fantlab ru

Виталий Каплан «Юг там, где солнце»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Юг там, где солнце

Повесть, год

Аннотация:

Повесть `Юг там, где солнце` переносит читателя в альтернативный мир, где в России православие стало не просто государственной религией, но и стержнем самого государства. В ходе расследования агент Управления Защиты Веры постепенно встает перед выбором — выполнить служебный долг или поступить по велению сердца.

© аннотация издателя
Примечание:

Повесть написана в 1996 году.


Входит в:

— сборник «Корпус», 2002 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 164

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3034 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Корпус
2002 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виталий Каплан начал публиковаться как фантаст в 1997 году. В 2001-м вышел его первый роман. Но книгу, о которой я расскажу в этой статье, автор написал в 1995-м, и в некотором смысле она тематически пересекается с моей повестью «Разящий крест», хотя и совсем в другом ключе.

«Юг там, где солнце» скорее повесть, чем роман: в ней Каплан описывает всего три дня из жизни героя с несколькими флэшбеками в прошлое. Действие разворачивается в конце 2000-х в России. Десять лет назад в результате демократических выборов к власти в стране пришла партия державников. Вскоре президента заменили на царя, границы закрыли, отключили радио и ТВ (оставив три станции на УКВ) и возродили православную духовность. А чтобы закрепить все эти преобразования (особенно духовность), создали Управление защиты веры — что-то типа тайной полиции РПЦ с практически неограниченными полномочиями. И вот главный герой повести, Алексей Бурьянов (поручик УЗВ), приезжает в уездный городок Барсов, чтобы разоблачить и арестовать местного оккультиста-ясновидящего. В городе он проведёт три дня, многое передумает, вспомнит, сделает и в итоге...

А в итоге произойдёт нечто непонятное, оставляя читателя в недоумении. Конечно, каждый может предложить свою гипотезу о том, что же случилось в конце, но всё-таки хотелось бы понять, что задумал автор. И в чём, так сказать, мораль. Ведь, как говорила Герцогиня из «Алисы в стране чудес», «во всём есть своя мораль».

Поначалу действие идёт неспешно, даже, я бы сказал, излишне затянуто. Особенно в первой главе, когда явно видно, что автор искусственно не хочет раскрывать читателю цель приезда героя в Барсов. Текст и с одной стороны подбирается к цели, и с другой, и с третьей, но автор специально обрывает эти «ниточки», что выглядит не естественно. В общем «тянет резину в долгий ящик» ©. Флэшбеки, надо отдать им должное, придают повести динамичности и глубины. И раскрывают, собственно, всю историю и декорации.

В целом книга производит сначала впечатление достаточно цельного произведения, многослойного (флэшбеки помогли), но под конец «схлопывается» на сюрреалистичной сцене, где герои «уходят в закат». Ожидания, честно говоря, были другие.

К сожалению, повесть, начавшаяся как реалистический детектив с единственным фантдопущением о возрождении царизма за ручку с православием, вдруг стремительно рухнула в самую что ни на есть мистику. Оккультисты, экстрасенсы, сатанисты, наделённые сверхъестественными способностями самим дьяволом и стремящиеся захватить власть в стране, свергнув православную духовность... Вот, оказывается, о чём книга: о борьбе бога с дьяволом! Автор говорит о реальности этой борьбы (в рамках созданного им мира), вставая на сторону бога и религии, оправдывая их, будто другого способа, кроме «креста животворящего», противостоять нечисти нет. Я в корне не согласен с автором, и вообще уклон в мистику, считаю, совсем не пошёл на пользу книге.

Я ожидал перелома мировоззрения Бурьянова, переворота, открытия глаз, переосмысления деятельности Управления защиты веры через призму дела в Барсове. А завершилось всё наоборот — лозунгом «Верной дорогой идёте, товарищи!» С тем лишь нюансом, что необходимо чуть подкорректировать устав и нормы ведения расследований в УЗВ: оказывается, не все экстрасенсы от дьявола-то! Есть и божьи твари.

Вот в этом я увидел основной посыл повести: не всё от дьявола, что выглядит неправославно. Просто в «консерватории надо что-то подправить» ©. А так РПЦ — это очень даже хорошо и правильно. Быстрей бы уж державность на нас упала с небес обетованных.

Допускаю, что в 1995 году во время разрухи, нищеты и бандитизма такие мысли были как раз к месту. Сейчас же, кроме раздражения, они ничего не вызывают. Потому что вот она державность — вокруг уже. Вместе с духовностью. Только что-то жить людям лучше не становится, нищета усугубляется, «патриотизм» усиливается, а границы изо всех сил стремятся к закрытию.

О том, что скоро может случиться с Россией, читайте в повести «Разящий крест» (http://panov-a-w.ru/krest.html) — чистый реализм без всякой мистики и «духовности»!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх