Работы художника В ...

Художник — Василий Федорович Лактионов

В. Лактионова
Страна: Россия
Родился: 12 апреля 1935 г.

Василий Федорович Лактионов — график. Член Союза художников СССР.

Родился в 1935 году в семье донского атамана. Его отец – полный георгиевский кавалер спрятал свои заслуженные кресты и, устав от лишений и мирской суеты, принял для себя важное решение, уехав с Дона, стал священнослужителем – иереей (настоятелем) храма святого Василия Великого в г. Камбарке.

В 16 лет Василий убежал из дома, поступил в Саратовское художественное училище на отделение живописи, а затем перевелся в Ростов-на-Дону в Художественное училище им. М.Б. Грекова, которое окончил в 1960 году с отличием. Учился у И.А. и Е.Г. Чарских, В.Ф. Щеблановой и Г.П. Михайлова. В тот же год молодой художник поехал завоевывать столицу, поступив в Московский полиграфический институт на факультет графики, где учился у профессоров А.Д. Гончарова, А.А. Сидорова, В.В. Лазурского и М.П. Митурича.

Романтичные и интеллектуальные шестидесятые привели Василия Федоровича в журнал «Иностранная литература», где он работал художественным редактором. В эти годы художник в поездке по Дагестану познакомился с поэтом Расулом Гамзатовым и создал серию этюдов и рисунков «По Гунибу».

Первый этап творчества и формирования талантливого художника начался с изучения пространства и времени, выявления их организации – от общего к частному. Художник ищет и находит способы преобразования зрительных образов с позиций формообразования. Будучи студентом в качестве своей дипломной работы в течение четырех лет художник создает свое программное произведение, обозначившее важный этап творческого развития, — самый большой по объему и наиболее полный на протяжении 650 лет бессмертного произведения — цикл иллюстраций и оформление «Божественной комедии» Данте. Художник пытался выявить методологию самого Данте, организацию всей структуры поэмы – от общего до частного, беседуя с известными дантологами С.И. Бэлзой и И.Н. Голенищевым-Кутузовым. После обнародования иллюстраций известный специалист по итальянской культуре А.А. Губер и К.М. Малицкая, известный ценитель и атрибутор, поставили этот цикл работ в ряд «драгоценных произведений классики», которые они «всю жизнь держали в руках».

Художник продолжает работать над наглядной подачей материала книг, организации ее оформления и иллюстраций. Его более привлекает научная книга – в соавторстве с учеными создает многоотраслевую энциклопедию «Латинская Америка», воплощает в зрительные образы открытия новейшей физики в книге Л.В. Тарасова «Введение в квантовую оптику», создает зрительную историю искусства в «Эстетике» Ю.Б. Борева.

С 1966 года В.Ф. Лактионов работает главным художником «Литературной газеты». Именно его дизайн логотипа литературки до сих пор известен всем ее читателям. С этого времени формируются новаторские технические приемы художника, которому стало тесно в рамках традиционных художественных форм и выражений – так появилась смешанная техника в исполнении работ, секрет исполнения которой художник не открыл никому. Только родные ему люди видели, как скурпулезно и тщательно трудился над каждой работой этот талантливый человек, используя вместе с традиционными кистями и карандашом собственноручно сделанные им инструменты. Этап завершился вторым программным произведением – полиптихом «Поэма Революции», которая экспонировалась в Манеже на всесоюзной выставке в 1977 году. Необыкновенное пространственное решение работы, непонятная зрителю техника, нарушение композиционных законов произвели настоящий взрыв эмоций и мнений. Никто никогда не видел ничего подобного. При этом картина очень декоративна и даже «драгоценна», как выразился один из участников выставки. Художник находит новую топологию пространства, его пластическое решение, используя свет, цвет и живописную манеру, найденные в прежних своих работах.

В процессе работы над полиптихом обозначились пути дальнейшего поиска – совмещение живописи с объемными формами, сочетание различных пространственных решений, неотделимых от экспозиционных задач. Поэтому вполне закономерным явился замысел второго после «Поэмы Революции» эпического произведения – «Реквием», посвященного Великой Отечественной войне, и далее – триптиха «Переяславль-Залесский», начатый на месте в доме Кардовского. Пространственное, прослойное прочтение сюжета преодолевает противоречия контура и среды и создает возможность полного восприятия всей живописной поверхности, рождая новый художественный язык, сообразный времени.

Увлекшись теорией пространства и контура, движения света и цвета среды, художника вполне закономерно влекло к преподаванию, желанию передать свои знания ученикам и развить у них новые методы художественного выражения. В.Ф. Лактионов серьезно и надолго занялся преподавательской деятельностью в разные годы и в разных художественных школах — преподавал рисунок, живопись и композицию в МВХПУ (Строгановское училище), Московском полиграфическом институте, Московском полиграфическом техникуме им. И. Федорова, Московском текстильном институте.

© Сайт художника

Официальный сайт: lakartist.ru



Обложки изданий (2)

1965

«Иностранная литература» № 5, 1965
1965 г.
1985

Уральский следопыт № 11, ноябрь 1985 г.
1985 г.

Внутренние иллюстрации изданий (8)

1964

Знание-сила 1964 №12
1964 г.
Знание - сила, № 10, 1964
1964 г.
Знание-сила 1964 №11
1964 г.
Знание - сила № 8 1964 г.
1964 г.
Знание - сила № 9 1964 г.
1964 г.
1965

Знание-сила № 3, март 1965
1965 г.
1966

Наш современник № 1, январь 1966 г.
1966 г.
1985

Уральский следопыт № 11, ноябрь 1985 г.
1985 г.



⇑ Наверх