fantlab ru

Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
271
Моя оценка:
-

подробнее

Ранняя пташка

Early Riser

Роман, год

Аннотация:

Представьте себе условную Британию, в которой на четыре зимних месяца замирает всякая жизнь — замирает в самом прямом смысле, потому что ввиду особо свирепых зим здешнее население (да и все человечество, похоже) выработало в процессе эволюции особый рефлекс. Оно… впадает в спячку.

© перевод аннотации Verveine
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Обзорная статья Verveine: https://fantlab.ru/blogarticle56087


Награды и премии:


лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2019 // Лучший зарубежный роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Ранняя пташка
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Early Riser
2018 г.
(английский)
Early Riser
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джаспер Ффорде, подвесив неоконченными четыре цикла, угодил в творческий кризис и, к радости поклонников, вышел из него с самостоятельным романом. Что еще более приятно, все ффирменные ффишечки остались при нем: и говорящие имена-фамилии, и многозначительные Заглавные Буквы, и реклама в конце книги, просочившаяся в наш мир из мира произведения, и животные, которые у нас считаются вымершими, а в романе вполне неплохо себя чувствуют (на этот раз это мамонты).

Всего одно ффантастическое допущение (люди зимой отправляются в спячку на четыре месяца) — и мир «Пташки» чем дальше, тем меньше похож на наш. Тут никто не стремится к стройности фигуры и гладкости кожи, тут отращивают шерсть и целенаправленно копят жирок. На зиму люди отправляются спать в Дормиториумы – здания, обогреваемые маленькими ядерными реакторами. Просыпаются не все (истощение, грызуны, Злодеи и другие опасности подстерегают спящих), потому для возмещения Убыли населения правительством контролируется рождаемость (чувствуете антиутопические нотки?). В этом мире в шекспировской трагедии Ромео просыпается рядом с гниющим трупом возлюбленной, не пережившей спячку, «Моби Дик» и «Война и Мир» рекомендуются для чтения всем, у кого трудности с Засыпанием, а знаменитый экстремал Гэйр Бриллс с последователями зимует на деревьях, натеревшись гусиным жиром.

Но некоторое время назад случился прорыв в гибернации: был изобретен «Морфенокс», повышающий шансы спящего пережить зиму, но с неприятным побочным эффектом – некоторые после приема превращаются в Лунатиков без признаков разума, зато с прискорбной склонностью к каннибализму. Лунатиков пристраивают к простейшей работе, а затем и вовсе разбирают на органы (определенно антиутопия!).

Чарли «Кривой» Уортинг (22 года, второе место в городском чемпионате по запоминанию слов) устраивается в Зимнее консульство бодрствовать Зимой и следить за порядком и безопасностью спящих. Пройдя несложное собеседование:

— Отличные перспективы в плане карьеры. Работа интересная. Приходится постоянно решать сложные задачи. Кое-какие деньги, лишний кусок пудинга. Вероятность погибнуть от средней до высокой.

— Повторите еще раз?

— Лишний кусок пудинга.

— А после этого?

— Кофе с мятными пряниками?

— Я имел в виду ваш список.

— А, это — вероятность погибнуть от средней до высокой.

— Понятно, — сказал я.

Чарли приступает к службе, где спасает женщину-Лунатика от отправки на ферму детовоспроизводства, теряет наставника и застревает в захолустном Двенадцатом секторе. А здесь бесчинствуют Злодеи, загадочная Грымза похищает людей прямо из одежды, а спящих сводит с ума сон про синий Бьюик и руки, выползающие из-под земли.

(Еще одна загадка: Ффорде, будучи троллем, нигде не дает указаний на пол героя. Так что хотя у нас в переводе Чарли – парень, он также может быть и Шарлоттой.)

Все происходящее сначала напоминает «Фарго» братьев Коэнов с расследованием в снегах, а потом переползает на Нолановскую территорию с дримшерингом и поиском информации в подсознании спящего. В общем, я тут всячески оттягиваю момент, но придется признать: сюжет романа очень уж типичный – юный наивный протагонист с Особенностью, которая сыграет решающую роль в самой критической ситуации; Страшный Секрет Зловещей Корпорации; борьба между Любовью и Долгом Службы; и тут даже есть Чудесные Спасения в Последний Момент. Но штампов вы все равно не заметите, потому что будете отвлекаться то на описание видов и принципов действия местного импульсного оружия, то на разнообразнейшие смерти персонажей, то на чаепитие в снегах с английскими аристократами-разбойниками, а еще не дает покоя разъедающая плоть холодная слизь (что бы это не значило).

Итак, Джаспер Ффорде вернулся, и ему вполне уютно в жанре абсурдистского остросюжетного иронического детективного романтического хоррора. Теперь остается только пожелать ему нескончаемого вдохновения и кексов с глазурью.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранняя пташка от Джаспера Ффорде однозначно является одной из самых необычных книг за всю мою жизнь. Описание можете даже не париться читать, бла-бла постап, когда люди вынуждены ложиться в спячку,чтобы пережить зиму, бла-бла, главный герой оказывается без сна посреди зимы в чужом городе.

Но блин, самое точное описание этой книги как по мне: вы хотите почитать Ван Гога? Да-да, именно так. Все детали гротескные и искаженные, при близком взгляде кажутся лишенными смысла, но все вместе составляют невообразимый шедевр, оставляющий неизгладимое впечатление! Кто-то скажет: бред сумасшедшего, кто-то посчитает шедевром. Но честно, вы считаете, что есть разница?

Искрометный юмор, крышесносные герои и ситуации, серьезные темы под маской шутовства и детектива, сны, ходящие, Грымза.

Не для всех, но обалденно!!!

Хотели бы лечь в спячку (если есть шанс проснуться овощем?)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странноватая, но увлекательно написанная история с диким смешением жанров, находящаяся где-то на стыке между фантастикой, альтернативной историей и детективом, вдобавок живо приправленная большим количеством абсурда.

Выписанный автором мир — довольно загадочный; если судить по некоторым элементам обстановки вроде преобразованных древнегреческих мифов, климатические условия в нём изначально сильно и в худшую сторону отличались от нашей реальной Земли. Мегафауна вроде мамонтов не вымерла, высшие приматы в лице человечества в качестве инструмента выживания обладают периодом спячки и шерстяным покровом, зима — ежегодное стихийное бедствие с бурями, движущимися ледниками и температурой в -70.

Именно зима и спящие — главная двигающая сила повествования. Ведётся оно от первого лица, представленный герой — молодой воспитанник сиротского монашеского приюта, который неожиданно для себя становится сотрудником службы, чьи служащие всю зиму не спят, и ещё более неожиданно влипает в неприятности.

Персонажи романа в целом довольно приятные: главный герой не вызывает желания его придушить, окружают его люди не всегда хорошие, но, по крайней мере, объяснимые. Мне понравилась развязка конфликта Аврора vs Токката, действительно, её вообще предположить было сложно при тех вводных, что были даны в первых главах.

Вообще, наверное, основная идея всего романа — это как раз «всё не то, чем кажется», потому что каждый раз, когда кажется, что ты наконец понял, в чём разгадка, что-то круто поворачивает и идёт совсем в другую сторону. Сны, лунатики, консулы, чудовища, учёные, гибернация — вообще непонятно, что чем станет через пятьдесят страниц.

И есть ли оно вообще на самом деле.

Сюжет развивается последовательно и сначала — достаточно неторопливо, хотя где-то к последней трети набирает скорость и мчится навстречу финалу со скоростью зимнего экспресса. Чарли бродит по городу, куда его закинуло как бы случайно, но на самом деле вроде и нет, пытается понять, как ему вернуться к себе на службу в другой город, попутно знакомится с толпой других персонажей разной степени адекватности.

Ещё иногда он спит и видит сны, чего, по идее, происходить не должно, и когда он наконец признаёт тот факт, что с этими снами что-то не так, сюжет обретает неожиданное шпионское и политическое ответвление. Гигантская корпорация, которая не сильно интересуется человеческими жизнями, если они встают поперёк её прибыли — тема характерная больше для киберпанка, но в «Раннюю пташку» она вписалась тоже достаточно органично. Помимо коммерческих интересов в обществе не сильно, но упорно представлена оппозиция, которая за нормальный сон, и следы этой оппозиции появляются в самых неожиданных местах и самым неожиданным образом.

К действительно интересной интриге, что же это за сны, что такое «морфенокс» и существует ли Зимний Люд, что в результате сливается в один большой вопрос «да что вообще происходит», примешивается немного экшна, философских размышлений и переговорного процесса, который больше смахивает на торговлю. Не всегда взаимовыгодную, но всё же.

Боковых сюжетных линий на самом деле нет, они к финалу объединяются в одно целое и, ну, по возможности, раскрывают, что это всё такое было.

Роман насыщен отсылками к британской культуре, разными там именами известных деятелей, аллюзиями на телешоу или популярные книги. Я не очень осмыслила, зачем и что надо за этим найти; вероятно, чтобы в полной мере прочувствовать подтекст, надо быть больше погружённым в культурный код.

Ещё в тексте интересное использование эпиграфов — вместо каких-то «обычных» цитат Ффорде вставил перед каждой главой небольшой отрывок как бы из путеводителя по миру. Мне не показалось, что отрывки непосредственно связаны с событиями внутри глав, но образ этого особенного мира формируется из них хорошо. Не то, чтобы можно было увидеть вот прям воочию, но представляется он достаточно подробно и без особых внутренних противоречий.

Есть немного юмора и приличное количество диалогов, но построены они убедительно, нет ощущения, что разговаривают роботы или что автор просто пытается через персонажей впихнуть сюжетные подробности. Повествование стройное, местами даже вполне динамичное.

По-моему, это был первый опыт моего знакомства с Ффорде, и я не могу сказать, что осталась прямо в восторге, хотя его стиль безусловно весьма интересный. Но для меня все эти погружения в сон, из сна, прыжки между фантазиями и не очень оказались слегка излишними, ощущение какой-то перегруженности абстракциями и прочим постмодерном. Я просто не очень такое люблю, мне б что-нибудь с более материалистичным подходом.

Хотя для знакомства с автором, наверное, это хороший роман: не очень большой, с продуманным сюжетом, читается он если не легко, то, по крайней мере, нормально. Да и антураж — самое оно, очень зимняя такая книга, конечно.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что «Ранняя пташка» содержит в своей основе достаточно простой сюжетный мотив борьбы слегка необычного молодого человека против злой корпорации, роман вполне способен удивить даже искушенного читателя.

Джаспер Ффорде смоделировал необычную вселенную, на первый взгляд очень похожую на нашу. Если не считать нескольких «но». Количество этих «но» все время растет, и точное их число назвать не представляется возможным. Здесь люди зимой впадают в спячку. Здесь ради того, чтобы зимой не видеть сны и не тратить на них драгоценные калории, люди принимают специальный препарат «морфенокс», побочным эффектом которого является лунатизм с вероятностью 1 к 2000. Здесь люди обросли шерстью, выработали своеобразные обычаи и необычные навыки. Здесь смерть и лунатизм стали настолько обыденными, что не вызывают у местного населения должного эмоционального отклика. Здесь наука и искусство пошли несколько иными путями, чем у нас, и чем глубже читатель погружается в книгу, тем заметнее становятся различия.

Когда большая часть людей спит несколько месяцев подряд, вполне естественно, что кто-то должен приглядывать за спящими. В этом мире есть особая должность Зимнего Консула и главный герой Чарли спонтанно решил ее получить. И этот секундный порыв раскрыл перед ним неожиданные перспективы.

Весь роман представляет собой необычную литературную игру. Ффорде поместил сюда громадное количество отсылок на все что только можно, начиная от литературной классики и заканчивая собственным творчеством. Но самое интересное то, как он поигрался с жанрами. Мы читаем аннотацию и невольно проводим параллели с «Ключами к декабрю» Желязны. Затем мы открываем книгу и видим Чарли в приюте, и эти сцены навевают ассоциации с английской классикой. Вот главный герой в поезде и читатель смутно вспоминает Агату Кристи. Проходит немного времени, Чарли сталкивается с лунатиками, а они склонны к каннибализму, и вот уже сцены из зомби-хорроров всплывают в памяти. А дальше возникает шпионский триллер, романтическая комедия, хоррор со злыми духами и полный сюрреализм, поддающийся только логике сна. В такую обертку не страшно спрятать простой сюжетный мотив, потому что автору и без того есть, что показать читателю. Да и мелкие неожиданные повороты все равно найдутся.

Роман хорош и подходит всем любителям чего-то выходящего за рамки какого-либо жанра. Он написан живым ироничным языком и читается очень легко. Единственное, что подпортило впечатление, так это слабая правдоподобность мира. Я принял его правила, я заинтересовался его устройством, но вот поверить в него я так и не смог. Тем не менее, у Ффорде получился увлекательный роман, которому есть что показать своему читателю.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, мне иногда попадаются такие книги, в которых будто бы реальный мир, но с небольшим отличием, таким малым и частным, что делает произведение уже фантастичным. То ли антиутопия, то ли роман-катастрофа, то ли какой-то мягкий постапокалипсис. А может быть и всё вместе.

Мир “Ранней пташки” схож с нашим (в особенности читательских сносок, как авторских, так и переводчика), зимы суровей, люди впадают в спячку, да каннибалов что-то многовато. Не могу относиться серьёзно к истории, где каждый мечтает о каких-то шоколадных батончиках да пудингах и попутно подсчитывает вероятность выживаемости при таких-то и таких-то начальных условиях. Роман-пародия, кривое зеркало, сатира.

Сходства.

— “Учебник для детектива” Джедедайи Берри – ситуации, сны, перемещения между реальностью и иллюзорностью, карьерный рост “маленького человека”, детективный сюжет.

— “Трилогия общественных работ” Мэтта Раффа – другой альтернативный погибающий мир, говорящие фамилии. Скажите мне, что здесь происходит?

— И, может быть, что-то Тим Пауэрсовское. Где сюжет закручен в спираль-пружину, но и забывается быстро.

Знаете, мне иногда попадаются такие книги, в которых будто бы реальный мир, но с небольшим отличием, таким малым и частным, что делает произведение уже фантастичным. То ли антиутопия, то ли роман-катастрофа, то ли какой-то мягкий постапокалипсис. И не то, что я не ищу такое повествование, но само что ли находит оно читателя в моём лице. И мне оно нравится.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В определенном смысле это довольно стандартный для Джаспера Ффорде роман. Все его составляющие уже не раз отработаны в других книгах, по-настоящему новых элементов или поворотов здесь нет. Другое дело, что стандартный — не самое удачное слово, если мы говорим о Ффорде, все-таки что-что, а стандартных книг у него не бывает.

Поражает изумительная способность валлийского писателя писать эдакие водевильные антиутопии, как будто смотришь Голодные игры или там Рассказ служанки через розовые очки. Конечно, для водевиля у него многовато трупов, в том числе и хороших людей, но отношение к смертям в книге все равно очень спокойное и ненапряжное.

В книгах Ффорде не бывает пустот или лакун — автор до упора заполняет любое пространство массой мелочей — иногда важных, иногда просто создающих нужную атмосферу или антураж: песенки, обычаи, традиции, кусочки истории, странные люди, неожиданные поступки, необычное применение обычных вещей. В этом мусоре немало моментов, чья важность раскрывается только после прочтения — ты понимаешь, что автор на протяжении всего текста активно разбрасывал указания на то, что происходит и что будет дальше, но ты их не замечал из-за плотного информационного шума, столь характерного для книг Ффорде.

Непонятно, когда же у автора исчерпается кажущийся бесконечным запас абсурдностей, которые он умудряется выстраивать в вполне логичные сюжеты. Книги Ффорде — это вроде как сюрреализм, но если присмотреться, ровно наш мир, просто зеркальное отражение, поэтому сразу и не замечаешь всех параллелей и тождеств. А если долго вглядываться, внезапно понимаешь, что это — магический реализм. То есть происходит какая-то лютая дичь, но все воспринимают это нормально, потому как в порядке вещей.

В данной книге все на своих местах — оригинальная альтернативная история, суровый зимний лор, куча занятных персонажей — все фрики на свой лад, бодрое действие и спасение мира. Единственный крупный недостаток — это концовка, которая представляет собой бога-из-машины. Да, появление персонажа, который всех спас, вполне логично по развитию сюжета, но персонаж этот страшно читерный и по-моему даже неприлично придумывать и использовать таких персонажей.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Джаспера Ффорде узнаваемы. Им присуща некая странность, которая стала едва ли не визитной карточкой автора. Уж не знаю, что тому причиной — островное ли сознание, нечто сугубо валлийское или свойственное лично писателю. После знакомства с творчеством фантаста пришло осознание того, что при наличии таланта и некоторой смелости практически любую, даже откровенно нелепую идею можно превратить в роман с оригинальный фабулой. «Ранняя пташка» — не исключение, это произведение вполне в духе Ффорде. Фантастическое допущение в русле альтернативной истории довольно банально — климат Европы настолько изменился, что людям стало гораздо выгоднее в эволюционном плане впадать в спячку, чем переносить невзгоды зимы, бодрствуя. Можно бранить детективный сюжет романа, корить автора за логические просчеты, но не отдать должно созданному миру — в очередной раз — нельзя. Автор — и антрополог, и филолог, и даже эволюционный биолог в одном лице, он превратил скучную фантпредпосылку в настоящий пир фантазии. Какие праздники будет отмечать общество, засыпающее на полгода, какому богу будет молиться, какие шутки-прибаутки, пословицы-поговорки войдут в обиход, наконец, как будет выглядеть Homo sapiens hiems, то есть человек разумный, зимний подвид? (Есть подозрение, что он обрастет шерстью более, чем нам привычно). Что такое зимнее объятие? Какие грехи скрывает еще одна из мегакорпораций (последовательным врагом которых зарекомендовал себя автор)? Находить страница за страницей ответы на эти вопросы довольно увлекательно.

Итог: идея тривиальна, сюжет не без шероховатостей, однако фантазия автора, не боящегося разрушать стереотипы с лихвой искупает эти недостатки.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь, рекомендую поклонникам сложносочиненных миров. Должна пойти «Ранняя пташка» и ценителям сюжетных поворотов, конспирологии и коварства. По этим линиям — чистый восторг.

Альбион в ледниковом периоде и его люди-медведи в зимней шерсти — проработка не хуже «Дюны». Хотя мистика здесь типа «неофолк», а интрига замешана на виртуальности, но...

Очень, очень хорош был цикл про Четверг. Задорны приключения с кваркозверем, бодры сказочные преступления. «Оттенки серого» — полет к небу высоких чувств на ракете бюрократического постапокалипсиса.

«Ранняя пташка» не сказочна. Не вторично литературна (хотя суждение о Клитемнестре тянет на курсовую). Если мегафауна — без сюрреализма. Если сирота — у него приют почти родных и экономика не на них держится. Не игра в цитаты, не упоительный фарс, не умопомрачительная поэтика. Этот роман, прервавший внезапное молчание автора — крепкая смесь архаики и хайтека, юмора и основательности, альтернативы и аутентичности. Правдоподобная, при пробе на зуб, проза мягкой фантастики. То, что надо.

Мир: факсы и античные традиции (средневековое как выжжено). Лед, фольклор, евро, филателия, убийства, Шекспир, экзотические оружие и системы центрального отопления, «Бьюик». Сеть, пицца с носорожьим сыром, зомби, Ди Каприо, пополнение НФ-ряда распиленых мозгов (Лем, Саберхаген, Бэнкс), заклад нерожденных в ломбард. Большая Фарма, смена тормозов на ж/д, телесериалы, трансплантация, сестра Фаллопия, «Сникерсы», причина хранить облеванную женой обувь, правило Гидры, топоры, образцовые самцы и прочая прелесть, пополам с поводом вспомнить, что Британия родина панка.

Ужас зимы практически подан лишь пугающими рассказами, но, если кто считает, что Аберкромби и Мартин суровы к персонажам — тут люди вообще как спички.

Сюжет: благодаря включившейся уже в дверях соображалке ГГ смог устроиться зимовщиком, угодить в ту долю процента населения, которая спит летом, а зимой живет по своим правилам. Теперь ему угрожают плохой кофе, стирка, глажка, скука, обморожения, долги, лунатики, голод, одиночество, Злодеи — но страх остаться осенью худым и без спасительного «морфенокса» сильнее. Однако, рядовое поручение уже несет его упрямый лоб в предзимье Двенадцатого сектора — а там всё и все не то, чем кажутся.

Примет времени, типа меньшинств, не замечено. Не ординарна этика: льготы для Кривого и его окружения явно важнее прав любой Хартии или Декларации. Вопрос блага большинства, как цели существования Зимних Консулов, при этом, стоит очень остро... Любящим дилеммы найдется, над чем растечься по древу.

Издано прекрасно. Надеюсь, никто не принял графику после оглавления за рекламу?

Перевод читаем, хотя прежде Ффорде отличался большим изяществом слога. Удивили примечания.

Да, они требуются. Не всякую отсылку возьмешь в лоб, кто их помнит, эти «Звуки музыки»? Но... Зачем, при расшифровке вывески, упоминать, что кто-то дважды женат на Элизабет Тейлор? Фальстаф — веселый толстяк?!

Некоторые моменты, по технике и месту действия, стоит осветить поподробнее:

* Оценить ужас ухода поезда поможет то, что от г. Талгарт до Мертира по дороге километров так 46. До Херефорда 70-80 км. Уэльс ведь весь меньше Ивановской области.

* Насчет пожилых ядерщиков-спасателей: взято из реальности. В теории, облучение организмов с небурным метаболизмом перенесётся мягче, да и на психику, при трезвой оценке видов на следующий юбилей, действует слабее. На деле 272 японских пенсионера рвались принести пользу на Фукусиме (одобрили и не пустили), а сэр Ф.Э.Уорнер (1910-2010) после посещения с группой 65-летних ЧАЭС организовал Volunteers for Ionising Radiation.

* Точно так же с нелетальным оружием. Р. Вуд пулял вихревым кольцом по человеку еще в 1901 г., с образцами возились Третий Рейх и морпехи USA, очередное изделие гремело в интернете в 2012 г. ... Пока что это фантастика, но никак не фантазирование.

* «Царица Аргентины» на п-ве Гауэр/Говер намекает, возможно, на судьбу двух «Эмпресс оф...», но на этот самый пляж морем выброшены останки более 250 судов.

* «Чугунки» — тоже привязка к любимым местам автора. Северным Уэльсом, Камбрией и о. Англси живы атомщики Великобритании. Финансирование разработки блоков малой мощности им капнуло практически одновременно с выходом «Ранней пташки».

* Есть шанс, что бузуки занесло из скетча «Магазин сыров» комиков «Монти Пайтон».

* Если разобрались, что пародирует эпизод спасения мамонтов и откуда пришла в текст семейка Фарнесуортов — не молчите, пожалуйста.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если необычная фамилия Ффорде вам ни о чем не говорит, и книга «Ранняя пташка» для вас первая с этой фамилией на обложке, то, вероятно, вас ждет сюрприз. Приятный или наоборот – предсказать не берусь, все зависит от вашего мировоззрения, воображения и представлений о том, как должны строиться и преподноситься читателям создаваемые писателями вымышленные миры. В отличие от подавляющего большинства фантастических произведений других авторов, где описывается более-менее знакомая и привычная нам вселенная (даже если дело происходит в далеком будущем или на другой планете), где действуют более-менее знакомые и привычные нам законы (пусть даже в них вмешивается и нарушает некое фантастическое допущение), Ффорде с первых же страниц бросает читателя, как в омут, в причудливый, даже нелепый (с точки зрения неподготовленного читателя) мир, созданный и работающий по своим собственным законам и правилам. Непохожим ни на что, что вы читали раньше. Причем автор совсем не спешит знакомить читателя с этими законами и правилами, ведя повествование так, словно описывает совершенно обыденный мир и его повседневность. Здесь зимняя спячка у людей и все, что с этим связано, включая риски и опасности Зимы – неотъемлемая часть их жизни, и вы не получите обстоятельных псевдонаучных объяснений, как и почему люди дошли до жизни такой. Они просто так живут, смиритесь. Такой подход немного напоминает фэнтези, где авторы также не утруждают себя детальным объяснением механики и устройства мира, но в остальном «Ранняя пташка» Ффорде совсем не похожа на фэнтези. Это причудливая смесь фантастики, альтернативной истории, шпионского триллера, сатиры… Тут тоже есть Англия, но по ней бродят мамонты. Здесь тоже есть история Ромео и Джульетты, вот только не совсем такая, как у нашего Шекспира. И так во всем. И все это варево в придачу приправлено своеобразным юмором, часто построенном на игре слов, иногда по-английски тонким, иногда цинично-чернушным. Поначалу будет трудновато врубиться и втянуться. Но если уж втянетесь – будет трудно оторваться.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма, необычный сюрреалистичный роман,который при этом не скатывается в бессмыслицу и каламбуры как у Пратчетта. Как, если бы Сальвадор Дали вместо картины написал роман.

Юмор о котором говорилось в аннотации присутствует (и не это главное), но ,думаю, чтобы понять большую часть шуток надо быть немного британцем.

Получил огромное удовольствие от чтения. Рекомендую!!!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, но книга совсем не смешная. Она... страшная?

Нет, вы не подумайте. Фирменный стиль Ффорде никуда не делся. Тут есть и его знаменитая ирония, и абсурдный юмор. Только в итоге, когда начинаешь вчитываться, это только делает описываемый мир более зловещим.

Сначала идея «люди залегают в спячку на зиму» кажется забавной, но Ффорде мастерски описал беды, которые сулит эта ситуация. Поверьте, люди тут не от хорошей жизни спят зимой! Мир, в котором происходят события, очень жестокий. Не все доживут до весны. А уж когда в дело вступает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зловещая корпорация
, всё становится ещё более ужасным.

Поначалу события развиваются медленно (первая половина романа — затянувшаяся экспозиция), но потом всё значительно ускоряется и к концовке несётся, как... снежная лавина.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная книга, особенно для читателя, впервые столкнувшегося с авторским стилем (а это как раз мой случай).

Итак, мир. Лишь одно принятое за основу фантастическое допущение повлекло за собой целую лавину последствий. Автору не откажешь в скрупулезности выстраивания мира со слишком суровыми зимами. Особенности социального устройства, отношение к деторождению, к стандартам красоты, особенности архитектуры, целая культура зимнего сна и очень прагматичное отношение к смерти. Так и получается, что всего одно фантастическое допущение привело к изменению практически всего остального. Проскальзывающие зачастую знакомые названия или понятия лишь подчеркивают имеющиеся отличия. Да, безусловно, с учетом того, что основные события книги происходят зимой, наиболее полно раскрыта именно Зимняя жизнь, то есть не самая характерная для описываемого мира, удел меньшинства, а не вынужденного в это время спать большинства. Но оно и понятно, с учетом скрупулезности автора для полноценного описания Лета понадобилась бы еще одна книга.

Авторский стиль. Подозреваю, что он состоит в продемонстрированном сочетании иронии, доли абсурда, в построении незнакомого мира из вроде как знакомых отсылок и понятий. Нельзя не отметить и определенную безжалостность к героям. Зима — суровое время, обильное на смерти, потери частей тел от обморожения, проявления каннибализма у лунатиков и прочее-прочее. То же касается и иронии, она безусловно умна, но зачастую зла, остра или неприятна. С другой стороны, нельзя обвинить автора в нарочитой жестокости, есть в его истории место и любви, и долгу, и морали. Просто это реально другой мир — с другой моралью и слишком близким знакомством со смертью. Особенно среди работников Зимы — продеформация, так сказать.

Герои. Необычные. Противоречивые. Даже странные.

Сюжет по сравнению с остальными компонентами истории относительно прост. История новичка-идеалиста и «злой» корпорации, готовой пойти на преступления ради собственной выгоды (впрочем своя доля мотивов «ради общего блага» здесь тоже присутствует). Признаться, сюжет прост лишь в сравнении с проработкой мира, при рассмотрении истории в целом никакой простоты здесь не наблюдается.

Это действительно «не легкое» чтение. А порой и не особо приятное. Впрочем, с оптимистичным финалом. И оптимизм финала наряду с логичным завершением всех линий и общей интриги все-таки позволяет оставить от книги хорошие впечатления. Ну а умением автора построить необычный мир восхищаешься в любом случае, не зависимо от субъективных впечатлений.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы пошла наша история, если предками людей были бы медведи, а не обезьяны? Правильный ответ: мы бы наедали жирок летом, а зимой впадали в спячку в огромных коллективных берлогах. Наши тела покрывала бы шерсть, а полнота считалась бы приятным достоинством.

С таким сюжетом стартует Ффорде в своем остросюжетном романе с изрядной долей юмора и кучей забавных эвфемизмов. Развивая основную сюжетную линию, Ффорде ловко вплетает в повествование остросоциальные и философские темы: противостояние «маленького» человека большим корпорациям, спор утилитарной и деонтологической этики, показывает нам отношения валлийцев и англичан (которые даже превратившись в северных дикарей, живущих в юртах, продолжают попивать чай из фарфоровой посуды и заниматься филателизмом).

При немалом объеме в 560стр. история не проседает ни на миг, рассказывая нам о дружбе, заговорах, Зиме и чувстве локтя в Зимнем братстве. С такой книгой точно не заснешь. А если очень хочется, то советую «Основные документы, регулирующие импорт моркови«! :)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Ффорде прочитан, впечатления самые приятные.

Очень необычное сочетание жанров и писательского стиля, в кучу туда же иронию, циничный черный юмор, развитие сюжета в стиле комедии положений и главный герой-недотепа, умудряющийся влезть в такое, из чего может выбраться только герой комедии положений )))

Но все это такие мелочи по сравнению с миром книги. Вот атмосфера здесь — хоть топор вешай! Ее Величество Зима царствует в каждой детали, в каждом нюансе существования местного общества. Жуткие холода, бураны, одиночество, дрянная кормежка, постоянные проблемы — от мелких неприятностей, до отказавшей системы энергоснабжения и обогрева целого зимнего общежития на 8 тысяч койко-мест! И в таких условиях, когда принятое впопыхах необдуманное решение может стоить жизни не только тебе, но и окружающим, проверяется чего стоит тот или иной человек.

Чарли, главный герой истории, попал к Зимним Консулам, обеспечивающим порядок на период зимней спячки для людей этого мира, чисто случайно. Или сюда, или вечность прозябать в Приюте, где Чарли вырос и прожил всю жизнь. Да, ожидались неприятности. Да, существовала опасность жизни. Но не в такой же концентрации! И так Чарли попал во впечатляющую передрягу, оказался во главе незаконной террористической организации (можно сказать, без всякого участия со своей стороны))), завел новых друзей, влюбился и узнал много нового о жизни вообще и ее стоимости в частности.

Книга, бесспорно, на любителя. Но мне зашла. Прочитала за 2 вечера с неослабевающим интересом. Для меня главный знак качества -я не могла просчитать наперед как именно станет развиваться сюжет. Для меня его прихотливые повороты были очень даже непредсказуемыми. Но,в целом, идея «маленький человек против мегакорпорации» настолько избита, что минус балл. В таком мире можно было еще и не так развернуться!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зима… Нынче ее кто-то наверное любит, но большинство, скорее всего, все же нет. Впрочем, необходимость вставать затемно и в мыле подводить на работе итоги года не идут ни в какое сравнение с тем, насколько это было неприятное время для наших предков всего несколько столетий назад. Впрочем «неприятное» — слишком мягкое слово. «Мертвое» — более подходящее. С приходом снегов и холодов жизнь буквально замирала, а окружающий мир даровал рядовым жителям множество возможностей загнуться от холода, голода, а также порой и других более редких причин, вроде оголодавших зверушек (или, что еще хуже, людей). При этом увлекательных произведений об этой поре можно найти не слишком много в связи с тем, что в это время люди в основном сидели там, где их застала зима, молились о том, чтобы хватило дров и продуктов, и ждали весны с ее куда не менее фатальными, но зато куда менее неотвратимыми эпидемиями, налетами, войнами, которые в отличие от холодов могли все-таки и не приключиться. И тут нам казалось бы как раз и могла бы на помощь прийти фантастика с ее многочисленными допущениями, но увы, даже авторы выдуманных миров не особо спешат обрушивать тяготы зимней жизни на своих героев, предпочитая это время поминать лишь вскользь или проматывать. Или оставлять его хоть и смертельно опасным, но все таким же монотонно-печальным.

К чему это я? А к тому, что мир «Ранней пташки», при его казалось бы претензиях на необычность, на самом-то деле особой оригинальностью и не блещет-то. Так, средневековые будни, перенесенные в немного альтернативную современность, с небольшой долей сюра и доведением аспекта «замирания жизни» до буквального впадения населения в зимнюю спячку. Да, автор таки наделил свой мир рядом фантастическим аспектов, но некоторые из них уже просто вызывают зевоту из-за своей затасканности. Например, очередная вариация на тему ходячих мертвецов, лакомящихся плотью (воистину, видимо зомби – проклятье западной фантастики, как и всяческие «попаданцы» — нашей, просто не столь всепроникающее и всепоглощающее).

Поправить дело мог бы необычный сюжет и запоминающееся герои, но – увы. Снова юный и наивный герой (или героиня, по сути без разницы, вот настолько это глубокий и раскрытый персонаж), попадающий в вялый круговорот событий, очередные зловещие корпорации и все в том же духе. Создается впечатление, что автор скорее ставил себе задачу поиграться в некую литературную игру, нежели написать интересную книгу. Тут вам и неопределенность пола главного героя/героини в оригинальном тексте, и определенные аллюзии на нашу с вами реальность, и мрачноватые шутки (лично мне не показавшиеся особо смешными), и энной налет легко абсурда поверх всего происходящего. Увы, я все эти выкрутасы не оценил, а без них перед нами предстает просто книжка с весьма средним и не особо увлекательным сюжетом. Эдакая елочка, с которой ежели стряхнуть весь снежок да снять мишуру и яркие игрушки, то останется простенькое деревце-имитация из дешевого пластика. И немного такой книжке елочке все же можно порадоваться, ибо отдельные игрушки на ней попадаются и правда занятные, но по итогу, когда снят весь серпантин и перевернута последняя страница, то ее просто хочется убрать в темный угол, где она начнет медленно покрываться пылью забвения, ибо через год я навряд ли даже вспомню что-то о ней кроме общей канвы и парочки тех самых ярких игрушек.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх