Работы художника Д Загоскина

Художник — Давид Ефимович Загоскин

Д. Загоскина
Страна: Россия
Родился: 1900 г.
Умер: 1942 г.

Имя Давида Ефимовича Загоскина — ленинградского художника, графика и живописца стоит в одном ряду с именами известных мастеров отечественного искусства, чье творчество развивалось в 1920 – 1930-е годы, но, хорошо знакомое специалистам, оно долгое время ничего не говорило зрителю.

Художественное становление и развитие Загоскина пришлось на годы, переломные для судьбы страны: революция 1917 года, бурные, сложные, трагические двадцатые и тридцатые. При жизни творческая биография художника складывалась удачно – среди ленинградских мастеров он был фигурой заметной. Не только в силу целеустремленного, сильного характера и жизнелюбивой, обаятельной, притягательной для многих натуры. Определяющим стал его талант, яркий и самобытный.

Уроженец Белоруссии, он начал свое художественное образование в Одессе. События 1917 года изменили планы юноши. Он оставляет учебу и, застигнутый водоворотом революционных преобразований, возвращается в родной Сураж, на Витебщину. А вскоре – он в Саратове, где прошли четыре года его жизни – 1918 – 1922. Для Загоскина это годы учебы в Саратовских государственных высших художественно-технических мастерских; период сильного увлечения новыми течениями в искусстве и первые шаги на поприще педагогической деятельности; активное участие в художественной жизни города. Но самое главное – становление творческого пути, начало формирования эстетического кредо художника.

Двадцать лет он прожил в Ленинграде. Это было время интенсивной творческой деятельности, постоянного участия на выставках. Загоскина хорошо знали как активного члена общества «Круг художников». Долгие годы он преподавал в Ленинградском ВХУТЕИНе, много работал в литографской мастерской, созданной при Ленинградском отделении Союза художников, занимался монументальной живописью. Экспозиция произведений Давида Загоскина в год его девяностолетия в Саратовском художественном музее стала данью памяти художнику и одновременно прекрасной возможностью узнать творчество самобытного мастера.

За недолгую жизнь им было сделано немало. Но после трагической смерти в блокадном Ленинграде зимой 1942 года его произведения были практически утрачены. Из наследия художника сохранилось немногое: ряд живописных и графических работ находится в Государственном Русском, Саратовском художественном, Северо-Осетинском республиканском художественном музеях.

Около двухсот произведений, в основном графических, были спасены. Сделал это Исаак Борисович Загоскин, племянник Давида. Тогда, в 1942 году, ему было двенадцать лет. Какая-то интуиция подсказала мальчику сберечь картины и рисунки. Поначалу он приходил в квартиру на улице Декабристов, где жил и умер Загоскин, и из большого сундука уносил по несколько работ. А после войны решился забрать все. Но к тому времени не оказалось ни скрученных в рулоны холстов, ни общих тетрадей – дневников Загоскина…

Сорок с лишним лет И.Б.Загоскин бережно хранил работы. Благодаря его стараниям, а также заинтересованности некоторых ленинградских художников и писателей, рисунки и картины Д. Загоскина снова, после длительного перерыва, стали появляться на выставках.

Впервые это произошло в 1987 году, когда в Ленинграде в выставочном зале ЛОСХа была организована выставка «Советская графика 1920-х – первой половины 1930-х годов». На ней были представлены работы из частных собраний Ленинграда. Произведения Загоскина соседствовали с рисунками и гравюрами таких мастеров, как К. Богаевский, Г. Верейский, В. Конашевич, А. Лабас, А. Пахомов, В. Чекрыгин и других.

Через год, в январе 1988 года, состоялась персональная выставка Д. Загоскина, впервые за долгие годы после его кончины. Экспонировалась она в Ленинградском Доме писателей, и включила в себя пятьдесят один лист из собрания И.Б. Загоскина. Именно тогда и произошло для многих подлинное открытие мастера.

Очередная выставка произведений художника прошла в Новосибирской картинной галерее в 1989 году. По своему составу она была уже более значительной. Кроме произведений из коллекции И.Б. Загоскина, в экспозиции участвовали работы из собрания А.Е. Кибрика. Предоставил хранящиеся в доме рисунки и сын Давида Загоскина Николай Давидович, живущий в Москве. Два акварельных листа на выставке принадлежали Русскому музею.

Наконец, выставка в 1990 году в Саратове. Из всех предыдущих она наиболее полно представляла творчество Загоскина. В ее основу легли произведения из собрания И.Б. Загоскина. Русский музей предоставил восемь графических и три живописные работы. Некоторые из них экспонировались впервые после пятидесятилетнего перерыва. Ленинградский писатель С.Б. Ласкин среди прочих работ Загоскина из своей коллекции решил показать одну живописную. Саратовский художественный музей представил практически все произведения, как живопись, так и графику, за исключением двух, находящихся в тот момент на выставке в Германии. Выставка состояла преимущественно из графических листов. Тушь, акварель, гуашь, карандаш, литографии – разнообразие графических техник было очевидным.

Особый интерес вызвали работы из собрания Радищевского музея, ведь они датированы концом 1910-х – началом 1920-х годов… Четыре года, проведенные в Саратове, сыграли очень важную роль в становлении будущего художника. Ученик Ф.К. Константинова, приверженца новых течений в искусстве, он быстро и горячо увлекся как кубизмом, так и конструктивизмом. Об этом свидетельствует ряд его произведений 1918 – 1921 годов: «Конструкция лампы», «Кубизм. Живописная конструкция», «Конструкция».

Вслед за ними создаются и другие – «Овца», «Петух и куры», рисунок «Пять мужских фигур», в которых проступает иная тенденция – постепенный отход Загоскина от «левизны» и обращение его к реализму. Немаловажную роль сыграли в этом процессе тогдашние преподаватели Саратовского ВХУТЕМАСа*: П.С. Уткин, А.И. Кравченко, А.И. Савинов, А.Е. Карев, у которых он, сам будучи педагогом, многому учился. Влияние других художников было более опосредованным, но от этого оно не становилось менее значимым для молодого живописца. Речь идет о произведениях русских и западноевропейских мастеров в коллекции Саратовского художественного музея (Боголюбовское рисовальное училище размещалось в здании музея до 1924 года).

По всей видимости, переломным для Загоскина стал 1921 год. Именно этим временем датируется еще одна работа из собрания музея – «Ярмарка». По своей стилистике она заметно отличается от всего, созданного художником в двадцатые годы в Саратове. Глядя на этот лист и зная, как будет развиваться творчество Загоскина в последующие годы, можно с уверенностью сказать, что к 1922 году художник нашел «свое». Это видно по стремительной, легкой линии, точно определяющей форму, по характеру изысканных цветовых сочетаний и любви к смешанной технике.

В 1922 году Д. Загоскин покидает Саратов. Он был приглашен преподавателем в Петроградский ВХУТЕИН, где работал с перерывами (1922 – 1926, 1929 – 1936) в течение одиннадцати лет.

С 1926 года начинается новый этап в творчестве Загоскина – он становится членом общества «Круг художников» (1926 – 1932).

Что значил «Круг» для Давида Загоскина? А.Н. Самохвалов, один из бывших участников ленинградской группы, впоследствии писал: «Именно в эти годы сложилось творческое лицо многих художников, входивших в ”Круг”». Но по отношению к Загоскину это заключение не совсем точно. Его творческое формирование к 1926 году, то есть к началу работы в «Круге», уже завершилось, шесть «круговских» лет – это пора творческой зрелости.

В «Круг» входили художники, хотя и объединенные общей программой и едиными эстетическими задачами, но оставшиеся при этом яркими индивидуальностями. Несмотря на то, что художнические пристрастия их были схожими, каждый из них переосмысливал те или иные традиции мирового искусства по-своему. Процесс постижения традиций и их дальнейшей трансформации в собственных работах взаимно обогащал «круговцев». Загоскин, попадая в атмосферу творческой взаимоотдачи, обретал все бόльшую и бόльшую самобытность.

Подавляющее большинство сохранившихся произведений Загоскина не датировано. Предположительно их можно отнести к 1930-1932 годам, то есть к последнему периоду деятельности «Круга». В основном это графика. Обращение художника в эти годы к графическим техникам не было случайным. Тридцатые годы, как известно, стали временем творческих командировок художников – в колхозы, на стройки. Загоскин не был исключением. Многие его произведения выполнены в родной Белоруссии, на Украине. Загоскин примыкает к тем мастерам тридцатых годов, для которых социальные и общественные перемены рождали необходимость сопоставления сегодняшнего со вчерашним, данности сиюминутного факта с непреходящими человеческими ценностями. Это проявляется в том, как художник трактует любое действие: оно и конкретно, прежде всего, в деталях, отчетливо раскрывающих характер времени, но оно же обретает и некий вневременной смысл.

Таково качество многих рисунков Загоскина. Труд выступает у художника как праздничное действо. Персонажей его произведений, всегда индивидуализированных, объединяют общие свойства: состояние душевного покоя, сдержанности и главное – чувство собственного достоинства. Образы просветленные и радостные, исполненные добра и любви. Гуманистическая направленность таланта Загоскина помогает перевести простые по сюжетам и мотивам произведения в план бытийного, философского. При внешней легкости исполнения, при безусловном артистизме рисунка графические листы по содержанию отнюдь не легковесны. Они глубоки по смыслу, а некоторые звучат по-библейски многопланово, мощно.

Творчество Загоскина – это свободное владение материалом, будь то тушь, акварель, гуашь, пастель или уголь. Мастерство рисовальщика проявляется в его работах в богатстве применяемой линии: в одних листах она быстрая и напряженная, исполненная внутренней динамики; в других – неторопливо-спокойная, размеренно-рассуждающая, подчеркнуто повествовательная; в третьих на первый план выходит плавная мелодика задумчивых, грустно-печальных линий. Но при всем разнообразии используемых формальных приемов графика художника не теряет единства стиля. Если в произведениях, посвященных крестьянской жизни, преобладает уверенный контурный рисунок пером и тушью, то в серии пейзажей, выполненных углем, штрих немногословен, почти аскетичен. Полупрозрачный, нежный красочный слой, сложная колористическая разработка свойственны акварелям художника.

Из живописных работ Загоскина тридцатых годов сохранилось очень немного. Эти произведения выделялись в экспозиции многообразием тонких тональных переходов, сложной нюансировкой цвета.

Гравюры художника, рассказывающие о родном Сураже, были выполнены в литографской мастерской при секции графики ЛОСХа. Монохромные, они тем не менее звучали живописно – благодаря богатству тонального решения.

Выставка произведения Давида Ефимовича Загоскина сыграла свою роль в дальнейшем изучении творчества мастера. Она помогла выявить особенности его творческой манеры, понять те мировоззренческие проблемы, которые волновали художника, осознать его место в обществе «Круг», тем самым открывая еще одну страницу в истории отечественного искусства.

© А. Лучкина



Внутренние иллюстрации изданий (1)

1938

Чиж № 6, 1938 год
1938 г.



⇑ Наверх