Ласточка пополнит пантеон Плоского Мира).

А во всём остальном книга просто хороша. Юмор, диалоги и персонажи вполне себе на уровне, хоть и надо понимать, что «Поддай пару!» — всё же не лучшее творение автора.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю Терри нашего Пратчетта, читаю и перечитываю. Но здесь слишком многовато (хотел сказать — воды) пара. Перебор с повторами о «Железной ласточке», о «наступлении нового времени», о том же Гарри Короле, да и вообще... Лучше бы про Витинари со Стукпостуком столько повторов было, их в любом случае много не бывает...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В связи с тем, что каждая новая книга автора о Плоском мире может стать последней, позднее творчество Пратчетта тяжело оценивать. Это касается и «Raising Steam».

Сюжет произведения во многом продолжает и углубляет линии из поздних романов о Ваймсе (его самого здесь не слишком много): гномо-тролльи взаимоотношения после открытий в Кумской долине («Шмяк») и социализация гоблинов («Дело табак»). В центре технологических и политических событий, связанных с приходом железных дорог на Диск, привычно находится Анк-Морпорк с его пестрым населением и кипящим прогрессом (в книге есть место и газетчикам из Правды/Таймс, и семафорам, и международным интригам).

Липвиг в романе является основной движущей силой, однако занимает меньше места, чем в «Опочтарении» и «Делай деньги». Тема гномьих фундаменталистов-террористов и эмансипации гномьих женщин откровенно утомила, так как была сполна раскрыта в цикле о Страже, и это, пожалуй, главный минус романа. В то же время «технологическая» сторона романа мне очень понравилась, как и предыдущие книги Пратчетта о развитии технологий в Плоском мире.

Книга, конечно, уступает лучшим произведениям Пратчетта как по новизне, так и по юмору. Впрочем, если брать сам подцикл о Липвиге, то «Raising Steam» смотрится интереснее слабого «Making money» и должна понравиться поклонникам автора.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До странного для Пратчетта нудная книга, тем паче, что должна бы рассказывать очередную лихую аферу Мокрица, который после создания банка живет припеваючи, а на деле полна канцелярщины, технических деталей и совершенно не интересных сюжетных недомолвок. Мокриц – авантюрист и плут, работающий мозгами, отчего первые две книги о нем были хорошим приключением с интересными надувательствами. Но завершающий цикл роман тяжел, громоздок и неповоротлив, что первый паровоз Плоского мира, а о каком-то глобальном надувательстве, увы, даже строчки нет. Единственный трюк, проворачиваемый Мокрицом, предугадывается и разгадывается моментально.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх