FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Луч»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Луч

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Четыре подростка в отрезанном от мира коттедже. Пятьсот человек на борту межзвездного корабля, летящего к далекой цели. В коттедже пройдет тридцать дней, на борту — тридцать лет. Это программа «Луч», и у тебя нет выбора. Колонисты на борту корабля потеряли смысл жизни. Чтобы вырваться из кошмара и вернуться домой, ты должен придумать людям на звездолете новый смысл и заставить в него поверить. И помни: это не игра.

Новый роман звездного дуэта Марины и Сергея Дяченко — о Смысле человеческого существования...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Луч
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2019 г.

Долгожданный роман после перерыва в несколько лет. Подстерегаемый, читанный ночью как в старые времена... и разочаровывающий.

Роман ужасно вторичен. И даже не по отношению к теме «корабля поколений», вторичен по отношению к творчеству самих же Дяченок. Начало практически пересказ зачина Вита Ностры, квест подростков — середины Цифрового, тема воздействия на массы — явный отголосок Пандема... даже финальное решение — все тот же Пандем.

Герои совершенно безликие. Мальчики генерируют идеи, девочки — конфликты. Все. Отношения между ними такие же картонные, как и их мотивация.

Антропоморфная «высшая сила» вообще не вызывает эмоций. Ни ужаса как в Вите Ностре, ни интереса как в Цифровом. Ну, дядя и дядя. Даже не военное командование, как в Игре Эндера.

И наконец идея. Как бы это сказать... все предлагаемые героями варианты настолько банальны, что даже неудобно. О прямых заимствованиях сюжетных ходов из Стар Трека я даже не говорю. Вот там когда-то была идея. И смысл. Идти туда, куда не ступала... и дальше по тексту. А тут барахтанье в пережеванных идеях групповой психологии без капли оригинальности.

В общем, обидно. Раньше планка авторов стояла намного выше. Будем надеяться, следующий роман будет на уровне прежних.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2019 г.

Главное событие нового года — новый роман Дяченок. Судя по всему скоро будет еще один, как минимум. Это плюс. Дальше будут, в основном, минусы.

Я не согласен с тем, что это не подростковая фантастика — это самый настоящий young adult, при желании можно найти что-то общее и с Крапивиным, и с подростковыми вещами Лукьяненко, а уж «Полет навигатора» в определенный момент должен вспомнится всеми, кто его смотрел в 80-х... Все очень поверхностно, нет той глубины, что была в Пандеме (тоже социальная фантастика), желание сказать «не верю» постоянно возникает, в т.ч. из-за недостаточной прописанности мира.

Тут надо сказать, что новый роман от авторов «Ритуала» и «Vita Nostra», как обозначено на обложке — достаточно странная рекомендация, по мне, обозначающая целевую аудиторию в сторону тех, кто знает, что по Ритуалу сняли фильм, кроме этого это чуть ли не самое дешевое оформление Дяченок за много лет. Плохая бумага, и очень бюджетная цена как-то совсем не сочетаются с серией «лучшие фантасты Европы».

Роман конечно читается легко и быстро, но мне не хочется его сравнивать с условным средним романом этого года, я сравниваю его с общим уровнем, который Дяченки задали за больше чем 20 лет, и в этом ряду роман будет одним из слабейших, как и его оформление.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2019 г.

Дяченко, как всегда, на высоте. Талант, что уж. Написано ярко и увлекательно. Сюжет до конца держит в напряжении. ИМХО — явный лидер в номинации «лучшая научно-фантастическая повесть 2018 года».

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2019 г.

Хоть я и не являюсь горячим поклонником творчества Дяченко, но после пятилетнего (а на деле даже больше) перерыва появление их новой книги — весомый повод обратиться к ней, отложив все остальные (и даже написать отзыв, что всегда ленюсь тут делать). Роман действительно того стоит.

Однако, начну с негатива. Заядлый любитель фантастики в этой книге, боюсь, не найдёт ничего нового, никаких откровений и ответов. Что тема космического корабля, стремящегося к великой Цели (забавно, что книга вышла примерно в одно время с очередными двумя сериалами на эту тему: от YouTube и экранизация Мартина от Syfy), что тема подростков, загнанных в экстраординарные условия, взрослеющих там и проявляющих всю свою (не)человечность, что проблематичность создания идеальной среды для развития людей (в какой-то мере это ответ «Пандему» же, как раз 15 лет пролегло между романами) — всё это мы много раз видели и обсуждали. Повторюсь, не стоит ждать в этот раз новых ответов и ошеломляющих открытий (не спойлер, т.к. всегда можно списать на мою близорукость и ограниченность, хе).

Тем не менее... Еще один банальный вопрос — разница между ремесленником и Мастером. И вот на этот вопрос роман блестяще отвечает. Авторы стреляют по площадям, сплетая вместе множество знакомых тем и образов, — и количество переходит в качество. Даже та самая вторичность не набивает оскомину, а обращается в игру на узнавание аллюзий. Вот таинственный незнакомец в обмен на помощь получает право забрать ребенка, когда тот вырастет (о, почти Право неожиданности), вот описание другого мира напоминает параллельный мир в «Stranger Things» или уровни Сумрака, вот типичный ход из легенд о фэйри, а вот... Описание тридцати лет на борту корабля, поданное через маленькие врезки-окошки, напоминает «Вверх по лестнице, ведущий вниз», когда через записки, письма и отчеты для нас открывается весь сумасшедший школьный мир. Только вместо одного класса — несколько сотен людей разных поколений, вместо учителя-идеалиста — четверо подростков, решающих свои проблемы (да и с юмором как-то совсем не задалось, вовсе не до смеха), но та же неизмеримая цена ошибки — то ли человеческие жизни, то ли набор символов (в записке от директора или в компьютерной программе).

А главный герой, который здесь совсем не по своей воли, в четверке не самый сильный, не самый умудренный и опытный, не самый целеустремленный или подготовленный, зато самый младший, — и на плечи которого и ложится основная ответственность. Он никого не напоминает? И найдётся ли здесь свой Горлум, если герою не хватит сил и решимости?

Причем все эти, казалось бы, совсем разные темы, приёмы, образы, отсылки мало того, что связываются воедино крепким, достаточно закрученным детективным сюжетом (с интригами, криминалом, предательством и серией твистов), но самое главное — за героев действительно переживаешь и волнуешься. На самом деле ощущаешь, что они переживают и как страдают, что четвёрка «игроков», что обитатели корабля. По нынешним временам это редкость, но супруги Дяченко всегда специализировались на психологии и внутреннем мире, даже по сравнению с другими мэтрами, и авторы наглядно показывают, что хватку не потеряли.

В общем, отличный роман, но в своей жанровой категории. Если вы поклонник твёрдой НФ и вас в первую очередь интересует, как именно работает двигатель космического корабля, «крестовый глюк» вампиров или невидимость — вероятно, эта книга не для вас (как и творчество Дяченок в принципе). Поклонникам же мягкой НФ, любящим покопаться в психологии людей в странных условиях и обдумать социальные темы (от проблем взросления и лучшего обустройства общества, до вопросов реалистичности реальности и влияния наблюдаемого на наблюдателя) — вам эту книгу рекомендую. Да, хотелось бы, чтоб авторы подробнее остановились на том, кто и как устраивает такие игры, чтобы дали пусть спорные, но более авторские и удовлетворяющие критерию новизны свои ответы на вопрос «что и как делать?»... Но, с другой стороны, видимо, человечество пока не дошло до новых и лучших ответов, чем те истины, которые переоткрывают для себя Денис и Лиза.

Если же вас больше интересует чисто литературная составляющая — тоже посоветую не проходить мимо. Как минимум, повторюсь, книгу можно представить куда более серьезным аналогом фильма «Первому игроку приготовиться» (до книги не дошел, каюсь) для более взрослых ценителей (минутка снобизма) — здесь можно ловить не только покемонов и отсылки к культуре восьмидесятых, что, надеюсь, я продемонстрировал выше. Как максимум... Многим и многим современным маститым, а тем более юным авторам стоит поучиться столь крепко сплетать даже несочетаемое и из простого комбинирования забитых тем, образов и клише создавать нечто интересное, ценное и целостное, изысканно и изобретательно заполненное.

P.S. И да, хотя главные герои книги — подростки, подростковой я бы её точно не назвал. Как это часто происходит у данных авторов, книга достаточно тяжелая психологически и жесткая, требует определенной подготовки. Советовать роман направо и налево читателям в юном возрасте я бы точно не стал, что не отменяет того факта, что одолеть эту книгу им бы стоило.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх