Работы художника А Костина

  Работы художника А. Костина
А. Костина
Страна: Россия
Родился: 18 февраля 1947 г.
Умер: 2000 г.


Учился в средней школе при МХИ им. В. И. Сурикова (1958-1965).

В 1965 году окончил факультет художественно-технического оформления полиграфической продукции Московского полиграфического института, где учился у П. Г. Захарова, В. Н. Ляхова и (последние три года) А. Д. Гончарова.

Житель второй половины двадцатого века московский художник Андрей Львович Костин неоднократно переносился в пространство века девятнадцатого. Герои Пушкина и Льва Толстого, Гоголя, Гофмана и других классиков отечественной и западной литературы становились не только отстраненными объектами его книжной графики, но и постоянными персонажами личных воспоминаний, какими бывают образы друзей и давних знакомых. Черно-белая графика (карандаш, тушь, офорт) обеспечивала ему максимальную свободу действий. Лист бумаги не казался, а был бесконечным простором для изображения пейзажей, интерьеров, портретов, жанровых сцен и любых по насыщенности или минимализму фрагментов и деталей быта. Костин обладал редким талантом не изображать ничего лишнего. На протяжении всех лет творчества легкое дыхание его графики резко контрастировало с тяжкими тематическими, публицистическими и политическими упражнениями эпохи застоя, а равно и с кудрявым патриотизмом изобразительного почвенничества. Вслед за художником зритель познавал и прояснял для себя окружающую действительность, какой бы печальной или трагикомической она ни была. Художнику не было надобности насильственно погружать себя в современность. Как это ни парадоксально, он не покидал ее даже тогда, когда обращался к девятнадцатому веку великой русской литературы. Острота его видения определялась любовью и тоской по ушедшей жизни и неповторимой культуре, вошедших в явное противоречие с тем, что его окружало. Ни осенней пушкинской ясности, ни блоковского серебра поколению Костина не досталось. Приходилось искать гармонию внутри самого себя и находить понимание и поддержку среди друзей-профессионалов.

В 80-е и последующие годы неожиданно для многих Костин создал обширный ряд живописных работ сюрреалистического плана. Причем это была отнюдь не первая его живописная проба. Во время учебы в институте, в 60-е годы, появился целый ряд произведений, проникнутых духом бубнововалетской эстетики. Увлечение примитивом и народным искусством не обошло тогда многих сверстников Костина. Обращение же к сюрреализму казалось более чем странным и чисто внешне объяснялось участием Андрея в организации и жизни московской галереи в 80-х — первой половине 90-х годов. Видимо происходило в жизни художника и вокруг него нечто такое, что заставило его выплеснуть на поверхность холстов пугающую пластику сновидений.

Разумеется, ничего случайного в настоящем большом творчестве не бывает. Патологию времени Костин препарировал, соответственно, как паталогоанатом — точно и с присущей ему иронией и сарказмом. Вместе с тем, что неизменно влекло к нему самых разных людей, в жизни и в своем прозрачном и таинственном рисовании он всегда оставался на редкость лиричным и светлым. Именно по этой причине такими странными и казались по контрасту его живописные опусы разных лет.

Незадолго до своей кончины Андрей осуществил веселую графическую выставку «ЭТИ», на которой со свойственным ему артистизмом показал рисунки «без дат, названий и без внимания к их важности, как факта творчества». «Все они, — писал он в краткой аннотации к экспозиции, — адреса по отношению к разным моментам работы и жизни двух с лишним десятков лет. И вместе с тем они безадресны по сути в силу собственной субъективности… ЭТИ рисунки предназначались на выброс и до сегодняшнего дня не имели шансов на широкий показ. Не выкинутые малые ЭТИ остатки автор решился показать, приписав к ним новые бездумные названия, которые должны быть только у ЭТИХ листов». Все вроде бы легко и несерьезно. Не выставка, а шутка. Причуда мастера. Тем не менее «ЭТИ» листы абсолютно узнаваемы как «костинские» и точно соотносятся с различными периодами его творчества. В рисунках к выставке «ЭТИ» и во всех его лучших сериях и отдельных работах есть нечто такое по форме и сути, что наводит на воспоминания о пушкинском рисовании на полях рукописей. И дело тут не в моей завышенной природе его творчества, а в характере Андрея, в остроте его реакции на окружающий мир и населяющих его персонажей, включая самого себя. Нельзя быть натужно острым, тонким и артистичным. С этим даром человеческого и художественного таланта нужно было родиться.

© Вильям Мейланд. Журнала «Наше наследие»



 Обложки изданий (18):
1977

Униженные и оскорбленные
1977 г.
Господин Великий Новгород
1977 г.
1978

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
1979

До свидания, овраг
1979 г.
1982

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
1984

Тарас Бульба
1984 г.
1986

Главный виновник
1986 г.
1987

Вильгельм Гауф. Сказки. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки и истории
1987 г.
1988

Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега
1988 г.
1989

Избранное
1989 г.
1990

Вильгельм Гауф. Сказки. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки и истории
1990 г.
Великий Гэтсби. Последний магнат. Рассказы
1990 г.
Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея
1990 г.
Повести и рассказы
1990 г.
1991

Остров сокровищ
1991 г.
Вечный дом
1991 г.
Шиш и барин
1991 г.
1998

Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
1998 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (12) :
1977

Пьесы
1977 г.
1979

До свидания, овраг
1979 г.
1986

Главный виновник
1986 г.
1987

Сказки народов мира
1987 г.
1988

Юность № 4, апрель 1988 г.
1988 г.
1989

Избранное
1989 г.
1990

Вильгельм Гауф. Сказки. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки и истории
1990 г.
Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея
1990 г.
Повести и рассказы
1990 г.
1991

Шиш и барин
1991 г.
1998

Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
1998 г.
2009

Евгений Онегин
2009 г.

 Другое (1) :
1992

Маленький принц
1992 г
(оформление)


⇑ Наверх