Работы художника О ...

  Работы художника О. Миннибаевой
О. Миннибаевой

Ольга Миннибаева — живописец и график.

Родилась в г. Екатеринбурге. В 1983 году закончила Свердловское художественное училище. В 1991 году закончила ВГИК, отделение художник-постановщик анимационного кино. 1997-2004 гг. принимала участие в «Арт салонах» и «Арт Манежах» в составе авторов галерей «Визит» и Zero», выставках в ЦДХ. Картины Ольги Миннибаевой находятся в частных и корпоративных собраниях в России и за рубежом.

Живопись Ольги Миннибаевой впору назвать “ностальгической” прежде всего потому, что ее взгляд обращен в прошлое. Весь изобразительный ряд картин, написанных в последние года — архитектура, образы старых европейских мастеров, страница нотных тетрадей и музыкальные инструменты, костюмы героев, посуда и т.д. — всё свидетельствует о пристальном интересе к давно отшумевшей жизни, к ее влекущим загадкам и тайнам.

Несовременна, соответственно, и сама манера письма — гладкая и аккуратная, устремленная к скрупулезной точности в передаче мельчайших деталей. Художница словно услышала наставление одного старого живописца, который говорил своим ученикам: «Запасайтесь малыми кистями и большим терпением».

Пятнадцатый век называют золотым веком нидерландской живописи. Судя по всему, Ольга Миннибаева влюблена в эту далекую эпоху и страну, где работали Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус и другие замечательные мастера. Портрет, натюрморт, пейзаж, жанровые сцены — всё сплавлено в их светских и религиозных произведениях в одно гармоническое целое. К гармонии тяготеет и Миннибаева, противопоставляющая свой в значительной степени герметичный мир далекой от идилличности и спокойствия окружающей действительности. Увы, нашим детям не посидеть подобно героине картины «В полдень на Песочной площади», поскольку таких пустынных площадей и старинных строений, озаренных розово-золотым светом, больше нигде нет. Меланхоличная девочка в белой шляпке обречена вечно грустить об улетевшей птице, от которой в открытой клетке осталось только перо. Точно так же и во всех других картинах Миннибаевой разных лет от ушедшего времени остались только следы и знаки в виде пожелтевших нотных страниц, хрупких засушенных листьев или пронумерованных бабочек. Бледные лики Пьеро и Арлекина в нише голубого шкафа с черными ремнями, голубые и словно надутые воздухом рыбы не столько плывущие, сколько парящие как пугающие аэростаты над хорошо знакомыми строениями итальянского Возрождения, спокойные лики нидерландских женщин в белоснежных головных уборах, помещенные среди бамбуковой готики или в недрах пугающего своей сухой бетонной геометрией лабиринта... Во всем этом образном и символической картине мира чувствуется определенная завороженность автора, погрузившегося в медитативное состояние. Ученое понятие «постмодернизм» в данном случае мало что объясняет, поскольку мы имеем дело с определенным состоянием души, а не со смешением и холодным коллекционированием одухотворенных образов и видений разных эпох.

Характерно, что Миннибаевой почти совсем не нужен цвет. Ее картины напоминают то солнечные, то сумрачные гризайли, в которых неизменно главенствует светотень, в изящной композиции «Сервиз для зеленого чая» и в подобных ей плоскостных работах с большими сухими листьями художница уходит от многофигурности и чрезмерной сюрреалистичности в построении пространства. Как ни парадоксально, но подобный минимализм явно улучшает восприятие ее ностальгических проникновений в прошлое. Обилие предметов, тщательно выписанных деталей, знаков и символов само по себе может быть сколько угодно занимательным, что, кстати, весьма в духе произведений старых европейских мастеров. Но для возникновения внятной изобразительной мелодии достаточно бывает нескольких тихих звуков.

Неожиданно современно и графично выглядят произведения с различными надписями, сочетающимися со старинной игрой в изобразительные «обманки». Миннибаева виртуозно передает фактуру бумаги, различных тканей, тонких и хрупких древесных листьев и всякой иной драгоценной малости, созерцание которой способно обратить внимательного и неторопливого зрителя в экстатическое состояние. Такова уж эстетика созерцания и медитирования, овладение которым дается далеко не каждому художнику.

Кажется, что от последних по времени создания произведений Ольги Миннибаевой исходит печальный запах осенней листвы, напоминающий детство и такое ювелирное занятие, как рассматривание на просвет разветвляющихся прожилок липового или кленового листа и обнажение их с помощью щетки, выбивающей обагренную солнцем мякоть.

© Вильям Мейланд



 Обложки изданий (4):
1993

Салимов Удел
1993 г.
2017

Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Копи царя Соломона
2017 г.
2018

Охота на Снарка
2018 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (6) :
1993

Салимов Удел
1993 г.
Несущий смерть
1993 г.
2015

Заповедник Сказок 2015. Избранное
2015 г.
2017

Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Копи царя Соломона
2017 г.
2018

Охота на Снарка
2018 г.

 Другое (2) :
1993

Маниту. Сувенир
1993 г
(оформление)
Салимов удел
1993 г
(оформление)



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх