fantlab ru

Серена Валентино «Злодеи»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.83
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Злодеи

Villains

Условный цикл


Содержание (части, тома): по порядкупо годупо рейтингу


7.80 (15)
-
7.36 (14)
-
1 отз.
6.38 (8)
-
7.20 (5)
-
6.50 (4)
-
5.60 (5)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Всех прекрасней. История Королевы
2014 г.
Чудовище. История невозможной любви
2014 г.
Урсула. История морской ведьмы
2017 г.
Малефисента. История тёмной феи
2019 г.
Злые сёстры. История трёх ведьм
2020 г.
Матушка Готель. История старой ведьмы
2020 г.
Круэлла де Виль. История злодейки с разбитым сердцем
2021 г.
Леди Тремейн. История злой мачехи
2021 г.
Матушка Готель. История старой ведьмы
2022 г.
Капитан Крюк. История потерянного мальчишки
2022 г.
Аид. История повелителя Подземного мира
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Fairest of All: A Tale of the Wicked Queen
2009 г.
(английский)
The Beast Within: A Tale of Beauty's Prince
2014 г.
(английский)
Poor Unfortunate Soul: A Tale of the Sea Witch
2016 г.
(английский)
Fairest of All: A Tale of the Wicked Queen
2017 г.
(английский)
Mistress of All Evil: A Tale of the Dark Fairy
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Злодейки в классических диснеевских фильмах всегда были более колоритными и интересными, чем главные героини. Урсула, Малефисента, Гримхильда (мачеха Белоснежки). Жуткая на каком-то совершенно бытовом уровне матушка Готель, бесконечно обаятельная и политизированная Круэлла. Да и злодеи мужского пола от них не отстают — в конце концов, кто лучше подкатывает к девушкам, чем Гастон? Поэтому ретеллинги, истории с точки зрения «плохишей», всегда найдут своего читателя. Уж куда интереснее наблюдать за драконихой-Малефисентой, чем за пресной и нудной Авророй. Почему у Урсулы такая репутация? Какую цель преследовала Мачеха? Так уж была плоха Круэлла (кстати, именно ее ретеллинги всегда получаются самыми лучшими)?

И вот тут мы спотыкаемся об одну этическую вещь. Дело в том, что злодей он как бы на то и злодей, чтобы творить дичь и хтонь. Захочешь оправдать — не оправдаешь. Очень сложно защищать в суде людей, один из которых пытался максимально жестоким образом убить падчерицу (и еще вырезать ей сердце), второй — убить щеночков, а третья и вовсе держала в заложниках похищенного ребенка. И чтобы сочувствовать злодею, нужно найти очень хорошие аргументы, почему поступить нужно было именно так, а не иначе. Может быть, Белоснежка была распоследней тварью, которую и близко нельзя подпускать к трону? А далматинцы — порождения сатаны, преследующие тебя в кошмарах? Или же манипуляции и шантаж — единственный способ вернуть себе положенное по праву?

А еще можно сделать колоритного и могущественного персонажа — сопливой жертвой обстоятельств и чужих манипуляций. Угадайте, блин, какой способ выбрала Серена Валентино.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В случае с историей Мачехи — это еще плюс минус работает. Перед нами предстает несчастная женщина, которую гнобил отец. И постоянный эмоциональный абьюз не прекратился даже после смерти. Гримхильда была, как маленький ребенок, готова на все, чтобы существо в зеркале сказало «Ты самая красивая, и я тебя люблю». Детская травма превратила запуганную девочку в монстра, а монстр — передал травму в следующее поколение. И вот уже взрослая Белоснежка стоит на коленях перед зеркалом и умоляет призрак Мачехи выказать ну хоть немножечко любви и одобрения.

Неплохо это работает и во второй части, истории Чудовища. Там мы видим избалованного, наглого мажора, который со своим лучшим другом Гастоном творит всякий беспредел. Творит настолько, что Гастон кажется адекватным и вменяемым. Но к сожалению, именно в этой части задумка «Злодеев» пошла под откос. Начинается сквозной сюжет. Появляются персонажи, которые, честно говоря, вообще не вперлись никому, потому что их не было в оригинальных мультиках. Сестрички-ведьмы, принцесса Тюльпан, Нянюшка и еще куча персонажей. И вместо того, чтобы смотреть на «Красавицу и Чудовище» с другого угла, мы смотрим на людей, которые нам не интересны. И которые идеально вписываются в парадигму плохой\хороший. Идеальная красавица-принцесса (которая в книге про Трех Ведьм еще и включила феминизм в самой его маркетинговой форме), добрая нянюшка, хорошая светлая ведьма. И все они эпически борются со злом, постоянно вздыхая, рыдая, причитая, обнимаясь и распивая чай.

Единственное отличие от старых диснеевских мультиков лишь в том, что злодей стал жертвой обстоятельств. Манипуляций, абьюза, газлайтинга. Name it yourself. А злодеями выступают три мерзкие сестрички. Может быть, хотя бы Злые Сестры выступают интересными злодейками? Да хрен там был. Они тоже жертвы обстоятельств. И всю дичь они творят исключительно из любви к ближнему.

И это не добавляет глубины. Это не добавляет интереса. Это просто превращает всех персонажей в чертовых невротиков и истериков. Я не шучу, они там ревут и причитают на каждой страницы. Рыдает могущественная Малефисента, причитает и бьется головой о стол от того, что мама ее не любит — жестокая матушка Готель. Урсула, эпичная и циничная, кажется, готова на все, лишь бы ее приняли в русалочью семью. Рвет на себе волосы Круэлла. Умоляет о прощении Чудовище. Это не клуб злодеек, это какой-то сеанс групповой терапии.

И да ладно бы хоть Три Сестры, манипулирующие знакомыми персонажами, были достойными заменами. Нет! Они — истеричные, глупые, недалекие, зависимые и крайне тупые. Может быть, им тогда противостоит princess squad? Против них выступят знакомые нам принцессы? Нет, что вы. Наблюдайте, пожалуйста, за Тюльпан, ее женихом, Нянюшкой и еще черт знаем кем.

Это же проблема со всеми ремейками Диснея. Оправдываем тех, кого не стоит оправдывать (и отнимаем у них всю колоритность), пытаемся швыряться повесткой, и в итоге делаем женских персонажей еще более зависимыми и латентными, чем они были в 50-е. Пишем про женскую дружбу — получаем клуб сильных и независимых, которым вы даже чайники принести из пункта выдачи не доверите (они чайник разобьют, осколки сопрут, и еще вас обвинят). Делаем книги для фанатов Дисней — а пишем про кого угодно, только не про любимых героев. В части про Чудовище — вообще Белль отсутствует как сущность. Ариэль и Эрик — не фигурируют никак в истории про Урсулу. Там даже Урсула — не главная героиня, это вообще как? А что сделали с Малефисентой — достойно уголовного дела, так изуродовать культовую злодейку, это достижение.

Резюмируя: стоит читать только первые две части. История Мачехи это стекло. Это жестокая, грустная история, про то, как человек пытался вырваться из абьюзивных отношений и сам стал чудовищем. Дружба Гастона и Адама прописана отлично. Дальше все пошло по одному месту. Авторке стоило сосредоточиться на знакомых героях, а не придумывать собственных. Или писать ориджинал и диснеевскую классику не трогать

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх