fantlab ru

Марцин Подлевский «Прыгун»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
167
Моя оценка:
-

подробнее

Прыгун

Skokowiec

Роман, год; цикл «Глубина»

Аннотация:

Добро пожаловать в новое измерение постапокалипсиса. Это Выжженная Галактика — Млечный путь, который много лет назад был разрушен серией чудовищных войн. Это космос, в котором люди выживают в остатках погасших систем, искусственный интеллект вызывает страх, а представители иного разума, изгнанные в дальние пределы космоса, стали героями пугающих легенд. Это вселенная Глубины — загадочного, безумного измерения, которое позволяет путешествовать на огромные расстояния, но бодрствующего человека сводит с ума, а то и вовсе может превратить в чудовище. Это мир Миртона Грюнвальда, который потерял свой корабль и команду. И теперь сделает всё, чтобы снова отправиться к звёздам. Только это будет нелегко. У его нового корабля тёмное прошлое. Его новая команда скрывает множество тайн. И он ещё не знает, что новая работа столкнет его с настоящим кошмаром.

Входит в:

— цикл «Глубина»


Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Польша)


Издания: ВСЕ (2)

Глубина: Прыгун
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Skokowiec
2015 г.
(польский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете эту историю. Слышали, читали, видели на экране. Потрепанный жизнью, но еще не старый капитан набирает команду изгоев и отщепенцев с темным прошлым для выполнения задания, сулящего баснословные барыши. Капитан обязательно зависим от каких-нибудь психоактивных веществ, эта суровая дама — скорее всего, его первый помощник, а вот у вот этой хрупкой девушки (скорее всего навигатора) есть ужасный секрет, грозящий неприятностями вплоть до апокалипсиса. Сам корабль тоже не так-то прост и как минимум поучаствовал в военных действиях, как максимум — их сам спровоцировал. Задание, конечно, оборачивается полным хаосом, команда корабля залечивает душевные раны посредством индивидуальной и рупповой психотерапии, ну и спасает мир в конце. Давайте же посмотрим, что из этой схемы смог выжать Марцин Подлевский.

Будущее настолько далекое, что эра квантовой механики тут зовется средневековьем. Тут была Машинная война (сразу после Ксеновойны), но историю мира автор засунул в самую последнюю главу, так что до того остается только догадываться, что за космический киберпостапокалипсис тут творится и куда подевалась матушка-Земля. (Выжженная) галактика, астероиды, планеты — при написании автор опирался на существующие карты (ну, он так говорит, я не проверяла). Кто тут проживает? Элохимы, очень сильно перебравшие с геномодификациями; стрипсы — те, кто чересчур увлекся модификацией своего персоналя (а надо сказать, что еще на этапе зачатия зародыш оснащается персоналем — технобиологическим интерфейсом); биохакеры; ИИ, превосходящие человека; аристократ со странной болезнью; персонаж по фамилии Лем*; призраки; пилоты-садисты; несовершеннолетний адмирал, контрабандисты, сектанты и много кто еще. Когда в романе появился вампир, я даже не удивилась. Удивилась я, когда он оказался не вампиром, а просто бледным и тощим мужиком с длинными черными волосами. С другими разумными существами, Иными, человечество тоже сталкивалось и даже пыталось наладить контакт, но

тут абсурд сидел на абсурде (с)

в общем, не задалось взаимодействие. Иные в книге, впрочем, значительной роли не играют, возможно, потом покажут себя во всей красе.

Глубина — это местный вариант подпространства. Отличается от прочих выриантов он тем, что людям туда нельзя — в живом виде. Очевидным решением для путешествия сквозь Глубину становится... правильно, смерть пассажиров и команды (с последующим воскрешением), именуемая стазисом. Что-то в этом есть жуткое и будоражащее: идет обратный отсчет, а к венам по трубочкам приближается смертельная «белая плесень»... Бррр. Но как вы понимаете, если куда-то нельзя соваться (в живом виде) ни под каким предлогом, никто этого не делал и последствия этого скорее всего ужасны — главные герои именно туда и отправятся.

Но пока они стали обладателями особо ценного груза, за которым охотятся еще несколько групп персонажей. А груз мало того что ценный, так еще и очень опасный, если его активировать. Но как вы понимаете, если что-то нельзя включать ни под каким предлогом, главные герои...

Чего я не могу сказать о Марцине Подлевском, так это что он автор, решивший забить на проработку персонажей в угоду сюжету и экшну. Нет, автор решил каждому прописать мотивацию, и какие-нибудь характерные особенности, и флэшбэки из детства. Можете себе представить масштаб задачи, если учесть, что героев несколько десятков, все принадлежат к различным организациям/группировкам/командам и постоянно перетусовываются между собой, а на фоне всего этого происходят космические погони, перестрелки и прочие маневры. Возможно, кто-нибудь такое и провернул бы гармонично и не в ущерб сюжету, но Подлевский явно перестарался. Тут есть, например, один товарищ, который мерзкий жирдяй и насильник, но иногда он человек с прекрасной физической подготовкой и быстрой реакцией, а также защитник хрупких барышень. Также на него возложена функция комической разрядки сложных ситуаций и принятия тяжелых решений в экстренных ситуациях, а в детстве он был мечтателем и обожал читать бумажные(!) книги, а еще иногда зверски избивал этими книгами детей, которые их пытались отобрать. А сюжет тем временем можно вместить в одно (спойлерное) предложение.

Каждая глава заканчивается клифхэнгером, словно автор выкладывает свой текст по частям и ему жизненно необходимо удержать читателя до конца книги. Например, к девушке в постель забирается некто, и она кричит от ужаса! А дальше мы читаем несколько глав про других персонажей (причем каждая глава заканчивается прыжком в неизведанное, занесенным над героем клинком или пальцем, дрожащим на кнопке самоуничтожения), успеваем забыть и про девушку, и про ее внезапного гостя, и только сильно позже выясняется, что постельный нарушитель — это кот. А угадайте, чем заканчивается роман? Нет, не клифхэнгером! А несколькими клифхэнгерами, по одному для каждой группы персонажей.

Тем не менее роман обладает одним неоспоримым достоинством (хотя для кого как) — полным отсутствием курв в тексте! За что выражаю благодарность автору и переводчику.

*Кстати, автор говорит в послесловии, что невозможно прочитать Лема и не написать о космических кораблях. К счастью, это не так — представьте, если бы все читатели пана Станислава выдали по космооперному циклу романов.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока впечатления еще свежие

В далеком-далеком будущем, где есть только... Стоп, я вселенную перепутал.

Если вкратце — будущее у нас и вправду настолько далекое, что все, что было до войн с машинами и инопланетянами, которые сожгли Млечный путь к чертям собачьим и благополучно сдохли, здесь называется Средневековьем. По Выжженой галактике барражируют целых две группы поехавших кукухой постлюдей, а путешествие между звездами осуществляется через Глубину — гиперпространство курильщика, в котором летать можно исключительно в состоянии клинической смерти, иначе выйдете вы оттуда безумным лоботомитом.

На фоне всего этого праздника жизни капитан Миртон Грюнвальд (алкоголик с комплексом вины и просто хороший человек) со своим скелетом в шкафу покупает корабль со скелетом в шкафу и набирает экипаж, у каждого члена которого свой скелет в шкафу и отправляется в космос через сектор, в котором в вакууме крутится невероятное количество шкафов. Со скелетами. Что могло пойти не так?

Плюсы:

1) Несмотря на то, что первое впечатление о сеттинге по аннотации напоминает какой-то «Молот войны» на минималках — на самом деле он описан довольно подробно и содержит в себе довольно много интересных и просто зрелищных идей. Если вы читали Питера Гамильтона и Аластера Рейнольдса и вам они понравились — велика вероятность, что вам понравится и «Прыгун».

2) Сюжет держит интригу до последнего, заставляя вас с интересом следить за развитием событий, а динамика некоторых сцен — так это ваще отвал башки.

Минусы:

1) Персонажи. Во-первых — для книги такого объема их очень много. Скорее всего по первой вы постоянно будете путаться в именах, пытаясь разобраться, кто здесь кто. Во-вторых — даже центральные персонажи прописаны скорее функционально, чем глубоко и интересно. Несмотря на то, что у всех основных персонажей есть свой внутренний конфликт и довольно проработанная предыстория, им не хватает ярких черт характера и индивидуальности.

2) Топорная экспозиция. Ой, мама — а вот это действительно проблема, которая частично пересекается с пунктом первым. Автор постарался раскрыть как можно больше информации о мире, который он придумал, за максимально короткий промежуток времени — но по какой-то странной причине вся эта информация касается по большей части ТТХ кораблей, оборудования и технологий компьютеризации, а не, например, политического или культурного зоопарка, который раскрывается скорее мимоходом. Экспозиция здесь не прекращается до самого конца книги, иногда вылезая не только в авторском тексте, но и в диалогах персонажей и сценах, которые по замыслу должны быть динамичны.

3) Сюжет. Когда я сказал, что сюжет держит интригу до самой развязки, я не покривил душой, но виной тому не столько мастерство автора, сколько то, что любимый художественный прием Подлевского — это, видимо, клиффхенгер... Потому что абсолютно все главы заканчиваются на интригующем полуслове, и к развязке это доходит до абсурда.

Помимо этого, в книге такого маленького объема целых три основные сюжетные линии (не считая мелких побочных) — линия Грюнвальда и его экипажа, линия принца Натрия и линия хакера Керк Блум. И если первые две достаточно обстоятельные и пересекаются между собой довольно органично, то линия Керк нужна непонятно зачем, развивается исключительно роялями и какое-либо взаимодействие с первыми двумя у нее происходит только в развязке, о которой ниже.

4) Развязка. Я уже говорил, что любимый прием автора — это интригующий клиффхэнгер? Тогда вы сразу угадаете, чем заканчивается книга. Но не расстраивайтесь — вам успеют ответить на парочку вопросов. Правда, скорее всего — совсем не те, которые вы задавали...

Итог:

Объективная оценка — 5/10

Субъективная оценка — 9/10

Это не самая лучшая книга вообще, но в жанре космооперы вообще мало что выходит в последнее время, так что я прочел ее не без удовольствия.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

У нас тут постАп-космоопера. Выжженная Галактика — не самое приятное место для обитания. Череда самых разнообразных войн (в том числе Машинная Война — полный аналог батлерианского джихада) привела человеческую цивилизацию к некоторому упадку. В центре Галактики Альянс имеет ещё какую-то власть, но на окраинах герцогства практически независимы (а это кивок в сторону «Академии» Азимова. Искины «кастрированы», поэтому астролокаторы крайне важны (привет Герберту номер два). Немаловажную роль играют местные паранормы, котором тоже можно найти аналогии в «Дюне».

В наличии генные модификации, интерфейс мозг-компьютер, прыжки через Глубину, артефакты Иных, Научный Клан, Орден Пустоты и целая куча сект: элохимы, поклонники тех самых исчезнувших Иных; постлюди-стрипсы, боготворящие Машины и технологии; Собрание, твердящее про единство душ; таинственная Ложа.

Битвй жизнью капитан набирает на пользующийся дурной славой корабль разношёрстную команду проблемных социопатов (а как иначе? Команды из адекватных заездолётчиков в космооперах по пальцам перечесть); на отдалённой планете местный принц, его хакерша и Контролёр Альянса становятся обладателями важного секрета.

Я насчитал примерно дюжину (!) сюжетных линий.

Помимо персонажей-людей, в романе отличная подборка искинов: неуклюжий шестирукий Аро, хлопочущая Тётка, суровая Мать, безупречный красавец Арсид.

Чем «Глубина» цепляет — тайной, важным атрибутом качественной приключенческой фантастики. Тайны есть у всех: у корабля «Чёрная лента», у его капитана, у каждого члена команды, у принца-инвалида, генохакерши, контролёра. Поймал себя на мысли, что впервые за долгое время пытаюсь предугадать повороты сюжета, и засыпая, думаю, что же за тайны все скрывают.

Последняя четверть романа напоминает развёрнутый фанфик по EVE Online или новеллизацию эпизода из любой Х4-игры типа Elite. Замусоренный сектор космоса и несколько групп кораблей, каждая со своими интересами, вступают в самую подробно описанную битву в истории космической фантастики. Страниц двести — манёвры, кружения, огневые контакты, облёт физических и энергетических препятствий. Громоздко, но любопытно.

Вселенной Выжженной Галактики самую малость не хватает сумашедшинки, как в космооперах Бэнкса, Райаниеми или Дукая, чтобы быть шедевром. Мир Подлевского похож на имперский разрушитель: огромная махина с триллионом деталек и деталюшечек, внушительная и крайне серьёзная.

Для поклонников жанра в романе запрятано множество пасхалок: от раскавыченного текста Space Oddity, пилота по фамилии Лем, планеты Терминус, компьютера Мать, классического диалога про «попробую и сделаю» из Звёздных Войн, до фразы Лукаса о том, что звук в вакууме не распространяется и легендарного слогана фильма «Чужой». Многое, наверняка, я не считал.

Точкой кристаллизации для миропостроения может быть всё, что угодно. Такое ощущение, что в «Прыгуне» такой точкой выступил экипаж корабля и особенности входа в Глубину. Некая кораблецентричность. Как будто изначально придуман экипаж, его функции и ограничения глубинного прыжка, а уж затем это обросло Выжженной Галактикой с фракциями и долгой историей войн.

Хочу отметить — толстые тома не люблю. Долго не решался начать «Глубину». К счастью, читается легко. Поначалу. Потом завяз и заканчивал уже на силе воли.

Монументальная космофантастика, написанная с уважением к классике жанра. Хочу и жду продолжения!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротная космоопера со всеми полагающимися жанру клише, темами и сюжетными вотэтоповоротами.

Всё начинается с локального представления капитана-неудачника, который умудряется дёшево купить хороший корабль с очень плохой историей, чтобы на нём лететь хоть куда-нибудь, предварительно собрав команду. Из таких же, надо отметить, специфичных кадров, как сам капитан. Но дальше, как обычно, что-то идёт не так, и события начинают происходить пачками, вытаскивая из забвения секреты: вот официальная власть проявляет нездоровый интерес к тому же сектору космоса, вот контрабандист что-то непонятное интригует, вот загадочная хакерша спасается от не менее загадочной секты, и все они оказываются в одном пространстве и времени. Попутно сталкиваясь с наследием истреблённых машин, узнавая, что официальная историческая версия всех событий далека от реальности и ещё что ушедшие в никуда инопланетяне, которые, к тому же, совершенно непонятны человеку и не осилили с человеком полноценный контакт, могут оказаться не так, чтобы ну прям очень далеко.

Всё сразу и побольше — автор обрушивает на читателя через осознание героев натурально просто бесконечный поток интриг и конфликтов.

При этом книга не очень равномерная: первые главы какие-то местами пресные, пересыпанные не очень понятными мне вульгаризмами (хотя, может, проблемы перевода?), зато потом внезапно всё закручивается и становится очень интересно, что там автор ещё придумал. Потом внезапно снова всё затормаживается, и несколько глав все носятся друг за другом по усеянному мусором космическому сектору, а автор от души, со вкусом и подробностями, описывает космические сражения со стрельбой из всего, что хотя бы гипотетически умеет это делать.

Мне вообще к концу этого казалось, что текст можно было бы слегка сократить. Если бы все участники убивались друг об друга не двести страниц, а, например, сто, было бы полегче. Как минимум, можно было выкинуть постоянную смену фокала и копирование одних и тех же сцен глазами разных персонажей — никак не могу понять этот приём.

Но в целом — очень даже хорошо.

В «Глубине» обширный мир с богато набросанным прошлым: тут реально всё, что душа желает — и война с иными, и война с другими ветвями человечества, и война с машинами, и технологические секты, и местечковая аристократия, и центральная власть, презирающая эту аристократию. Много описаний технологий, попытка систематизировать эти технологии и объяснить, термины в изобилии. Правдоподобность хромает, конечно, хотя автор определённо пытался обойти физические ограничения, ну или, по крайней мере, их упоминал. Для космооперы позволительно.

Ещё в романе вдоволь космических загадок, полтора десятка сюжетных линий, сложные и не совсем понятные с первого взгляда переплетения связей между персонажами; при этом всём далеко не все затронутые секреты прояснились к концу.

(На самом деле, кажется, ни один. Вся история с Напастью, машинами, Глубиной или Бледным королём запуталась в такой клубок, что вопросов стало только больше.)

Довершает весь этот коктейль богатый набор отсылок к популярным произведениям сходных жанра и тематики. Количество пасхалок исчисляется десятками.

Что несколько не понравилось лично мне: здесь многовато персонажей, и не столько по их количеству, это как раз на таком объёме текста терпимо и местами даже интересно, а в их личном раскрытии. Мне за рефлексией и личным миром следить неинтересно и потому — сложно, а раскрытия глобальных сюжетных веток здесь не довезли. Я бы предпочла ещё больше событий или предыстории мира и меньше переживаний о том, кто погиб в прошлом, кто погибнет в будущем и что механик думает про женщин. Что там про Млечный Путь, что там за оружие, которым его выжгли, хотя бы? А что такое психофизия, а с чем связана, а зачем, а как, а почему так вышло, что она внезапно вылезает в реальность, куда генетическое редактирование-то отвалилось, и вообще? А коты почему исчезли-то, это же удобное домашнее животное, да и с остальными что произошло?

(Хотя вообще за кота, как обычно, отдельный плюс, назвать кота Голодом — это прям хорошая ирония, мне нравится. В четыре утра каждый кот — Голод.)

Не исключаю, впрочем, что в дальнейших книгах серии есть ответы на эти вопросы, и что события там несколько ускорятся, потому что большинство персонажей уже раскрыты, и обширно представлять их больше не потребуется.

С удовольствием прочитала бы всю тетралогию, но, к сожалению, не владею польским, а в серии последующие тома, несмотря на то, что прошло уже два года, так и не вышли. С учётом такого большого перерыва, подозреваю, что издательство вообще решило отказаться от публикации остальных частей, и это очень, очень печально.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшое скромное мнение по книге «Глубина. Прыгун» Подлевского.

Описывать саму книгу, давать тезисно содержание не буду. Эта информация присутствует во многих отзывах до моего. Напишу свои мысли и ощущения от произведения.

Действительно, очень многообещающее начало цикла, которое знакомит нас с главными героями произведения. По факту, их действительно немало и среди них очень много колоритных (по крайней мере в перспективе). Многие очень негативно отзывались о постоянных флешбеках в прошлое многочисленных героев, но, как по мне, именно в этом и состоит прелесть романа. Именно через флешбеки автор пытается нас знакомить с огромным миром. Такая схема не нова, и здесь она также прекрасно подана.

Опять же, взгляд на одно и то же событие глазами разных персонажей — это и плюс и минус книги. Когда это дозировано, то позволяет взглянуть на происходящее под несколько другим углом. Но, к моему великому сожалению, в финальном этапе с этип приемом большой перебор. Финальной битвы очень много, уже ждешь следующего события, какого-то развития ситуации, а в каждом описании от лица очередного персонажа ситуация продвигается на шажок).

Основной темой романа/цикла мне видится именно показ различных путей развития цивилизации: человек обычный, человек-машина, человек-продукт генной инженерии; причем пока это показано несколько схематично (хотя могу и ошибаться, и в дальнейших произведениях цикла автор предпочтет идти по пути экшена). Также намеками подана социальная составляющая мира, немножко намеками религиозные течения. Над физической составляющей происходящих процессов автор особо не заморачивался, эти процессы просто есть. Мне, честно говоря, в произведении не хватило именно изображения мира с этой стороны.

Скорее этот первый том является огромным прологом, правда по итогу которого появляется некий артефакт (назову его так). Насколько автор сможет раскрыть огромный потенциал идей (возможно идеи и вторичны, но для меня в данное произведение они очень органично вплетены) покажут дальнейшие части.

В итоге: замах очень большой, куча интересностей, необычных явлений, колоритных персонажей. Пока для меня это скорее 7 баллов, но продолжение читать буду обязательно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот что происходит, когда дилетант берется писать монументальную космооперу.

Начнем с того что временные единицы используемые персонажами это время «лазури», столицы альянса. Жители пограничного герцогства измеряют время в лазурных годах. Свободные торговцы измеряют время в лазурных сутках. Бюрократы альянса используют лазурные часы. Флотские экипажи кораблей альянса ставят счетчики в лазурных минутах. Вам ещё не надоело слышать про лазурные единицы измерения? А ведь лазурные года, сутки и часы совпадают с земными на 99%. Каждый персонаж упоминает чертовы лазурные часы, будь он житель лазури(которому больше не в чем измерять время), путешественник альянса(у них тоже не существует других вариантов), жители приграничных герцогств(им то логичнее использовать местное время, но нет, только лазурные годы!). Нормальные люди так не говорят, они не проговаривают очевидные вещи(особенно при личном общении или в горячке боя, когда каждая лазурная секунда на счету), но автор решил выпендриваться, взять «стандартные годы» из «Дюны» но назвать их по своему.

И так тут со всем, либо переназваное заимствование у классиков, всунутое что бы было, либо амфорное нечто из собственных фантазий. В результате местное киберпространство(поток), генокомпьютеры, оружие и псионика превращается в магию, подстраивающуюся под нужды автора. Ударные волны летают в вакууме, астероиды притягивают корабли, перелеты занимают то дни, то часы, про задержку скорости света никто не слышал, вакуум конечно жидкий.

А ещё автор обожает менять расказчика(ими успели побыть наверное 30 персонажей) и повторять одну и туже сцену по 2-3 раза, как будто бегуны на эстафете передав палочку бегут вместе с товарищем ещё половину его дистанции. Ещё чуть чуть и эта книга превратиться в иллюстрацию клипового потребления.

В общем если вам зачем то захочется читать это — постарайтесь отключить мозг.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космическая постапокалиптическая ахронологическая опера прочитана... На мой субъективный взгляд автор перегрузил роман героями, которым не хочется сочувствовать. Вот вообще. Понятно, что герои как и положено имеют свои скелеты в шкафу, психически (или физически) надломлены, но...все их терзания оставляют меня равнодушным наблюдателем. Возможно, такова была задумка автора, что бы читатель проникся бездной времени отделяющего его от происходящих событий. Но от такого писательского хода желание читать пропадает, становится скучно. Вот команда корабля: капитан Грювальд, вот судовой врач, вот механик, вот навигатор вот... И? При всех своих недостатках не видно командной работы, взаимной эмпатии (кроме маньячных задвигов механика). Ладно, допустим, в команде Грюнвальда этому есть объяснение. А как быть с остальными? Да что там говорить... Человеческими взаимоотношениями нас не порадуют. Чтение отягощают постоянные флешбеки у абсолютно всех участников событий, да так, что к концу книги сложно понять, кто в каком времени действует и жив ли он до сих пор. Из хорошего: однозначно нетривиальный сюжет о выжженном космосе и погибших цивилизациях на всем протяжении Млечного пути. Оценка: читать стоит если вы очень внимательный к деталям любитель космооперы

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что интересно, постоянно жалуясь на нехватку «твёрдой научной фантастики» эту самую научную фантастику люди воспринимать не хотят, и потому она вынуждена маскироваться. Например, Марцин Подлевский свой роман «Глубина» продвигал космооперой, хотя это самая настоящая научная фантастика. И в серии «звёзды НФ» от Книги. Издательство АСТ книга очень даже к месту. В замечательном переводе Кирилла Плешкова.

Это далёкое будущее, Выжженная галактика. Был великий период экспансии, когда человек контролировал большую часть галактики. С тех пор прошла война с Чужими и война с собственным порождением – машинным разумом. Итог девять десятых галактики сожжено, в некоторых секторах разрушены даже звёзды. В целом упадок… но нам, чтобы оценить картину возможного научно-технического будущего, хватит.

Ибо это мир, где технологии путешествия в космосе тесно сплетены с информационными реками, где все обитаемые миры обмывает Поток – глобальная информационная сеть. Запрещена кирбогизация, но при этом уже с половыми клетками передаётся биомеханический зародыш интерфейса для связи с Потоком, без этого человек неполноценен. Оригинальная идея с генокомпьютерами, квантовые интеллектуальные системы, которые развиваются и растут по законам живых организмов. Много чего нового и интересного в виде идей и прогнозов, включая картину того, как сама история в сознании людей меняется под влиянием потока – прадеды воевали с машинами и Чужими, а сегодня есть сильнейшие секты, которые обожествляют давних врагов и переделывают себя под их подобие. Ну и конечно человек остаётся человеком, и здесь ему нужна сила и власть – а в этом мире это информация, когда она уникальна и неповторима.

В общем, в книге много интересных находок. Разве что хотя язык сочный и богатый, написано хорошо, читал я на удивление долго. Кусками, главами и порциями, осмысляя и переваривая. Разве что под конец пошло быстро. Но там уже и было больше не научная фантастика, а приключения.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое будущее. Мир представляет собой Выжженную Вселенную. Люди, бороздя космос, успели и в ксеновойне поучаствовать, и с машинами поконфликтовать. Теперь, посреди этого апокалиптического бардака в антураже космооперного киберпанка, один капитан с пристрастием к алкоголю покупает корабль с очень темным прошлым и нанимает команду, прошлое которой ещё темнее. Они не сработаются, но вместе им предстоит выбраться из нескольких опасных переделок и попытаться завладеть чем-то очень важным для этого мира.

История не нова. При чтении постоянно возникали ассоциации то с Питером Гамильтоном, то с Фрэнком Гербертом, то с Джоном Лавом, то просто с расхожими штампами. И хотя Марцин Подлевский умело эти штампы комбинирует между собой, в результате чего выстраивается вполне любопытная и интересная история, есть два момента, которые сильно мешают наслаждаться происходящими событиями.

Первый момент заключается в преобладании раскрытия персонажей над раскрытием сюжета. Магистральный сюжет хоть и насчитывает множество острых моментов с перестрелками, тайными операциями и погонями, но что-то действительно важное предлагает читателю не так уж часто. Да, у Питера Гамильтона такое случается чуть ли не в каждой книге. Но там где Гамильтон упирает на кропотливое построение мира, Подлевский делает ставку на персонажей, и в моем случае она оказалась проигрышной. Персонажи недостаточно интересные. Они раскрыты хорошо, но их типажи слишком расхожие. При этом внимания персонажам уделено так много, что основной сюжет теряется на фоне.

Второй момент – это любовь автора к загадкам и клиффхенгерам. Большинство глав заканчивается на максимально интригующей ноте, большинство сюжетных линий имеют в запасе по нескольку тайн и тёмных пятен, все персонажи хранят скелеты в шкафах, в общем, готовьтесь погружаться в историю долго и обстоятельно. Ну и напороться на несколько клиффхангеров в финале и жить с этим в ожидании второго тома.

При этом книга то достаточно любопытная: мир будущего необычный, магистральный сюжет не вызывает отторжения, персонажи, пусть и вторичные, но не картонные. Автор всеми силами старался поддержать интерес к своей истории, и в итоге перестарался. В романе несколько сюжетных линий, несколько десятков персонажей, а значит, если начинать читать его сейчас, то необходимо быть готовым либо все важные детали запомнить, в крайнем случае – записать, либо перечитать роман к выходу продолжения. Так что я, видимо, вернусь к «Глубине» уже после выхода четвертого тома, чтобы погрузиться в историю полноценно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позволю пару рекомендаций, которые мне самому не помешали бы перед прочтением. Старайтесь сразу запоминать имена и образы героев. Автор так резко и без объяснений прыгает по событиям во времени, что не всегда сразу понятно о каком герое идет речь в текущий момент. Отсюда второй совет: для формирования целостной картины читать нужно не урывками или фоном, а обстоятельно и внимательно. Для себя эти особенности отношу к недостаткам произведения, не влияющим на оценку разумеется. В остальном только положительные эмоции.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Место без места

Психофизия неизлечимая болезнь. Телекинез? Пиромания? Чтение мыслей? Представьте себе все все виды психических аномалий, слившиеся воедино. Психофизия должна исчезнуть из Выжженной Галактики, пусть даже для этого придется перебить всех заболевших.

Не люблю космической оперы. Рискуя вызвать недовольство поклонников «Звездных войн», скажу. Гоняться друг за другом по галактике, размахивать световыми мечами, бесконечно разыскивать потерянных родственников лишь за тем, чтобы найдя, убедиться, что он/она перешли на темную сторону силы (вместе бежать, попутно спасая мир, как вариант) — все это, может, и круто. Но тратить три часа своей жизни лишь за тем, чтобы в очередной раз убедиться: голливудские сценаристы думают, что сюжет — это его отсутствие. Нет, увольте.

Книжные космооперы мало отличаются от кино-, но необходимым и достаточным условием слушать было то, что аудиоверсию этой начитал Игорь Князев, а в его исполнении способна получить удовольствие даже от тех жанров и авторов, кого нипочем не возьму читать глазами. Кроме того, плох тот читатель, который нет, не «не мечтает стать писателем», этого добра и без нас хватает. Плох тот, кто не умеет научиться извлекать радость из самых неподходящих текстов. Этот оказался неподходящим только на первый взгляд.

Потому что новая польская фантастика продолжает удивлять разнообразием. К героическому Гжендовичу, фольклорному Майке, авантюрному Комуде, абсурдистскому Орбитовскому, киберпанковому Збешховскому, интеллекталу Дукаю сегодня добавляем Марцина Подлевского с его вариантом космической оперы. Казалось бы, трудно найти фантастический поджанр, менее испорченный интеллектом, но первая книга Подлевского из цикла «Глубина: Прыгун» умное и довольно сложно организованное чтение.

Да, в качестве строительных блоков автор использует готовые штампы жанра: капитан, потерявший прежнюю команду и судно, формирует новую; космический корабль с темной историей; члены команды, всякий со своей особенностью и тайной – можно перечислять долго. Но строит он из этих блоков оригинальное здание. Которое очаровывает, едва проходит первая оторопь от обилия персонажей и понятий, которые нужно усвоить.

Очень далекое будущее, настолько, что сегодняшний день воспринимается оттуда средневековьем. Человечество прошло период расцвета, нашло братьев по разуму, ввязалось сначала в ксеновойну (вы понимаете, это против других, хотя каким-то странным образом читателю предлагается сделать вывод, что это мы всех спасли и непонятно, за что на нас обиделись), потом в машинную войну — это со взбунтовавшимися умными вещами, по периферии поучаствовали нанотехнологии, потому наночастицам теперь большого доверия нет, а искусственные интеллекты кастрируются, по аналогии с волами и хряками — чтобы снизить природную агрессию.

И да, серия о Глубине популярна, «Прыгун» только начало, на сегодняшний день во вселенной Выжженной Галактики уже четыре тома

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх