Эдгар Аллан По «Король Чума»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Два матроса, пропьянствовав в трактире и не заплатив за выпивку, спасаются бегством. В пьяном запале они перелезают через ограду заставы, которая отгораживает пустынные чумные кварталы от здоровой части Лондона. Спасаясь, моряки попадают в лавку гробовщика, где за столом восседает сам король Чума Первый с королевой и свитой. Другие бы умерли от страха, но пьяным море по колено...
Входит в:
— условный цикл «Tales of the Folio Club»
— сборник «Гротески и арабески», 1839 г.
— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne, tom I», 1913 г.
— антологию «Beyond the Curtain of Dark», 1966 г.
— антологию «Американская романтическая проза», 1984 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.
— журнал «Супер Триллер №20 (143)», 2007 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 15 марта 2019 г.
Буквально вчера целый день посвятил творчеству Говарда Лавкрафта. После пятого прочитанного рассказа стали раздражать герои, которые пугаются любого шороха, а при виде тусклого свечения воображают такие ужасы, что не могут передать словами, и, как нервические девицы, излишне туго затянутые в корсеты, падают в обморок. А ведь герои Лавкрафта — вполне себе взрослые мужчины! В детстве их что ли роняли?.. Или топили в ванне?..
И вот я переключился на По. В который раз с огромным удовольствием перечитал этот рассказ, где смешное соседствует с жутью, где герои, пусть и принявшие на борт галлоны горячительного, ведут себя как мужчины: отстаивают своё мнение, ухаживают за дамами, встревают в драку и уносят живую добычу на шхуну. Ну наконец-то! Простые моряки, не умеющие ни читать, ни писать, ведут себя в сто раз мужественнее изнеженных героев Лавкрафта.
Рассказ можно перечитывать бесконечно, и образы действующих лиц выписаны великолепно (в отличие от ГФЛ, где сплошь «неописуемые цвета», «невыразимые звуки» и «непередаваемые словами чудища»).
TwoSouls, 23 января 2008 г.
Прочитав рассказ, сразу вспомнился мультик про казаков и нечистую силу, теперь понимаешь, откуда они черпали вдохновение
piglet, 8 декабря 2008 г.
Когда читала, в голове постоянно звучала «фонограмма» из прекрасной постановкм прекрасных «Маленьких трагедий» Пушкина... Дополняя атмосферу
Yazewa, 3 марта 2008 г.
Произведение, сильное своей потрясающей контрастностью. Впечатляет чрезвычайно!
ozor, 1 мая 2006 г.
Серёжки, попадающие при улыбке в уголки рта — это финиш! Один из лучших образцов хоррора с юмористическим черным изюмом. Живописуемо до чертиков!
gams, 13 марта 2006 г.
Очень «Веселенькое « произведение-мое любимое-как авторт умудрился засунуть между строк такой кусок мудрости.Сильная вещь-как,По смог описать,дать жизнь,сделать живым Чуму-Просто потрясно!!!:pray:
njs, 15 мая 2006 г.
потрясающе. удивительный английский (хорошо, что знаю и сумела впервые прочесть это произведение в оригинале)
baroni, 19 октября 2007 г.
Прекрасные зарисовки пораженного чумой средневекового Лондона. Непостижимым образом рядом соседствуют трагедия и фарс Очень яркий, почти что кинематографичный рассказ.
Вертер де Гёте, 25 ноября 2007 г.
Один из наиболее интересных рассказов По.Гротескными образами и чёткими,просто фотографическими описаниями чумных кварталов,лично у меня,
вызвал ассоциации с гравюрами Дюрера и картинами Брейгеля.
Ishamael, 7 июня 2013 г.
Емкий, но очень красочный рассказ. Накал повествования захватывает с самого начала и переносит мысли читателя в Лондон XIV века. На деле, кажется, что автор и был один из матросов. Собственно последние этакая гротескная парочка сильно выпивших матросов, которые, как показало повествование, не потеряли головы. Заседанию чумной аристократии, в особенности описанию каждого поименно, уделено достаточное место и не зря. Сама их внешности и обстановка располагают к той мистике, которой хотел добиться автор. Бесспорно признаки психоза, как массового, так и единичного в такое невообразимо страшное время как Черная Смерть встречались повсеместно. Вспомнить хотя бы хореоманию, страх искажает человека. Вот и здесь произошло примерно тоже. Снова у По встает проблема души, только здесь она перемежается веселостью и лихачеством матросов. Конец мне понравился, матросы молодцы, не растерялись.
alex1970, 30 декабря 2010 г.
Жуткий рассказ, описывающий эпидемию чумы в Лондоне. Финал несколько смазывает впечатление от произведения, но он совсем неплох.
Два морячка по пьяни пускаются в опасное путешествие по чумным районам и встречаются с незабываемыми персонажами.
Написано действительно страшно. Классика есть классика.
Ruddy, 15 марта 2007 г.
Отличное описание! Представляешь всё сразу... А уж концовка просто «ах», радуешься неимоверно великим деяниям людским! =) :pray:
Orm Irian, 19 декабря 2013 г.
Наверное, самая странная вещь у По. Ну или одна из. Опять пир во время чумы, но самый макабрический и гротескный, который только можно себе вообразить. Комическая сцена с двумя матросами перемежается жуткими описаниями чумного района Лондона, закрытого на карантин во время Черной Смерти. Но есть люди, которых жажда наживы не остановит даже перед смертельной опасностью.
Помещение, в котором проходит пьянка странных персонажей, вполне следует традициям автора и достойно пополняет коллекцию созданных им интерьеров, которые сами по себе заслуживают отдельного внимания и изучения. Но сами персонажи... Поскольку в подзаголовке сказано, что это «рассказ с аллегорией», некоторые ученые приходят к мысли, что странный грим актеров — это изображение человеческих пороков. Если учесть, в каком столетии происходит сие действо, такое объяснение вполне вероятно — в Средневековье даже издавались отдельные книжечки, где объяснялось, какие черты внешности отвечают каким чертам характера, то есть любая карикатура несла в себе морализаторский символический смысл даже внешним видом изображенных персонажей. И вот такая средневековая карикатура оживает вдруг на страницах рассказа. И смысл соответствующий есть — показать ничтожность людей, которые смеют пренебрежительно относиться к смерти. И в этом все Средневековье — это соединение строгой христианской морали и пестрого карнавала, наполненного гротескными костюмами и плотскими утехами. И надо всем этим витает смерть. Или даже не над, она — постоянный участник карнавала на равне со всеми, она постоянно среди живых. А в эпоху Черной Смерти — тем более.
Мне эта вещь больше всего напоминает картины Иеронима Босха. Или многочисленные изображения пляски смери, бывшие популярными сюжетами на протяжении многих столетий. Сложно оценить это произведение однозначно, но оно, вне всяких сомнений, стоит ознакомления. Довольно интересный образчик художественной фантазии автора.
Paganist, 23 сентября 2017 г.
По, конечно, мастер гротеска и мистики. В этом рассказе они сплетаются чрезвычайно гармонично. Ощущение нереальности происходящего достигнуто путём вдребезги замутнённого алкоголем сознания двух героев рассказа — и это удачный ход. Ведь не понятно, это матросы допились до чёртиков, или же всё происходит на самом деле.
По мере прочтения очень живо представлял себе все детали. Из «Король Чума» получился бы замечательный мультфильм.