Работы художника Г Леви

  Работы художника Г. Леви
Г. Леви
Страна: Россия
Родился: 1918 г.
Умер: 1973 г.


Георгий Григорьевич Леви

Работал главным художественным редактором в Иркутском книжном издательстве. Иллюстрировал сказки Андерсена, Гауфа «История о маленьком Муке», сказки братьев Гримм, к русские, болгарские, эвенкийские, китайские. Работал театральным художником многих спектаклей иркутских театров: музыкальной комедии, драматического, ТЮЗа, кукольного.

Биография

Родился в г. Изюме Харьковской обл. в 1918. Первоначальное художественное образование получил во дворце пионеров Бауманского р-на г. Москвы у преподавателя В.Н. Руцая. С 1937 по 1939 и с 1946 по 1948 учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 у преподавателей Н.П. Крымова, Н.И. Львовского, П.И. Петровичева, И.П. Иванова-Раткевича, Д.И. Соколова, Г.Г. Ряжского, В.А.Айвазяна.

Война прервала учение. Леви был призван в армию, попал в плен и стал жертвой фашистского концлагеря Хамперштейн в Восточной Пруссии – ему как объекту «научного эксперимента» привили туберкулёз. Леви сумел выжить в этих нечеловеческих условиях, бежал из плена, партизанил на Полтавщине, воевал до победы. С 1946 по 1948 год он продолжил учёбу в училище, а также в Московском полиграфическом институте. Но болезнь дала о себе знать и уложила художника на больничную койку. Его считали безнадёжно больным, но тут один из врачей посоветовал сменить климат. В 1949 году Георгий Григорьевич приехал в Иркутск. Это помогло приостановить болезнь. Судьба отпустила Леви ещё два десятка лет, которые он прожил в Сибири, сформировавшей его как художника и педагога. Художник нашёл здесь себя, свой особый путь в изобразительном искусстве.

Выставки

Межобластные (Улан-Удэ) — 1950, 1956.

Областные — с 1949.

Зональные — 1964, 1967.

Республиканские (Москва) — 1971.

Всесоюзные (Москва) — 1957, 1962.

Зарубежные (МНР, Улан-Батор, Сухэ-Батор) — 1972.

Персональные (Иркутск) — 1969, 1973, 1976.

Ученики

Башарин Николай Петрович

Гаращук Светлана Николаевна

Житков Николай Ефимович

Лодянов Аркадий Петрович

Муравьев Александр Михайлович

Творчество

Диапазон его творческой деятельности широк и разнообразен. Леви гравировал на металле, работал в технике линогравюры, офорта, литографии. Он был превосходный рисовальщик. И в эстампе и в рисунке хорошо чувствовал эпоху, национальный колорит, характер и этнические особенности народа.

Судьба Георгия Григорьевича Леви, как и многих тысяч людей его поколения, исковеркана войной. Художник стал жертвой нацистского концен­трационного лагеря уничтожения Хамнерштейн, где подвергался опытам, проводи­мым на живых людях. Несмотря на пережитое, на смертельно опасный недуг, преследовавший его всю оставшуюся жизнь, творчество художника в своей основе всегда оставалось ясным и светлым. Большая душевная боль пронизывает лишь листы его графической серии, посвященной Великой Отечественной войне: «Мое поколение» (1964), «Гетто» (1956), «Пленные» (1957), «Здравствуй, жизнь» (1964).

Родным домом для художника стал Иркутск. Г. Г. Леви сумел глубоко проник­нуться природой и культурой богатого, дивного края. Он много путешествует по Сибири, Бурятии и Северу страны, ездит в археологические экспедиции. Свои впе­чатления использует в графической серии, посвященной народам Севера: «В чуме» (1961). «Последние известия» (1964). Перед нами оживают увлекательные жанро­вые сцены, выполненные с большим вниманием и дружеским расположением. Художник умело вводит бытовые подробности, выявляет национальный характер своих героев. Постепенно от повествовательных листов он приходит к более обоб­щенным, исполненным глубокого философского смысла. В вечном ожидании зас­тыли рыбаки перед темнотой ночи — неизвестностью — «Ожидание» (1961). В их рассеявшихся по берегу фигурах столько противостояния силам природы и непокор­ности судьбе. В линогравюре «Перекат» (1961) сконцентрированы огромное напря­жение и сосредоточенность: стремительный поток увлекает легкую рыбацкую лодочку, грозя опрокинуть и разбить ее в щепки. Балансируя на гребне волны, словно на острие лезвия, сопротивляется стихии молодой охотник. Не случайно автор очень дорожил этим листом, признавая его автобиографичность. Важным разделом творчества Леви стала книжная графика. Сначала он выполнял легкие перовые рисунки, редко используя активное пятно и размывки — иллюстра­ции к книге В. Яна «Чингисхан» (1947-1949).

Первое обращение к линогравюре произошло при выполнении иллюстраций к роману А. Грина «Бегущая по волнам»,— вскоре автор так увлекается ею, что избирает своим единственным средством выражения. Только в последние годы твор­чества в книжной графике Леви использует гуашь — иллюстрации к повести А. Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (1969—1970).

Этапным, многолетним произведением художника стало художе­ственное оформление романа В. Зазубрина «Два мира». Ота работа включает один­надцать крупных иллюстраций, ярким образным языком отображающих борьбу сибирских партизан с колчаковцами.

И, пожалуй, вершиной мастерства Леви стало иллюстрирование сказок. Осо­бенно хороши его иллюстрации к книге К. Шастипой «Сказки ленских берегов» (1968-1970). Двенадцать линогравюр выполнены затейливой орнаментальной вязью.

Работа в театре

Нельзя не отметить работу художника в театре. Пристального внимания заслужи­вают такие его спектакли, как «Робин Гуд» С. Заяицкина, «Волшебный факел», опера Бородина «Князь Игорь», «Травиата» Верди, оперетта Заекинда и Милютина «Цирк зажигает огни». При всем репертуарном разнообразии сценографическое решение каждого спектакля оказывало сильное эмоциональное воздействие на зри­тельный зал. В изготовлении декораций, костюмов и бутафории художник всегда ориентировался на актера-исполнителя, стремясь содействовать более полному раскрытию образа. Если в графике художнику приходилось ограничиваться сочетаниями всего двух цветов, то в театре он стремился создать праздник цвета, особенно в постановке детских спектаклей Театра кукол («Конек-Горбунок», «Левша»).

Он был художником-постановщиком многих спектаклей иркутских театров: музыкальной комедии, драматического, юного зрителя, кукольного. Он работал главным художником и художником-постановщиком на Иркутской студии телевидения. Оформление спектаклей для него было такое же серьёзное творчество, как книжная иллюстрация или станковая гравюра.

Преподаватель

А каким он был преподавателем художественного отделения Иркутского училища искусств! Вспоминают его ученики: «Настоящий педагог видит человека и даёт ему развиваться в том лучшем, что в нём заложено, даёт возможность раскрыться. Таким был Леви. Он нам говорил: «Только на себя надейтесь, только на свою силу и упорство, на свои способности... никогда ни от кого ничего не ждите. Главное – труд, упорство и настойчивость...» (народный художник России Александр Муравьёв); «...он дал мне дорогу в мир графики. Если бы его не было, даже не знаю, смогла ли бы я ею увлечься. Он говорил: «Не обязательно заниматься линогравюрой. Что любишь, тем и рисуй, хоть палочкой, хоть спичкой». Леви стал приносить мне книги в оформлении Фаворского и других мастеров: «Книжная графика – это богатейший материал. Сколько там решений интересных» (художник-график Раиса Бардина).

Когда проявилась давняя и страшная болезнь (в начале 1970-х), художник сразу не сдался. Александра Мадиссон напишет: «Всё таким же неугасимым было его творческое воображение, всё так же уверенно, энергично вела рука резец. Леви боролся, как солдат».

=======================

Портрет (фрагмент) Георгия Леви работы Анатолия Костовского

© Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала


Официальный сайт: baikalart.com/Levi


 Обложки изданий (7):
1962

Ангара № 2, апрель-июнь 1962 г
1962 г.
1964

Ангара № 3, июль-сентябрь 1964 г.
1964 г.
Далеко в стране Иркутской
1964 г.
1965

Доломитовое ущелье
1965 г.
1966

Край возле самого неба
1966 г.
1967

Плутни робота Егора
1967 г.
1971

Топка
1971 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (3) :
1964

Далеко в стране Иркутской
1964 г.
1967

Плутни робота Егора
1967 г.
1971

Топка
1971 г.



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх