fantlab ru

Эдгар Аллан По «Вильям Вильсон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
736
Моя оценка:
-

подробнее

Вильям Вильсон

William Wilson

Другие названия: Уильям Уильсон

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 117
Аннотация:

Вильям Вильсон, сумасброд и раб дурных привычек, на протяжении своей жизни постоянно сталкивается со своим полным тёзкой, который еще и родился в один день с ним, но является его полной противоположностью по характеру. Их соперничество длилось долго, страсть к пороку и бесчестью у одного и добродетель у другого. Только убив его в неравном поединке, Вильям Вильсон понял, что это было его второе «Я» и теперь он безвозвратно потерян для общества и жизни.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Экранизации:

«Три шага в бреду» / «Histoires extraordinaires» 1968, Франция, Италия, реж: Роже Вадим, Луи Маль, Федерико Феллини


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1912 г.
Избранные рассказы
1935 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Американская романтическая проза / American Romantic Tales
1984 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Лигейя
1988 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Ловец человеков
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
В смерти - жизнь
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Мистификация
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Золотой жук
2004 г.
Мистификация
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Маска Красной смерти
2005 г.
Маска Красной Смерти
2005 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Убийства на улице Морг
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Мистификация
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Четверо Благочестивых. Золотой жук
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Мистификация
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
17 рассказов
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Человек толпы
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Черный кот
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические истории. Тайный сообщник
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Маска Красной смерти
2021 г.
Убийство на улице Морг. Мистические рассказы
2023 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1935
1935 г.
(английский)

Аудиокниги:

Маска Красной смерти
2008 г.
Маска красной смерти
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom II
1913 г.
(польский)
The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)
Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
Phantastische Träume
1983 г.
(немецкий)
The Mammoth Book of Ghost Stories
1990 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
1993 г.
(английский)
The Armchair Horror Collection
1994 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
The Television Late Night Horror Omnibus
2003 г.
(английский)
Провалля і маятник
2006 г.
(украинский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кому-то эта новелла от «мастера готики и мистики» покажется странной, туманной и в чем-то неясной. Противостояние двух антагонистов с одинаковой фамилией и разной моралью при поверхностном взгляде утомляет и даже раздражает. Пока не вчитаешься в текст глубже и не вникнешь в самую суть. Тогда тебе откроется истина, что рассказ здесь не о битве двух разных взглядов на жизнь, а о борьбе порока с совестью внутри одного и того же человека. Порок толкает героя повествования на разного рода мерзости и глупости, а совесть старается спасти душу этого упертого негодяя. Автор дает это понять косвенно, вскользь упоминая всего 3 факта:

1. обоих антагонистов зовут одинаково и выглядят они как близнецы,

2. необходимость их друг в друге, несмотря на явные расхождения в морали,

3. «невидимость» для окружающих светлой половины Уильяма Уилсона.

Понятно, что всё это можно объяснить, допустив, что рассказчик страдает раздвоением личности как у героя фильма «Бойцовский клуб». Хорошо понимая всю порочность своей натуры, он придумывает себе невидимого собеседника, воплотившего в себе все понятия идеала, и яростно спорит с ним по поводу своих поступков и взглядов. Но ущербное воспитание, полученное от таких «мастеров» двуличия, как пастор-учитель Брэнсби, перетягивает чашу весов. Равновесие нарушено. Уильям идентифицирует себя с темной половиной, но разумом понимает существование светлой и даже в чем-то признает ее главенство. Именно слабость темной половины заставляет его в свое время оставить пансион, надеясь укрепить позиции своего развращенного «я». Уже в Итонском колледже, ведя бесцельно-пустую жизнь городского повесы, он вновь сталкивается со своим alter ego и понимает, что их конфликт далеко не исчерпан и сражение за душу продолжается. Уилсон страдает от этой борьбы, понимая слабость и неправоту темной половины, не имея воли и желания ее победить. В итоге он все глубже и глубже погружается в грех, отрезая себе все пути к отступлению. Финал закономерен: совершив низкий поступок по разорению богатого (но доверчивого) товарища, он понимает, что стал отрицанием самого себя. Alter ego уличает его в шулерстве и доводит до крайности. Если б второй Уилсон был во плоти, первый непременно убил бы его тогда, но как символ ему достается только плащ alter ego — это последнее из предупреждений умирающей совести. Когда герой новеллы не внимает и ему, вершится последний акт трагедии: темная половина избавляется от светлой окончательно и бесповоротно. Занавес.

Часто ли мы слушаем свою светлую половину? Признаемся честно: большинство людей делает это крайне редко. Причин тут множество: и материальная выгода, и желание выделиться среди общей «серой» массы, и зависимость от сильных мира сего, и даже «производственная необходимость»... Но результат один — добра и справедливости в нашем мире становится всё меньше и меньше. Когда оно исчезнет совсем, этот мир станет Адом. Самое печальное, что Библия уже две тысячи лет назад предупреждала, что любой ад на земле делается человеческими руками. Почему мы никогда не прислушиваемся к вековой мудрости?

----------

ИТОГ: философская притча о борьбе Света с Тьмой внутри каждого из нас. Тьма берет верх над слабыми личностями, ибо для этого ровным счетом ничего не нужно делать. За Свет же нужно бороться изо всех сил, поэтому на такое способны только сильные личности. Но с каждым поколением их становится всё меньше и меньше...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Вильям Вильсон» не так прост, как может показаться. Двойник-противоположность в качестве альтер-эго — это уже интересно, вне зависимости от способа раскрытия темы. По верен себе и своему стилю: вычурный, местами уж слишком витиеватый, язык, постепенное погружение и резкая развязка. Но дело даже не в языке и структуре произведения. Дело в идее. А она также глубока, как и символична.

Фактически это исповедь гуляки и повесы, утратившего шанс на спасение грешной души. Местами двойник героя представляется реальным человеком, местами — плодом воображения главного героя. А терзания героя напоминают акт самокопания, борьбу светлого и тёмного начал внутри, а не внешнее противостояние с настоящим, живым персонажем.

Показалось, что рассказ несколько созвучен с «Портретом Дориана Грея», и с некоторыми положениями психоанализа. Иными словами, есть над чем подумать. Не шедевр, нет. Но весьма сильный рассказ. Один из лучших у По.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вильям Вильсон — самый мой любимый персонаж из всех произведений По. Волевой, решительный — грехов за ним я не увидел. Обыграть простака в карты, разорить дочиста — право же, это сущая безделица. Осчастливить красотку-жену мерзкого старикашки — ну так что в том плохого? Кто из нас, братия, поступил бы иначе?

Отстоять свою свободу, свою жизнь с холодной сталью в руках — это высшая доблесть для мужчины, я просто восхищён Вильямом. Признаюсь, по ходу повествования я опасался, что он спасует перед трудностями и отступит, как многие другие герои По, но не из того теста оказался наш Вильсон.

А тот, другой... Глупец, потратить всю жизнь на такой идиотизм... Концовка рассказа — полный восторг!

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная, душераздирающая исповедь человека, который всю жизнь балансировал на грани добра и зла, в которой он поведает, что же заставило его в конце концов выбрать путь бесчестия и порока. Читателю предстоит погрузится в воспоминания главного героя, чтобы вместе с ним пройти его жизненный путь и понять, что толкнуло его на эту скользкую дорожку.

Перед нами история юноши честолюбивого и стремящегося к победам и ярким впечатлениям, для достижения которых, увы, он использует самые дерзкие и бесчестные методы, все дальше усугубляя свое положение. Но за ним по жизни неотступно следует таинственный двойник, являющийся ничем иным, как его совестью, который останавливает его в самый последний момент до того, как он совершил бы поступок, находящийся за гранью настоящего зла, а не просто порочного развлечения. Но Вильям Вильсон объявляет войну своей светлой половине и побеждает ее, тем самым убивая себя «для мира, для небес, для надежды». И больше ничего не стоит на пути между ним и истинным злом, что в итоге и приводит к трагедии, с которой и началось повествование.

Тонкий философский рассказ о внутренней борьбе светлой и темной половин человеческой сущности с явным преобладанием в ней второго... Кажется, что в этом рассказе талант писателя достиг апогея, настолько живописно, эмоционально, тонко передана и атмосфера повествования, и переживания и раскаяния главного героя. Просто поразительный рассказ. После его прочтения ни у кого бы не осталось сомнений, что Эдгар Аллан По — литературный гений, человек, чувствующих и видящий то, что не дано увидеть и почувствовать многим другим, и с необычайным мастерством и талантом умеющий облачать свои мысли и чувства в словесную форму.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, ничего нового для себя не вынесла из этого произведения. Тема двойников, их влиянии на судьбу человека, добром и злом началах в каждом из нас — всё это есть и у достоевского в «Двойнике», и у Есенина «Черный человек»... Даже не знаю, стоит ли рекомендовать это произведение, я думаю, если вы прочтете вышеуказанных авторов, то тема эта будет для вас полностью раскрыта.... Оценка: 6.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Извечная тема: ты — твой самый сильный враг. Но на данную особенность Эдгар Аллан По решил взглянуть не со стороны добродетели, а со стороны человека близкого к отнюдь не благим деяниям — это безоговорочный плюс и в своей мере особенность да оригинальность данного рассказа.

Что уж говорить: стиль и обширность языковых познания По, делает даже обыденное описание в его исполнении жутко интересным. А аллегории, явственно выраженные между двумя основными лицами, волей не волей, но заставляют задуматься: как бы стараться в таковом обществе и своё Альтер эго не потерять.

Ведь, как известно, в нас борются два волка: белый да тёмный. И победит тот, которого мы больше кормим — в «Вильям Вильсон» Эдгар Аллан показывает нам героя, который «кидал кость» не тому хищнику, в конце концов став на него подобным.

Прочтите данное произведение. Оно бесспорно заставит задуматься о правильности выбора, и невозможности вернуть упущенный момент...

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всю жизнь от дурных поступков Вильяма Вильсона удерживало только его альтер эго, некое воплощение совести. Убивая его, главный герой окончательно губит свою душу, скатываясь в пучину мрака и зла. Само собой, всё это — только метафора, По повествует нам о том, как человек сам убивает в себе свои лучшие качества, превращаясь в чудовище. один из первых образцов психологической фантастики.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый, захватывающий рассказ, но развязка становится понятна уже на первых страницах.

В любом человеке есть противостояние добра и зла.Однако у главного героя Вильяма Вильсона оно выразилось в раздвоении личности.В результате чего его совесть гуляла где-то вдали от него и наведывалась только во времена его крайнего распутства.

Не могу сказать что это самый лучший рассказ По, но однозначно один из.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едва ли не в каждом рассказе По можно найти интересные идеи и образы, но, к сожалению, частенько тяжеловесная манера изложения мешает их восприятию. Таким мне показался и «Вильям Вильсон»: многословно, пафосно и предсказуемо. В ситуацию, когда герой понимает, что он подлец и рассказывает читателям о своей гнусности, в принципе поверить можно. Проблема в том, что о своей жизни Вильсон говорит в основном намеками, а самый большой его грех, о котором рассказано подробно, — уличен в шулерстве за карточным столом. Увы, прошли те времена, когда люди стрелялись из-за карточных долгов, а без этого понять терзания героя сложно. В то же время тема двойника, использованная По в этом рассказе, достаточно интересная. Примерно в те же годы Лермонтов пишет пьесу «Маскарад». Явная аналогия: Неизвестный разрушает жизнь Арбенина, а у Эдгара По Вильяма Вильсона преследует его полный тезка. Потом уже эту тему развивали и Достоевский, и Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замысел рассказа стал очевиден на первых страницах, поэтому ни концовка, ни сюжетные перепетии не стали для меня откровением. Единственное я думал, что у товарища раздвоение личности (прародитель Бойцовского клуба), а оказалось все сложнее!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек всю жизнь боролся со своей совестью, убил ееь и умер сам

красиво!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея того, что добрый двойник человека пытается спасать героя от всех пплохих дел довольно привлекательна. Но в этом рассказе По все выглядело как-то предугаданно и не слишком интересно. А жалко, что не вышло лучше.:frown:

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесный рассказ, написанный прекрасным языком. Классика жанра.

Единственное, что не понравилось, предсказуемость. Понятно было почти с самого начала, что хотел сказать По.

Интрига не получилась, поэтому ставлю только восемь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой истории мне равно несимпатичны оби ипостаси Вильсона, поэтому сюжет не слишком увлекает (да и предсказуемость тоже в этом виновата). Язык традиционно хорош, это да.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описания природы и архитектуры просто обалдительные. А вот сюжет и внутрение борения героя меня, мягко говоря, не впечатлил.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот это сильный рассказ. Кстати, ИМХО альтер-эго Вильсона далеко не такой уж хороший, во всяком случае, методы, которыми он действует, далеки от хороших.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх