FantLab ru

Эд Макдональд «Чёрные крылья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Голосов:
204
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрные крылья

Blackwing

Роман, год; цикл «Чёрные крылья»

Аннотация:

Под небом в трещинах, откуда доносится непрестанный вой, под солнцами иных миров раскинулся Морок, огромная и страшная пустыня, где нет ночи, где легко умереть, где можно встретиться с самым страшным кошмаром. Только Морок создали не монстры. Его создали люди в последней войне с Глубинными королями, таинственными, могущественными и жестокими созданиями. Рихальт Галхэрроу дышит пылью Морока уже двадцать лет, его отряд выслеживает монстров и тех, кто вернулся из пустоши другим. Когда он получает задание сопроводить богатую аристократку в пограничную крепость, Галхэрроу поневоле впутывается в сеть заговоров, которые не только грозят разрушить мир на границе с Мороком, но и ставят под удар единственное оружие людей против Глубинных королей.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
BookNest Fantasy Awards, 2017 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2018 // Лучший дебют

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2018 // Премия им. Сиднея Дж. Баундса лучшему дебютанту

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2018 // Переводной роман фэнтези (Великобритания)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2019 // Зарубежный переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Черные крылья
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Blackwing
2017 г.
(английский)
Blackwing
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взявшись читать дебютный роман какого-либо автора, всегда играешь в лотерею, повезет-не повезет, окажется чем-то стоящим, интересным, либо впустую потратишь время.

В случае с Черными Крыльями, впечатлениям от романа больше со знаком плюс, нежели минус.

Первые впечатления от романа, это НЕ темное фэнтези, ощущается шероховатость и сыроватость стиля, перед нами вроде бы и представитель темного жанра, мрачный, суровый мир, балансирующий на грани выживания, вековая вражда между магами-полубогами, причины которой теряются во мгле времен, главный герой тоже под стать миру, в котором вынужден выживать.

Но, складывается такое чувство, что вся эта мрачность, нагнетаемая суровость бытия, выступает больше фоном, данью современной моде.

Главным образом, это заметно по поведению главного героя ,командира специального отряда разведчиков/охотников/ветеранов, «Черные Крылья», капитана Галхэрроу.

Этот ветеран рейдов в Морок и бывалый рубака, больше номинально, изображает из себя прожженого циника и хлебнувшего жизни вояку, он не настолько суров, каким хочет казаться, он не способен использовать подлые приемчики, ради выживания, не бросит товарища в беде и не попытается манипулировать кем-либо, ради выгоды.

Так мне показалось.

Безусловно, Рихальт Галхэрроу не дотягивает до образа антигероя, который вписался бы в сюжет темного фэнтези, слишком правильный.

Однако, даже с учетом недостаточной «темноты» характера героя, Эд Макдональд постарался дать своему персонажу хорошо прописанную историю, очеловечить причины его поступков и в целом, вдохнуть в него жизнь

Что же касается бойцов отряда, которым руководит Галхэрроу, о них мы узнаем, пока что не слишком много и это одно из упущений автора, раз эти люди есть и их многое связывает с капитаном, то нужно наделить их большей индивидуальностью и какой-то значимостью для сюжета, одних лишь имен, да пары фраз описания, слишком мало, для полноценных участников действа.

Разве что, «красотку» Нелл связывает с капитаном какое-то весомое прошлое, а из второстепенных персонажей, запоминается история не очень доброго колдуна-целителя, любящего украшать свое тело лоскутами кожи от разных доноров и перемещающегося в сопровождении очень странных детишек.

Сам мир, по началу кажущийся фрагментарным, ближе к середине романа, по чуть-чуть начинает обретать форму, хотя до завершения ему еще очень далеко, можно еще много о чем рассказывать и рассказывать, добавляя деталей, историй и подробностей глобального конфликта.

Пока что мы знакомимся лишь с пограничьем, узкой полоской крепостей, лежащих на границе Морока, эдакой магической аномалии, поглотившей изрядный кусок земли, после одного из эпических битв чародеев.

Вот эта часть мира, действительно получилась суровой, нездоровых цветов воющее, словно от боли, небо, пустынные земли, кратеры, «фонящие» остаточной магией и орды созданий населяющие, как сам Морок(за «малышей» отдельный плюсик автору), так и земли за его пределами, владения Подземных Королей.

К слову сказать, об этих главных антагонистах первой книги, эдакой классической «Тьме с Востока».

Чувствуется, что у автора есть и желание, и идеи в следующих книгах более подробно раскрыть причины противостояния между Подземными Королями и Безымянными, благо эти две стороны, по своим методам и склонности манипулировать простыми смертными не слишком-то далеки друг от друга.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безымянные и вовсе не чураются использовать собратьев, как магические реагент, для достижения своих целей

Также, надеюсь, автор уделит больше внимания и остальному миру, добавит красок, новых территорий, персонажей, характеров, больше расскажет о системе магии, основанной на плетении лунного света.

Начало положено, но есть много деталей,которые можно углубить и проработать, пока что это хороший, но требующий основательной шлифовки середнячок.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это дебютный роман автора, у нас выпущен «АСТом» в серии «Шедевры фэнтези» в 2018-м году. Всего в цикле, который называется «Печать ворона», планируются три книги, и второй, вроде как, в переводе.

И да, то, что это дебют, видно сразу. Как и то, что книге явно не хватает редактуры. Пропущенные знаки препинания, тавтологии и прочие несуразицы так и пестрят. Тут у нас имеются: «Я вспомнил, где я уже видел эту коренастую фигуру на фоне огня», «я уписал еду, пиво помогло улечься в желудке, я услал Ненн» и «мои руки начали трястись».

Да и сам роман подан достаточно в лоб, без нескольких слоев, в очень прямолинейной киношной манере, которая забрала на себя часть логики и здравого смысла.

Мне изначально было трудно вчитываться в текст — не только из-за перевода и редактуры, но и из-за манеры письма автора. Текст стилизован под грубую речь наемника, не церемонящегося в подборе фраз и их благозвучия. В этом роман перекликается с «Черным отрядом» Глена Кука, который я, кстати, недавно обозревал, и здесь у меня точно так же рассеивалось внимание.

Такой текст для меня — на грани фола, когда иной раз думаешь, что написано так плохо, что как будто бы нарочито, адаптированно под типаж действующего лица.

Главный герой, кстати, Рихальт Галхэрроу. Он капитан отряда «Черные крылья» и служит напрямую Вороньей Лапе — одному из Безымянных, которые ведут войну с Глубинными Королями. И те, и эти, надо сказать, могущественные маги и чуть ли не боги.

Нам показана часть мира, а именно — граница, своеобразное ожерелье из станций, которые тянутся вдоль территории Морока, и жители станций следят за тем, чтобы оттуда не лезли на города всякие твари.

Морок — это главная фишка романа. Это болезненная территория, которая образовалась в результате относительно давнего сражения между Безымянными и Глубинными Королями. При помощи заклинания были уничтожены два города, и на их месте возник здоровый кусок пустыни, пронзенный магией и всякой жутью. Там не властны законы природы, и вообще люди опасаются этого места и стараются избегать.

При описании Морока автор явно вдохновился миром, который сдвинулся, из «Темной башни» Кинга. В нем тоже стандартные законы физики не работают, все сдвигается и не поддается объяснению. Над ним даже небо свое, расколотое и периодически воющее от боли. Круто. Это подкупает. Необычные флора и фауна, рельефы, небо и так далее. Место это довольно нервное, тревожное, беспокойное. Ему не доверяешь, оно вызывает подозрение и опаску. Благодаря метким фразам и отработанному поведению и привычкам отряда главного героя это передается максимально обширно и полно. Морока вообще хотелось бы побольше — при некоторой схожести с Кингом он все-таки самобытен и видно, что автору было по кайфу писать про него.

Сюжет складывается из того, что на одной из станций главный герой встречает свою давнюю возлюбленную Эзабет, и с этого момента начинаются их совместные приключения. Квест строится вокруг Машины Нолла — огромного мощного устройства, созданного Безымянным для пресечения атак армий Глубинных Королей. Ее-то герои и попытаются активировать и завести, ведь Эзабет провела исследования и утверждает, что эта самая машина не работает. К ней не поступает нужное количество энергии, и вообще эту энергию похищают городские власти для своих целей.

Из-за этих громких высказываний за Эзабет и, соответственно, Рихальтом, начинается слежка, их преследуют, они становится не в милости, и князья города делают все, чтобы помешать их расследованию и не оглашать довольно палевную информацию.

Кое-кому явно не выгодно, чтобы народ узнал, что главное оружие человечества— попросту бутафория, и героям пытаются закрыть рот.

Здесь у нас будут и заточения в психушку, и покушения, и уничтожение улик, блокировка банковских счетов, и персонажам придется здорово попотеть, чтобы достичь своей цели — выяснить, работоспособна ли Машина Нолла в принципе и сможет ли она отразить надвигающееся вторжение.

Часть сюжета заключается в банальном выживании, но изрядное время уходит на поиски концов, ведущих к информации о том, как заставить Машину работать, используя выявленный одним из Безымянных парадокс, который, несмотря на недопоставку энергии, сможет заставить машину работать как надо.

Всё, вроде бы, здорово — городское фэнтези с вылазками в таинственный Морок и приключениями в нем, но никакого масштаба истории и захватывающих поворотов и движений сюжета здесь не чувствуется. Может, это вызвано восприятием главного героя — на первый взгляд черствого сухаря и пьяницы, но я не поверил в это, поскольку отсутствие масштаба — не единственное слабое место романа.

Здесь не чувствуется размаха мира и я до сих пор не понимаю его масштаба. Сперва я думал, что он сосредоточен только в этом приграничном анклаве и за его пределами ничего нет, но пару раз упоминался океан и какие-то далекие города. Хотелось бы больше ясности и простора.

Сама структура и идея противостояния людей против Глубинных Королей незамысловата и подана без ухищрений. Вся ситуация с нападениями напоминает компьютерные игры в духе Tower Defence или Доты — две базы (с одной стороны Морок, с другой — город), промежуточные посты и башни, пустыня и пушки, регулярная отправка воинов. Абсолютно прямая война без ответвлений, союзников и интриг.

Роман мог бы остаться плосковатым и слабым, если бы не сильнейшая линия Рихальта и Эзабет — их взаимодействия. Я вообще готов поставить этот роман в ранг мелодрамы в антураже темного фэнтези. На протяжении всех событий мы наблюдаем за судьбой некогда возлюбленных, разделенных перипетиями судьбы, которые через тяжелые двадцать лет встретились, но, став иными, прошлого не забыли. Приятно видеть, что здоровая солдатская детина, постоянно пьющая, не утратил чувств и подвержен страданиям и рефлексиям. В это веришь и за это переживаешь. Но сам он закрывается от прошлого и говорит:

Как бы Рихальт ни уходил от осознания давней влюбленности, у него ничего не получается. Ему здорово досталось по жизни, произошло много кошмарных событий, он превратился практически в алкоголика (в свободное от выполнения обязанностей время). Автор удачно показал мысли пьяного человека, и иногда повествование пускалось прямо в микромодернизмы, демонстрируя поток сознания выпившего человека. Это интересно и уместно разбавляет грубоватый тон солдата-наемника.

А любовная линия тем острее, чем чаще главный герой топит воспоминания о прошлом в алкоголе.

Я с удовольствием следил за отношениями Рихальта и Эзабет. Могу сказать лишь, что автор довольно жесток и бессердечен к главному герою, это очень видно, и, к сожалению, часть вещей, которыми должен закончиться роман, угадываются довольно легко. Спойлерить не буду, но очевидные подводки к некоторым событиям оказались слишком явными, и это подпортило впечатление. Автор поставил киношную драму выше логики и здравого смысла, и это совсем не плюс.

Но, опять же, то, как поданы отношения, оставило самые приятные эмоции. Конечно, в угоду чувств и трагики они чуть выкручены и я не всегда понимал, что же им мешает в романтическом раскрытии, но у героев на этот счет слова находились.

Повторюсь, события не имеют должного накала и катарсиса — отчасти потому, что это все-таки дебют автора и тут много шероховатостей, отчасти потому, что опытный читатель все предугадает, но, как бы то ни было, концовка удалась — она необычайно горькая и депрессивная, с тяжким осадком и с не менее грустной и беспросветной завязкой на следующие части.

Подробнее — в моём видео-обзоре по ссылке: https://youtu.be/xlPQ84BCyIs.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жанр Тёмного фэнтези сейчас твёрдо стоит на ногах, но в последнее время что-то с авторами мне не везло — последний кто порадовал был Глен Кук, который сделал для этого жанра тоже самое, что и У. Гибсон для Киберпанка. И вот я взял в руки роман Эда Макдональда — и остался доволен как черт!

Есть люди, а между ними — Глубинные короли, выступающие древним злом, что-то вроде Белых ходоков Мартина. И есть Безымянные, которые воюют с королями, помогая заодно людям — правда порой не так уж они и дорожат этими людьми. Так однажды в прошлом в ходе наступления королей Безымянные выжигают мощным оружием большой кусок местности, остановив их наступление..... и заодно спалив два людских города с тысячами жителей. Так родился Морок — что-то вроде Чернобыльской зоны отчуждения на стероидах, прямо как из игры Stalker: все здесь другое — небо, местность, земля смещается, ходят мутанты, бывшие людьми, разные твари и другие прелести адской пустыни.

Главный герой — Рихальт Галхэрроу — является капитаном подразделения ,,Чёрные крылья» и служит напрямую одному из Безымянных. Попутно он ходит в Морок, ловит дезертиров, шпионов — надо же на жизнь зарабатывать. Именно от его лица ведётся повествование — и это, мать его, прекрасно! Его мысли, замечания, чёрный юмор делают книгу живой, динамичной и это ей только в плюс. Помимо главного героя в романе представлен ряд второстепенных, из которых хочется выделить прежде всего Эзабет Танза: давнюю любовь капитана, которая даёт ему надежду на то, что не все ещё в его проклятой жизни потеряно. Вместе с ней Рихальт пытается разобраться с большим заговором, грозящим погубить людей.

Несмотря на аннотацию, основное действие происходит в центральном городе континента. В Мороке мы побываем всего два раза — и на мой взгляд автор поступил правильно: Морок действительно воспринимается как нечто опасное, к чему нужно основательно готовиться и где нужно быть постоянно настороже. Сущность этой страшной местности в романе неплохо раскрыта, а вот остальной мир не так хорошо — надеюсь в следующий романах автор уделит ему внимание. В городе же проходит детективная линия, которая является центральным для романа — почему враг напрямую подходит к нашей границе, а верха бездействуют ? На мой взгляд она получилась замечательной — хоть это и трилогия, этот роман в конце отвечает на все главные вопросы.

Читать Макдональда одно удовольствие — его стиль, острота, динамика разворачивающихся событий вскружают голову, будто пьешь вкусный коктейль. Это отличный, свежий дебют в жанре, который я искренне рекомендую любителям фэнтези!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой дебют, хотя и не выдающейся.

Понравилось развитие сюжета — он динамичный, скучать не приходится. Хороший финальный твист, именно в духе темного фэнтези, да и сам по себе изящный. Есть некоторое количество смачных, прям пробирающих сцен и деталек.

Из минусов — уже отмеченная и другими читателями лоскутность мира, который выглядит не как самостоятельное творение, а как собранный из идей других писателей паззл. Не так уж и плохо собранный, надо признать, но все-таки оригинальности мне не хватало. Также для читателя, привыкшего к ярким персонажам Аберкромби, Мартина, Сапковского и пр., местные персы кажутся блекловатыми. Не хватает им харизматичности.

Все же в общем роман понравился, и если автор продолжит развиваться, будет очень хорошо.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это заметил не только я — данное произведение очень напоминает картину, сложенную из пазлов. Есть пазлы с разноуровневыми колдунами, как в «Чёрном отряде», есть некое подобие самогО Чёрного отряда, есть главный герой, непобедимый как Конан или Логен, есть найденная вновь и снова потерянная любовь, есть мелкие людишки и те же пресловутые «орки», есть «сумасшедшее» оружие, способное уничтожить целые континенты. Всё это наложено на карту из «Пикника на обочине» с территорией «нормального» проживания и зоной отчуждения. Сравнений можно приводить много и каждый читатель увидит свои аналогии, но назвать произведение законченным плагиатом я не могу, не станете же вы называть плагиатом все исторические романы из-за того, что персонажами в них являются поголовно люди. Всё зависит от того как автор сложил эти пазлы. И на мой взгляд, у него это получилось. Произведение вышло интересным и необычайно динамичным, с полным отсутствием провисаний. Особенно следует отметить момент перед финальным залпом с неожиданным «шабашем» Безымянных и всей подноготной существования «Машины». Этот момент несомненно самый весомый во всём произведении.

Что мне не нравится в подобных произведениях, так это чрезмерная глобализация верховных магов до уровня богов и совмещение несовместимого, например мушкетов с верёвочными фитилями и оружия массового поражения с антеннами, рычагами и кнопками. Много ли шансов у котёнка против льва или мог бы дикарь, добывающий корнеплоды палкой-копалкой шмальнуть из того же мушкета, а мушкетёр запустить ракету...? Не верю, а поэтому читаю о подобном с долей скептицизма. И ещё одно наблюдение, с годами география импортных произведений не меняется — всё Зло сосредоточено на Востоке, ну а Добро, конечно же, на Западе...

Особенно неуместным считаю сравнение данного романа с произведениями Аберкромби. «Черные крылья» намного проще из-за того, что здесь полностью раскрывается только главный герой. У Аберкромби же чуть ли не каждый персонаж описан как главный. Да и само поведение персонажей Аберкромби, их мысли, чувства и конечно же юмор посильнее будут.

Не смотря на все нюансы, описанные мною и ряд логических нестыковок (а они действительно присутствуют), выявленных коллегами, читать произведение стОит, в особенности тем, кто не любит нагромождения имён, названий и хитросплетений сюжета, а предпочитает более «простую», в хорошем смысле этого слова, литературу. Так же, эта книга рекомендуется к прочтению «слабой» половине населения, не чурающейся элементов «дарка», поскольку в ней присутствуют колоритные женские персонажи — умные маги и сильные воительницы, если вас не смущает, что автор

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всех этих женщин немного покалечил: женщину-воина — лишил носа, любимой женщине главного героя — поставил ожёг на всё тело, женщину-врага — сначала оставил без одного глаза, затем без другого.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с мужиками автор поступил не на много гуманнее: одного друга и соратника главного героя — лишил руки и секса (нетрадиционного, сейчас это модно), другого — сначала ума, а затем и обоих глаз одним выстрелом, что никак не помешало им мило побеседовать, даже всемогущего Безымянного (почти бога) автор умудрился поставить на воронью лапу.

И вот, в заключение, поставив основных персонажей в один ряд и представив картину, я ужаснулся... На ум пришли только: куплет из дворовой песенки: «...один глаз был фанерой заколочен, другой вообще не видел ни хрена, одна нога другой была короче, вторя деревянная была...» и кадры из комедии «Без вины виноватый» с одноруким, одноногим, одноглазым убийцей....

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вкратце — он нагнетает, а мне не нагнетается.

Если чуть подлинней и оставив в покое классика, Эд Макдональд старательно напирает на разруху, упадок и БЗСХДНСТ на протяжении всего романа, но поверить ему довольно затруднительно. Во-первых, Макдональд рассказывает, а не показывает. Читатель сам лишен возможности наблюдать за кризисом, разъедающим Пограничье, и узнает о нём исключительно от капитана Галхэрроу (который сам для себя успешно превратился в кризис и тоже р а з ъ е д а е т). Во-вторых, которое вытекает из «во-первых», книге остро не хватает масштаба. Понятно, что «Чёрные крылья» держатся на главном герое, остальные персонажи играют на него и только в рамках этой задачи прописаны, но даже несколько коротких интерлюдий с мимолетными героями могли бы добавить объема и, да — больше подчеркнуть БЗСХДНСТ. Это что касается недостатков.

Теперь о достоинствах. У Макдональда вышла неплохая вариация на тему хардбойлд-фэнтези (ни в коем случае не нуара, нуар при схожих декорациях выглядит совершенно иначе). Краткий, емкий язык с обилием метафор, герой с пудовыми кулаками и куда более неподъемной рефлексией, но одновременно — пронесший в сердце первую любовь через огонь, Морок и клинки драджей. Мир, опять же, не совсем заштампованный, а финальный твист приятный. А самое главное — лично для меня — не показали эпичный финальный махач и последующий бадабум. Потому что книжка у Макдональда не про махач и уже тем более не про бадабум. Ещё бы сам автор полностью это осознавал.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я редко обращаю внимание, что автор – дебютант, но в случае с Эдом Макдональдом это просто невероятно сильно бросается в глаза. И ладно бы только сквозящая отовсюду идейная заштампованность и постоянно встречаемые заимствования у маститых коллег, в конце концов, главное – правильно и вкусно подать их под собственным соусом. Однако с подачей-то всё как раз и не заладилось (исключительно на мой вкус).

«Чёрные крылья» начинаются настолько сумбурнейше, сходу бросая читателя в гущу событий, будто бы автор уверен, что придуманный им мир с его законами и персонажами для незнакомцев изначально как родной. Поэтому он отрицает стадию знакомства, сходу выдавая на-гора такую смесь каши с борщом и кусками торта, что впору за головы хвататься. Кто-то куда-то бежит, кто-то что-то обороняет от полчищ врагов, какая-то странная Машина, питаемая божественными силами, то ли работает, то ли нет, магия сверкает, колдуны творят какую-то ересь, некие «малыши» устраивают дикий массакр, древние сущности проявляются в виде аватаров, какая-то давняя трагедия и личная привязанность объединяют главного героя и загадочную обезображенную колдунью… И почти всё это – за первую сотню страниц первого романа цикла, без малейших объяснений, что к чему. Макдональд будто выплёскивает всё то, что годами копилось у него в голове, и только спустя какое-то время начинает хоть как-то структурировать подачу информации о мире и его законах. Но всё равно ощущение сумбура не проходит до самого финала. Ну, хоть развязка не подкачала, хотя определённая доля заштампованностей в реализации горькой идеи «боги как боги, люди как пешки, одни играют другими» всё же может испортить удовольствие, но я на это закрыл глаза, уж здесь-то в эмоциональном плане автору многое удалось, как и в срывании личных покровов.

Ещё странно, что книга довольно короткая. Меня, наверное, серьёзно избаловали всякие Сандерсоны, Макклелланы, Эриксоны, Кэмероны, Линчи, Бретты, Буллингтоны и прочие Стейвли с Райанами, но как-то после их объёмных начал и продолжений фэнтезийных циклов на десяток-полтора часов чтения Макдональд со своим романом, прочитанным за два вечера по паре неспешных часов, смотрится ну, не знаю, несерьёзно, что ли. А уж принимая во внимание лютую сумбурность и перепрыгивания с одного на другое и вовсе перестаёшь понимать, что мешало автору допилить свое детище. Ведь есть же масса недурно прописанных сцен, хороших диалогов, горьких эмоциональных выплесков… Довести до ума – и я бы дал оценку на пару баллов выше. А так – просто приятный середнячок от подающего надежды дебютанта.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу: любителям фэнтези, героики, темного фэнтези, Джо Аберкромби и Глен Кука это стоит прочитать. Хотя до последних автору далеко, но всё же книга отличная. Даю 8 баллов. Мир прорисован отлично. Герои не тупят. Среди имён всесильных не запутаешься. То есть нет всякой богомольни, как например в Малазанской книге падших. Книга в самый раз для взрослого человека.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удачный фэнтези-дебют.

Сюжет — нуарный боевик в декорациях позднего средневековья. Герои получились достаточно живыми и неоднозначными, свою роль отыгрывают смачно и нажористо. Само повествование несется как на санках с горки за счет того что автор пропускает почти все описания чего бы то ни было. Фактически непрерывные сюжетные твисты, короткие диалоги и немного флэшбеков. Боевка как ни странно очень слаба, некоторые моменты вообще вызывают недоумение своей беспомощностью. Также сама магия и ее применение не всегда получились удачно.

Хотя выше я сказал что большинство описаний пропущены, но там где они есть — они хороши. Очень яркие и атмосферные локации, масса оригинальных авторских находок. Такие вещи как — «невеста», подтверждают мое мнение о хороших перспективах автора в жанре.

По простоте и мрачности подачи немного напомнило цикл Warhammer 40.000 только без пафоса. Язык неплох, Макдональд работает в основном короткими фразами. Если автор в дальнейшем перестанет стремиться к максимальной простоте и немного снизит почти что комиксную скорость подачи материала читателю — его ждет успех.

Не могу сказать что очень понравилось, сыроватая в целом вещь, но и отторжения не вызвало. С интересом прочитаю продолжение.

7 из 10.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

« — Фентези, фентези, а почему ты такое темное?

- А это для того, дорогой читатель, чтобы ты не увидел, какое я банальное и заштампованное».

Испокон веков по миру ходят истории, что мол количество сюжетов и сюжетных ходов в литературе, как и в любом другом виде искусства, исчерпаемо, и рано или поздно нам останутся лишь одни самоповторы да репризы. Я с этим категорически не согласен. Да, нынче выдумать что-то кардинально новое сложно, но предать своему произведению какие-то отличительные черты не то чтобы невозможно. Только вот это мало кто стремиться делать из начинающих авторов (да и из продолжающих и заканчивающихся часто тоже). В худшем случае просто пишут под копирку, в лучшем – собирают как конструктор из чужих идей. Хотя, конечно, что лучше – талантливое подражание или безграмотное нагромождение «оригинальностей», тот еще вопрос.

«Черные крылья» пошли по пути конструктора, и большей частью выглядят как эдакий Франкенштейн, сшитый из частей чужих тел. Вот кусок от «Черного отряда» — суровая группа наймитов и бессмертные маги у власти. Вот от Боевой Колотушки – сочетание магии и огнестрельного оружия, местный аналог Пустоши Хаоса, набегающие в неправдоподобных количествах недруги-мутанты. Вот кусочек Мифоса с его богами-морепродуктами и рыболюдьми, вот чудо-машина, питающаяся энергией живых магов из собрата той же Боевой Колотушки (догадайтесь с сорока раз, начнет ли она барахлить...). Набор героев вообще стандартный для приключенческой литературы – побитый жизнью наемник, его давнишняя любовь, хранящая некую тайну, пропавший друг, который «неожиданно» всплывает ближе к концу… Вот вам еще и «сильный женский персонаж» сверху, а то, упаси Древние, без такого нынче и в печать не пропустят. Признаюсь, я не слишком внимательно читал произведения и местами перелистывал целые куски. Может там, где-то в глубине, у автора и проскакивала хоть что-то оригинальное, но в своих метаниях я не нашел у него ни одной хоть сколько-то свежей детали – ни в героях, ни в мире, ни в развитии сюжета (ну-ка догадайтесь, закончиться ли все очередной раз треклятым кустовым роялем, который автор будет пытаться выдать за многоходовой план?)

Итог – типичный фентезийный дебют, с миру по нитки — нищему рубаха. Качество и красочность этой одежки соответственное.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает разное фэнтези, однако чаще всего, данный жанр подвержен штампам. Как правило, с самого рождения жанра самым штампованным элементом фэнтези был главный герой. Обычно, благородный герой, рыцарь, истинный рубаха парень. Но со временем, авторы начали пытаться уйти от этого штампа. Макдональд берет вариант много раз используемый – искалеченный герой, изуродованный не только внешне, но и внутренне. Как изуродован он сам, так же деформирована и его мораль, его поступки, его переживания. Мастерство Макдональда в том, что он не уделяя много времени рефлексии, не превращая все в сопли, умудряется правильно показать, что его герой, несмотря на изувеченность остается героем. Действительно, это произведение во многом похоже на Аберкромби, в том числе и главным героем, однако мне оно больше напомнило Черный Отряд и Малазанскую Книгу павших. И, на мое мнение, и то и другое Макдональд превзошел. Он более локален в эпичности, из-за этого более точен, его персонажи как-то по-особому живые, за ними очень интересно наблюдать, все очень динамично, нет ничего лишнего. Прекрасная книга, отличный образчик фэнтези, которое не является чем-то инновационным, но просто здорово написан.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я понял, литературные критики прочат Эду Макдональду славу самого Джо Аберкромби. Ну не знаю, не знаю...Нет, конечно для дебютного романа жанра dark fantasy все очень даже неплохо, а именно: мрачно-безысходный мир (пустыня Морок — это отдельный плюс автору ), сумрачные города и локации, противостояние между злыми, с одной стороны и очень злыми с другой стороны высшими Силами. Мушкеты (и холодное оружие) против черной магии (и монстров ею владеющих), сверх оружие (Машина) против зловещих Подземных Королей (также интересная задумка автора). Но вот знаете ли, в «Крови и Железе» Аберкромби логики и смысла в происходящем в книге было побольше! Вот например, почему Подземные Короли сразу не могли узнать, что Машина не функционирует и\или не отправить орду драджей(своих рабов-слуг), дабы ее сломать\вывести из строя? Или вот совсем непонятно: отчего Безымянные(вроде как могущественные маги) ведут себя как законченые снобы? Главный герой Рихарт Галхэроу да, сильный персонаж, но он как то затмевает все прочих персонажей (а вспомните россыпь ярких характеров в дебюте Абекромби!). А ведь книга называется «Черные крылья», то есть это отряд наемников (и Логен и компания от Джо А. пока опережает тебя, Эд Макдональд, на целый земной круг ;-) )

Но я все же ставлю «Черным крыльям» не 7, а 8 баллов. За душную атмосферу темной безысходности и зловещей пыли Морока (правда здорово придумано), за придуманных монстров (малыш и невеста очень доставили), за технологии(фос и техномагия) и потенциально, очень яркое противостояние между Безымянными и Подземными Королями и за Рихальта Галхерроу(витязя без морали, но с пороками) и его бой в деревянном особняке Малдона, во время которого начался пожар — моя любимая сцена в «Черных крыльях».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы здорово. Но при этом с первых же страниц по восприятию очень сильно бьет вопиющая «феминитивность» произведения. Вот вам и дама-воин, которую главный герой удостаивает ремарки о том, что «только глупцы не воспринимают женщин как равных». Могучий маг у нас тоже дама (причем с намеком на паранджу), представленная читателю на контрасте с обрюзгшим комендантом-бюрократом. Единственный политик высшего эшелона, который не погряз в коррупции, похоти и вещизме — разумеется, женщина.

А как вам такое: «Великого князя всегда выбирали из Леннисграда, поскольку там могли позволить самые жирные взятки и поставляли больше всего солдат...»? Не правда ли кажется, что автор намекает на какую-то подозрительно знакомую страну?

Очень уж оперативно вышеупомянутое убило у меня все первично-приятные впечатления от романа. Хотя казалось бы — вот вам и фронтир, и почти что ядерная пустошь, и элементы дарк и технофентези, и ощущение глобальной угрозы и атмосфера декаданса, и подневольный статус защитников цивилизации... Как испортить такую бочку мёда? Солидной ложкой современных западных трендов, разумеется.

Если закрыть на них глаза, то что остается? Сочное динамично развивающееся повествование, однако герои не очень-то и стремятся впечататься в сознание читателя, благо выполняют вполне дежурные функции для развития сюжета. Это именно роли, нежели цельные образы, во всяком случае передо мной они предстали таковыми. Тем не менее это сеттинг с отличным потенциалом и лично я все равно буду ждать перевода следующих частей.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

…Города, населенные бандитами, проститутками, нищими и преступниками веры сжимаются землями, искаженными злой магией и воющими разрывами в пространстве-времени; невообразимые чудовища и миллионные армии зомби, ведомые могучими и древними существами; боги, считающие человеческий вид не полезнее распоследних паразитов и боги, видящие в людях лишь удобный инструмент.

Действующие лица под стать миру: беспробудные пьяницы, уроды, извращенцы, фанатики и безумцы, с мазохистским удовольствием копающиеся в своем черном прошлом и с наслаждением причиняющие боль окружающим в настоящем. И положительным персонажем здесь считается тот, кто копается и причиняет, найдя прежде повод. Прочие обходятся и без него.

Все это вместе – чем не яркий представитель темного фэнтези?

Тем, что не особо во все это верится, из-за чрезмерности чернухи различной, постоянного и навязчивого выставления ее на первый план. Автор прямо-таки тычет ею в лицо, в каждом абзаце напоминая, о каком неприглядном мире мы читаем.

В отдаленном прошлом всё плохо, в недавнем прошлом всё скверно, в настоящем всё паскудно, и будущее также не сулит ничего хорошего, а то и вовсе все передохнут.

И никто особо не пытается исправить ситуацию, только ноют, жрут свою лакрицу и предают друг друга. Лишь, как водится, главный герой, да еще парочка таких же отбитых, прямо скажем, персонажей, не сидят, сложа руки. Упрямо, отчаянно, оставляя за собой пустые бутылки из-под дрянной выпивки, идут к цели, которая, по их представлениям, может еще немного продлить агонию человечества и их собственную, жалкую жизнь. Но в итоге оказывается, что их бессовестно использовали высшие силы – и это даже не спойлер, а стойкое подозрение с самого начала.

Впрочем, не стоит думать, что книга плоха. За всей показушнической «темностью» скрывается добротный детектив особого вида, собранный из типичных для нуара элементов: мрачный герой, роковая женщина в беде, всеобщий заговор и город, в котором никому нельзя доверять.

Тем самым, описания окружающего, безумного и чужеродного мира здорово разбавляются смещением акцента на персонажей, на проводимые ими поиски. Нужного человека, информации, оружия. Эта часть и впрямь получилась очень интересной. Череда новых характеров, их мотивов и поведения, новые зацепки и новые подозрения, беготня по грязным улицам, драки, пытки – все это собрано в мощный сюжетный ком, почти всегда держащий в напряжении и желании узнать, кто настоящий предатель, а кто только прикидывается, чтобы спасти свою шкуру. Работают ли защитные механизмы города, построенные и брошенные сумасшедшим богом, ради которых, собственно, и напрягаются герои, или все это грандиозный обман.

В общем, имея некоторые проблемы с логикой у персонажей (которую можно и не заметить, зачитавшись), с мотивацией у тех, кто определен в однозначные злодеи, с перегибом в натурализме, чернухе и грязи, «Чёрные крылья» являют собой достойное начало цикла, в котором нашлось место и для подробного описания необычного мира, и для хорошего детектива, и для разнообразных, качественно выписанных, харизматичных (хоть и с перекосом на темную сторону) действующих лиц.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал вчера Эда Макдональда «Черные крылья», вполне неплохая задумка, но несколько в сюжете логических ошибок портят впечатления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например я так и не понял, что хотели «Глубинные короли» от Эзабет, ведь у них был в плену сам Глек Малдон, который и обнаружил что Машина не работает. Непонятно то что «Малыш» пол книги пытается Эзабет убить, а в конце романа говорит, что она нужна ему живой, потому что ее гений необходим его хозяину.Я так и не понял, что она хотела вычислить из всяких там записей Глека, какие доказательства раскрыть? Кроме колыбельной песенки, которую и так все знали, в итоге у неё больше ничего не было.Да, кстати, даже я догадался что это песенка и есть ключ к ядру Машины, но та самая гениальность Эзабет, почему то не помогла ей это понять. Также почему ее не могла найти госпожа Эроно, когда Эзабет скрывалась у Отто Линдрика, ведь в том доме был шпион Глубинных королей, который должен был, как водиться шпионам, выдать ее с потрохами:-D

Вообщем, таких логических не состыковок в сюжете можно найти еще много, но на этом остановлюсь, в принципе роман вполне добротный: много нестандартных идей, колоритных персонажей, незаурядной фантазии автора, но всё это меркнет на фоне банальных ошибок в конструкции повествования.Увы:-(

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх