Работы художника Н ...

  Работы художника Н. Купреянова
Н. Купреянова
Страна: Россия
Родился: 16 июля 1894 г.
Умер: 29 июля 1933 г.


Родился во Влоцлавске (ныне Влоцлавек, Польша).

Отец — Николай Николаевич Купреянов, мать — Мария Геннадьевна (урождённая Мягкова).

Является пра-пра-правнуком Павлы Матвеевны Лермонтовой и внучатым племянником М. Ю. Лермонтова. Н. Н. Купреянов приходится также внучатым племянником известному социологу и публицисту XIX века Николаю Константиновичу Михайловскому (1842—1904) и племянником поэту Серебряного века Михаилу Алексеевичу Кузмину.

В 1912 году окончил Тенишевское училище, после чего занимался в мастерских Академии художеств у А. П. Остроумовой-Лебедевой (1912—1917), Д. Н. Кардовского (1912—1914), К. С. Петрова-Водкина (1915—1916). В эти же годы (1912—1916) закончил юридический факультет Петербургского университета.

Посетил Италию, Германию.

С 1922 жил в Москве.

Владел усадьбой Селище в Костроме, в которой был один из культурных центров русской интеллигенции. С 1931 по 1933 год жил в Москве, Малый Знаменский переулок, дом 7/10, кв. 14. Работал в мастерской Рождественка 11, кв.10. В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно. Николай Николаевич утонул в подмосковной речке в 1933. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Благодаря Остроумовой-Лебедевой окрепли связи Купреянова с «Миром искусства», деятельность которого сыграла большую роль в формировании художественных вкусов молодого графика. Но более серьёзное воздействие на его творчество оказало древнерусское искусство. Изучая стариннык гравюры и лубок, он почувствовал силу и художественые возможности ксилографии.

В первых гравюрах Купреянова — «Богоматерь», «Царь Давид» (обе — 1915) отразилась сложность становления мировоззрения художника. Он, как и многие его современники, испытал влияние религиозной философии. В письме к А. А. Блоку Купреянов писал: «Я не знаю, каково взаимоотношение переживаний религиозных и эстетических, и, кажется, не всегда умею отличать их друг от друга».

Формирование художественной индивидуальности Купреянова шло быстро. Его гравюры, несмотря на некоторую скованность техники, становятся самостоятельными уже к 1916 году. Теперь в основе его работ лежат пейзажи родного Селища (Кострома), реже города, переданные с такой значительностью, что позволяют думать о их своеобразной символике. Взволнованность и драматизм произведений отражают мироощущение художника, в котором не могли не сказаться переживания, связанные с поисками своего пути в жизни, предчувствия надвигающих перемен. В ксилографиях «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) мастер усиливает физическую мощь натуры, создавая образы большой силы и активности. Резкие контрасты света и тени, беспокойный ритм пятен создают тревожное настроение.

Наиболее плодотворны для гравёра были 1917—1919 годы. Эмоциональная сила и цельность ранних работ сохраняется, однако смягчается присущая им экспрессивность. Содержание произведений становится более широким и многогранным. Художник стремится к большей конкретности в изображении. В работах 1916 года его внимание было сосредоточено на поисках выразительности главного, детали оставались как бы вне поля зрения. В художественном решении ощущалась некоторая условность, излишняя геометричность, которые объяснялись ещё недостаточно свободной техникой гравирования.

Член художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства».

Профессор Московского полиграфического института.

Его творчество во многом было посвящено теме Великой Октябрьской революции.

Персональные и групповые выставки:

1925 — Выставка рисунков группы художников: Бруни, Купреянова Н. Н., Лебедева В. В., Львова П. И., Митурича, Татлина В. Е., Тырсы Н. А. Москва, Государственная Цветковская галерея.

1926—1927 — Казань. Выставка «Николай Николаевич Купреянов». Центральный музей ТССР.

1933—1934 — Москва. «Николай Николаевич Купреянов (1894—1933)». Посмертная выставка.

1958 — Москва. Выставка произведений художников: Бруни, Купреянова, Митурича. Дом художника.

1917 — Петроград. Выставка этюдов. Художественное бюро Н. Е. Добычиной.

1919 — Петроград, Зимний Дворец. I Государственная свободная выставка произведений искусств.

1925 — Париж. Международная выставка нового декоративного и промышленного искусства.

1928 — Киев. Выставка гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России, Украины.

1928 — Феодосия. 4-я выставка картин современных русских художников.

1929 — США (Нью-Йорк). Выставка современного искусства Советской России.

1929 — Рига. Выставка русской графики.

1933 — Москва. ГМИИ художники РСФСР за XV лет (1917—1932 гг.).

1933 — США (Сан-Франциско, Филадельфия, Чикаго). Выставка современных русских художников.

1934 — Таллин. Выставка графики Советского Союза.

1940 — Курск. Выставка книжный знак.

1984 — Москва. Выставка Н. Н. Купреянова к 90-летию со дня рождения в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и Якова Николаевича Купреянова.

1996 — Москва. Выставка Н. Н. Купреянова к 100-летию со дня рождения в Третьяковской галерее на Крымском валу. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, и из собрания Якова Николаевича Купреянова.

© Википедия



 Обложки изданий (7):
1922

Лирический круг
1922 г.
1925

Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий
1925 г.
Госплан литературы
1925 г.
1927

Сыну, которого нет
1927 г.
1929

Зверинец
1929 г.
1930

Шахматы
1930 г.
Про волка
1930 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (6) :
1916

Рудинъ № 8, апрѣль-май 1916
1916 г.
1925

Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий
1925 г.
1930

Шахматы
1930 г.
Про волка
1930 г.
1967

Вокруг света № 10, октябрь 1967 г.
1967 г.
2008

Книги нашего детства
2008 г.

 Другое (1) :
1922

Лирический круг
1922 г
(марка)


⇑ Наверх