fantlab ru

Саманта Швеблин «Дистанция спасения»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Дистанция спасения

Distancia de rescate

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Аманда приходит в себя в полной темноте. Она не может пошевелить ни руками, ни ногами. Все, что она слышит, – голос мальчика Давида, который требует ее вспомнить события последних дней. Где-то там, среди, казалось бы, незначительных происшествий кроется информация, которая способна предотвратить трагедию, готовую вот-вот случится с Амандой и ее дочерью Ниной. Аманда вспоминает, как приехала на отдых в эту сельскую местность, как сдружилась с Карлой, матерью Давида, и как та рассказала, что однажды для спасения сына она упросила местную колдунью произвести обряд переселения душ. И это было роковой ошибкой. События становятся все мрачнее и тревожнее, и теперь Аманде надо не только во всех деталях вспомнить прошлое, но и понять, чего хочет Давид. И что он скрывает.

Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2017 // Повесть (перевод с испанского)

Номинации на премии:


номинант
Букеровская премия / The Booker Prize, 2017 // Международная Букеровская премия Translated by Megan McDowell


Дистанция спасения
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Fever Dream
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный и нестандартный мне попался ужастик в этом раз. Тут даже не столько хоррор, сколько психологический магреализм, которым так славится латиноамериканская литература. Хотя к жанру мистика/ужасы книгу все-таки можно и нужно отнести, т.к. она действительно пугает, прежде всего даже не событиями, а липкой атмосферой тревоги, которая в течение всего повествования нагнетается и накаляется до предела. Не помню читала ли я что-то похожее, но точно смотрела фильмы, такие как «Убийство священного оленя», «Спокойной ночи, мамочка», «Реинкарнация». По сути еще ничего произошло, но сама картинка давит на нервы, вызывая иррациональное ощущение страха, предчувствия чего-то плохого. Вот и здесь нечто подобное. Вообще, это чисто женский хоррор. Действий по минимуму, а внутренних загонов по максимуму. Автор за основу взяла материнские тревоги и раздула их до необъятного размера, создавая тем самым сюжет произведения. Собственно «дистанция спасения» — расстояние, на которое мать может отпустить от себя ребенка, чтобы успеть спасти его, если вдруг что. Это можно сказать даже физическое ощущение, нить как невидимая пуповина, что продолжает существовать после родов. Это сверхъестественное ощущение, а может просто инстинкт. Но все когда-нибудь дает сбой, и уберечь буквально от всего дитя невозможно, ведь достаточно лишь на минутку отвернуться, потерять бдительность, в результате чего и происходит непредвиденная беда. Общеизвестной печальный факт, о котором даже не хочется думать, не то что проживать его в реальности.

История выстроена необычно, идет диалог умирающей женщина с душой мальчика. Он настырно и дотошно расспрашивает ее о событиях последних дней, заставляя все вспомнить. Они ищут некое место, где все началось. Аманда же, та самая гг приехала отдохнуть с дочкой Ниной в сельскую местность, где и познакомилась с Кларой и ее сыном Давидом(тот самый, который допрашивает Аманду). В этом районе происходит нечто странное, атмосфера несчастий так и разлита в воздухе, позитив не добавляют и сами новые знакомые, рассказывая печальные события из своей жизни, словно бы предупреждая быть осторожнее. Аманда в настоящем времени находится на грани двух миров, ее мысли путаются, сбиваются в кучу. Так что же в итоге случилось? По крошке, по чайной ложке, реконструкция произошедшего будет восстановлена, а во время повествования автор будет с удовольствием капать читателю на нервы. Особенно если этот читатель тоже мама.

Вышло жутко и очень ярко. Книга нашпигована пугающими образами — диалог умирающей с призраком, больные дети, мертвые животные, какие-то черви в теле, зеленый дом на окраине, и все это нам преподноситься путанно и сумбурно. Потустороння реальность переплетается с обычной, и не совсем понятно порой, что же конкретно происходит, где сейчас, а где уже было и было ли. По мне так саспенс удался на слову, но конечно, такая манера изложения и сама идея не каждому придется по душе. Чисто для любителей непонятного и эмоционального хорорра, который впечатляет без скримеров и крови, а просто морально давит и душит. Финал же вроде и вполне ясный, а вроде и нет, присутствует некая двойственность, как это видится по законам жанра. Хотя при желании тут все можно подвести под логическое объяснения, ведь сама автор говорит, что черпала вдохновение из экологических проблем Аргентины. Под конец нам четко покажут истинное зло, а не эти ваши мистические штучки. Однако, все же интересно, когда итог можно покрутить и рассмотреть под разными углами, у такой необычной повести просто не может быть очевидного и простого завершения. Ноты безумия пусть уж будут раскиданы везде и повсюду по тексту, ему они здесь очень идут.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

После долгого перерыва (лучше умолчу о том какая гадость и низость меня отвлекла) прочитала наконец-то книгу. Очень приятные ощущения конечно, независимо от содержания книги и того насколько она мне понравилась, могу сказать я вам. Ею стала новинка этого года (переводная новинка, так то сама книга ещё 2014 года), и лауреат многих премий, «Дистанция спасения» Саманты Швеблин. Она у нас не проанонсировалась как хоррор, тем более что и издана в Corpus*, который «брезгует» этим жанром (лишь недавно на фантлабе https://fantlab.ru/blogarticle57757 проснулись и забили в колокол, оповещая любителей ужасов) но это вполне он самый, напополам с магическим реализмом, притом классического, латиноамериканского разлива (писательница — аргентинка).

Мне не очень понравилось. Во-первых, я не люблю этот самый магреализм. Все случаи когда он мне понравился ( «Сатанинские стихи» , «Зубная Фея» , «Калечина-Малечина» ) были абсолютно не его заслугой и скорее даже вопреки. Зато когда произведения приходились мне не по душе, почти всегда я винила именно его. Во-вторых, весь дискурс произведения очень-очень женский; страх за детей, страх подмены детей и опять страх за детей. Даже заявленная в названии «дистанция спасения», это ни что иное как расстояние на которое Аманда готова отпустить ребенка и которое связывает её с ней невидимой нитью, благодаря чему она может чувствовать где та находится в данный момент. Нет, именно этот момент без мистики, более того, подобное ощущение/осознание того в каком именно месте находится определенный объект посещало и меня (в моем случае объект был неодушевленным) это могло бы придать больше дополнительных плюсов книге, если бы не было направлено на детей, такую вещь, от которой я обычно наоборот стараюсь держатся подальше.

Хотя по сюжету Аманда лежит умирая в госпитале и рассказывает свою историю Давиду, меня все время неотвязно преследовало ощущение что действие происходит не в преддверии а уже за гранью смерти, например в бардо.

Отдельный плюс издательству за точно переведенное название (в Америке решили что «Fever Dream» по всей видимости привлечет больше читателей, а уж сколько этих «Fever» и «Dream» по отдельности и даже вместе взятых, их не волнует) и сохраненную оригинальную обложку.

*На счет Corpus'а я слегка ошиблась, если хорошо поискать, то можно обнаружить что именно они ответственны за выход на русском таких мэшапов хоррора с классикой как: «Разум и чувства и гады морские» Бена Уинтерса, «Гордость и предубеждение и зомби» , «Президент Линкольн. Охотник на вампиров» Сета Грэма-Смита и такой книги как «Наваждение Люмаса» Скарлетт Томас. На этом их короткая фантастическая история с хоррором и завершается.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх