fantlab ru

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
4283
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-невидимка

The Invisible Man

Другие названия: Невидимка; Невидимый; Невидимый человек

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 289
Аннотация:

Невидимость возможна! Только став невидимкой, можно столкнуться с трудностями. А если невидимым станет человек такой, как Гриффин — помешанный эгоист, желающий установить свою диктатуру, то это сулит обществу серьёзные проблемы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1954 году перевод Д. Вейса впервые был издан под редакцией Норы Галь. С тех пор в основном именно этот вариант и публикуется, но в самих книгах это может быть указано по разному — и как перевод Н. Галь и как перевод Д. Вейса — без упоминания о редактуре.

В 1975 году Нижне-тагильский драмтеатр поставил пьесу по мотивам романа.


В произведение входит:

8.83 (23)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Экранизации:

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1933, США, реж: Джеймс Уэйл

«Месть человека-невидимки» / «The Invisible Man's Revenge» 1944, США, реж: Форд Биби

«Человек-невидимка» 1977, СССР, реж: Глеб Селянин

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1984, Великобритания, реж: Брайан Лайтхил

«Человек-невидимка» 1984, СССР, реж: Александр Захаров

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 2020, Австралия, США, Канада, Великобритания, реж: Ли Уоннелл



Похожие произведения:

 

 


Невидимка. Островъ доктора Моро
1901 г.
Невидимый
1901 г.
Человек-невидимка
1909 г.
Невидимка. Бог динамо. Афёра со страусами
1910 г.
Человек-невидимка
1921 г.
Невидимка
1922 г.
Невидимка
1923 г.
Невидимка
1927 г.
Невидимка
1928 г.
Собрание сочинений. Книга 13 (2)
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 14
1930 г.
Человек-невидимка
1930 г.
Фантастика
1935 г.
Человек-невидимка
1936 г.
Человек-невидимка
1940 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Человек-невидимка
1954 г.
Человек-невидимка
1955 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Человек- невидимка
1956 г.
Человек-невидимка
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Избранное
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Человек - невидимка. Рассказы.
1966 г.
Человек-невидимка. Машина времени.
1969 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек - невидимка
1980 г.
Фантастические романы
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Человек-невидимка
1983 г.
Избранные произведения
1985 г.
Человек-невидимка. Машина времени
1985 г.
Война миров
1986 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
1992 г.
Человек-невидимка
1992 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Человек-невидимка
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек - невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
2001 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. Человек-невидимка. В ожидании
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Английский язык с Г. Уэллсом. Человек-невидимка / The Invisible Man
2008 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Война миров
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Война миров
2014 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2015 г.
Человек-невидимка
2016 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Война миров
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2019 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка / The Invisible Man + аудиоприложение
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Война миров. Человек-невидимка
2021 г.
Человек-невидимка. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро
2021 г.
Война миров. Человек-невидимка
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Лучшие романы
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Война миров. Человек-невидимка
2023 г.

Периодика:

Мир приключений 1910`6
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 5
1910 г.
Мир приключений 1910`7
1910 г.
«Школьная роман-газета», 1/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Лучшие романы
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Волшебная лавка
2005 г.
Лень читать. Часть 2
2006 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Библиотека приключений. Выпуск 3
2009 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Invisible Man
1897 г.
(английский)
The Invisible Man
1955 г.
(английский)
Անտեսանելի Մարդը
1959 г.
(армянский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays
1981 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Галәмнәр сугышы
1987 г.
(татарский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The Invisible Man: A Grotesque Romance: A Critical Text of the 1897 New York First Edition, with an Introduction and Appendices
1998 г.
(английский)
The Invisible Man
2001 г.
(английский)
The Invisible Man
2005 г.
(английский)
The Invisible Man. The Time Machine
2005 г.
(английский)
Невидимець
2006 г.
(украинский)
The Invisible Man
2008 г.
(английский)
Человек-невидимка / The Invisible Man
2013 г.
(английский)
Кентервильское привидение. Человек-невидимка. Уровень 3 / The Canterville Ghost: The Invisible Man
2015 г.
(английский)
Невидимець. Машина часу.
2015 г.
(украинский)
Невидимець
2016 г.
(украинский)
The Invisible Man
2017 г.
(английский)
The Invisible Man
2019 г.
(английский)
The Invisible Man
2020 г.
(английский)
Человек-невидимка
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Может ли невидимый видеть?

Если бы Уэллс задал себе этот вопрос прежде, чем написать роман, изумительная история «Невидимки» никогда не была бы написана…

В самом деле, в этом пункте разрушается вся иллюзия могущества невидимого человека. Невидимый должен быть слеп!

Отчего герой романа невидим? Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха.

Вспомним, в чем состоит роль глаза: его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, вызывающая преломление: переходя из одной среды в другую равной преломляемости, лучи не меняют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи будут проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и не задерживаясь в них, ввиду отсутствия пигмента, следовательно, они не могут вызвать в его сознании никакого образа.

Итак, невидимый человек не может ничего видеть. Все его преимущества оказываются для него бесполезными. Грозный претендент на власть бродил бы ощупью, прося милостыню, которой никто не мог бы ему подать, так как проситель невидим. Вместо могущественнейшего из смертных перед нами был бы беспомощный калека, обреченный на жалкое существование.» Яков Перельман, «Занимательная физика», том, ЕМНИП, первый.

Это в теории. На практике же...

На практике это второй роман Уэллса из прочитанных мной. У этого якобы научно-фантастического томика мощнейшее двойное дно — наше с вами общество, вертясь в котором, невидимый человек не питает особых иллюзий к своему могуществу. Ну да обо всём по порядку.

Он — гений и в то же время безумец, дошедший до ручки, изгой. Начав свои изыскания в области изучения оптических явлений и всего, что с ними связано, он очутился без поддержки в самом их начале и, дабы продолжать их, обобрал до нитки своего отца. Отец от нервного срыва умер, а Гриффин (имя невидимки) даже на похороны не пришёл. Стыдно даже как-то.

Далее исследованиям ставят палки в колеса различное сельское быдло, погодные условия и рельеф. Наш герой, ударяясь обо все подводные камни, всё же идёт на дальнейшие жертвы ради науки... В конце концов, единственный человек, у которого Гриффин надеялся найти понимание и поддержку, воткнул ему нож в спину и заявил в полицию. Вроде бы «из благих соображений» (садюга Гриффин предлагал ему стать на путь запугивания и террора, а белый, пушистый, добродетельный и сознательный д-р Кемп не мог такого допустить), но что-то как-то не особо верилось в благие намерения того, кому Гриффин излил душу. Counterterrorists win, Гриффин убит, а ещё один упитанный забулдыга, которого наш странствующий учёный всеми правдами и неправдами держал при себе, сграбастал его записи и сворованные бабки и открыл на последние бизнес, не особо, впрочем, отрицая, что не было бы счастья... и что Гриффин был гений: его записки-то он так и не расшифровал и унёс тайну невидимости с собой в гроб. Такие дела. Не зря к белым, пушистым, добродетельным и сознательным сердце почти никогда не лежит. А к таким вот Гриффинам — запросто. Повторюсь: гений, доведённый до отчаяния, изгнанный отовсюду, преданный и убитый... Остальные немалые достоинства текста даже как-то меркнут рядом с мастерски поднятыми в нём проблемами.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала трагический роман, а вышел комический. С драками, множеством совершенно дурацких персонажей из сельской глубинки, погонями и бестолковщиной. Это очень круто, на самом деле: поместить такую идею в совершенно стандартный и классический (видимо, для Уэллса) антураж сельской глубинки. Понятно, что в Англии есть свои отличия, но сельская глубинка все-таки везде сельская глубинка, с ее типажами, ее сплетнями, все друг друга знают, все суют нос не в свое дело и считают это нормальным. Для человека-невидимки было большим просчетом поехать в провинцию в надежде, что там он сможет в тишине и покое заниматься своими исследованиями. Дальнейшее разворачивание истории, после разоблачения невидимки — еще более комическое: невидимка вовсю дурачится, а «погоня» за ним состоит все из тех же сельских увальней, так что они до последней сцены не причиняют друг другу особого вреда, а только веселят читателя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Воистину легендарное произведение. Сколько экранизаций, да и в целом это одно из родоночальников жанра научной фантастики. Очень динамичный сюжет. Удивительно, что роман был написан в позапрошлом веке, но читается прекрасно, легко и непринужденно. Оторваться очень сложно. Очень интересно узнать загадку и итог всего сложившегося с главным героем романа. На полку, в классику, низкий поклон Герберт.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Человек-невидимка» был написан в 1897 году, а его автор, Герберт Уэллс, стоит у истоков самого жанра фантастики. Таким образом, данный роман с полной уверенностью можно отнести к классике научной фантастики. Творчество Уэллса повлияло на многих выдающихся писателей, и «Человек-невидимка» не стал исключением. Образ невидимого человека, как и образ безумного ученого появлялся в литературе и кинематографе огромное количество раз. Да и кто из нас с вами никогда не хотел стать невидимым? В своем произведении автор показывает нам обратную сторону этой суперспособности.

В центре сюжета история Гриффина – гениального ученого-физика, совершившего великое открытие, чем и превратил себя в безумца, опасного для общества.

История начинается с того, что в гостиницу в небольшом провинциальном городке заселяется странный постоялец. Он с ног до головы закутан в одежду настолько, что не видно ни единого кусочка его кожи. Длинное пальто, широкополая шляпа, шарф, закрывающий лицо, и огромные очки-консервы – всё это составляет образ незнакомца. К странному внешнему виду добавляется не менее странное поведение. Хозяева гостиницы и соседи очень хотят узнать побольше об этом загадочном незнакомце, а слухи наполняют городок. Кто-то предполагает, что незнакомец сильно изуродован и поэтому скрывает лицо, иные же видят в нём беглого преступника. Постепенно из-за череды случайностей жителям начинает казаться, что под одеждой и бинтами ничего нет, а постоялец не иначе как призрак. В это же время одного из жителей городка обворовывают, а грабитель буквально растворяется в воздухе. Всё это заставляет горожан всерьез взяться за загадочного человека.

Постепенно мы узнаём историю Гриффина. Из-за определённых неприятностей ему пришлось использовать своё изобретение на себе и стать невидимым. Поначалу, он совершенно не видел минусов в таком преображении, но реальность оказалась довольно суровой. При правильном подходе невидимость можно использовать во благо, но Гриффин решает пойти по совершенно иному пути. Ведёт он себя довольно мерзко и не гнушается противоправными поступками. Зачастую всему виной его взрывной характер. Несмотря на всё его поведение, временами ему сопереживаешь и даже жалеешь его. Его повсюду преследует гнетущее одиночество и непонимание. Он единственный в своём роде, и отовсюду гоним. Люди не примут того, кто на них не похож. Да и как остаться в рамках человечности, обладая нечеловеческими способностями? Общество часто было несправедливо к человеку-невидимке, непризнанному гению, и он жаждет мести.

Хоть формально роман и можно отнести к научной фантастике, не обошлось без грубых ляпов. Сейчас науке точно известно, что невидимый человек сам не сможет видеть, из-за особенностей нашего зрительного анализатора. Спишем это на то, что роману больше ста лет, и уровень познаний с тех пор заметно вырос. Меня также насторожил момент с одеждой Гриффина. Чтобы быть полностью невидимым ему нужно ходить голым. Согласитесь, не самый удачный наряд для покорения мира! Да и ведёт себя главный герой несколько странно для того, кто хочет оставаться инкогнито. Очень часто он действует необдуманно, что приводит к печальным последствиям. Так же хотел бы отметить картонность персонажей, которая вытекает из малого объёма.

Итог: Герберт Уэллс был первым, кто облёк идею невидимости в формат художественной литературы. По современным меркам роман кажется немного простоватым и наивным, но тем не менее рекомендую к ознакомлению.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Невидимый человек — это так необычно... Но что ему надо? Стандартный пакет. С помощью науки быстро достичь определённого уровня власти и благосостояния, «без науки» достигаемых слишком медленно и постепенно. Внешне став не таким как все, получить более лёгкий доступ к тому, чего подспудно желают-таки все. То есть, цели Невидимки совпадают с целями обывателей — отличие лишь в «прозрачности» телесной оболочки, которая и определяет границу между высшим и низшим, которые по сути одно, но по произволу — различны. Это идеология провинциала, получившего в свои руки мощное тактическое оружие — невидимость. Благодаря этому качеству он может ускорять контакт с вожделенным, но из-за данного же свойства замедляется процесс извлечения выгоды от достигнутого. Не зря он дважды пытался найти «видимого» сообщника — именно наличие послушного ему зримого персонажа давало решающее – стратегическое — преимущество. Но соприкоснувшись с чудом обыкновенные люди почему-то с особенным упорством держатся за свою заурядность. В этом есть некий психологический закон — взять малое от великого, а затем сдать великое в полицию.

В сущности, эта пресловутая невидимость — дополнительная забота. Она — тяжесть. Масштаб открытия требовал напарника для учёного, тем более что масштаб личности последнего катастрофически отставал от уровня производимого им опыта. Чтобы поддерживать в силе плюсы своего положения нужно перед кем-то раскрыться, проявить слабость доверия — и, как ни крути, этим ты попадаешь в зависимость от другого человека. Доверительность обернулась против главного героя и, пытаясь приобрести от тайного инструмента ну хоть какую-нибудь — пусть и преступную — пользу, — он объявляет террор маленькому городку. Террор — от бессилия найти человека, который так же загорелся бы чудесными возможностями лихого изменения реальности, как и их первооткрыватель. Террор — для осознания маленькими людьми насколько гениальное открытие он совершил, ибо без насилия глубоко осознать это – как показали события — им было очень сложно.

Гриффин силён интеллектом, но беден эмоционально. Из-за этого, в принципе, так скоропостижно и закончилась его невидимая эпопея. Он был чрезмерно прямолинеен в поступках, и его настроенность на провозглашение невидимости законом, заряженность на установку «кто невидим – тот и прав» в конечном итоге и привела к предсмертному удару лопатой по голове. Бесхитростная лопата оказалась «технологичнее» его замысловатого изобретения.

Видимое тело хорошо скрывает невидимые злые мысли (к которым склонен всякий человек), может быть поэтому телесность, превращенная в тайну, утратила функцию сдерживать их поток. И вообще, здесь прослеживается присущая и «Машине времени» и «Острову доктора Моро» да и всякой твёрдой уверенности во всесильность науки магическая процедура обретения высшей природы методом комбинации земных элементов. Непостижимым в человеке принято считать душу, дух, Бога; постижимым же – внешнюю материальную скорлупу. Но в романе физические параметры индивида перескакивают в область сверхфизики средствами самой физики. Алхимия в чистом виде. Колдовство. Стоп-стоп! Используем эвфемизм : это – наука. Зачем людей пугать? Они же пришли читать научную фантастику, а не сказку или фэнтези. Так пусть продолжают верить, что для превращения в божество «достаточно одной таблэтки» (для пущей научности завернутой в заводскую упаковку).

Социальный аспект книги тоже значим, но мне интересен окончательный вариант реакции общества на «сногшибательную» индивидуальность, и рефлекс одиночки на любопытствующую толпу. Айпингский и бэрдокский социумы поступили с личностью Невидимки точно так же, как иудеи с невинным Христом – фактически распяли, хотя Гриффин пострадал все-таки не за правду, а за невидимость – понятие техническое, а не нравственное. Ну а со своей стороны Человек-невидимка напоминает одного из бесёнышей, орудующего внутри окрестного общества словно оно библейское стадо свиней, которое надо — как по написанному в Евангелии – сбросить с крутизны в море. Хотя, конечно, местным обитателям далеко до таких уничижительных характеристик, но здесь главное раскрыть нутро Невидимки – чему тождественен он, когда возвещает террор. Однако учитывая, что смерть Невидимки отражается в посторонних глазах, то его иррациональная борьба с видимым скоплением обывателей в чём-то напоминает сопротивление небытию как таковому.

Если кратко резюмировать : за невидимость Гриффин пожертвовал своим отцом; за множество технологических побрякушек современное человечество пожертвовало верой в Бога-Отца; судьба Невидимки нам известна; понимают ли сегодняшние люди свой жребий? — вряд ли…

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда особо не любил Уэллса. Не потому, что он стар по стилю. Просто не любил. Не подходит мне.

Тем не менее, «Человек-невидимка» — это очень знаковое произведение, к которому и с литературной точки зрения особо не придерешься. Эта книга однозначно оставила достаточно значимый след в мировой культуре. Одних экранизаций его, наверное, больше, чем на все остальные книги Уэллса вместе взятые. В чем-то оно наивно, в чем-то просто отражает ментальность людей того времени, но прочитать его, думаю, надо каждому.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая Мичио Каку, открыл для себя, что Герберт Уэллс в «Человеке-невидимке» подошёл к проблеме невидимости с интересной точки зрения: пятого измерения (если Время считать четвёртым). Это как если бы для созданий из двухмерного «Флэтлэнда» Аббота было невозможно увидеть нас, живущих в трёхмерном мире, в то время как мы наблюдаем за их миром. В романе Уэллса упоминается об этом вскользь, но собственно идея в этом: каким-то образом Гриффин делает открывает для себя дополнительное измерение, что и наделяет его таким поразительным качеством.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что и говорить: данное произведение не только относится к лучшим творениям английского фантаста, но и вошло в мировой фонд культуры как своеобразный мем или шаблон. Казалось бы, тема проста и очевидна — практически у каждого народа есть свои собственные сказания о невидимости (вспомним, хотя бы, нашу родную «шапку-невидимку»). Но Уэллс, как позднее другой англичанин — Джон Толкин, смог собрать воедино все разбросанные по сагам и легендам идеи, чтобы дать им вторую жизнь. Уже не как сказке, а как научной были. Действительно, любому волшебству всегда можно дать научное объяснение — недаром еще один англичанин (Кларк) в свое время сказал фразу, ставшую крылатой, — «Любая продвинутая технология неотличима от магии». Почему бы не применить этот тезис к проблеме невидимости? Задавшись этим вопросом, Уэллс-фантаст придумал своего главного героя от науки по имени (или фамилии) Гриффин, который якобы решил проблему с точки зрения физики. Само решение, конечно, отнюдь не идеально по нескольким причинам. Укажу только две в целях экономии времени и места: 1) абсолютно невидимую ЖИВУЮ ткань создать нельзя, ибо это нарушит ее комплексное взаимодействие с внешней средой и быстро приведет к некрозу (отмиранию клеток); 2) даже если предположить ложность предыдущего пункта, Гриффин, став невидимым, ослеп бы на оба глаза, ибо способность ВИДЕТЬ заключена в отличии коэффициента преломления хрусталика глаза от коэффициента преломления воздуха — в противном случае никакого изображения на сетчатке глаза не появится. Но даже абсолютно прозрачные вещи мы всё же видим — например, стеклянную линзу или ту же воду. Всё зависит от угла зрения: при определенном угле падения светового луча даже прозрачные вещи становятся непрозрачными. Так что уэллсовского невидимку можно было увидеть, не сильно напрягаясь, в дневное время (ночью он, конечно же, был бы абсолютно невидим). Но писатель это понимал и сознательно пошел на искажение фактов, чтобы разыграть гипотетическую ситуацию в обществе — насколько оно окажется готово к подобным метаморфозам? И с этой точки зрения описанная в романе история вполне правдива: даже современная цивилизация отвергает невидимость, как одну из необходимых технологий. Военные, правда, пытаются что-то сварганить, но вся их «невидимость» оказывается какой-то неполноценной, зависящей либо от используемой техники, либо от окружающих условий (вспомним, хотя бы, как сербы в 90-е годы сбили американский «самолет-невидимку» обычной советской «Осой»).

А что бы вы могли сделать, став невидимыми? Арсенал вариантов не так уж и велик: ограбить банк (или магазин), соблазнить кого-нибудь (этот случай рассмотрен в одноименном фильме Пола Верховена 2000 года), подсмотреть чей-либо важный секрет или совершить безнаказанное убийство. Шпионам, бандитам и военным — в самый раз, а вот остальным... Поэтому финал романа ни у кого не вызывает сомнений — Гриффин был приговорен автором с самого начала. А чтобы читатель его не сильно жалел, писатель сделал своего героя бесчувственным негодяем и даже маньяком (помните, как он мечтал о «царстве террора»?), которому чужды все идеалы человечности. Но, как это ни странно, в подростковом возрасте мне всё же было обидно, что автор слил своего героя «не за грош»: безумно хотелось посмотреть на реализацию его планов. Молодежь, как известно, жестока потому, что совсем не знает жизнь. Ей только подавай впечатления и приключения! С этой точки зрения роман печален и неокончен. А с точки зрения здравого смысла — так ему и надо! Надо сказать, образ «злобного ученого» был весьма характерен не только для 19-го века, но и для века 20-го (вспомним «Голову профессора Доуэля» или «Гиперболоид инженера Гарина»). Так что Уэллс не стал исключением и только лишь выразил общепринятую тенденцию: всё зло общества — от науки (парафраз известной формулы: «Во многом знании — многие печали»). Частично это, конечно, верно — взять хотя бы химию, которая практически «отравила» нашу пищу разными «Е-добавками». Я уж молчу про загрязнение воздуха и воды. Наверное, развитие цивилизации невозможно без отрицательных моментов. Поэтому очень важно, как мы сможем от них избавиться в будущем. И подобные истории-предупреждения могут нам в этом помочь.

---------------

РЕЗЮМЕ: классический родоначальник жанра об ответственности человека за те сверхспособности, что ему подарил технический прогресс.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стоило бы учесть, что книга написана в конце 19 века, но всё же свою оценку я выражаю исключительно из субъективного мнения в разрезе с более поздними произведениями этого жанра.

Первая половина книги затягивает и всё идёт как надо, за исключением одного обстоятельства — название книги, которое, откровенно говоря, портит всю «малину», поскольку если бы в названии не было намёка на феномен невидимости, то читатель до последнего гадал бы, что же ни так с главным героем. А так Герберт Уэллс допустил огромный ляп.

Вторая половина книги разворачивает события бегло и без напряжёнки, которую автор, судя по всему, хотел обеспечить, но то ли формулировки не ахти (не стану исключать, что, возможно, сказался перевод), ни то как-то уж слишком всё быстро, обыденно и во многих случаях без изюминки.

Также непонятен мотив главного героя в стремлении

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
держать город в страхе и захватить власть
, поскольку всё это как будто прозвучало не из уст учёного с высоким интеллектом и здоровым взглядом на реальные вещи, а инфантильного дилетанта-дурачка, которому просто повезло найти пузырёк с веществом, которое делает невидимым. Такой вывод напрашивается хотя бы потому, что автор очень даже научно описал все особенности невидимого организма, включая недостатки, которые совсем не делают невидимку всемогущим, и переход сюжета в такие легкомысленные крайности создаёт слишком сильный контраст в отношении реалистичности происходящего.

В общих чертах книга выглядит как, скорее, полуфилософские рассуждения (сопровождаемые действием) о невидимости как явлении. Но прочитав книгу, я скорее разочаровался, потому что ознакомившись с некоторыми сюжетами современных произведений массовой культуры про невидимок можно судить о том, какой потенциал для сюжета даёт эффект невидимости, а потому и содержание книги должно было быть куда более богатым, разнообразным и изощрённым. Поэтому я пришёл к выводу, что Герберт Уэллс не смог выдавить из идеи даже половины.

А как всё начиналось...

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман безусловно принадлежит к классике научной фантастики. Известный писатель, всемирное признание, многочисленные экранизации служат доказательством этому. На мой взгляд данная принадлежность делает не вполне корректным оценку произведения в баллах, ибо само определение к классике дает книге автоматически высшую оценку. Возможно имеет смысл формирования «золотой полки» научной фантастики, где будут размещены подобные классические произведения, а соотнесение той или иной книги к такой категории будет осуществляться читателями и посетителями данного сайта(может быть я не в курсе и на сайте что-то подобное уже существует) Стиль изложения романа очень легкий и увлекательный, с элементами старого доброго английского юмора. Но вместе с этим Уэллс рассматривает не раз затрагиваемую проблему совместимости гениальности и злодейства в одном лице. Большая беда для общества. когда зерно таланта и научного искания падает на почву низменных человеческих устремлений. Никакие обстоятельства не могут оправдать кражи денег у собственного отца и доведение его до самоубийства. Только такой эгоист как Гриффин присутствует на похоронах отца по только по причине необходимости соблюдения приличий. Цель оправдывает средства-мы это уже слышали и принять данное утверждение значит уже не быть человеком. Поэтому зло должно быть неизбежно наказано. Это должно быть и потому, что к сожалению окружающая действительность показывает как раз обратное, более того, как бы вскользь, незаметно нам дают понять-кто сильнее тот и прав. Многое из того к чему стремился невидимка вполне реализовано. Что же делать? Ответ дает Уэллс. Только объединившись в борьбе со злом можно победить его зримые и незримые проявления. И тогда. как бы не был всемогущ невидимка. убить его можно будет обычной лопатой. Только всегда надо помнить, что наследие невидимки в виде трех тетрадей. всегда может попасть в чужие руки. Хорошо. что в романе это безграмотный Марвел, а ведь может попасться честолюбец, мечтающий о безграничной власти и царстве террора. Я думаю. если попробовать раздвинуть рамки сюжета, именно об этом хотел сказать Уэллс своим потомкам. В этом глубина и вневременность таланта писателя.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Молодой ученый Гриффин разработал способ, позволяющий сделать человека невидимым.

Классическое произведение фантастической литературы, после которого появилось множество других книг, фильмов и игр, использующих невидимость. Но именно здесь это было прописано впервые, заложив основные принципы невидимости. Уэллс вообще был первооткрывателем многих фантастических идей.

Сам роман мне скорее понравился, чем нет. Жанр научная фантастика мне никогда не нравился (мне ближе фэнтези), но основы мировой фантастики нужно знать. Представления автора о невидимости ужасно устарели, хотя от чтения это не отвлекает. Читается легко, язык повествования приятный (может, и переводчик постарался), впечатления книга после прочтения оставляет (это крайне важно). За главного героя я переживал, не смотря на его характер и попытки мирового господства. Несмотря ни на что человек додумался до невидимости, хотя кукуха после этого и поехала.

Читать стоит. Все же это основы научной фантастики от автора, который стал первооткрывателем многих фантастических идей.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю 7/10. Читая этот роман после «Машины времени», показалось, будто «Человек невидимка» скучнее, нежели история путешественника по времени, но всё же, это хороший, фантастический роман, который рассказывает нам историю про учёного, которому удалось стать невидимым, что позволило ему делать всё, что только вздумается. К чему это может привести? Такой вопрос ставит Уэллс. Ощущение вседозволенности убивает в человеке — человека. А может это из-за характера Гриффина всё так произошло? Или же, мнимое всемогущество делает из человека — зверя, эгоиста? У каждого будет разный ответ.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы тут — не школяры, ставшие бы доказывать, что невидимка ну никак не может ничего видеть. Зрение человека очень чувствительно (особенно сумеречное), и даже одной миллионной доли фотонов, достигающих рецепторов невидимки, было бы достаточно для вполне приличного восприятия без появления заметной чужому глазу оптической плотности его тела. Однако, чтобы на сетчатке была картинка, свет в глазу должен преломляться. Но если хрусталик или роговица работают, как им положено, то невидимость уже явно теряется. Как он всё-таки ухитрялся видеть предметы?

Так что Уэллс явно лукавил по поводу способа предполагаемого завоевания мира; не гипноз ли вся эта невидимость, в самом деле? Не будь этой дыры, оценка была бы на балл (а то и два) выше.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая книги, смотря фильмы и сериалы, делаешь вывод, что в основном ученые, которые там представлены, являются положительными, добрыми. Они своеобразный кладезь знаний, которыми готовы поделиться с миром и сделать его лучше, добрее, совершеннее. Но в процессе прочтения «Человека-невидимки» я осознал, что может быть и обратное.

Произведение великого Герберта Уэллса знакомит нас с эгоистичным, нагловатым и расчетливым главным героем Гриффином, который действуют только во имя себя. Да, в глубине души он все еще прикрывается благими намерениями, но мы-то знаем продолжение поговорки. И его поведение часто повергает в шок, действия обескураживают.

Уэллс показывает некую обреченность возможных открытий на примере человека, который получил возможность быть невидимым. Сразу все соблазны, что были где-то в глубине души, завладели разумом человека. И он постепенно проваливается в эту бездну, теряет все, ради чего обычно и живут люди. Печальная участь.

Уэллс хорошо демонстрирует, что если такая «сверхспособность», о которой в детстве, наверное, мечтал каждый, станет подвластна, то это не гарантирует конец всех проблем, а скорее преумножит их. Ведь невидимость не делает человека неуязвимым, быстрым или умным. Вокруг полно опасностей, которые не были бы очевидными, будь человек видим. И все эти новые проблемы автор демонстрирует на страницах своего произведения.

«Человек-невидимка» является одним из важных произведений для жанра научной фантастики, как впрочем и многие другие книги Уэллса. Роман задает высокую планку, трамплин для последователей и почитателей его творчества, что взялись за перо. Идея нова для времени публикации и создает моду. Ведь даже в наше время периодически выходят экранизации книги, а, значит, это все еще интересно людям.

Произведение — это трагедия человека, который желал большего, с чем мог бы справиться, и в итоге потерял себя.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман непростой, для многих оказавшийся до конца не понятым. И для меня в том числе. Даже из отзывов на него видно, как по разному разные читатели относятся к главному герою.

Временами повествование кажется монотонным, но в момент противостояния Невидимки и доктора Кемпа сюжет накаляется до предела — мы видим борьбу не на жизнь а насмерть между обычными людьми и человеком, обладающим фантастическим свойством — невидимостью. Хотя, ещё учёный-популяризатор Я. И. Перельман писал, что в реальности невидимка был бы слепым, так как световые лучи проходили бы сквозь него, не запечатляясь на сетчатке глаза. Но этот недочёт не портит впечатления от книги.

Главное в этом романе — психология гения, который противопоставляется обывателям.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх