fantlab ru

Айзек Азимов «Роботы и Империя»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1302
Моя оценка:
-

подробнее

Роботы и Империя

Robots and Empire

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 113
Аннотация:

В романе Айзека Азимова «Роботы и Империя» действие происходит спустя два столетия после событий «Роботов Утренней Зари».

Волна экспансии с Земли на другие планеты набирает силы, и появляются конфликты между космонитами (жителями Внешних Миров) и поселенцами (потомками землян). Глэдия, женщина-космонитка, которую с Илайджем Бейли связывала искренняя любовь, до сих пор еще жива – ведь космониты живут три-четыре столетия. Жив и ее враг – доктор Амадейро, который после смерти доктора Хена Фастольфа вновь вознамерился отомстить Земле, заселившей уже немало планет...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Книга является удачным связующем звеном с другими сериалами Азимова: «Империя» и «Основание», объединяя их все в грандиозную сагу «Галактическая история».


Входит в:



Роботы и Империя
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 8
1994 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Роботы и империя
2003 г.
Роботы и Империя
2003 г.
Роботы и Империя
2004 г.
Я, робот
2005 г.
Роботы и Империя
2006 г.
Транторианская империя
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Robots and Empire
1985 г.
(английский)
Robots and Empire
1986 г.
(английский)
Robots and Empire
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль что цикл закончился. Это один из редких сериалов, в котором хотелось бы видеть продолжение. Можно спорить и не соглашаться с мнением автора, которое он вложил в уста своим героям, и теми идеями, которые он закладывает, как будущее человечества. Но ты понимаешь и уважаешь его точку зрения за четкую формулировку и логичность доказательства.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга мне понравилась. Становятся понятными дальнейшие события с радиоактивностью Земли и причиной по клтлрой её покинули, а в цикле «Основание» (или «Академия») и совсем забыли о её существовании. Вопрос о том действительно ли надо было её уничтожать, оставим на совести автора, я, лично, с ним не согласна. Никогда ещё забвение прошлого и отрыв от корней ничего хорошего не давал.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Азимов,как всегда великолепен. Не даром из под его руки увидели свет более четырехсот произведений. Эта книга является первой из прочитанных мной книг автора. Прочитав ее, остался крайне доволен. Теперь думаю прочитать предыдущие произведения из этого цикла.

Респект автору.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга цикла, жаль что не на все вопросы получены ответы.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже два века, как не стало Илайджа Бейли, но начатое им дело колонизации Галактики продвигается, хотя и не так быстро, как бы хотелось. И хотя колония в Бейлимире крепнет, но все же большинство землян предпочитают относительную безопасность Стальных пещер открытым пространствам Космоса. Но даже эти первые попытки землян в освоении новых планет не могут не насторожить космонитов, которые плетут очередной заговор по уничтожению конкурентов. И, может, это бы и удалось, если бы не роботы с Авроры — Дэниэл Оливо и Жискар, которые теперь по-своему трактуют законы робототехники.

Но интересен, прежде всего, этот роман не интригой противостояния колонистов и космонитов или тайной Солярии. Этот роман связывает историю Земли и грядущей Галактический империи, а через нее и Академии. Именно в нем роботы принимают решение, которое должно определить все будущее Человечества на тысячелетия вперед. Здесь они принимают как обязательный Нулевой Закон, требующий от роботов заботиться о выживании Человечества, как вида, более не интересуясь мнением самих людей на этот счет.

«Пользуйся Нулевым Законом, но не оправдывай им вред, нанесенный индивидуумам БЕЗ НУЖДЫ». Достаточно спорное утверждение, позволяющее вмешиваться теперь в жизнь, а учитывая новые способности роботов, в мысли и чувства отдельных людей, не спрашивая их согласия или вопреки их желаниям. Теперь роботы и их понимание того, что же лучше для Человечества, а не свободная воля, стремления и мечты людей, определят сначала возникновение Галактической империи, а затем психоистории и Академии, а потом и Галаксии.

Но, как бы то ни было, вот так и началась новая история Человечества. Но тогда, почему же так грустно? «Все, что ты сделал, было правильным по Нулевому Закону Ты спас множество жизней. Ты сделал добро человечеству. Почему же ты так страдаешь»?

Получается, что ничего не смогли бы сами люди без этого тайного руководства извне. Это так отличается от первых романов Цикла про Бейли и Дэниэла Оливо, где еще была вера в возможности Человека, в его способность найти выход из самых безнадежных ситуаций, преодолеть леность ума и души, алчность и разногласия, и вырваться на Звездную дорогу. Оказывается, все, что могут люди создать сами — муравейники запуганных и несчастных, прячущихся от всех проблем обитателей Стальных пещер или цивилизацию крайнего эгоизма космонитов. Печально.

Кстати, в этом романе прозвучала тема, к которой Мастер вернется только в самых последних романах Галактической истории, а именно о пути развития Солярии. Мне всегда было жаль, что опасения робота Жискара, а потом и героев «Академии и Земля», о возможной роли этой культуры, так и не оформились в отдельное произведение.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это самый необычный роман цикла о детективе Элайдже Бейли. И дело не в том, что самого детектива уже полтора столетия нет в живых. Необычность в том, что это ужасное с литературной точки зрения произведение безумно интересно читать.

Большую часть романа составляют пространные диалоги роботов Дэниела и Жискара, в которых подробно до занудства объясняется каждое происходящее действие. При этом Дэниел пытается воспроизводить логическое мышление человека, подсмотренное им у Илайджа Бейли, а Жискар проявляет чудеса психоанализа. Между диалогами происходят кое-какие действия, и даже важные для человечества и Галактики. Но каждое из них служит лишь поводом для следующего пространного диалога. Казалось бы, построенное таким образом произведение невозможно читать, но оно не просто читается, я роман буквально проглотила, с трудом отрываясь на дела и сон. Азимов пишет так, как писать нельзя, но при этом вниманием читателя владеет полностью.

Поначалу я пыталась анализировать диалоги роботов на предмет обоснованности выводов Дэниела. Но быстро оставила это занятие. По большей части логические построения Дэниела не увязываются с уровнем информированности домашнего робота о событиях в Галактике, непонятно, как он узнал те данные, которыми оперирует, непонятны и некоторые промежуточные обобщения. Но в целом Дэниел рисует такую яркую, многогранную, сложную картину жизни многопланетного мира, раздираемого внутренними противоречиями, что критичность читательского мышления быстро отключается. Хочется просто внимательно читать его рассуждения, представлять жизнь и мотивацию людей, волноваться из-за грозящих им опасностей и гадать — успеют роботы остановить планетарных террористов или нет. И сумеют ли остановить, учитывая влияние законов роботехники на позитронный мозг.

В этом романе впервые появляется Нулевой закон роботехники, подвинувший в сторону непререкаемые Первый и Второй законы. Механизм появления Нулевого закона удивителен. Получается, что робота высокого класса можно перепрограммировать просто в ходе беседы, если человек умеет мыслить логично и по настоящему желает донести свою логику до четкого машинного разума. Над созданием человекоподобных роботов на Авроре работал целый институт, но, по иронии судьбы, выводящий робота из рабства конкретного хозяина Нулевой закон был создан человеком, далеким от робототехники. Причем создан с целью защитить робота от дезактивации позитронного мозга ввиду невозможности выполнить Первый закон — не допустить смерть человека от старости. Дружественное охранительное внушение старика, который стремился сохранить жизнь Дэниела после своей смерти, возымело глобальное отложенное последствие, создав робота, способного видеть человека как часть человечества.

Столь же удивительно, что робототехники Авроры, которые смогли вычислить эмпатические способности Жискара, даже в первом приближении не представляли себе, к чему может привести тесное общение человекоподобных роботов, таких, как Дэниел, с людьми. Космониты настолько привыкли видеть в роботах только имущество, что им и в голову не приходила связь способного имитировать человеческие реакции позитронного мозга с функцией саморазвития. Выведенный Дэниелом из слов Илайджа Бейли Нулевой закон стал полной неожиданностью для аврорианских докторов робототехники. Создавая машины, способные самостоятельно мыслить и принимать решения в заданных параметрах, они и не подозревали о заложенном в позитронный мозг потенциале. Азимов очень точно подметил эту особенность инженерной науки: что-то знаем, что-то создаем, а получается нечто большее, совсем не предполагаемое создателем.

Доктор Фастольф создал робота Дэниела Оливо, детектив Бейли перепрограммировал его мозг, сам того не зная, робот Жискар Ревентлов произвел сознательное дополнительное программирование своего собрата и в результате в межпланетную галактическую игру вступило принципиально новое существо: робот, способный обходить Первый и Второй законы и способный ментально воздействовать на мозг людей и других роботов. Такой игрок мог бы вызвать страх, если бы не детектив Илайдж Бейли. Непостижимым образом этот обычный короткоживущий человек сумел вложить в позитронный мозг робота свои собственные этические принципы, и тем самым защитить человечество от опасности, которую мог бы нести такой робот.

В цикле романов о детективе Илайдже Бейли Айзек Азимов обосновывает не только Нулевой закон роботехники, но и общие принципы мирного сосуществования человека и робота с функцией саморазвития. Принципы эти точно такие же, как и для людей: уважение и дружеская забота. Будь Илайдж Бейли другим, не подумай он перед смертью о партнере Дэниеле, которому нужно как-то помочь пережить смерть близкого человека, судьба Галактики могла бы пойти по иному пути. Каждое действие человека имеет глубокий далеко отстоящий по времени смысл. Эффект крыла бабочки присутствует не только в охоте на динозавров.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, выкладывая мозаику своей «Галактической истории», Азимов решил, что для полноты картины не хватает довольно большого куска — необходимо сделать более плавный переход от цикла о Бейли и Оливо к серии об Академии. Такой связкой и является роман «Роботы и Империя».

Не знаю, наскольно можно считать этот роман частью цикла о Бейли и Оливо. Это в меньшей степени детектив — расследование теперь уже не ставится во главу угла. Да и нет больше детектива Элайджа Бейли — ведь после событий романа «Роботы зари» прошло более двухсот лет. Теперь место главных героев занимают ставший бессменным Дэниел Оливо и Жискар Ривентлов — позитронные роботы, которым суждено решить судьбу человечества. Наиболее занимательная часть романа — долгие диалоги Дэниэла и Жискара, в которых раскрывается сама суть того, как Галактика встала на путь создания империи — процессы, происходящие в мирах космонитов, в мирах переселенцев, на Земле описаны с большой дотошностью. Мы невооружённым глазом чувствуем, как сменяется эпоха «Стальных пещер», и на смену ей приходит эра «Транторианской империи», а за ней уже проглядывается и идея селдоновской Академии.

Кроме того, большое место занимает обсуждение так называемого «Нулевого закона» — «Робот не может повредить человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесён вред». Фактически, Дэниел и Жискар, выведя этот закон, обрекли себя на участь хранителей, сторожей человечества — его вечными покровителями.

Однако нулевой закон стоит выше первого — о том, что отдельному индивиду не может быть причинён вред. Следовательно, робот, оперирующий этим законом, должен либо самоуничтожится от неразрешимого противоречия, либо эволюционировать практически до уровня человека. И такая эволюция происходит — Р. Дэниел Оливо в своём восприятии поднимается на невероятно высокий для робота уровень. это уже не просто человекоподобная машина со сложным позитронным мозгом — это практически человек, просто неспособный выйти за рамки Трёх Законов. Подобным образом изменяется и Жискар — однако его более простой мозг разрушается от противоречия, не способного нести ношу нулевого Закона.

Другие линии романа более просты и незамысловаты — стареющая Глэдия, пытающаяся изменить свою жизнь, её новый возлюбленный, потомок Элайджа Д. Ж. Бейли, пылающий жаждой мести Калдин Амадейро и Левулар Мандамус — их линии интересны, они придают роману интригу, однако смысловой нагрузки практически не несут.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя, следуя линии Амадейро и Мандамуса, мы поймём, почему герои «Академии и Земли» увидели Землю через 20000 лет радиоактивной и непригодной для жизни

Это — один из последних романов блистательной саги Айзека Азимова о галактической истории, и о позитронных роботах. несмотря на некоторую затянутость, роман наполнен цепляющими за душу размышлениями, это — ещё одно описание того, насколько может быть человечен робот, и бесчеловечен Homo Sapiens.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман несколько выбивается из ряда всего цикла уже тем, что практически в сюжете нет самого Бэйли, только воспоминания о нем. Также нарушена привычная линия развития сюжета из-за многочисленности ответвлений, поскольку главного события нет как такового. Но рука не поднялась снижать оценку этой замечательной книге. Одно рукопожатие роботов чего стоит — пробивает до слез... Очень гуманная книга и, на мой взгляд, будет актуальна всегда. В своей массе не дотягиваем мы до человечности этих роботов...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман имеет явно функциональный акцент — прежде всего он является связующим звеном между циклом о напарниках-детективах и циклом про Академию. А если учесть, что детективный цикл — это логичное и неотъемлемое продолжение рассказов о роботах, то вот вам и грандиозная Галактическая история.

С одной стороны — жаль, ибо ставка на функцию связующего звена лишает этот роман привычных для читателя признаков принадлежности к циклу «Детектив Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо» — во-первых, Элайдж Бейли в романе представлен лишь в виде воспоминаний о нём, во-вторых, и это главное, роман ни в коей мере не является детективом. А жаль, лично мне бы хотелось прочитать ещё одну книжку о приключениях великолепных напарников.

С другой стороны, введение Нулевого закона роботехники и связанные с ним проблемы вполне можно считать сочной вишенкой на финальном торте цикла о роботах. Особо запомнились ёмкие социально-философские диалоги двух роботов, взявшихся за решение проблем человечества в то время, как само человечество погрязло в сиюминутных интригах и политиканстве.

В общем и целом, думаю, можно считать, что автор в ходе написания цикла «вырос» из детектива, ему стало тесно в рамках жанра, поставленные задачи нужно было решать уже на субстрате космооперы, что в итоге и было реализовано.

Со всеми роялями, выскакивающими из кустов. На которые лично я, если честно, не особо обращал внимание, поскольку был больше заинтересован развитием мысли двух роботов-философов — этот образ по-настоящему меня покорил.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектива Элайджа Бейли нет вот уже 160 лет, но своими делами он сумел перевернуть историю человечества, и вот уже земляне бросились осваивать Поселенческие миры, космониты им не препятствуют, баланс сил в Галактике навсегда изменился. И только старинный враг Бейли Калдин Амадейро жаждет отомстить Земле, не останавливаясь ни перед чем.

«Роботы и Империя» — очередной повод восхититься гением Айзека Азимова. Грандиозно и убедительно, но при этом чертовски увлекательно изложена очередная глава «Галактической истории». И если изначально Три закона казались фундаментальными и исчерпывающими, то теперь сложно не признать их ограниченность. И неудивительно, что роль первооткрывателя Нулевого закона досталась бессмертному роботу. «Большое видится на расстоянии.»

Не могу не упомянуть серьёзную техническую ошибку автора. «Суть дела в том, что и деление, и синтез атомных ядер являются проявлениями слабого взаимодействия, одного из четырех типов взаимодействий, управляющих всеми событиями во Вселенной. Следовательно, ядерный усилитель, способный взорвать термоядерный реактор, с равным успехом взорвет и атомный.» Хочу успокоить всех прочитавших. Земле ничего не угрожает. Ни ядерный синтез, ни ядерное деление к слабому взаимодействию отношения не имеют. Да и подобный усилитель невозможен даже теоретически.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы книга скучновата, Элайджа нет (тоска берет), но читалась великолепно!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, хоть и без Элайджа Бейли, все равно получилась достойной предыдущих трех. Довольно-таки тяжеловесный и неторопливый, но все же очень любопытный роман. А пресловутые Три Закона Робототехники, как выясняется — это еще не все, чем может и должен руководствоваться робот при принятии решений...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне лучшая книга цыкла,но конечно в этой книге мне не хватало Элайджа но его сын тоже оказался не скучным персонажем,так что книга хорошая,в ней нравились моменты когда Дениел Оливо сопротивлялся приказам и поступал как говорил ему Элайдж,концовка тоже меня не огорчила мне понравильсь!!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взляд четвертая книга уже ушла от традиции детектива. Очень нехватало самого Илайджа на страницах романа — к нему привыкаешь, ему очень симпатизируешь. Но я понимаю что история рассказанная нам в этом романе уже не нуждаеться в детективе Бейли. Это уже перерасло его.

Азимов отлично подготовил финал что бы связать историю Роботов с трилогией Транторской Империей. Убидительно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — связующее звено между циклом «Элайджа Бейли и Р. Дэниэл Оливо» и «Тренторианской Империей».

Очень не хватает Элайджи (хотя он и появляется в воспоминаниях главных героев), но увидеть в роли детективов дуэт Дэниэла и Жискара тоже интересно.

Азимов начинает рассказ на Авроре, потом читатель вместе с ним оказывается на Солярии, где становится видно, до чего довели изоляционистские тенденции местных космонитов (подробнее об этом будет рассказано в «Академии и Земле»). Потом мы попадаем на Бейлимир, первую планету, колонизированную землянами со времен исхода космонитов, и, наконец, попадаем на Землю.

Мы сталкиваемся ксенофобией, как со стороны космонитов, так и со стороны поселенцев-потомков землян. Видим, до какого безумия может довести исступленная ненависть к тем, кто ведет другой образ жизни, и не живет столько, сколько ты. Амадейро

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
готов рисковать войной на полное уничтожение космонитов, лишь бы уничтожить Землю
, доктор Василия, дочь Фастольфа
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доводит до того, что робот, который играл с ней в детстве, оборачивается против нее.
. А в центре этого противостояния оказывается Глэдия, сильно повзрослевшая со времен «Обнаженного Солнца», и капитан Бейли, далекий потомок Элайджи.

И все-таки, как мы видим в конце книги, поручать расследование роботам неразумно...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх