Эдгар Аллан По «Очки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой человек, по имени Наполеон Бонапарт Симпсон, тщательно скрывает от окружающих свою сильную близорукость и питает отвращение к очкам. Лишь по счастливой случайности и предприимчивости своих друзей, которым прекрасно обо всем известно и которые решили его проучить, юноша не становится мужем своей прабабки.
- /языки:
- русский (60), украинский (1)
- /тип:
- книги (61)
- /перевод:
- З. Александрова (52), Э. Лазебникова (2), А. Мокровольский (1), Г. Фанбулова (2), М. Энгельгардт (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Orm Irian, 26 сентября 2013 г.
Любовь зла — полюбишь и
И все-таки По писал не только ужасы)))
Перед нами — классическая английская комедия (хоть автор и американец): начинается все более-менее реалистично, а в конце доходит до откровенного абсурда, но отнюдь не бессмысленного. Отличный сарказм на модный тогда романтизм. Автор доводит свойство романтической влюбленности создавать идеал и замещать им реальность до крайней степени. Умиляет так же рвение героя сразу же жениться, что несомненно является важным дополнением к общей картине.
Разве не глупость эта пресловутая «любовь с первого взгляда», столь воспеваемая современными автору поэтами — когда ты лишь на миг увидел человека, не знаешь даже приблизительно, что он из себя представляет, а уже нарисовал себе целый каскад воздушных замков? Не эта ли слепая влюбленность — причина такого большого количества разводов даже и в наше время (особенно это касается скоропостижных браков)?
И еще есть там тонкий намек на главную причину такого пылкого рвения вступить в брак — банальное желание физической близости, которую по-другому получить не всегда возможно и всегда бесчестно (а наш герой ведь отличается особым благородством, как и полагается герою романтического рассказа). И эта куча жутких социальных условностей, которую, как показывает этот рассказ, при желании можно было очень даже ловко обойти (главное — чтобы соседи об этом не знали ;)).
В общем, здесь высмеивается целая система идеалов о взаимоотношении полов, царящая в то время. Особо впечатлительным личностям автор дает простой рецепт — носите очки, господа.
chuvaksurala, 31 июля 2018 г.
Знаете, сколько я ни читаю По, постепенно понимаю, что его юмористические рассказы мне нравятся больше мистики и детективов. Нет, последние тоже прекрасны и являются вершиной стиля, но насмешить человека бывает порой сложнее,чем напугать. И более того, наверняка не каждый сможет уловить какие-то тонкости и нюансы, особенно в наш век, когда нас из всех утюгов пичкают сортирной пошлятиной, грубостью и неоправданным сарказмом. Юмор классиков сейчас воспринимается как оазис остроумия, вкуса и изящества.
Сюжет рассказа основывается на истории богатого молодого человека с известной фамилией, хорошего собой, но в упор отказывающегося носить очки, якобы те портят внешний вид. И это невинное тщеславие играет с парнем злую шутку, он попадает в нелепые и курьезные ситуации, которые не больше, не меньше, могут перевернуть всю его жизнь!
Практически каждый человек с близорукостью может рассказать нелепую историю о том, как его подводило зрение. И у меня такие есть. Так что читайте и смейтесь от души, и смейтесь над собой! Как говорится, имидж ничто.
Brain-o-flex, 25 мая 2017 г.
Рассказ замечательный.
(Я, правда, привык новеллами называть короткую форму сочинений применительно к Эдгару Аллану По,
но кто-то возразит — мол, сие уже не новеллы, а устареллы... ну не суть.)
Читали мы рассказы больше 20 лет назад, с друзьями, вслух, собравшись студентами за столом, зимой, греясь теплом русской печки и портвейном 777.
И до сих пор помню все те истории...
А эта — именно эта — она те такая, она не страшная. Страшно правдивая и смешная.
Так как с 6 лет у меня близорукость и оптический прибор (очки) носить я стеснялся, всё подтверждаю.
И обманывался тоже, и обманываться был рад... насчет внешности некоторых девушек.
Psihea, 11 июня 2006 г.
На мой взгляд, одно из лучших произведений По. Рассказ, забавный, неожиданный и поучительный. А местами и мистический.
gams, 22 марта 2006 г.
Такой прелести как это призведение я давно не читал.Такой каломбур,сарказм и веселье(хотя они редки для автора).Очень поучительное произведение-Я вот тоже подумываю очки чаще надевать-а то зрениешалит!!!:haha::haha::haha:
asb, 24 августа 2006 г.
Каждый близорукий человек наверняка вспомнит хоть один похожий случай из жизни:glasses: Мораль: прежде чем сделать предложение — наденьте очки!
Книжный червь, 29 ноября 2013 г.
Не перестаю удивляться многогранности таланта этого уникального автора. По стоял у истоков детектива, хоррора, научной фантастики; его стиль мрачен и готичен, но вместе с тем ему отлично давались и юмористические рассказы наподобие «Ангела необъяснимого», «Как писать рассказ для Блэквуда» и, собственно, «Очков». И хотя после прочтения его «страшных историй» может сформироваться впечатление, что автор — мрачный и депрессивный меланхолик, юмор у него не хуже, чем у Диккенса.
В «Очках» По высмеивает некоторые черты аристократического общества XIX века, в частности свойственное ему тщеславие. Главный герой старается соответствовать всем стандартам: меняет свою диковинную фамилию на более невыделяющуюся, чтобы получить наследство. Он внимательно следит за модой: не носит очки, чтобы не портить внешность, хотя страдает близорукостью. Ясное дело, в конце концов герой становится жертвой своей же щепетильности. Из-за близорукости он долгое время не понимает, что «влюбился» в восьмидесятилетнюю старушку, расположения которой так упорно добивался. Редко в жизни поспешные решения и импульсивные действия доводят до добра.
Здесь автор также посмеялся над «модной» в этом обществе любовью с первого взгляда. Герой влюбляется в девушку, которую даже не смог толком разглядеть. Однако его убеждение в твёрдости своих чувств непоколебимо, ведь любовь с первого взгляда — такое сильное чувство... Да, большие амбиции и высокие запросы — опасная смесь. Персонажа, кстати, зовут Наполеон Бонапарт Симпсон, что тоже ненавязчиво намекает...
AlisterOrm, 25 ноября 2010 г.
Был у меня друг, который долго отказывался надевать очки — до тех пор, пока чуть не встретился лбом с дорожным указателем...
Смешное и поучительно произведение для юных снобов, которые гордо отказываются от очков, предпочитая всё видеть в тумане, лишь бы не носить две линзы на носу. Вот и главного героя это несколько подвело — сослепу едва не женился на собственной прабабке. Настолько актуального лично для меня рассказа не читал давно...
Nog, 5 августа 2007 г.
Мда. «С вами была программа «Розыгрыш». Неожиданно — это еще мягко сказано. Хорошо хоть он дуба не дал прямо на месте.
Yazewa, 3 марта 2008 г.
Забавно, но я этот сюжет почему-то приписывала... Чапеку. Даже догадываюсь, почему... впрочем, неважно. А история замечательная! :lol:
Mstislav, 20 октября 2009 г.
Хорошый рассказ в духе Эдгара По. Лично у меня он не вызвал смеха или даже улыбки, я испытал скорее чувство жалости к главному герою. По моему не смотря на абсурдность сюжета и лёгкость повествования, автор хотел сказать читателю: «В жизни всё бывает» и «Поспешишь людей насмешишь».
Paganist, 20 декабря 2018 г.
Вот уж воистину, любовь если не слепа, то близорука.
Собственно, было понятно, что плохо видящий и не признающий лорнеты и прочие приспособления для глаз главный герой влюбился в размытый образ, а не в настоящую красавицу, и что очки сыграют свою роковую роль в его «прозрении». Дело не в этом.
Дело в мастерстве По, который снова показал себя как разносторонний автор. Его юмористические рассказы уже приходилось читать. Но если в тех рассказах ироничный стиль присутствовал изначально, с первых строк, то в «Очках» стиль был максимально серьёзным. И лишь в конце обнаруживается подвох, что на контрасте усиливает эффект от сдержанного тона предыдущих страниц. Иными словами, По снова сумел удивить. Не сколько сюжетом, сколько подачей.
Lord D.A., 6 июня 2007 г.
Замечательное произведение. Очень понравилось. И ещё одна народная мудрость, правда не очень приминима к этому рассказу: «Таких друзей за *** и в музей». А что поделать? — народные мудрости.
invikto, 14 февраля 2012 г.
Рассказ для меня явился открытием. Я привык считать Эдгара По автором мрачных, таинственных и невероятных историй о мистическом или автором аналитических расследований странных преступлений. Но анекдотов, написанных его рукой, я не ожидал увидеть. Когда начал читать, я предполагал, что будет загадочная история поучительного характера. А получил фарс с очень простой моралью: не стоит стесняться своих увечий.
Пояснения героя о фамилиях своих предков мне были не понятны, но я был уверен, что в конце произведения эти пояснения понадобятся. Сцена в театре мне очень понравилась: потрясающе описаны игра взглядов, осторожное созерцание приглянувшейся женщины и тайные знаки внимания. Последующее после этого знакомство героя с объектом своей симпатии и их беседы показывают, насколько отличаются ухаживания в наше время от времени чести и достоинства. Словом, хорошенькая история о любви получилась. Но в чём же подвох?
Теперь Эдгар По для меня раскрылся ещё с одной стороны. И мне это нравится.