FantLab ru

Чингиз Айтматов «Прощай, Гульсары!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Прощай, Гульсары!

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Основной герой произведения — чабан Танабай. Он никогда не занимал «высоких должностей» и не гнался за ними; это подлинный труженик. Вся трудная и честная жизнь Танабая проходит перед нами. Он верит в жизнь и любит ее, любит людей и труд; он идет навстречу самым сложным испытаниям, завоевывает трудные победы. «Огненным духом бега» исполнен и любимый конь Танабая буланый иноходец Гульсары, широкая грудь которого «доверчиво открыта вольному степному ветру».

Примечание:

Айтматов, Чингиз. Смерть иноходца. Главы из повести [киргиз. писателя]. Лит. Киргизстан, 1965, № 4, с. 4—13.

Айтматов, Чингиз. Прощай, Гульсары! Повесть. Новый мир, 1966, № 3, с. 9—99.

Интересные факты о повести.


В произведение входит:

8.00 (13)
-
8.50 (2)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Ранние журавли», 1979 г.

— сборник «Ранние журавли», 1978 г.

— журнал «Роман-газета», 1966, № 24», 1966 г.

— журнал «Новый Мир № 3, 1966», 1966 г.

— сборник «Эхо мира», 1985 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 148

Активный словарный запас: низкий (2574 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1968 // (повесть)

Экранизации:

«Бег иноходца» 1969, СССР, реж: Сергей Урусевский

«Прощай, Гульсары!» / «Qosh bol, Gülsary!» 2008, Казахстан, реж: Ардак Амиркулов



Похожие произведения:

 

 


Повести
1967 г.
Прощай, Гульсары
1967 г.
Прощай, Гульсары!
1967 г.
Повести и рассказы
1970 г.
Повести и рассказы
1971 г.
Избранные произведения
1974 г.
Повести и рассказы
1975 г.
Прощай, Гульсары!
1976 г.
Ранние журавли
1978 г.
Ранние журавли
1978 г.
Повести
1979 г.
Ранние журавли
1979 г.
Избранное
1981 г.
Повести
1982 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1982 г.
Избранное
1983 г.
Материнское поле. Прощай, Гульсары!
1984 г.
Ранние журавли
1984 г.
Ранние журавли
1984 г.
Эхо мира
1985 г.
Материнское поле
1985 г.
Повести
1987 г.
Собрание сочинений. Том 2
1998 г.
Белый пароход. Прощай, Гульсары!
1999 г.
И дольше века длится день…
2003 г.
Пегий пес, бегущий краем моря
2003 г.
Пегий пес, бегущий краем моря
2003 г.
Том 3. Белый пароход
2004 г.
Белый пароход. Прощай, Гульсары!
2005 г.
Белый пароход
2006 г.
Когда падают горы. Повести
2007 г.
Полное собрание сочинений. Том 2
2008 г.
Белый пароход
2010 г.
Белый пароход. Прощай, Гульсары!
2010 г.
Белый пароход
2012 г.
Прощай, Гульсары!
2012 г.
Белый пароход. Повести
2013 г.
Полное собрание сочинений в восьми томах. Т.3: Повести
2014 г.
Плаха
2017 г.
Плаха
2018 г.
Пегий пес, бегущий краем моря
2019 г.

Периодика:

Роман-газета № 24, декабрь 1966 г.
1966 г.
«Новый Мир» № 3 1966
1966 г.

Аудиокниги:

Прощай, Гульсары!
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Вам надоели Белянины, эльфы, громозеки, киллеры и их любовницы, то эта книга Ваша.

Я восхищаюсь Великим мастером, я никак не могу понять, КАК можно в одной повести, а порой и всего лишь на нескольких страницах совместить: боль, страх, стыд и гордость, вместе с приятными воспоминаниями? Как можно говорить о смерти, как будто это достойный конец жизни и в то же время, новое начало, старого пути одновременно?

Читаешь и думаешь: Вот ведь были люди! Сколько сил, эмоций, борьбы и жажды жизни в то очень-очень непростое время.

Вердикт: лучшая вещь из короткой прозы Айтматова

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, прочитав первые строки которых, уже веришь: автор – великий писатель. Для меня это произведение из таких. Как легко и одновременно насыщено эмоциями, каким-то космосом. Образами, рисующими ярчайшие картины. И пусть дальше я как-то попривык к стилю, и не так уже мощно он меня «цеплял». Однако какое классное произведение. Как много здесь какой-то сладкой манящей тяжести жизни – реальной жизни… Нет, об этой повести можно, и хочется говорить много… Но тем самым в пересказе (всегда бледном по отношению к оригиналу) делая её хуже… О мудрой структуре. О лёгком национальном колорите – не бьющем в глаза, мягком (а обратное иногда для меня лично портит многие хорошие вещи – когда через этот колорит приходится продираться). О драматизме. Плещущем через край драматизме тяжёлой трудовой жизни. И твёрдости человеческого характера (так и хочется сказать характера советского человека – на фоне всей трудности и разрухе послевоенного не во всем справедливого времени). И уж эта «страда овцеводов» — напряжённая и больная как сжатые в кулак нервы. И люди… Живые люди. Со своими целями и принципами. Меняющиеся (вы заметили, что после всех этих событий Танабай стал таким же, как Чоро? Перенял от него то, что в нём не любил – то брата раскулачил, а потом боялся спорить с женой сына в конце?)… И эта связка Танабай – Гульсары. Где каждый показан через призму другого (и нет, наверное, связи более равной и крепкой чем между конём и человеком). И жизнь одного показана на фоне жизни другого. И как же много там, в словах и между строк, Вечности… Эх, вот если бы стиль, великолепный стиль (к которому я попривык немного) продолжал бы так же меня тревожить как в начале, на свежую голову – не было бы цены для меня этой повести. Ну и так, она, по-моему, великая. Великая вдвойне из-за этой манящей тоски и тяжести жизни. И Вечности.

«Гульсары, славный иноходец Гульсары, в беде и радости одинаково надёжный конь, – Гульсары бежал под седлом, дробя копытами мёрзлые комья дорожной колеи».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старый конь тащит телегу и старика. Они медленно возвращаются домой. Конь устал, старик отцепляет телегу, берет коня под уздцы и они продолжают свой путь. У коня заканчиваются силы, он падает, он умирает. Старик накрывает его своей одеждой, садится и вспоминает свою жизнь. И жизнь коня. Вспоминает свою буйную революционную молодость, и молодого иноходца, лучшего из табуна. Вспоминает зрелые годы на которые пришлась война, и подросшего коня-Гульсары, победителя местного турнира по скачкам. Послевоенные годы, любовь, пятилетки, работа чабаном, окот овец в грязи, в голоде, холоде, тяжкий труд, несправедливость, разочарование в советской власти,... и старость... Все проходит перед его глазами...

Прочитав, как будто чужую жизнь прожил, давно так не сопереживал при чтении. Про окот овец написано непревзойденно! Замечательная, жизненная книга.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От произведений Айтматова у меня такое чувство безнадёжности появляется. Беспросветный мрак. Похоже это от того, что его герои бессильны что-то сделать и в итоге мы, читатели, можем только наблюдать, как гибнет то, что дорого герою. Очень грустная вещь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По воздействию на душу редко можно сравнить с этой повестью другую книгу,разве что «Белый Бим Черное ухо»,особенно тем,кто любит животных и считает,что они имеют такое же право на жизнь как и человек ,на доброе отношение к ним и на нашу землю. Это лучшая книга автора. И судьба коня трогает до слез реальных.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень пронзительная, берущая прямо за душу повесть. Широкая и свободная, как киргизская степь. А по глубине проникновения в психологию коня вполне сопоставима с «собачьими» рассказами Джека Лондона.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх