fantlab ru

Герберт Уэллс «Тоно Бенге»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
149
Моя оценка:
-

подробнее

Тоно Бенге

Tono-Bungay

Другие названия: Тоно-Бэнге, Чудодейственный бальзамъ Тоно-Бэнге

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Роман о том, «как бесконечно малая величина раздулась до огромных размеров». С помощью рекламы и доверчивости общества продажа бесполезного (и даже вредного) элексира Тоно Бенге переросла в громадную корпорацию. И навсегда изменила не только судьбы, но и самих героев.

Верный себе, Уэллс ищет дорогу в будущее. Человека, способного это будущее построить. Дворянство изжило себя и не может быть двигателем прогресса из-за своей изнеженности и мягкотелости. В буржуазии Уэллс чувствует гнилинку: как может человек, пекущийся только о собственной прибыли, думать о всеобщем благе. И только просвящение и наука способны открыть дверь в будущее.

Примечание:

Часть романа напечатано в журнале «Русское богатство» в мае 1909г. под псевдонимом Генри Уэлльс.

Страничка журнала


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006


Тоно-Бэнге
1910 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 8
1964 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 9. Тоно Бенге
1997 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 9. Тоно Бенге
2003 г.
Тоно Бенге
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр мировой литературы, где в незамысловатом сюжете в типично уэллсовской сатирически-пессимистической манере показан человек современного мира. Хотя Уэллс пытался показать то, к чему, на его взгляд, пришла Англия в начале ХХ века, но в действительности он нарисовал образ современного мира. Сюжет очень простой и надолго запоминающийся, стиль изложения изысканный и чрезвычайно остроумный, перевод великолепный. В книге рассказывается про молодого умного и образованного англичанина, который рос в богатом дворянском доме, но только среди слуг (его мать вроде была экономкой или кем-то в этом роде), затем в наказание за детский «смысложизненный» конфликт и в наказание за первую детскую, но недозволенную традициями любовь, он был выслан на перевоспитание к своему дядюшке. Дядюшка оказался человеком хорошим, современным, но очень легкомысленным и спустил весь, предназначенный главному герою капитал. Почему заимел на своей совести моральный грешок, который он попытался погасить спустя несколько лет, предложив своему племяннику (главному герою повести) войти в долю, что тот и сделал, попутно еще занимаясь техникой, изобретательством и пр. В результате они выдумали и стали продавать какое-то энергетическое пойло с броским названием «Тоно Бенге»(типа кока-колы, редбула или смеси им подобной). И так успешно, что в считанные годы они стали богатейшими людьми Англии, но ненадолго, ибо потихоньку дядюшка стал поигрывать на бирже, залез в долги, затеял строительства дома и прогорел. Весьма типическая история про современного богача, имя коим «легион», история про обычного малокультурного прощелыгу, которому вдруг повезло, а он почувствовал и стал вести себя так будто это не случайно. Это общий сюжет, но самое интересное, конечно же, написано между строк, в описаниях, зарисовках, в метких остроумных психологических характеристиках, а когда читаешь про любовь, то кажется, что все с тебя один в один списано. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Понравится или не понравится это неважно, главное это прикоснуться к уэллсовскому гению.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взяв в качестве старта заглавное чудо-лекарство Тоно Бенге (подобные микстуры были чудовищно популярны в конце XIX-начале XX века, сейчас фарм-кампании намного тоньше работают, прямыми наследниками Тоно Бенге является всякая гомеопатия и бады), Уэллс фактически использует его как повод рассказать о всепоглощающем капитализме и чудовищной жажде наживы. ГГ со своим дядей могли находят кучу оправданий себе и могли бы придумать ещё миллиард, но это не отменит того, что они всего лишь мошенники, раздувавшие до предела финансовые пузыри, неизбежные при хотя бы относительно свободной рыночной экономике и наживающиеся за этот счёт. Подобных дельцов и тогда навалом было, и сейчас хватает. Те, кто свалился именуются мошенниками и про них снимают фильмы типо «Волк с Уолл-стрит», те, кто удержался — входят в верхние строчки списков Форбс и являются богатейшими людьми планеты, разница между ними всё равно невелика.

Впрочем, не меньше внимания уделяется и личной жизни-судьбе главного героя, начиная от его самого раннего неблагополучного детства, сквозь его романы-женитьбы и влюблённости к богатству, славе и работе конструктором миноносцев. Его любовные страдания и мятения комментировать не буду — Уэллс выписал достаточно инфантильный в романтическом плане тип личности, к которой я всегда питал сильную антипатию и подробно расписывать не хочу. Здесь, к слову, и ярко прописана тема социального неравенства и расслоения, когда люди занимают принципиально разные положения в обществе просто по факту своего рождения, хотя деньги почти всегда могут это поправить. И моё почтение мастерству Уэллса, изобразившего просто отвратительнейший тип женщин, из-за которых многие и питают неприязнь к прекрасному полу.

А фантастический элемент здесь глубоко второстепенен и построен вокруг очень модной в то время теме радиоактивности, плодотворные исследования и самые громкие открытия которой были ещё впереди. Радиация здесь ещё смешна и наивна — от неё, например, дерево распадается постепенно на части, но для 1909-го это простительно, к тому же, это ничего не меняет в сути истории.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тоно Бенге» относится к числу социальных романов Уэллса. На мой взгляд, они в литературном отношении выше его фантастики. Вряд ли кто-то вспомнит, как зовут героя «Войны миров» или «Машины времени». (Да и есть ли у них имена? Не помню.) Просто средний англичанин, почти не меняясь, кочует из романа в роман. А в «Тоно Бенге» этот средний англичанин обретает свою жизненную историю, уникальную, как у каждого человека. Временами он симпатичен, временами неприятен, иногда его становится жалко. У него появляется собственное лицо, проявляется характер, обнаруживается ум. Он высказывает нетривиальные идеи, не всегда следуя авторской подсказке. Вместо приключенческо-философского трактата — литература как таковая.

Сюжет «Тоно Бенге» строится на раскрутке очередного универсального оздоровляющего эликсира, созданного на основе воды и кое-какой химии. Вред от эликсира умеренный, бывает хуже. Вроде бы история о проходимцах, но называть их проходимцами не хочется. Всё сложнее, как и в жизни. Можно оставаться инженером или аптекарем и всю жизнь биться, чтобы прокормить семью, а можно решить эту проблему с некоторым ущербом для окружающих и заодно способствовать оживлению экономики. Каждый выбирает за себя. Субъективно герои книги считают свой бизнес вполне достойным, хотя совесть их и тревожит.

Собственно, Тоно Бенге -типичная псевдопотребность. В наше время это вообще основной бизнес — создание и удовлетворение новых псевдопотребностей. В конце XIX века эта индустрия набирала мощь, к XXI приобрела масштабы планетарной катастрофы. Бизнес как бизнес, пусть не самый необходимый. Тоно Бенге — это всё-таки не самая страшная из псевдопотребностей.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из очень ярких книг Уэллса, почему-то обделенных вниманием широкой публики. То есть когда мы говорим Уэллс, на ум приходят Война миров, Человек невидимка, Машина времени и т.п., а вот чисто социальные его вещи (типа Блэпингтона Блэпского, острова Рэмполь и вот Тоно-Бэнге) забываются.

Книги, тем не менее, очень хорошие — просто в них основное внимание уделено фантастике социальной (вернее даже не фантастике, а просмотру и экстраполяции текущих тендеций). Ошибался он в этом, кстати, мало — поэтому актуальность у Тоно-Бэнге повыше, чем у чисто «научно-фантастических» его вещей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно, в школьном детстве, под впечатлением «Острова доктора Моро» я буквально выхватил из рук одноклассника в детской (!) библиотеке «Тоно Бенге», исполненную в задрипанной брошюре. Уже тогда я, ученик 3 класса средней школы (по нонешним временам примерно 10-11 лет) понимал, что если книжка сильно захвата и засалена, то она стоит того. Боже, какое было разочарование!!! Наверно, те же чувства испытывала королева Великобритании (не помню, какая по счету), когда ей вместо сказок Кэррола притащили кучу учебников по высшей математике. Какой-то косноязычный хмырь всучивает народу микстуру... а микстурка-то мало того, что даже не плацебо, а вообще черт знает что... мне, только что вступившему в пионеры, было совершенно непонятно, зачем это нужно было покупать, если в ближайшей аптеке есть именно то, что вам нужно, да еще и гарантировано государством. И вообще, зачем покупать, если оно не лечит? Я был настолько расстроен, что забыл вернуть книжку в библиотеку, затем куда-то ее заиграл и потом был наказан за это суммой в 1 рубль 15 копеек. Отец, помню, был очень недоволен... А ведь Мастер уже тогда (!) предвидел это нынешнее глобальное разводилово на предмет «лечу от всех болезней». Увы, Мастер не успел предвидеть, что этим будут заниматься государства... помер, мир праху его над Ла Маншем.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх