FantLab ru

Клиффорд Саймак «Кто там, в толще скал?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
790
Моя оценка:
-

подробнее

Кто там, в толще скал?

The Thing in the Stone

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Три года прожил Уолесс Даниельс в одиночестве на заброшенной ферме. Море отступило от холмов, среди которых он любил бродить, четыреста миллионов лет назад. И этот уголок земли в разные эпохи стал видеть Даниельс. Он стал проваливаться в прошлое, а еще он узнал, что кто-то существует в толще скал...

Входит в:

— сборник «Лучшее Клиффорда Саймака», 1975 г.

— сборник «Skirmish: The great fiction of Clifford Simak», 1977 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.

— антологию «Тени минувшего», 2015 г.

— журнал «Worlds of If, March 1970», 1970 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1971 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1970 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Миры Клиффорда Саймака
1978 г.
Избранное
1988 г.
Ордер на убийство
1990 г.
Специфика службы
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 11
1994 г.
Сила воображения
1999 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1999 г.
В мире фантастики
2000 г.
Прелесть
2002 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Большая уборка на Солнце
2005 г.
Грот танцующих оленей
2005 г.
Грот танцующих оленей
2009 г.
Город
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Тени минувшего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Worlds of If, March 1970
1970 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как не крути, любит Саймак этого героя — одиночку и чудака из глухой провинции, не фермера, не ученого, не бизнесмена — просто хорошего парня, которому, с точки зрения окружающих, не очень повезло в жизни -нет у него ни семьи, ни денег, ни престижной работы. Но зато смог он, несмотря на невзгоды, сохранить детское любопытство и восхищение жизнью, и за это она отвечает ему любовью, позволяя увидеть свои чудеса.

И тут я полностью согласна с Мастером: чудеса не живут в городах, не любят они горячего асфальта, рычания автомобилей и смога. Чудеса прячутся в потаенных уголках, тенистых рощах, среди гор и холмов, под корягами и камнями, или, как в этом случае, в холодной пещере.

Уолесс Даниельс из повести «Кто там, в толще скал?» — типичный саймаковский герой, который живет на старой ферме в захолустном уголке, ведя небольшое хозяйство — пара коров и свиней, куры и небольшой огород. Казалось бы, человек просто доживает свой век в тишине и покое. Но, нет, дан Даниельсу дар заглядывать в тайны прошлого, управлять временем, слышать болтовню межзвездных странников и понимать заточенное в толще скал бессмертное существо.

Любит Даниельса жизнь, раз наградила такими способностями. Наградила за доброту и щедрость души, восхищение горами и лесами, уважение и сострадание ко всем живым созданиям, заботу о тех, кто зависит от него, тихое и непоказное мужество, готовность прейти на помощь всем попавшим в беду.

И, казалось бы, герой знакомый, тема и сюжетные ходы уже не раз встречались в других повестях Саймака. А, все равно , было интересно читать этот добрый и красивый, чуточку грустный и наивный рассказ о двух родственных душах — землянине и пришельце со звезд, которые нашли друг друга, несмотря на время и пространство. Наверно это и есть настоящее Мастерство — все знакомо, но — трогает и восхищает, как в первый раз.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Саймак прекрасный писатель. У него есть великолепные романы и гениальные рассказы, в которых частенько и фантастики не очень-то и много. Для него главное — люди, а не то, какими железками они пытаются убить друг друга. Но если меня спросят о чем эта повесть, то я буду в недоумении. Я откровенно не знаю, что сказать. О верности? Но что такое верность для бессмертных существ? Да и вообще, понимают ли они вообще, что это такое? Главный герой даже не смог понять, за какие провинности, почему то существо оказалось в толще скал. Может быть это нечно такое страшное, о чем иы даже подумать не можем. А «пес»? Может быть это всего навсего охранник, сроднившийся со своим подопечным? С другой стороны, может быть это повесть о человеческой подлости, мстительности и трусости? Этому тоже было посвящено немало страниц.

Но все же человек остается человеком. Жалость и сострадание одинаково присущи практически всем представителям рода человеческого, поэтому неудивительно, что герой проникся состраданием к узнку скал и захотел помочь ему. Жаль только, что он не подумал об опасности, которая может от него исходить. Может быть это что-то вроде джина, готового создавать города и разрушать их. Может быть там сидит какой-нибудь очередной император Зорг, желающий порабатить всю галлактику? Ведь верно сказано: «Ни одному человеку ещё не удавалось пасть так низко, чтобы не нашлось пса, готового охранять хозяина и проводить хоть до могилы». Наверное это касается всех людей во вселенной. Даже если часть из них инопланетяне.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из луших рассказов Саймака. Такой контакт, наверное, не описал никто! Человек может понять другое существо даже через миллионы лет и десятки метров скал. А вот достучаться до других людей может оказаться сложнее.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всех поддерживаю! Я не очень хорошо знаком с творчеством К. Саймака, но из того, что я знаю, это мой любимый рассказ. Он проникнут гуманизмом и всепрощающей любовью ко всем живым существам. Действительно, кому дано право судить других? «А судьи кто?» «Кто без греха?» Фраза «ведь нет такого человека, который мог пасть так низко, чтобы его пес не был готов проводить его хоть до могилы» настолько прекрасна, что хочу оставить ее без комментариев.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

....При попытке выявить какую-то чёткую идею из этого рассказа закончилось коллапсом моего несчастного головного мозга. Примерно тоже впечатление, что и с «Заповедником гоблинов» — вроде бы ничего такого особенного, но как здорово написано! В этом рассказе весь Саймак — тема одиночества, взаимопомощи, дружбы. Причём у Саймака дружба всегда особенная — это понятие совершенно особенное, внеземное. Это загадочное чувство позволяет Уоллесу сблизиться с совершенно чуждым существом — пусть даже и не зная его миссию на этой планете...

Чисто эмоциональная, но неплохая вещь.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гуманизмом и небывалой любовью к человеку и ко всему живому проникнута повесть. Поиск единой вселенской этики всегда волновал Саймака. Что есть добро, и что есть зло? В ответе ли человек за тех, кто слабее и зависит от него? И не пора ли высвободить самих себя из толщи суетности и взглянуть на природу другими глазами?!

(«Ни одному человеку ещё не удавалось пасть так низко, чтобы не нашлось пса, готового охранять хозяина и проводить хоть до могилы»).

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Коронное произведение Саймака. Красиво. Разумно и логично. Трогательно и добродушно. Занимательно. А природа отображена прямо-таки по-пришвински:smile: (что характерно для многих вещей Саймака — по всему видно, что впечатления от осенней природы занимают весьма значительную часть в его душе). И вообще повесть очень разноплановая, вызывает весьма широкую гамму эмоций. Буквально необъятная — тут и общение с представителями далеких миров, и превосходные реалистичные описания состояний природы, и путешествия-проникновения в различные времена прошлого. И палеонтологические зарисовки. И неистовый человеческий порыв к познаниям и желание для чужих существ найти общие непреложные истины. И просто быт, обыденные отношения соседей, и связанная с этим людская подлость, и великодушие главного героя по отношению к человеку, совершившему мерзкий поступок. И много еще чего. Но при этом все крупицы ощущений не создают кашу, а переплетаются в некоем многослойном «блюде», где каждый ингридиент не теряет вкуса:smile:

А фраза, сказанная в финале Дэниельсом шерифу: «У каждого из нас в жизни есть спутники, видеть которых не дано никому, кроме нас самих» просится в цитатник мудрости.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Могут быть разные мнения по поводу этой повести, но мне не понравилось.

Во-первых, сюжет повести украден у Джеймса Балларда, из новеллы «И пробуждается море», написанной в 1963 году. Только, в отличие от Балларда, Саймак привязал к таинственной ситуации традиционное для плохой НФ объяснение: «это был пришелец!» Пришельцами с летающих тарелочек можно вообще всё объяснить, это универсальная объяснялочка, идеальный «рояль в кустах». Кстати, это не единственнное «заимствование» Саймаком чужих идей, он часто коммуниздит сюжеты из книг других писателей. Достаточно вспомнить увлекательный но путаный роман «Почти как люди (Они шли, как люди)», непринуждённо косплеящий хороший роман Финнея «Вторжение похитителей тел».

Во-вторых, пресловутая «доброта» персонажей Саймака почти всегда натянута. Это антипсихологично. Он никогда не объясняет, почему его герои такие хорошие. Это не столько гуманизм, сколько сентиментальность, позволяющая упростить сюжет до легко перевариваемого примитива. Разумеется, у сентиментальной литературы с душевными героями огромное число поклонников, но это не делает сентиментальную литературу хорошей.

В-третьих, повесть катится по рельсам «типичная повесть Клиффорда Саймака». То есть, она изначально рассчитана на поклонников творчества Саймака и не несёт в себе аболютно ничего нового в сравнении с другими его повестями (в которых достаточно часто встречаются оригинальные идеи). «Кто там, в толще скал» — стандартная продукция писателя, добившегося успеха и паразитирующего на своём успехе.

В общем, добрая повесть для нетребовательного чмтателя.

Довольно интересно, что кое-кто обиделся на мою рецензию (полностью соответствующую правилам ФантЛаб) и, в нарушении регламента «Лаборатории Фантастики», выразил своё возмущение невосторженным отношением к «доброму писателю». Этим подтверждена правота моих предположений — Клиффорд Саймак не пробуждает «чувства добрые», а просто почёсывает тёплые животики нетребовательных читателей, позволяя им, людям довольно злым и мстительным, на некоторое время почувствовать себя добрыми. Ну, а после прочтения они снова становятся теми, кто они есть.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливое повествование, какой-то простой, обыденный, но в то же время очень интересный текст, простые же, очень похожие на нас герои с понятными читателю мыслями, эмоциями и поведением, ну и, конечно же, доброта — авторство Клиффорда Саймака узнается «с закрытыми глазами».

Повесть прекрасно читалась бы, даже не будь в ней никакого фантастического элемента, но их присутствие, кроме всего прочего, привлечет внимание читателя к двум любопытным моментам. Во-первых, это совершенно неожиданный, эффектный финал. На сюжет он, собственно, никакого влияния не оказывает, но читателя однозначно впечатляет. А в впечатлении от книги хороший финал — половина успеха :).

Во-вторых, обращает на себя внимание ловко придуманная автором возможность главного героя как бы перемещаться назад во времени и совершенно безопасно видеть и ощущать окружающий мир таким, каким он был миллионы лет назад. Вроде бы простенько, но заставляет читателя по-хорошему позавидовать таким возможностям Уоллеса Даниельса и помечтать о том, как здорово было бы увидеть такое своими глазами.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное достижение автора данной повести в том, что ему с поразительной точностью удалось передать светлую меланхолию осеннего настроения, сопряженную с созерцательным умиротворением красот американской природы преимущественно настоящего, частично — прошлого. Несмотря на отсутствие сталеплавильного экшена, динамических диалогов и общего сай-фай сеттинга произведение затягивает, потому как и не нужны здесь совершенно упомянутые навороты — атмосферность, неспешность повествования в процессе чтения вводит читателя в подобие транса. Не важно кто же все-таки там дремлет в толще скал, важнее как он там оказался, сколько продлится его заточение и оправданно ли будет его высвобождение. «Мы в ответе за тех, кого приручили» — эту фразу Экзюпери можно смело ставить в эпиграф разбираемой повести Саймака. Здесь прослеживаются явные христианские мотивы, параллели с Пастухом и Агнцем, принцип коллективной ответственности и твердая вера в то, что каждому нужно предоставить шанс, в основе любого живого существа заложена искра Добра, которая однажды воспламенит ворох палой листвы, скрывающий грешные бренные останки, открыв путь к обновлению и вечной жизни в гармонии с Вселенной. Свобода — вот главная ценность для любого мыслящего существа и нет таких пороков, преступлений, которые оправдали бы её лишение. Вот, на мой взгляд, вкратце, те мысли, которыми хотел поделиться Автор с читателями, создавая это произведение.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почти все отозвавшиеся называют этот рассказ (или все-таки повесть?) в числе самых любимых – и я не исключение из этого правила.

Та задумчивая атмосфера, что окутывает читателя «вошедшего» в повесть, мягко принимает его в себя – это дорогого стоит!

И вечные ценности дружбы, приязни – называйте, как хотите – они тут показаны вечными не в переносном, а в прямом смысле.

Как хорошо, как славно, что фантастика дала миру такие произведения, как «Кто там, в толще скал?» — уже это однозначно опровергает любые рассуждения о «неполноценности» фантастики, как части литературы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уважаемый GBV, а я понял, что те, самостоятельные путешествия, которые предпринимал ГГ сначала, были как бы тренировочными. А после Контакта он смог больше, чем раньше – поэтому ляпа я не вижу, а вижу только логику развития фантастического приема.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал этот рассказ, наткнувшись на ссылку к нему в отзыве на роман Харуки Мураками «Охота на овец». Этот рассказ вернул мне Саймака, книгу которого я отложил около года назад, увлекшись чем-то еще.

истинно Саймаковский рассказ, что для меня означает многогранность, бесконечность точек зрения, гуманизм Экзюпери и необычайный свет и заряд прекрасного.

О положительных сторонах рассказа добавить, наверное, больше ничего и невозможно. Любой рассказ Саймака — это повесть в рассказе

а вот недостаток отмечу: начата но не завершена сюжетная линия с соседом ГГ, тем, что доносил шерифу и потом с сыновьями убрал веревку.

Кроме того, возникли ассоциации (приятные) с «Заповедником гоблинов» — «тот, кто в толще скал» и наблюдатель-баньши, который в конце концов погибает в присутствии главного героя.

рассказы Саймака — это хорошая научная и замечательная гуманитарная фантастика, этот рассказ — как и все в творчестве Саймака, — следует прочитать всем, кто любит читать хорошие книги, и не рекомендуется — тем, кому нужны схватки, экшн, погони, перестрелки, спецэффекты и атрибуты современного шоу

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно перечитывать до бесконечности. Умение сопереживать, чувствовать душу другого существа показано автором с присущим ему мастерством.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почитав отзывы, ожидала такого же удивительного светлого ощущения как при прочтении «Пересадочной станции», но немного разочаровалась. Идеи довольно банальны, а само повествование уж слишком лишено динамики и однообразно, даже для Саймака.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной замечательный рассказ от Саймака. Рассказ в основном о верности другу, одиночестве и о контакте с весьма неординарными представителями внеземной цивилизации.

Несомненно, произведение очень осеннее по настроению, однако это не значит, что в нём нет оптимизма, всё благополучно закончилось, несмотря на козни, которые ставили ГГ. Одиночество последнего, Уолесса, передаётся читателю очень хорошо — возникает ощущение, что именно из-за своего одиночества и потери близких он обрёл свои невероятные способности. Он слушал звёзды, видел древние эпохи, прислушивался к таинственному существу глубоко под землёй, считал его даже в каком то роде другом — ведь тому тоже не с кем было общаться...

Высший бал мешает поставить всё же грубый ляп даже по меркам Саймака:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ имел повышенную чувствительность органов чувств, он мог только видеть, слышать и т.д. картины будущего, звёзды, о чём свидетельствовало и то, что он не мог принести ничего материального из прошедших эпох. Однако как же он тогда физически выбрался из пещеры? Почему во время провала в далёкую эпоху во время нахождения в пещере он ощущал нехватку кислорода — ведь физически он находился в настоящем времени? В общем, очень условная натяжка получилась, лишь для того, чтобы ГГ выбрался из пещеры до прихода помощи и обескуражил шерифа

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх