fantlab ru

Денис Тихий, Елена Клещенко «Руны и зеркала»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

,

Руны и зеркала

Сборник, год

Аннотация:

Новый, четвертый сборник серии «Зеркало», как и предыдущие, состоит из парных рассказов: один написан мужчиной, другой — женщиной, так что женский и мужской взгляды отражают и дополняют друг друга. Символы, которые определили темы для каждой пары, взяты из скандинавской мифологии.

Дары Одина людям — не только мудрость и тайное знание, но и раздоры между людьми. Вот, например, если у тебя отняли жизнь, достойно мужчины забрать в обмен жизнь предателя, пока не истекли твои последние тридцать шесть часов. Или недостойно?.. Мед поэзии — напиток скальдов, который наделяет простые слова таинственной силой. Это колдовство, говорили викинги. Это что-то на уровне мозга, говорим мы. Как будто есть разница... Локи — злодей и обманщик, но все любят смешные истории про его хитрости. Л его коварные потомки переживут и ядерную войну, и контакт с иными цивилизациями, и освоение космоса.

© издательская

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Вступление
  • 1. ОДИН
8.31 (29)
-
1 отз.
7.56 (16)
-
1 отз.
7.00 (12)
-
1 отз.
  • 2. МЁД ПОЭЗИИ
6.85 (13)
-
1 отз.
7.88 (36)
-
1 отз.
  • 3. ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ
7.57 (21)
-
1 отз.
7.00 (15)
-
1 отз.
  • 4. ТОР
6.79 (14)
-
1 отз.
6.62 (13)
-
1 отз.
  • 5. ФРЕЙЯ
7.10 (29)
-
1 отз.
6.74 (35)
-
1 отз.
  • 6. КУЗНИЦА ДВЕРГОВ
8.22 (23)
-
2 отз.
8.05 (20)
-
2 отз.
  • 7. ЛОКИ
8.00 (23)
-
2 отз.
6.62 (48)
-
1 отз.
  • 8. ВСЕ ПЛЕМЕНА МИРОВ
7.20 (20)
-
1 отз.
7.29 (14)
-
1 отз.
  • 9. ГАРДАРИКИ
7.13 (15)
-
1 отз.
7.38 (16)
-
1 отз.
6.16 (38)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Руны и зеркала
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная особенность серии «Зеркало» – ее концепция. Это интересный подход к составлению сборника, когда рассказы двух авторов, мужчины и женщины, распределяются на пары согласно их тематике. При верном составлении рассказы сборника дополняют друг друга или полемизируют между собой. Отличный пример такого подхода – первая книга серии «Зеркало для героев».

«Руны и зеркала» состоят из рассказов Дениса Тихого и Елены Клещенко. Темой сборника стала скандинавская мифология. Вместо привычного соотношения 50 на 50, в сборнике двенадцать рассказов Дениса и всего восемь – Елены. Хотя, если судить по оглавлению, то «мужскому» перу принадлежит тринадцать рассказов, но это мелкие опечатки. Основной жанр сборника – научная фантастика, но нашлось место и мистике, и постапокалиптике.

Лучший рассказ сборника – «На дне колодца. На вершине горы» Дениса Тихого. Это неплохая планетарная фантастика с триллерными мотивами. Вкратце о завязке сюжета: Аркадий проснулся от сигнала тревоги. Его напарника не было видно и вскоре стало понятно почему: он попал в беду снаружи и необходимо срочно отправляться на помощь. В рассказе много неожиданных поворотов и действие развивается очень стремительно.

Самая гармонирующая пара рассказов – «Маяк острова Фрамталяс» и «Гюда, самолетная томте». Оба произведения пронизаны особым сказочным духом, мистикой и толикой научной фантастики, которая в одном случае почти неощутима.

«Руны и зеркала» – четвертый сборник серии и, скажу честно, мне он показался самым слабым. И дело даже не в жанровой однобокости книги, хотя крен в сторону научной фантастики присутствует, причем серьезный. Дело в том, что большая часть рассказов оставляет ощущение незаконченности или недосказанности. Авторы находят интересное фантастическое допущение, выстраивают вокруг него историю, но как будто не знают, как им распорядиться и к какому финалу подвести персонажей. Приведу несколько примеров:

• «Если бы молодость знала», Е. Клещенко. Простой рассказ со слабой интригой и моралью, вынесенной в название. Фантастика в духе прошлого века, сейчас это смотрится слишком уж просто.

• «Призыв», Е. Клещенко. Интересная, но недожатая идея с призывом девушек в специальные войска. Увы, переживания уклонистки переданы поверхностно, а способ уклонения притянут за уши. При этом потенциал у идеи огромный, развивать ситуацию можно было во многих направлениях, но автор выбрала самое простое.

• «Слово на букву «п», Д. Тихий. Короткая зарисовка, которая не выливается ни во что серьезное. День Сергея не задался: сперва настырный сосед доставал, затем в квартиру ворвалась странная девица, которая называла Сергея Никандром и просила все вспомнить. Автору удается заинтриговать читателя, но затем история просто заканчивается и оставляет смешанные чувства.

• «Тридцатый номер», Д. Тихий. Рассказ начинается как хороший мистический триллер, в нем много удачных образов и деталей, но как только начинается настоящая чертовщина, история заканчивается. Финал как будто есть, но по факту его и нет, можно было еще продолжить и одной, и десятью страницами. Да можно было даже сделать этот рассказ первой главой романа.

В итоге средняя оценка сборника у меня получилась 6.35. Грустно признавать, но при хороших вступительных и заключительных рассказах, основная масса какая-то невнятная и для меня неинтересная. Даже концепция серии не всегда срабатывает, и гендерность рассказов в большинстве случаев просто не ощущается.

Четвертый сборник красиво смотрится на полке, но вряд ли я когда-нибудь к нему вернусь. Пятый будет называться «Зеркало и судьбы», а его авторы – Виктор Точинов и Татьяна Романова. Первый успел засветиться в нескольких проектах, типа «Анклавы», «S.T.A.L.K.E.R.» и «Секретные материалы», а также выпустить несколько самостоятельных романов и повестей. Вторая менее известна широкой аудитории, но познакомиться будет интересно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, ставшая кусочком меня

Не знаю, у кого как, но для меня прочитанные книги совершенно отчётливо делятся на некие весьма специфические предназначенческие/функциональные страты.

Например, совершенно отчётливо выделяются книги-учебники или книги/учителя — причём имеются ввиду вовсе не сами учебники и прочие учебные пособия по тем или иным наукам и дисциплинам, а художественные и документальные книги, но от которых непременно что-то берёшь для себя, усваиваешь и присваиваешь, т. е.

Есть книги, которые служат для развлечения и получения удовольствий: обычно это книги детективного жанра, приключения, лёгкая необременительная фантастика, сказки, ну и всё такое прочее, от чего конкретный читатель тащится и прётся, вштыривается и топорщится.

Отдельной строкой нужно упомянуть книги познавательного направления — практически весь научпоп, путешественные заметки, ну и некоторые художественные книги сюда тоже непременно попадают.

Однозначно отдельно нужно учитывать в нашей «классификации» книги философского и прочего размыщленческого направления — тут и труды философов-профессионалов и философов-любителей, сюда же попадут некоторые книги жанра социальной фантастики, и всё прочее, что заставляет читателя раскинуть свою собственную нейронную сеть и усиленно пошевелить аксонами и прочими синапсами.

Понятное дело, что у каждого отдельно взятого читателя список книг в каждой такой страте будет свой собственный, и хотя многие книги у разных людей безусловно будут пересекаться и совпадать, но непременно будут и такие книги, которые поместит в ту или иную страту именно этот читатель, а другой с недоумением посмотрит на такую вольность.

И также понятно, что жанрово книги в каждой такой условной страте могут быть совершенно разными — тут многое зависит от автора, в первую очередь (ведь нередко бывает так, что в казалось бы совершенно развлекательной книге встретишь какое-нибудь необычное и яркое авторское утверждение или какой-то до этого неизвестный тебе факт и тогда эта книга отправляется тобой либо к познавательным своим коллегам, либо в философический раздел, или ещё куда-то по принадлежности), ну и от личности самого читателя.

И само собой разумеется, что границы этих наших условных страт будут весьма расплывчаты, потому что некоторые книги могут одновременно соответствовать как одним критериям, так и другим (ну, вот хоть мои любимчики братья Стругацкие — тут вам и философия, и социальное прогнозирование, и футуристическое предупреждение, и конечно же развлечение, и познавательно многие их книги богаты… Причём вот этот набор порой встречается сразу в одном их произведении).

Но есть ещё один квалифицирующий признак, который непременно есть практически у каждого любителя чтения: многие вышеперечисленные книги при всей их интересности и полезности так и остаются просто интересными и полезными книгами. Но обязательно есть и такие, которые и при чтении, и сразу после него, и в некой более отдалённой перспективе воспринимаются как книга-друг. И тут уж хоть пытайся поверить алгеброй гармонию, хоть оставь всё на уровне смутных ощущений, но если почувствовал необъяснимую дружескую приязнь к той или иной книге, то потом так и живёшь с этим чувством-ощущением.

К чему это тут всё вот это нудное и трактатообразное написано — просто и при чтении очередного тома серии «Зеркало» и уже после прочтения поселилось в душе и живёт вот это ощущение знакомства с новым хорошим надёжным другом. И просматриваешь в очередной раз содержание этого томика, и глаз мечется от рассказа к рассказа и от автора к автору в попытке осознать, когда, в каком месте это ощущение родилось? И понимаешь, глядя на свои рабочие пометки на листочке бумаги, лежащем перед тобой на компьютерном столе, что самые первые и совершенно заслуженные плюсики появились уже напротив самого первого рассказа сборника. А потом с той или иной частотой и периодичностью и хаотичностью эти плюсики стали множиться и почковаться, то возникая в позиции фейс-ту-фейс напротив Дениса Тихого, то присаживаясь тет-а-тет к Елене Клещенко. Причём совершенно неважно, сколько, кому, и каком именно месте понаставил я этих плюсиков, важно, что не возникло ни одного минуса, не было ни одного невольного зевка или выражения скуки.

Тем не менее, вот несколько конкретных авторских удач, совершенно однозначно выделившихся из общего качественного и интересного списка:

«На дне колодца, на вершине горы», «Маяк острова Фрамталяс» и «Милые и простые» — авторства Дениса Тихого;

«Призыв», «Дети и демоны» и «Гюда, самолётная томте» — от Елены Клещенко.

Очень интересный и совершенно точно имеющий своё собственное лицо сборник.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, ещё один сборник «Зеркала» прочтён.

У Елены Клещенко больше психологическая и научная фантастика, а у Дениса Тихого больше приключенческой, так сказать гуманитарной.

Отмечу наиболее понравившиеся рассказы:

У Дениса Тихого:

«На дне колодца, на вершине горы» — этакий survival НФ в космосе. Очень круто!

«Чипер Ю-ноль два» — Тут история в духе Гаррисона или Шекли про адское изобретение с отматыванием времени назад.

«Милые и простые» — сам мир очень интересный и при этом жуткий, наполненный смертельными монстрами и ловушками. Очень захватывающая история.

«Закон свободного выпаса» — тут тоже вполне на уровне Шекли юмореска про жадность и каннибализм в космосе:)

«Хозяин чулана» — короткий, но душевный рассказ про подвид домовых, питающихся страхами хозяина.

У Елены Клещенко наиболее зацепили:

«Гюда, самолетная Томте» — вот этот рассказ должен был бы идти в паре с «Хозяином чулана» тут тоже про существо, которое можно назвать «домовым», только живёт оно в самолетном ангаре и оберегает пилотов и инженеров от катастроф. Концовка бомбическая кстати.

«Хулиганка» про будущие высокие технологии с элементами эротики. Чувствую благодаря Нейросети подобные финтифлюшки не за горами. А в Японии небось уже вовсю такое практикуют:)

«Призыв» отличный киберпанк про женщин в армии будущего. Напомнило Стругацких по атмосфере.

Остальные рассказы тоже хорошие, но они в меня не очень впитались.

После прочтение сборника захотелось поискать в сети другие рассказы авторов, а это наверное положительный показатель.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх