fantlab ru

Владимир Набоков «Ланс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Ланс

Lance

Другие названия: Ланселот

Рассказ, год (год написания: 1951)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

История космического рыцаря, человека, достигшего другой планеты и ожидания на Земле его родителями, видящего сына, как покорителя звёздных вершин.

© A.Ch
Примечание:

Написан в сентябре 1951 г. Опубликован в журнале «New Yorker» 2 февраля 1952 г. Стоит упомянуть, что имя Ланс Боке носит в романе «Пнин» один из соучеников Виктора Винда по школе Св. Варфоломея.


Входит в:

— сборник «Nabokov's Dozen: A Collection of Thirteen Stories», 1958 г.

— сборник «Nabokov's Congeries», 1968 г.

— сборник «Полное собрание рассказов», 1995 г.

— журнал «Семья и школа 1995'06», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Том 3. Пнин. Рассказы. Бледное пламя
1997 г.
Быль и убыль
2001 г.
Со дна коробки
2001 г.
Со дна коробки. Прозрачные предметы
2004 г.
Полное собрание рассказов
2013 г.
Полное собрание рассказов
2016 г.
Полное собрание рассказов
2023 г.

Периодика:

Семья и школа 1995'06
1995 г.

Аудиокниги:

Со дна коробки. Прозрачные предметы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Nabokov's Dozen: A Collection of Thirteen Stories
1958 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий рассказ. Простота и даже очевидность темы отлично гармонируют со сложностью структуры повествования и удивительной красоты стилем.

Набоков начитался фантастических журналов. Ему как человеку считавшему, что литература – это всегда «фантастика», всегда выдумка и «сказка», какой бы она не пыталась быть реалистичной, видимо, особенно забавным казалось такое жанровое самоограничение. Конечно, он не отказал себе в удовольствии и немного прошелся по фантастическим штампам своего времени (курьезным ныне), впрочем, его обобщения до сих пор актуальны. И вот что получается, когда Набоков пишет «фантастику».

Ланс (Ланселот) отправляется в космос к какой-то неизвестной планете. Его престарелые родители мистер и миссис Боке переживают и ждут своего сына. Сын возвращается, упоминает о гибели в путешествии своего друга и коллеги, говорит, что скоро улетает назад. Все. Это ведь литература, и язык, стиль, структура текста тут куда важнее истории.

Фактически, способ «рассказывания» в данном случае важнее самого рассказа. Повествование ведется от некого третьего лица, некого неизвестного и классического наратора, с другой стороны, «Ланса» рассказывает двоюродный дед мистера Боке, который представляет будущее и своего потомка, с третьей стороны, в рассказе явно прослеживается и сам мистер Боке, который смотрит в прошлое и размышляет о путешествии своего сына в терминах сказочной героики рыцарских романов. Набоков организовал повествование из прошлого и из будущего и с некоей точки метаописания, из которой и видно, что “the future is but the obsolete in reverse” (Будущее – это прошлое, видимое с другого конца). Причем, – и это самое классное и самое сложное, – повествование не переходит от одного рассказчика к другому, а как бы «перетекает» без четких границ, иногда оно вроде как находится в руках сразу у всех троих.

Мистер Боке – медиевист, специалист по средневековому роману (и сын у него Ланселот), и поэтому приключения Ланса на другой планете в его представлении пронизаны образами из Кретьена де Труа и Мэлори. Супруги не могут увидеть, определить опасности, поджидающие их сына, поэтому они у них связываются с привычными страхами за Ланса, который увлекается альпинизмом, и представляются в виде страшных для них слов: “great glacier”, “schrundr”, “avalanche” (гигантский глетчер, шрундр (а тут, видимо, родители не до конца расслышали, что сказал им сын и просто представили это угрожающее слово), лавина). Набоков так и передает эмоции Боке – через очень сложное сплетение деталей, намеков, многослойных образов (так опасности для сына представляются еще и виде ледяного готического (медиевист же) собора, на который он взбирается). Очень подробно описаны домашние шиншиллы Ланса (подробней, чем он сам), которых он оставляет родителям, и забота об этих зверьках еще больше подчеркивает страдания «пьяного от горя» (drunk with grief) отца. То есть никаких заламываний рук и воя, никаких тыканий пальцем автора на эмоции его героев, Набоков изящно сплетает очень тонкую структуру и организует ее в «тройной» временной проекции.

Такая вот она – «фантастика» от Набокова.

Очень красивый рассказ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх