Работы художника Е Шукаева

Художник — Евгений Александрович Шукаев

Е. Шукаева
Страна: Россия
Родился: 18 февраля 1932 г.
Умер: 1988 г.

Евгений Александрович Шукаев — график. Член Союза художников СССР.

Шукаев на протяжении многих лет был главным художников журнала «Крокодил».

Художник в воспоминаниях:

Сергей Репьёв

Впервые я встретил Евгения Шукаева на юбилее народного художника СССР И. М. Семёнова, которое тот отмечал в редакции «Крокодила» в рамках клуба «ЧАЧа».Когда я увидел его, он просто-таки ошеломил меня. Это был высокий крепко сложенный бородатый мужик, который время от времени вскакивал со своего места, рвал рубашку на груди и оглашал зал зычным «Агыйййййяяяяя!». Потом я узнал, что обычай так кричать возник после какого-то совместного путешествия художников «Крокодила» на Кавказ.

Позже я напросился к нему в гости в мастерскую, которая находилась буквально в пяти минутах ходьбы от редакции журнала. До сих пор помню, как я договаривался с ним о встрече.

— «Приезжай завтра!» — приказал мне Шукаев, едва я ему позвонил. — «Завтра я не могу, работаю», — сказал я, вспомнив, что завтра мне идти на работу в Госархив кино- и фотодокументов СССР, где я перекантовывался перед поступлением в ВУЗ. — «Я тоже работаю, и что?!» — возмущённо загрохотал Шукаев. Пришлось объяснять какую работу я имею в виду...

Мастерская у Шукаева была крошечная, не помню даже было ли у неё окно. Зато все стены были увешаны рисунками и набросками к ним. Сам разговор с мастером помню смутно, принесённые картинки он скорее всего разругал, да я и сам понимал, что они слабые. Обсудили его фамилию. — «Корни у неё польские, от слова «шукать», то есть искать, — сказал мне Шукаев.

Несколько лет спустя, когда я ходил на занятия Студии молодых карикатуристов «Крокодила», на занятия приходил и Шукаев. Его занятия, пожалуй, были самыми интересными. Это действительно был энтузиаст своего дела и он реально мог чему-то научить молодых художников. Помню, как он рассказывал про то, как надо рисовать людей той или иной национальности, какие черты их отличают. Рассказывал он и про разные стороны редакционной жизни. В частности, про «Васин юмор», то есть те шутки, которые традиционно в «Крокодил» не брали в силу их двусмысленности.

Встречал я Шукаева в «Крокодиле» и в конце 80-х. Он уже почти не печатался, выглядел больным, сильно пил. Как-то он подошёл ко мне в укромном уголке редакции и предложил давать мне уроки рисования за деньги (как выяснилось, не мне одному). Мне показалось это несерьёзным, и я отказался. Да и денег тогда у меня не было.

В своих воспоминаниях Володя Мочалов живописно рассказывает о пьяных подвигах Шукаева. Честно говоря, читать про них мне было неприятно. Я всегда буду помнить его как замечательного художника, которого было за что уважать и у которого было чему поучиться.

Владимир Мочалов, главный художник журнала «Крокодил»

«... Самым ярким среди художников был, бесспорно, Евгений Шукаев. Человек с незаурядным характером и своеобразным юмором, талантливый, как личность, так и художник. Во время работы главным художником журнала, он оставался еще и просто художником, причем блистательным, как по живости и остроте характера, так и сложности композиции, насыщенности ее деталями. С его именем связаны воспоминания многих «крокодильских» коллег. Выразительная внешность, зычный картавый голос, дружба с «зеленым змием», острая реакция на ситуацию и еще более острые и неординарные ответы и поведение. Однажды мы с моим другом Сергеем Овчинниковым зашли в его крохотную мастерскую, заваленную книгами, старой сломанной мебелью с помоек, иконами, горшками, тоннами рисунков, вырезками из газет и прочим хламом. Мы поставили на маленький кривобокий столик на одной ножке бутылку водки и кусок вареной колбасы. Женя, а так все звали Шукаева, вынул один грязный граненый стакан, налил себе водки, молча выпил, потом второй, затем стал искать нож – нарезать колбасу. Тщетно потратив время на поиски ножа, он, нагнувшись, стал шарить рукой где-то под батареей. После долгих усилий он вытащил обломок залитого жиром и окутанного паутиной топора с прилипшей сухой тряпкой. Размахнувшись левой рукой, а он был левша, Женя рубанул по куску колбасы топором. Колбаса, жирная и раскисшая от жары, крупными брызгами разлетелась во все стороны и по всем углам мастерской, а стол от удара треснул и развалился.

Еще один эпизод с Шукаевым. Его мастерская состояла из сложных и хлипких конструкций от пола до потолка, на которых лежали тонны бумаг, книг, кувшинов и прочих дорогих его сердцу вещей. Однажды Женя, неудачно задев ногой это сооружение, подломил низ одной из опор, и все это рухнуло, накрыв его самого с головой. Обладая в первую очередь чувством юмора, Женя дотянулся из-под обломков до телефона, позвонил ночью своему коллеге Марку Вайсборду и велел немедленно приехать с фотоаппаратом. Когда Марк вошел, то увидел в куче хлама лишь голову Шукаева, который тотчас же спросил: «А мамку с дочкой принес?» Так он называл поллитровку и четвертинку. К сожалению, с водкой были связаны почти все эпизоды его яркой и короткой жизни..

На тематических совещаниях у Шукаева всегда лежала особая папка с надписью «Вася». Ее название родилось от слов песни: « Что ты, Вася, приуныл, голову повесил?» В те времена черный юмор находился еще под запретом для светлого советского времени, а рисунок, где был изображен висельник с этой подписью, стал началом подборки серии рисунков, не прошедших на темном совещании, но имеющих яркое, остроумное решение. Это была отдушина и одновременно начало неофициального запрещенного жанра «черного юмора», а в дальнейшем – и сексуального юмора. Когда такие темы показывались на совещании, где присутствовало множество народа, иногда до пятидесяти и более человек, – художники, темисты, фельетонисты, поэты и все члены редколлегии, то они всегда сопровождались взрывом раскатистого хохота. ...»

И.П. Абрамский «Смех сильных», изд. «Искусство», Москва, 1977 г.

«... К следующему поколению карикатуристов принадлежит и Евгений Шукаев. После службы в армии он окончил Государственный институт кинематографии, работал художником-мультипликатором. В «Крокодиле» начал сотрудничать в 1955 году, сразу обратив на себя внимание виртуозной легкостью рисунка, одухотворенного и лаконичного. Работает Шукаев уверенно и быстро, буквально на лету схватывая характерные особенности человека. Он обладает умением так динамично запечатлеть движение, что ощущаешь в рисунке словно еще не замершие его следы. Вот почему художнику удаются журнальные иллюстрации, всегда изобретательно скомпонованные и точно отражающие мысли автора. Сатирические рисунки художника всегда выразительны, но лишь иногда смешны. И смешны в тех случаях, когда он зарисовывает саму по себе смешную сцену, подмеченную в окружающей жизни. Поэтому сатирически насыщен его рисунок, изображающий глубокого старика отца, представляющего сыну свою новую молодую жену-красотку: «Петя, познакомься — это твоя мама...» («Крокодил», 1957). Содержательны его рисунки на международные темы. Вот, к примеру, «Царь-пушка» («Крокодил», 1970). Это динамичная зарисовка группы интуристов в Кремле. Хотя человеческие фигуры только слегка шаржированы, но художнику удалось, как всегда скупыми изобразительными средствами, создать оригинальную композицию с весьма характерным типажом. Ничего смешного в ней нет, и улыбка расцветает только после прочтения подписи: «Опять Москва предложила оставить только такое ядерное оружие...» И сразу удачная зарисовка превращается в запомнившуюся карикатуру на врагов мирного сосуществования. Такова сила остроумного литературного образа!

В рисунках Шукаева привлекает неизменная острота формы. Он любит необычные ракурсы человеческого тела, не боится смелых поворотов и движений. Художник рисует на самые разнообразные темы, но любимая его область — человеческий быт, в особенности жизнь молодежи.

Шукаев создал целую серию рисунков «Герои не нашего времени», все время пополняя ее новыми листами, в которых нередко добивается убедительной типизации. Вот парочка молодых беспечных родителей. Расфуфыренная модница-мать дает подержать своего грудного ребенка бабушке: «Подержите, мама. — Надолго? — До совершеннолетия...» («Крокодил», 1962). А стиляжный папаша беспечно улыбается засунув руки в карманы. В рисунке есть одна доходчивая деталь, художник наблюдательно показал, как юная мамаша держит в выхоленной руке соску. Сколько презрительного нетерпения вложил в жест юной мамаши, спешащей

сбагрить так быстро надоевшую ей детскую соску. А вот девушка того же типа в другом рисунке («Крокодил», 1969) хлопочет у открытого холодильника, доставая себе еду. Обожающие родители выглядывают из-за угла кухни: «Радуйся, отец, наша дочь сама добывает себе пищу!» Нужно заметить, что в этом листе художник явно пренебрег психологической правдой. Вместо осмеяния типичной бездельницы он увлекся оригинальностью ракурса, нарисовав привлекательную девушку, которой сам явно любуется. В результате острая, злободневная сатирическая тема не получила убедительного графического решения.

Шукаев принадлежит к школе Бродаты. Его упрекают часто за это, находя в манере рисования большое сходство. Но даже работать «под Бродаты» или «под Горяева» дано далеко не всякому. А главное, что это не подражание, а единство художественных взглядов, единое понимание методов отображения действительности. ...»

© Старый КРОКОДИЛ



Обложки изданий (38)

1962

Невинные дела
1962 г.
Коса на камень
1962 г.
Страшный сон
1962 г.
1963

Волнения, радости, надежды
1963 г.
Смех— дело серьезное. Сб. 2
1963 г.
Бегство мистера Мак-Кинли
1963 г.
Сила любви
1963 г.
1964

Победил Александр Луговой
1964 г.
1965

Карикатуры
1965 г.
1966

Липовые аллеи
1966 г.
1968

Вашингтонское убийство
1968 г.
Большое солнце Одессы
1968 г.
1972

Бега
1972 г.
1973

Бэббит. Эроусмит
1973 г.
1974

Красный галстук
1974 г.
1975

Рассказы
1975 г.
Как ваше здоровье?
1975 г.
1976

Шинель. Повести
1976 г.
1977

Евгений Онегин. Поэмы
1977 г.
1978

Среди огромной тайги
1978 г.
1979

Патент АВ
1979 г.
Сказки
1979 г.
1981

 Рассказы
1981 г.
1982

Двенадцать стульев
1982 г.
Бабушкин праздник
1982 г.
Сказки русских писателей. Конволют
1982 г.
Сказка о потерянном времени
1982 г.
1986

Тайна отца Брауна. Рассказы
1986 г.
1987

Золотой теленок
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
Тайна отца Брауна
1987 г.
1988

Клошмерль
1988 г.
1989

Золотой теленок
1989 г.
Рассказы
1989 г.
1991

Золотой теленок
1991 г.
Г. К. Честертон. Рассказы
1991 г.
1992

Золотой теленок
1992 г.
2016

Тайна инженера Норта
2016 г.

Внутренние иллюстрации изданий (109)

1960

Крокодил 1960' 27 (1605)
1960 г.
Смена № 6, 1960
1960 г.
Смена № 11, 1960
1960 г.
Смена № 24, 1960
1960 г.
1961

Смена №1 1961
1961 г.
Вокруг света № 5, май 1961
1961 г.
1962

Бабушкин клубок
1962 г.
Коса на камень
1962 г.
Страшный сон
1962 г.
Юность 1962'11
1962 г.
Юность 1962'09
1962 г.
1963

Искатель № 3 1963
1963 г.
Волнения, радости, надежды
1963 г.
Смех— дело серьезное. Сб. 2
1963 г.
Бегство мистера Мак-Кинли
1963 г.
Сила любви
1963 г.
Полночный матч
1963 г.
Смена № 24, 1963
1963 г.
1964

Победил Александр Луговой
1964 г.
Смена № 1, 1964
1964 г.
Смена № 2, 1964
1964 г.
Огонёк №1 1964
1964 г.
1965

Карикатуры
1965 г.
1966

Through the Looking-Glass and what Alice found there
1966 г.
Наш современник № 1, январь 1966 г.
1966 г.
Липовые аллеи
1966 г.
1967

Пионер № 5, май 1967
1967 г.
Наш современник №6 1967 г.
1967 г.
1968

«Неделя» № 12, (420) 1968
1968 г.
Юность № 3, март 1968 г.
1968 г.
Большое солнце Одессы
1968 г.
«Юность» № 6, июнь 1968 г.
1968 г.
Смена № 7, 1968
1968 г.
Смена № 8, 1968
1968 г.
Смена № 18, 1968
1968 г.
Смена № 19, 1968
1968 г.
1969

Юность № 1, январь 1969 г.
1969 г.
Кругозор 1969`12
1969 г.
1970

Смена № 13, 1970
1970 г.
Смена № 17, 1970
1970 г.
Смена № 21, 1970
1970 г.
1971

Огонёк №51 (2320) 18 декабря 1971
1971 г.
Огонёк № 18 1971
1971 г.
1972

Бега
1972 г.
1973

Бэббит. Эроусмит
1973 г.
Смена № 23, 1973
1973 г.
Смена № 24, 1973
1973 г.
1974

Вокруг света № 8, 1974
1974 г.
Человек и закон № 2 1974
1974 г.
Вокруг света 1974'11
1974 г.
Красный галстук
1974 г.
Смена № 4, 1974
1974 г.
Вокруг света 1974'10
1974 г.
Вокруг света 1974'12
1974 г.
Вокруг света 1974'09
1974 г.
Вокруг света 1974'07
1974 г.
1975

Рассказы
1975 г.
Юность № 7, июль 1975
1975 г.
Вокруг света № 9, сентябрь 1975
1975 г.
Как ваше здоровье?
1975 г.
Человек и закон № 2 1975
1975 г.
Смена № 3, 1975
1975 г.
Смена № 11, 1975
1975 г.
Человек и закон № 1, 1975
1975 г.
Вокруг света № 2, 1975
1975 г.
1976

Вокруг света № 11, ноябрь 1976 г.
1976 г.
Вокруг света № 12, декабрь 1976 г.
1976 г.
Юность № 4, апрель 1976 г.
1976 г.
Юность № 9, сентябрь 1976 г.
1976 г.
Смена № 5, 1976
1976 г.
1977

Овод
1977 г.
1978

Среди огромной тайги
1978 г.
1979

Патент АВ
1979 г.
Сказки
1979 г.
«Неделя» № 19 (999) (7-13/05), 1979
1979 г.
1981

Вокруг света № 11, ноябрь 1981 г.
1981 г.
Рассказы
1981 г.
Тяжёлый песок
1981 г.
1982

Двенадцать стульев
1982 г.
Бабушкин праздник
1982 г.
1984

Повесть. Романы
1984 г.
Золотой теленок
1984 г.
1985

Рассказы, фельетоны, статьи
1985 г.
Юность № 2, февраль 1985 г.
1985 г.
Юность № 3, март 1985 г.
1985 г.
Юность № 4, апрель 1985 г.
1985 г.
Юность № 11, ноябрь 1985 г.
1985 г.
Юность № 12, декабрь 1985 г.
1985 г.
1986

Четвёртый позвонок. Прекрасная свинарка
1986 г.
1987

Золотой теленок
1987 г.
Январский сенокос
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
1988

Кентерберийские рассказы
1988 г.
Клошмерль
1988 г.
1989

Двенадцать стульев
1989 г.
Золотой теленок
1989 г.
1990

Эроусмит
1990 г.
1991

Золотой теленок
1991 г.
1992

Золотой теленок
1992 г.
2007

Липовые аллеи. Литературные пародии
2007 г.
2014

Пленники Земли: Тунгусские тайны. Том II
2014 г.
Мистер Шерлок Холмс, выпуск 7
2014 г.
2016

Стальное сердце
2016 г.
2017

Человеко-минимум
2017 г.
Следующий мир
2017 г.
2020

Вопрос формы
2020 г.
Выход из одиночества
2020 г.
2021

Бабайки на каждый день
2021 г.
2022

Возвратите любовь
2022 г.

Издания не на русском языке (2)

1966

Through the Looking-Glass and what Alice found there
1966 г.
1967

Alice's Adventures in Wonderland
1967 г.



⇑ Наверх