fantlab ru

Захар Прилепин «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.33
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы

Документальное произведение, год

Аннотация:

Новая книга Захара Прилепина, одного из известных и титулованных писателей современности, автора романа «Обитель», лауреата литературных премий «Национальный бестселлер», «Супернацбест», «Ясная Поляна», «Большая книга». 11 биографий писателей и поэтов Золотого века — от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина. Портреты классиков литературы сквозь завесу порохового дыма. В новую книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» вошли одиннадцать биографий писателей и поэтов Золотого века — от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина, — умевших держать в руке не только перо, но и оружие. Они сражались на Бородинском поле в 1812-м и вступали победителями в Париж, подавляли пугачёвский бунт и восстание в Польше, аннексировали Финляндию, воевали со Швецией, ехали служить на Кавказ… Цитата: «Разглядывая Золотой век, приходится наводить в его сторону длинную, как каланча, загибающуюся подзорную трубу. До зуда во лбу всматриваешься в сочетание звёзд, поначалу кажущееся спонтанным, случайным, рассыпанным. ...А потом вдруг различаешь анфас, посадку головы, руку. В той руке — пистолет. Державин невольно зажмурился, ожидая выстрела, но пушка всё равно ударила нежданно; он вздрогнул и тут же раскрыл глаза. Все вокруг закричали: «Атамана… их атамана убили!..»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если быть патриотом преступно, то значит я преступник

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

(М. Лермонтов «Бородино»)

А нынешние как-то проскочили…

(В. Высоцкий)

Эти два эпиграфа как нельзя лучше подходят и ко всей книге Захара Прилепина, и практически к каждой из одиннадцати её глав — одиннадцать глав на одиннадцать славных имён.

Основной и главной мыслью Прилепина в этой книге является то, что все названные в ней поэты пушкинской (хотя и допушкинской тоже) поры (так же, как и многие другие, не ставшие персонажами этого повествования, но тоже в нём Прилепиным — специально упомянутые) при всём разнообразии их собственных политических вкусов, воззрений, взглядов и убеждений (от крайне монархических и до самых смелых на тот момент, цареубийственных и дворцово-переворотных) в лихую годину военных испытаний для Отчизны и Родины (а понятие Родины ввёл в обиход как раз один из них, из тех, о ком идёт в книге речь) следовали порывам своего сердца и души и без долгих раздумий и сомнений и колебаний отправлялись в ряды действующей армии (и флота), и непосредственно и лично участвовали во всех выпадавших на их долю сражениях и битвах. В том числе и не только в войнах с супостатом на территории Российской империи и в прямую защиту её священных рубежей, и угрожавших самой целостности державы (пугачёвское восстание, война со Швецией и Наполеоновские), но и ведущиеся за пределами Отчизны и, казалось бы, существованию Отчизны никак не угрожавшие. Прилепин специально останавливается в своей книге и на этом обстоятельстве тоже и аргументированно и эмоционально (а З.П. умеет вложить в свою прозу и эмоцию и чувство) обосновывает такой выбор тех людей, о ком говорится в книге.

Знаете, вот казалось бы, что книга стопроцентно посвящена той эпохе и тем людям, в который жили её герои: уже упоминавшиеся в тексте отзыва так называемые «поэты пушкинской поры» и их время — конец XVIII – большая часть XIX веков. И это на самом деле так, ибо автор почти совсем не протягивает ниточки связей из того времени и от тех людей сюда, к нам, в наше непростое и практически смутное время, и к нам, к нашим поэтам и писателям — нашим современникам. Почти совсем. Почти . И вот этого талантливо сделанного Захаром литературного «почти» как раз и хватает для того, чтобы читатель сам протянул эту цепочку аналогий и сравнений, сам установил эти нравственно-этические связи и сравнения. Причём порой всё это выглядит едва ли не так же наглядно, как система математических пропорций, т.е. правило «креста» и всё такое безупречно математическое прочее.

Какими же аргументами пользуется автор для того, чтобы свои умозаключения сделать не голословными предположениями и тем паче ни на чём не основанными утверждениями? Конечно же это в первую очередь документы той эпохи: автобиографические и биографические записки тех времён, официальные описания походов, битв и сражений, в которых участвовали те или иные персонажи книги, выписки из наградных реляций и приказов, а также выдержки, купюры и кусочки из собственного дневникового, эпистолярного, поэтического, прозаического и философического творчества наших героев — кто может прямее и откровеннее поведать читателю, нежели человек о себе самом. Таким образом вся книга состоит из определённого рода собственных рассуждений Захара Прилепина о каждом её персонаже, сопровождаемых, вперемешку с его словами, предположениями и выводами, документальными и художественными свидетельствами современников героев книги.

Соглашаться с этим всем или спорить — тут уже дело каждого, прочитавшего эту книгу. Для меня многое оказалось и верным и важным и своевременным и объясняющим/дополняющим, т. е. актуальным. Вовремя написанная книга. И с точки зрения литературных достоинств — качественная, тут от Захара Прилепина ничего не убавишь и не отберёшь.

Но даже если отбросить в сторону все выше сформулированные смыслы книги и читать её просто как историко-биографическое произведение, то ценность и значимость нисколько не уменьшатся — любители биографий получат свою толику удовольствия, знатоки батальных сцен насладятся всем военно-походным антуражем, ценители высокой поэзии приобщатся к творчеству громких поэтических имён — на всякий читательский спрос здесь найдётся своя порция удовольствия.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, одна из наиболее значимых российских книг, появившихся после распада Советского Союза. Сборник десяти биографических очерков, о совершенно разных людях, разных судеб и разных взглядов — доживших до глубокой старости и рано ушедших, славянофилах и западниках, либералах и патриотах....которых объединят лишь несколько обстоятельств:

1) Их имена золотыми буквами вписаны в историю русской (и не только!) словесности.

2) Все они в той или иной степени были знакомы с Александром Сергеевичем Пушкиным.

3) И наконец все они, когда это было необходимо, защищали Отечество не только силой пера, но и силой оружия.

Эти известные всему миру поэты, писатели, философы подавляли пугачёвский бунт, били шведов в морских сражениях, «аннексировали» Финляндию, стояли под картечью и ходили в штыковую на Бородинском поле, присоединяли Польшу, усмиряли польское восстание, рубились с горцами на Кавказе......Да, цвет русской словесности так называемого «Золотого века» был не только обласкан литературным признанием, но и немножко сутулился под тяжестью боевых наград на груди. Как тут не вспомнить знаменитое лермонтовское — «да, были люди в наше время». Всего десять судеб....а скольким ещё не нашлось места на страницах книги. Тут и исторические романисты Загоскин и Лажечников и автор знаменитого словаря Даль и многие, многие другие.... Видимо для того чтоб книга получилась цельной, а не просто сборником несвязанных между собой статей, Прилепин сделал Пушкина стержневой фигурой и он действительно, в той или иной степени присутствует в каждой главе. Замечательное стихотворение «Клеветникам России» знают все, а все ли слышали, что Александр Сергеевич рвался добровольцем на фронт в очередную войну с турками и даже лично поучаствовал в одной из стычек? Некоторые герои этой книги яркий пример, как можно и нужно любить Родину, даже не любя власть и вступая в борьбу «с режимом». «Взвод» Захара Прилепина одна из тех очень немногих книг, к которым у меня нет претензий. Вообще. От слова совсем. Это то, что нужно включать в школьную программу. Поэтому оценка максимальная

10 из 10.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, читал ли Прилепин сборник пародий «Новейший Плутарх». Есть там военный педагог, который считал военный опыт главным в биографиях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Неледицкого-Мелецкого, Алябьева, который писал, что один час боевых действий может дать писателю больше материала для книг, чем десятилетия мирной жизни, и экзаменовал своих кадетов: «В каком полку служил Фет? А Гаршин? А Надсон?». Этот комический персонаж мог бы написать книгу, которую Прилепин писал совершенно всерьез.

В книге очень много подробных и детальных описаний сражений, очень ярко выражены политические взгляды автора, слишком много рассуждений о нынешней политической ситуации. Но в книгах есть и подробные биографии Державина (сражавшегося с пугачевцами), адмирала Шишкова (не только автора слов «Тихогром» и «мокроступы»), декабристов Федора Глинки, Владимира Раевского, Александра Бестужева. Есть и глава о Пушкине, «внештатном военном корреспонденте» (с) на русско-турецкой войне.

Глава о моем любимом Батюшкове была для меня изрядным откровением. Я как-то мало задумывалась раньше, что нежный певец йеменских роз участвовал в покорении Финляндии, сражался под Гейльсбергом, участвовал в Кульмском сражении и в «ужасной битве под Лейпцигом». «Мой друг, я видел море зла» (с).

Невозможно представить себе, что политический ссыльный в 1982 году просился добровольцем в Афганистан, а ссыльный Александр Бестужев добился перевода в действующую армию. Да и печатать ссыльного (даже под псевдонимом) в 1982 году не стали бы.

Декабрист Федор Глинка в ссылке открыл каменный век задолго до Буше де Перта.

Интересная деталь: Прилепин подчеркивает, что евреи в 1812 году снабжали русскую армию разведданными и неустанно молились о победе русского оружия

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх