Джон Скальци «Крушение империи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Нашей вселенной управляют законы физики. Движение со сверхсветовой скоростью невозможно... было невозможно, пока не открыли Поток ― поле, находящееся вне всех измерений, к которому имеется доступ в некоторых точках пространства-времени и которое способно перенести нас к иным планетам, обращающимся вокруг далёких звёзд.
Оседлав Поток, человечество распространилось в бесчисленные миры. Земля забыта. Возникает новая империя, Взаимозависимость, в основе которой лежит доктрина о том, что ни один форпост человечества не способен выжить без остальных. Доктрина предохраняет от межзвёздной войны, а правителям империи служит системой контроля.
Поток вечен, но непостоянен. Река может менять русло, и Поток меняется также. В редких случаях отрезанными от человечества оказываются целые миры. Когда становится ясно, что весь Поток пребывает в движении и, возможно, разделит все населённые людьми планеты навсегда, три отдельных человека ― учёный, капитан звездолёта и императрица Взаимозависимости ―должны вступить в гонку со временем, чтобы выяснить, можно ли спасти хоть какую-то часть готовой рухнуть межзвёздной империи.
Входит в:
— цикл «Взаимозависимость»
Награды и премии:
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2018 // Научная фантастика | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ |
Номинации на премии:
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2017 // Научно-фантастический роман | |
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (9 788 голосов) | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2018 // Научно-фантастический роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский |
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Latte, 4 января 2019 г.
От Скальци я ожидал большего.
Написано хорошо, написано крепко, но.
Во-первых, персонажи слишком уж картонные. Крутая баба-матерщинница, трахающая все что движется, но с золотым сердцем внутри? Есть. Серая мышка, ставшая ведьмой в Академии... зачеркнуть — императрицей и главой Церкви, у которой вдруг прорезается твердый характер, но остается золотое сердце? Есть. Ботаник-ученый-графский сын, которого вышеозначенные бабы переманивают из койки в койку? Есть. Да, у него тоже золотое сердце, куда ж без этого.
Во-вторых, он плавает в местной валюте. То у него полмиллиона весьма приличная сумма, то к сотне миллионов отношение как к карманным деньгам.
И в-третьих, масса логических неувязок:
Остальные поселения зависят от поставок продовольствия и других товаров из других планетных систем? Никаких попыток «импортозамещения», лучше отгрохаем кафедрал для Церкви, дворец для правителя да добавим площадей перед ними, чтобы народец поместился. А ведь все это по книге творится внутри планетоида... Неувязочка, в общем.
И насчет систем зависящих друг от друга — по легенде потоки товаров контролируют всемогущие и богатейшие торговые дома. Причем корабли попадают в системы через строго фиксированные точки входа и выхода Потока. Но почему-то эти могущественнейшие торговцы никак не контролируют эти точки и вокруг них процветает пиратство.
Green_Bear, 21 июня 2019 г.
Благодаря Потоку — особой космологической структуре, которая позволяет космическим кораблям перемещаться быстрее света, человечество благополучно расселилось по четырем десяткам систем, создав Священную империю Взаимозависимых государств и Торговых гильдий — Взаимозависимость. Однако ничто не может длиться вечно. Уже дважды Поток менял свое положение, отсекая невезучую звездную систему и обрекая ее на угасание. Что же произойдет, когда он вновь придет в движение?
Через семьдесят лет после выхода в свет «Звездных королей» Гамильтона читающую публику уже крайне трудно удивить космическими империями и феодалами на звездолетах. Однако Джон Скальци вряд ли ставил перед собой цель поразить читателей новаторскими изысками в «Крушении империи», открывающем новый цикл. Вместо этого автор сделал ставку на колоритные детали, грамотную проработку экономической и политической систем и, конечно же, отвязный и легкомысленный стиль.
Кардения Ву-Патрик отнюдь не горела желанием становиться восемьдесят восьмой имперо, правительницей Взаимозависимости. Ее, внебрачную дочь Аттавио Шестого, вполне устраивала перспектива стать покровителем гуманитарной программы. Роскошь и фальшь дворцовой жизни раздражала и ее мать, и саму Кардению, но гибель сводного брата, кронпринца, не оставила ей выбора. И будто нарочно после коронации начинается череда террористических актов.
Тем временем, на Крае — самой удаленной в Потоке от Ядра системы — завязывается тугой узел интриг. Герцог тщетно ведет бои с мятежниками и отчаянно ищет средства для войны. Леди Кива из дома Лагос прибывает на космическом корабле с грузом продовольствия, но сталкивается с запретом на торговлю, а затем еще и встречает давнего недруга в советниках у герцога. Учитывая ее дерзкий и вспыльчивый характер, любовь к ругани и траху, окружающим скучать не придется. А граф Клермонт, изучающий Поток физик, заканчивает расчеты и выясняет, как именно тот поведет себя уже в ближайшие недели. Теперь ему придется известить об угрозе имперо и при этом защитить своих детей от бушующего мятежа.
Придуманная Скальци империя Взаимозависимости целиком и полностью держится на двух взаимодополняющих опорах: на полной логистической связности, обеспечивающей относительно быстрые перемещения между удаленными на гигантское расстояние системами, и на всеобщей глобализации с разделением труда — монополиями домов. Логистику обеспечивает разветвленный Поток, а сектора производства и торговли поделены между Торговыми гильдиями, к примеру, правящий дом Ву обладает монополией на строительство кораблей и изготовление оружия. Легко представить, какие страсти кипят в парламенте и доме Гильдий! Но едва русла Потока начнут меняться, как обе опоры Взаимозависимости обратятся в пыль. А значит, если Кардения не сотворит чуда, то вскоре начнется Гражданская война...
Благодаря неподражаемой циничной иронии, щедро рассыпаемой и во многочисленных диалогах, и в описаниях, роман читается на удивление стремительно. Авантюрные похождения большинства героев тоже неизбежно повышают темп событий. Пожалуй, главная претензия к роману — небольшой объем. Сюжет успевает лишь пройти стадию завязки, когда обрисованы основные угрозы, а действующие лица во всеоружии заняли свои места. В меру цинично описывая внутренние механизмы и устройство Взаимозависимости, Скальци все же оптимистичен и возлагает надежды на честных и самоотверженных героев, которые верят в благие намерения, но и способны на малое отступление от принципов ради достижения высшей цели.
Итог: приключенческие авантюры и политические интриги на сцене космооперы.
Manowar76, 15 января 2020 г.
Почему решил прочитать: полдюжины наград и номинаций на серьёзные фантастические премии; очень понравились недавно прочитанные «Люди в красном» и «Божественные двигатели»; неплохие рецензии; новизна; небольшой объём.
В итоге: настораживали перед прочтением только две вещи – отсутствие на русском финальной части трилогии (но надеюсь, книгу издадут раньше, чем я забуду сюжет первых частей) и подозрительная похожесть устройства вселенной «Взаимозависимости» на мир, созданный Майклом Флинном в «Танцоре января» и других романах шикарного цикла необычной космооперы «Спиральный рукав» (вот бы ещё тетралогию Флинна «Firestar» на русский перевели!).
Остроумная, только что вступившая во власть имперо Грейланд Вторая; Кива Лагос, любящая сквернословить, дочь главы одной из торговых гильдий; учёный Марс Клермонт.
Нас неспешно знакомят со всеми этими неплохо выписанными персонажами. Так проходит треть нетолстого тома.
Имперо противостоит влиянию исполнительного комитета; представительница торговой гильдии отстаивает свои коммерческие интересы; учёный пытается предупредить всех о конце света.
Вселенная действительно получилась несколько старомодная, в лучших традициях «Звёздных торговцев» Пола Андерсона и намного менее выразительная, чем вселенная Электрической Авеню у Майкла Флинна, с его очень разными мирами, каждый из которых выделяется этнически, лингвистически и даже политически.
У Скальци же мы видим чуть приукрашенную и купированную картину стандартного средневековья – корабли плывут по воле волн (Потока), всем заправляют аристократические дома, они же торговые гильдии-монополии (привет «Дюне»), самый, наверное, неэффективный вид экономических образований (ну, после ГосПлана).
Есть смысловые нестыковки – Край, самая дальняя планета Взаимозависимости, считается дырой, куда ссылают неугодных. Но при этом этот же Край – единственная из сорока семи систем Империи, где люди могут жить на поверхности планеты, а не в толщах недр или в космических станциях. Думается, такой уникальный ресурс, как землеподобная планета, ценился бы в любом государстве много выше, даже если бы находился на задворках Галактики. С другой стороны, не каждый захочет тратить девять месяцев в одну сторону, чтобы погулять на свежем воздухе. К концу романа ценность планеты наконец-то признают и герои книги.
Политически-коммерческая интриганская камерная космоопера. Экшна практически нет, есть только составление и разрушение заговоров средней степени изощрённости. Примет далёкого масштабного будущего, к сожалению, очень немного. Нет ни Чужих рас, ни масштабных космических столкновений, ни экзотических технологий, ни ИИ, ни трансгуманизма. От Скальци ожидал большего. Второй роман читать буду.
7(ХОРОШО)
ужик, 29 апреля 2021 г.
Слабенькая такая космоопера на минималках. Вызывают вопросы и мир будущего, и экономическая система Взаимозависимости, и адекватность героев, и «непредсказуемость» интриг.
Роман спасает чувство юмора автора, но в остальном... Герои не то чтобы неинтересны, но это уже было. Сюжет предсказуем и удивителен в своей недалекости. Будущее, аристократы у власти и Поток выглядят бледной копией «Дюны». И вот на фоне этого монстра фантастического жанра особенно заметно каким же пигмеем выглядит роман Скальци.
С продолжением не сложилось. Там такой «непредсказуемый» сюжет, что просто закрыла книжку и удалила с читалки.
Проходная космоопера. Приемлемый сценарий для бюджетного сериала, не больше.
ZioniC, 29 ноября 2022 г.
Уже оставил краткую рецензию на цикл, отпишу подробней про книгу.
В похожих стоит Дюна и ПЛИО, и это может привлечь ваше внимание, что-то конечно есть, но в гораздо более убогом виде.
Картонные злодеи, идиоты-аристократы, население про которое вообще ничего не написано, интриги и способы решения проблем у ГГ вызывают только вздохи и фейспалмы.
Придуманный мир абсолютно нелогичен и непонятен. Зачем строить станции в сотнях световых лет от единственной!!! обитаемой планеты и какие товары, нужные в других местах там могут производить ничего не написали и не объяснили.
Что с технологиями по продлению и сохранению жизни? Что с робототехникой и ИИ тоже не написали, над лором автор особо не работал.
Перевод вполне ок, местами забавно, но назвать это произведением на которое стоит тратить время я бы не стал.
Это обычная «жвачка» я бы даже сказал что янгэдалт, несмотря на то что герои часто занимаются сексом, никаких подробностей подобного не описано.
Shining, 18 марта 2021 г.
Искать тут НФ или, скажем, боевую фантастику, не стоит. «Крушение империи» — это явная космоопера и «планетарный романс». Проблемы решаются интригами, отсутствуют древние и загадочные инопланетяне. Книга Скальци чем-то напоминает некоторые работы Бэнкса (я имею в виду цикл о Культуре), только в гораздо меньшем масштабе.
Имхо, главное достоинство «Крушения...» — юмор. Он по-настоящему смешной (вообще у этого писателя часто получается удачно шутить), хотя и разворачивается порой в очень драматичной обстановке.
Сюжет заинтересовал. Очень интересно, что будет в следующих частях.
Бывший, 18 августа 2019 г.
Книга захватывает сразу и не отпускает до самого конца. Увлекательное действие в совершенно космо-оперных декорациях. Не зная автора и время написания можно было бы предположить, что роман (скорее повесть) написан где-то в 50-х каким-нибудь Гордоном Диксоном или Гарри Гаррисоном. Уши у современности торчат только в персонажах. Как нынче и положено все женские персонажи в произведении харизматичны и агрессивны, а мужские (положительные) — утонченны и интеллигентны.
В целом произведение увлекательное, но на данном этапе производит впечатление пустышки. Продолжение читать буду, вдруг там Скальци перевернет все с ног на голову. Он может, я в него верю.
ааа иии, 20 августа 2019 г.
Пути на Землю давно нет, да и не нужно, трудяги входящих в Поток кораблей от поверхности планет не в восторге. Правда, Поток-то уплывает, не вовремя старого имперо сменяет Грейланд II. Герцог против повстанцев, детишек в планетарий под обстрелом, «Зеленые боги» разбежались, цитрусы малоприбыльны. Взрывы, эвакуация в направлении «отсюда», бунт по правилам гильдии, рюкзак с сантиментами, флешка с деньгами, декомпрессия, достоверность научных расчетов, аудит под прикрытием с орбиты, взрывы, парик, сержант под дверью ванной, ушедшая из маркетинга пророчица, взрывы, монополии, проценты, телохранители...
Динамичная, легкая космоопера. Веселая, как песни «Монгол Шуудан» о Гражданской, рассказы Лаумера и «Весёлый Роджер». И специфично скальциевская.
Среди звездолетов и бластеров «Основания» Азимова или «Звездных королей» Гамильтона элита выглядит как поместная аристократия. Лагосы и Нахомапитаны «Падения» — хамоватые, харизматичные, властью и сексом озабоченные кальки олигархов средней руки и топ-менеджмента. Если это аристократия, то «Книги маркизы».
Есть традиция (Нортон, Виндж, П. Андерсон, Хаецкая) представлять космоторговцев спасителями миров и человеков. Персонажи Скальци тоже «за», если будет максимизация прибыли. В результате, сцена накидки за лояльность и сотрудничество отправляется в золотой фонд НФ про коммерсантов.
Так же отмазка Марса насчет второй сумки и срок вещания заблокированного мира отдают прагматизмом, космоопере малосвойственным. Изысканы интриги Херберта и Ю Хан Ли, воспевали спецслужбы Флинн и Гибсон, зато Взаимозависимость правдоподобней. Спецслужбе там достаточно контейнера на полуразрушенном складе. Тайный агент, обучен убивать? Повяжут, лишь прогуляется не там. И т.п. и т.д.
Отклонений в переводе и издании не заметил. Продолжения жду.
Изенгрим, 20 сентября 2018 г.
Книга является концентрированной космооперой со всеми ее недостатками. И если на наличие галактического императора и всегалактической церкви, а также на дурацкие названия планет (и еще более дурацкие названия космических кораблей — вроде «Потому что я так сказал» и «Если хочешь петь — пой») можно забить — традиции жанра, то другие моменты так легко не отмести. Здесь, например, есть невозможные монополии, даваемые одной семье: скажем, монополия на продажу коров и свиней и всех продуктов из них — от молока до кожаных ремней; как такая система может существовать на пространстве множества планет, я не понимаю. При этом подобная экономика является сутью империи, называющей себя Взаимозависимость (Interdependancy). Автор, конечно, указывает, что система искусственная и очень хрупкая, но вопросы все равно остаются.
Сюжет вращается вокруг восшествия на престол новой императрицы, особо к власти не стремившейся и узнающей, что Поток, обеспечивавший связность человеческой империи, вот-вот исчезнет и сверхдальние путешествия между планетами станут невозможными, а большая часть человечества, скорее всего, вымрет. Конец, в общем, подкрался незаметно.
Это покажется странным, но фактически весь роман состоит из диалогов — отличных диалогов, смачных и насыщенных эмоциями и действиями, с матюками и перестрелками. Диалоги здесь занимают девять десятых, в принципе книгу легко перевести в формат пьесы. Каждый персонаж здесь выписан очень выпукло, ведет самостоятельную игру и действует как настоящий человек, а не как авторская марионетка, каждый обладает уникальным набором черт и преследует собственные цели, основываясь на тех данных, что имеет.
Это первый роман цикла и стоило бы ожидать расстановки фигур и медленного знакомства с миром, но нет. Хотя это действительно пролог к глобальной катастрофе, Джон Скальци берет быка за рога и почти сразу начинают сыпаться покушения, корабельные мятежи, теракты и интриги. Это вроде как противоречит тому, что я сказал в предыдущем абзаце, но экшн и диалоги не мешают друг другу — не знаю, как автор это делает, какой-то сильное колдунство. Вроде бы почти все, чем занимаются герои — это постоянные разговоры, но в то же время действие мчится вперед семимильными шагами.
Ничего нового в фантастику или даже жанр космооперы книга не добавляет, но Скальци пишет бойко и уверенно, текст проглатывается просто на ура, интриги интригуют, персонажи колоритные, есть экшн, юмор и секс в нужных пропорциях, так что книжка получилась на славу, и я обязательно ознакомлюсь с продолжением, благо оно уже вышло и его не надо ждать несколько лет.
ChronoLegion, 26 апреля 2020 г.
Автор признался, что вдохновится несколькими романами, включая «Дюну», разумеется, и «Гоблин-император» (там тоже на трон внезапно попадает ребёнок-бастард, никак не ожидавший этого).
В общем читать интересно. Вот только странность небольшая: почти все имена странные и непривычные, это нормально для вселенной на тысячи лет с будущем. Но вот мать новой императрицы обладает заурядным современным именем Ханна Патрик, да и родные её тоже обладают обычными англосаксонскими именами. С чего бы это?
Про расы все молчат, только в третьей части упоминается, что семья Ву (правильнее было бы сказать У) родом из Китая, а семья Лагос — из Западной Африки. Кстати имя бабушки Кардении — Зетиан Третья — явная отсылка к У Цзэтян, древнекитайской императрице.
poxabich, 8 января 2020 г.
Добротная космоопера! Император, звездные лорды, графы и бароны, межзвездные торговые кланы, надвигающаяся опасность. Интриги, убийства, пираты и контрабандисты. Все как надо, все по канонам!
Скоротать вечерок-другой или почитать в поезде — самое оно.
smiigor, 12 июля 2019 г.
Всем добрый день, вот буквально в первый раз меня посетила мысль, ну почему, почему в этой книге всего 380 страниц!?!? Сегодня с сожалением перевернул последнюю. С сожалением, что еще непонятно сколько ждать выхода второй книги на русском языке. Я прочитал Крушение Империи если не запоем, так как чтение все же потребовало перерывов на работу, семью, сон, социальную активность и еду, то несколькими крупными глотками...и не насытился. В романе есть все, что мне нравится -динамика, интриги ( чуть ли не поболее Игры Престолов :-) (шутка), сюжетная линия, проблема, ставящая под угрозу человечества, чувства.... Поставил высшую оценку и хочу сказать огромное спасибо издательству Азбука и всем, потрудившимся над книгой. Спасибо!
Дмитрий_Москва, 27 августа 2019 г.
«Крушение империи» Д.Скальци — это приключенческий роман с фантастическими декорациями. Приключения героев развиваются бурно и динамично, удерживая внимание. «Фантастические декорации» не прописаны автором полностью. Поток, позволяющий совершать межзвёздные перелёты и создать на пути его следования государство Взаимозависимости, отмели, через которые возможен вход в этот поток, сами планеты, омываемые им же, показаны очень кратко. Раскрытие этой темы должно быть необходимым и интересным усложнением рассказа. Надеюсь, Д.Скальци и сделает это в своих последующих продолжениях.
Интересными показалась идея «Зала памяти», где хранятся копии всех императоров. Хотя императоры это уже не просто их воспоминания, побуждения, мотивы, а обработанные компьютерной программой критические воззрения на их воспоминания, побуждения, мотивы. Что влечёт к попыткам переменить политику своих предшественников у последнего императора. Невольно возникает вопрос : кто задаёт такое направление критики, кто таким образом определяет деятельность высшего управления Взаимозависимости.
В общем, ждем продолжение от Д.Скальци.
methodx, 2 августа 2019 г.
Так вышло, что этой книгой я открыл для себя Джона Скальци. И мне понравилось. Хорошая космоопера со стремительным развитием событий, интересными диалогами и описаниями персонажей. Особенно понравилось отсутствие скучных описаний, заставляющих топтаться на одном месте. Перевод достойный, раздражения ничего не вызывает. Прочитал книгу весьма быстро и однозначно буду ждать продолжения.
На мой взгляд, эта книга понравится тем, кто любит космооперу, интриги и интересные диалоги.