fantlab ru

С. П. Сомтоу «Вампирский узел»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.90
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Вампирский узел

Vampire Junction

Роман, год; цикл «Тимми Валентайн»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Тимми Валентайн. Рок-звезда, кумир миллионов. С виду — обычный двенадцатилетний мальчик, но на самом деле он — дитя тьмы, живущее соками других людей уже две тысячи лет. И все две тысячи лет он пытается, но никак не может понять, кем является на самом деле: воплощенным злом, богом для смертных или просто бледной тенью человека.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Вампирский Узел
2001 г.
Вампирский Узел
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Vampire Junction
1984 г.
(английский)
Vampire Junction
1985 г.
(английский)
Vampire Junction
1985 г.
(английский)
Vampire Junction
1991 г.
(английский)
Vampire Junction
2005 г.
(английский)
Vampire Junction
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полифоничный, незаурядный роман ужасов с элементами фэнтези, бросающий новый взгляд на старую тематику. Сомтоу удачно скрещивает две основные тенденции поджанра: психологический подход к образу вампира, популяризованный Энн Райс, и более традиционное восприятие не-мертвых как кровожадных, коварных, жестоких тварей. Автор профессиональный композитор и дирижер, и это чувствуется: книга сделана по образцу вагнерианской оперы, где каждому персонажу соответствует так называемый лейтмотив. У Сомтоу характерную мелодию заменяют кодовые слова, которые стоят перед каждой главкой вместо привычных номерков — «дитя тьмы», «огонь», «лабиринт», «искатель», «память: 1967 год». Такие из них, как «образ матери», подчеркивают вторую основу романа — психоанализ. Вместе с тем «Вампирский Узел» не превращается в удовольствие для избранных интеллектуалов, а превосходно читается и вне всех этих связей, как увлекательная книга для довольно широкой аудитории. Автор умело переплетает судьбы многочисленных персонажей, перемещает действие из одной точки планеты в другую (США, Тайланд, Англия, Франция), из эпохи в эпоху (средние века, фашистская оккупация Европы, современность, начало XX века). Тематически близкий «Вампир Лестат» Райс (там вампир тоже становится рок-певцом) проигрывает «Узлу» во всех отношениях. Замечательно, что у Сомтоу шокирующие сцены, которые позволяют однозначно отнести роман к пространству хоррора, сочетаются с глубокой проработкой героев и интересным идейным наполнением. Это чувствуется и в концовке, совершенно нетипичной для вампирских хроник и заставляющей скорее вспомнить о фантазиях Густава Майринка.

Высшая рекомендация. В список 40 лучших книг в жанре ужасов «Вампирский Узел» вошел по праву, и поэтому вдвойне отрадно, что на русский язык его переложила Татьяна Покидаева — одна из лучших, на мой взгляд, современных переводчиц, работающих на поле фантастики.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юнг, Юнг, Юнг, — заклинает нас автор, — архетип, архетип, архетип... Но сколько ни говори «халва», во рту сладко не будет. И не надо делать вид, что Фрейд тут ни при чем. Еще как причем! Мальчик-кастрат, который произносит «женщина, мать, душа» и вонзает в главную героиню — клыки, ага. Иногда сигара — это просто сигара, но «Вампирский узел» — явно не тот случай. «Вампирский узел» — случай классический. И даже клинический.

Автор чесно старался сломать шаблон, взорвать канон и как там еще бывает, когда рождается шедевр. Не вышло — ребенок родился мертвым. На законы жанров автор наплевал вполне успешно, но вместе со сковывающими ограничениями избавился и от логики. Персонажи, во всяком случае, ее лишены напрочь. Симпатично это смотрится разве что у вампиреныша — прожив лишнюю пару тысяч лет, да еще с такими сверхспособностями, он и должен думать не так, как думают нормальные люди. Впрочем, может, он просто свихнулся — у него травма, его в нежном возрасте четырнадцати столетий причудливо (с расчлененкой!) изнасиловал... А кто, не скажу — чтоб не спойлить.

В общем, сами видите, автор стыдливо прикрывает причинное место Фрейда Юнгом, да еще и пытается философствовать, преподнося сомнительной новизны концепцию: «Все во мне и я во всем». Ну, так ради этого я лучше Тютчева почитаю.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поклонницы сентиментальных историй про душку-вампира, влюбившегося в простую смертную», могут смело проходить мимо. Хотя в романе наличествуют и кровосос – одинокий, прекрасный и рефлексирующий, и рядовая земная женщина, и их одержимость друг другом.

Во-первых, герой «Вампирского узла» заключен в тело двенадцатилетнего мальчика, во-вторых, он кастрат. Его джульетте – хорошо за сорок, и она его мозгоправ. Добро пожаловать в царство темных извращенных фантазий и психоанализа!

Роман написан в жанре сплаттерпанк, балансирующем на грани ужасов и фэнтези. Все его герои, включая проходных и эпизодических – безумцы, маньяки, извращенцы, растлители, кровосмесители и сладострастные убийцы. Плюс, их жертвы, не успевшие совершить что-то гадкое исключительно по причине преждевременной смерти. «Эти люди так бессмысленно убивают друг друга... но ведь они не пьют кровь! Они убивают друг друга, потому что не знают ни жалости, ни сочувствия!», — недоумевает вампир. Не удивительно, что ему нужен психиатр.

Парад уродов удивляет и пугает, но по-настоящему в истории значимы три персонажа. Вампир Тимми Валентайн – жертва колдовского обряда, две тысячи лет назад сделавшего его бессмертным калекой, а ныне рок-звезда и кумир молодежи. Известный дирижер Стивен Майлс, не гений, но крепкий ремесленник; пироман, в розовом детстве заживо спаливший родителей. Ошибочно считает, что несет вину за приход вампира Валентайна в наш мир. И, наконец, Карла Рубенс, последовательница Юнга, возлюбленная Тимми и бывшая жена Стивена.

Мятущаяся троица может пытаться бежать друг от друга, но в финале их пути все равно пересекутся «На Вампирском дорожном Узле./На перекрестке, что пьет наши души». И они, наконец, поймут, кем являются и как важны друг для друга.

Повествование полно камбэков в прошлое и путано, словно сны, по которым Карла проводит психоанализ.

Существование вампиров Сомтоу объясняет через юнговскую концепцию. Валентайн — реализованный архетип, порождение коллективного бессознательного. Квинтэссенция человеческих страхов, «существо из наших снов», воплотившееся в реальность. А раз так, то «можно ли исключить, что мы есть всего лишь конкретизация его сна?»

Написано всё предельно серьезно, трагично и пафосно. Для одних именно это станет главным достоинством книги, на других — нагонит тоску.

Продолжение следует, но можно читать и как самостоятельное произведение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх