fantlab ru

Владимир Венгловский «Слёзы Ниобы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Слёзы Ниобы

Рассказ, год; цикл «13-я фантЛабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Я – единственный кто может решить вопрос существования целой планеты. Вернее, ее населения. Сотни с небольшим ученых. Моё «да», или моё «нет» значат либо эвакуацию, либо – орбитальную бомбардировку. Это зависит лишь от меня. От меня, и от моего Зверя.

Входит в:

— антологию «Земля 2.0», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, 13-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ

номинант
Интерпресскон, 2018 // Малая форма (рассказ)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Земля 2.0
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарно. Вот она, уважаемый потенциальный читатель — та жемчужина, ради которой расковыриваются все эти кучи мусора, именуемые литературой. Очередная Жемчужина. Новая. Свежая. Невыносима красивая, отливающая перламутром своей фантИдеи.

Да, я — про фантИдею, собственно говоря, уважаемый потенциальный. Сей конкретно текст — недоделанная поделка. на него внимания не обращай, уважаемый потенциальный. Согласен со всем негативом во всех предыдущих отзывах.

НО. И ещё раз — НО. Разве такие мелочи — хоть что-нибудь значат по сравнению с фактом существования Жемчужины? В конце концов — можно самому додумать недостающее, можно скормить Идею кому-нибудь из Мастеров, да мало ли чего можно сделать. Не суть

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединюсь к отзыву-диагнозу Zangezi. Автор крайне невежественно описывает «замещение» разума Белой Мышки разумом иск.ина. Вот что имеем: разум Мышки-человека бал захвачен вторгшимся разумом особи, «части роя». И дабы не дать волю агрессору, цитирую — «Он не мог управлять телом, в которое попал, потому что сознание Мышки было изолировано вместе с ним. ...её Зверь был заперт, словно в клетке.» В общем разум человека-Мышки и захватчика взаимно заблокированы, а телом управляет некий наночип, приживленный к мозговым нейронам. Хм... Ладно, едем дальше. Снова авторский текст: «... я встроила в свою энпешку (наночип) искусственный интеллект, управляющий моим телом, пока я сплю. Знаете, очень удобно — спишь, а твоё тело в это время выполняет то, что ему приказали.» Вот сказанул так сказанул! Автор, ты задавался вопросом, как работает центральная нервная система человека? Ты сам перечитывал что написал? Если «родной» разум изолирован от всех рецепторов организма, а в тексте прямо об этом говорится («я успела перевести энпешку на автономный режим и заперла его (захватчика-роевика) в своём сознании вместе с собой, отключив все рецепторы.»), так вот — если разум отключен от рецепторов, то неважно, «пока я сплю», или «не сплю». Разума считай что нет вовсе, он «вещь в себе». Но у автора разум Мышки докрикивается каким-то ментальным способом до разума главного героя — «Спасите меня!». Хочется спросить: ты кому там кричишь, пусть даже ментально? Откуда знаешь о присутствии собеседника, если изолирован? Или кричишь постоянно, просто в пространство? Странный персонаж эта Мышка — полу-зомби, полу-киборг, но по тексту — везде ведёт себя как человек, разговаривает, удивляется и даже переживает за главного героя, когда он решается броситься в зубастую пасть.

Ну и ГГ тоже хорош. Мало того, что у него в голове сидят 2 личности — он сам и Зверь (роевик), так в финале рассказа он подселяет к себе в мозг ещё (сотни, тысячи, миллионы? — «чужих сознаний было много. Очень много») кучу чужих. Как? Да просто — он их позвал, и они пришли. Из разных мест планеты и мгновенно. Шикарный канал связи, заметим. И мозг необъятной ёмкости, чтобы всех их вместить, не особо напрягаясь. Как несколько пар носков в чемодан упаковать для перевозки. А что, нормально. Перевезти на другую планету, и там разгрузиться — делов то..

После такой развесистой клюквы хочется вслед за Белой Мышкой закричать: «Спасите меня!». Мой мозг не выдержит даже кратковременного подселения авторского разума, и даже в объёме одного этого рассказа!

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По многочисленным просьбам проводим сеанс делакримизации (обезслезливания). Просьба детей и впечатлительных женщин (а также автора!) убрать от мониторов. Из-под бритвы Оккама, как правило, густо льется кровь.

Итак, пациент: довольно крупных размеров (34 тыс. зн.) неврастеник, впечатлительный, импульсивный, шизоидный, с невыразительным лицом и речью. Поступил в лабораторию в состоянии крайнего нервного истощения, постоянно плакал, жаловался, что это очень трудно: спасать человечество. Назначено принудительное вскрытие in vivo.

Сначала локальные разрезы:

На некоей пустынной планете обитают дробные части десятичного логарифма. Мантиссы, то есть. А вы что подумали? Миллионы лет назад они «правили Галактикой» как коллективный разум, а сейчас совсем выродились и одичали. Ныне Галактику заселяют люди.

А теперь сделаем шаг назад и осознаем: обнаружена древнейшая раса! Правившая Галактикой!! Да еще и коллективный разум!!! Это же эпохально. А о чем нам рассказывает пациент? Что ими в частном порядке занимается какой-то любитель-археолог, и еще несколько археологов, видимо, копают черепки в песке. И всё!!! Да эта планета должна быть нашпигована научными экспедициями самых разных мастей! Где ксенобиологи, нейробиологи, когнитивисты, лингвисты, историки, физики, химики, наконец? Пациент явно бредит.

Далее еще веселее. Человечество сталкивается с неким опаснейшим врагом: роевиками, который проникают в сознание людей и подавляют его, превращая тех в зомби. Знаний о роевиках нет, защиты нет, лекарства нет, кроме «орбитальной бомбардировки». Сурово! И есть у нас всего лишь один-единственный на всю Галактику иммунный к ним – все тот же археолог-любитель. Как, он есть?! Где же он, почему до сих пор не окружен толпами ученых самых разных мастей, который исследуют его на предмет познания роевиков и борьбы с ними? Ведь на кону реальные люди?! А он в это время танцует фламенко с кастаньетами. Зашибись! И ладно бы пациент рассказал о научной деградации человечества, мол, никому ничего не надо, тоже вымираем. Так ведь нет, нас убеждают, что люди стремятся «вперед и вперед, все дальше за знаниями»! И как это сочетается? Никак, налицо явно шизоидное сознание.

Далее, наш герой прилетает на планету, где одна лишь флора, нет животных, даже простейших. Нет, тут пациент не бредит, он просто пересказывает прочитанный в детстве рассказ Урсулы Ле Гуин «Обширней и медлительней империй». Простим ему этот невольный плагиат, однако спросим: для чего понадобился именно такой мир? В чем смысл отсутствия там фауны? У Ле Гуин это был интереснейший пример растительного коллективного разума, своего рода разумная планета — и мирная! Было бы поучительно, если бы пациент нам поведал о каком-то подобном разуме и здесь, может быть даже противопоставил его хищному разуму роевиков. Но нет, кажется, этот зеленый стерильный мир ему понадобился только для того, чтобы босиком пошлепать по лужам, не боясь подхватить грипп. Наш пациент еще и инфантилен; так и запишем.

Следующий разрез: наш герой встречается с белой мертвой мышкой, которая обещает показать ему, как глубока дыра… Гм, коллега психоаналитик, не встревайте! Ваша очередь еще дойдет. Пациент, несомненно, испытал в детстве психическую травму, а может, просто слишком много резал мышей. Теперь мышь для него персонифицирует женщину, которой управляет искусственный интеллект — рассудительный, спокойный, безотказный… Сказка, а не женщина… Господа врачи, потише! Я понимаю, случай крайне интересный, но не мешайте доктору Оккаму…

Ах-да, наша мышка утверждает, что отключила все свои рецепторы, тем не менее видит, слышит, осязает. Так нельзя: сетчатка глаза, Кортиев орган в ухе, нервные окончания под кожей и т. п. это и есть рецепторы – отключить их значит полностью лишить мозг сенсорики, кто бы этим мозгом ни заправлял: ИИ, роевик или сапиенс. Я бы на месте героя присмотрелся к этой мышке внимательнее, но ведь мы уже выяснили, что это неосознанная проекция пациента, какие к ней претензии по логике?

Но держитесь, господа, мы вскрыли самую потаенную часть подсознания нашего пациента. Подавленные образы и страхи сыпятся как из ведра. Вот герой подозрительно ищет у всепланетарного растения центр: «А где его центр? Должен же быть какой-то центр». Несомненно, он еще в школе изучал, что у растений, в отличие от высших животных, нет «центра», крона и ствол дерева не более «центральны», чем корни. Но школа подсознанию не указ. Ищет ли он тем самым мозг? Как бы не так! Мы вскоре узнаем, что для пациента означает центр! Он, конечно же, находит его (в невротических путешествиях герои всегда находят то, что ищут, точнее, что боятся, а не то, что на самом деле). «Центром» оказывается… огромная дыра в земле, «усеянная острыми зубами»! Спросим на всякий случай у биологов, каков эволюционный смысл появления такой пасти на планете, где существует только растения, более того, одно и то же растение? Допустим, оно питается какими-нибудь мхами, переносимыми в «фудформах», что само по себе странно для фототрофного организма, так мхи что ли оно рвет на части? Конечно, нет, перед нами классический случай фобии vagina dentata, что неудивительно, учитывая, что наш пациент представляет себе женщин в виде мертвых белых мышек, а внутри себя ощущает некоего «Зверя», иногда восстающего и рвущегося наружу, но чаще послушного и домашнего, как котик (sic!).

Надо отдать должное пациенту: у него хватило мужества спуститься (вместе с «Зверем») в зубастую дыру и встретиться лицом к лицу с источником страха внутри. Но вместо того чтобы исцелиться, увидеть в мертвой мышке обычную привлекательную женщину и зажить с нею обычной половой жизнью, он убеждает себя, что впустил внутрь целый выводок «зверей» и теперь должен убить себя, дабы спасти мир от них. Увы, но это тяжелый, почти не поддающийся лечению случай множественной шизофрении, отягощенной маниакально-депрессивным психозом. Банально, коллеги, а так хорошо начиналось!

Итак, результаты вскрытия неутешительны. Пациент практически безнадежен. То, что кажется ему объективной реальностью, на самом деле есть невротическое путешествие в глубины собственного подсознания. Если бы он это осознавал, была бы оригинальная вещь в духе Линдсея, а так нелогичный сумбур и вторичность. Как говорит один мой приятель-патологоанатом, психи в космосе!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, браво. У вас было множество идей, фантдопов и всевозможных моментов развития разных форм жизни и технологий. Вы умудрились их вставить в рассказ, не загрузив излишними объяснялками и не превратив в скучную лекцию. Описания миров и их жизнедеятельности (не знаю какой термин подобрать), неба и погодных условий – всё это завораживает и рисует объемную картинку.

А вот герои показались мне статистами в этих красочных мирах. ГГ проявляет себя только во время борьбы со Зверем. И хоть он и говорит, что он управляет Зверем, а не наоборот. В тексте кажется, что личность ГГ как раз убрана в тень, чтобы лучше показать Зверя.

А вот финал для меня остался открытым. Ведь ГГ не покончил с собой. До этого Мышка рассказывала какие чувства она испытала, когда попала в Харибду и выжила. Если бы ГГ захотел совершить суицид, то прыгнул бы обратно в пещеру, там километр глубины. И вот мне и не понятно, чего он в итоге добился.

А в общем – отличный рассказ с проработанным миром.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ безусловно написан от души и мир довольно эффектный: зомби бродящие в джунглях по дождём это красиво:) Но я почему-то не проникся до глубин души. Может виной тому начальник, который позвонил мне прямо посреди рассказа и чутка испортил настроение. А может просто у меня чердак задымился от такого изобилия информации в этом рассказе. Чтобы представить всё что нафантазировал автор требуется хорошее воображение. Тут ещё модно придираться, я тоже чуть-чуть попробую. Когда герой прилетел на Ниобы, нам говорят что вокруг взлетной площадки, растет густая трава. Ну я сразу представил, что флаер это такая гравицапа типа вертолета стоит на площадке. А через пару абзацей, нам сообщают, что некая дама приближается по взлётной полосе... Так полоса там или площадка? Или и то и другое одновременно? Ползающие гигантские амебы не раскрыты до конца. Только я смог их толком представить, как рассказ закончился.Итого: занятно, но немножко не мой жанр. Я люблю чтоб немного попроще.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный язык, множество идей — такое множество, что ни продумать до конца, ни тщательно выписать у автора не хватило времени и пространства. Про овощную дырку с зубами на планете, где нет животных и нечем питаться, уже говорили. про нестыковку образа богомола и кота(собаки?) — зверя уже говорили.

Словом, очень красивая, но не законченная, не отшлифованная вещь. Тем не менее, удовольствие получил. Автору спасибо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что так слаба связь с темой. Ощущение настоящей фантастики, но… Заглянул в отзывы − как собратья справляются с этими но…

Забавно – коллективно, каждый своими мазками, нарисовали картину про коллективный разум. Который автор спёр изготовил по рецептам известных поваров. Называются очень громкие имена. Но автор внёс и своё: швы расходятся − то там, то сям. Так говорят.

А можно и так сказать (расшифровываю для себя свои но…): автор взял(а) коллективный разум и двойное сознание в одном теле – как основные ингридиенты, перемешал их, добавил специи − спасителя и древних разумов, получил некое блюдо. Оригинальное? вкусное? здоровое? − Судите сами.

Для меня получилось оригинально и вкусно, хотя эмоционально пресновато. Появление Белой Мышки (с её замечательным: “И сейчас я мертва”) градус подняло. Интерес вырос с пониманием, что разум Мышки успел захлопнуть себя и чужака, и управление телом перешло чипу. Два разума в одной голове – не ново, но один – частичка коллективного, что придало свежесть восприятия. Два разных соединения разумов. Много запоминающихся образов. Достаточно динамично.

Свободный конец – пожалуй, да. Нестыковки – много, да. Но, как говаривал, Гелприн, — это были замазки. Моему восприятию рассказа не мешали.

Тем более что не покидало ощущение женской руки − и надо проникнуться идеей, настроем, а не отслеживать несвязанные концы. Для женщин, кстати, характерны и недотянутость конфликта, и недооголённость нерва.

Уверен – запомнится надолго.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ про археолога-специалиста по жукам (это да, все археологи любят жуков, инфа 100%, а ещё они носят кнут, шляпу, отлично стреляют из лука и танцуют кардебалет) и мантиссов, которые совсем не гигантские жуки (было бы странно, если бы они были жуками, Mantis — это латинское название богомола), а ещё про деревья на планете без животных (как они стали деревьями? Без животных оно им надо? Одноклеточному автотрофу, которого не могут сожрать, гораздо проще нарастить биомассу, если он остаётся одноклеточным). Может быть, уже понятно, что кое-что меня в рассказе сильно раздражает. Но это я описал сеттинг, декорации, а не действия, те у меня недоумения не вызывают.

Главный герой кажется целостным, пока не решает героически умереть. Я перечитал, заметил, зачем герой пошёл на жертву, но может стоило добавить хоть каких-нибудь колебаний? Что же он на смерть идёт, совсем не страшась? И зверь совсем-совсем ничего не заметил?

Мышка— биолог, q-логик, всё знает про фудформы, ничего с ними и со всей остальной фигнёй не делает, ждёт героя, потому что знает, что он её прилетит и спасёт. Совпадение? Совпадение. Всегда ведь когда прилетаешь на планету, тебя там ждут Мышки, чтобы пообъяснять, что тут и как.

К языку и динамике развития сюжета у меня вопросов нет, хотя я немного заскучал на рассказе Мышки.

Я не вижу новой и оригинальной идеи или проблемы, затрагиваемой в рассказе. Кроме развлекательной других функции не выполняет. Но на приключенческое чтиво вроде тянет. Я бы поработал над деталями и правдоподобием, если внести небольшие изменения, рассказ был бы существенно лучше.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красиво задумано, крепко написано. ГГ интересен и имеет страшную тайну, постепенно выползающую из своего тёмного логова. Тема раскрыта по касательной – всё же тут главное не в мире, где разворачивается сюжет, а в самом Ольме. Ибо в нём и случится главная битва между людьми и мантиссами, между отдельной личностью и роевым сознанием…

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

1. Ниоба не богиня, а ее жертва. Учите матчасть. В результате не повторенного вами смысл всей истории вывернулся наизнанку, и ГГ стал чудовищем похуже своего Зверя. А если вы это и планировали, надо было аллюзию проговорить.

2. Правописание прямой речи описано на куче орфографических сайтов.

3. Есть правило — воровать куски нельзя в серьезных рассказах. В шутку — можно. А тут, ну пальцев не хватит — вот Хайнлайн с его коллективными марсианами, вот Буджолд с Великой Охотой, вот Стругацкие с Одержанием, вот ле Гуин со сразу двумя книжками — автор, аккуратнее надо.

3. Негуманное решение основного конфликта, фу таким быть.

В целом, автор, у вас толковый слог, очень адекватное построение фабулы, герои соответствуют своим точкам, и интересные фантдопущения. Мне кажется, мы о вас как об авторе еще много раз услышим. Вы можете больше и лучше. Так бывает, мне на конкурсах тоже вечно не хватает времени — или сюжет и декор интересный, или сложить все аккуратно, либо-либо. Надеюсь, мне еще предстоит встретиться с вами под одной обложкой.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вариация на тему «Ксеноцида» Орсона Скотта Карда. С противоположным, а значит, тривиальным финалом. У Карда герой пытается найти взаимопонимание, найти место среди звёзд и для человечества, и для жукеров, а в конкурсном рассказе всё прямолинейно: «либо мы, либо они». Увы, совсем не интересно.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ слабовато связан с темой конкурса, а жаль, потому что читать его интересно. Мне понравился главный герой. Да, у него есть повод убегать от людей: Зверь. Но, помимо Зверя, у героя есть память. И да, эти воспоминания дают понимание, почему герой жаждет встречи с роевиком и почему он поступит именно так, а не иначе; дело не только в самопожертвовании.

Понравилось, как ловко автор ответил на вопрос, который, наверняка, задали бы внимательные читатели: откуда герой узнает о том, как устроена Ниоба и откуда служба безопасности узнала о проблеме на планете. Зверь, запертый в клетку искусственным разумом — это, как мне кажется, удачное решение.

И мне кажется, что автор не с потолка берёт все эти описания насекомых, знает, о чём говорит, а это всегда идёт в плюс.

Хорошая, добротная работа. Автору удачи в творчестве!

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не сложился у меня в голове образ зверя как части роя.

Сознание насекомоподобных существ трансформируется у героя в образ зверя с когтями и хвостом? Или я не уловила какойто мелочи. Но почти не не испортило общее впечатление.

Харизматичный герой, интересная интрига, и [h]спасение человечества в финале[/h]

Рассказ оставил приятное горьковатое послевкусие.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх