Работы художника Н Лапшина

  Работы художника Н. Лапшина
Н. Лапшина
Страна: Россия
Родился: 6 января 1888 г.
Умер: 24 февраля 1942 г.


Николай Фёдорович Лапшин родился в Петербурге. Художественное образование Н.Ф. Лапшина не было систематическим: он учился в начальной школе ЦУТР барона Штиглица (1900), в Политехническом институте (1909), в рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Билибина, А. Рылова, Н. Химоны( 1912-1915), в частных студиях Я. Ционглинского (1911-1912) и М.Бернштейна(1913-1914). Участвовал в Первой Мировой войне, был ранен.

В 1913 г. в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой, под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Первая выставка, в которой Лапшин принял участие, — «Мишень» (1913). На выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» в 1913 г. Лапшин (под фамилией Лопатин) экспонировал несколько картин, вдохновлённых «лучизмом» М. Ларионова.

Член объединений: «Союз молодёжи»(1917-1919), ОНТ (1922-1923), Общество художников-индивидуалистов (с 1922), «4 искусства» (с 1926).

В 1920-е гг. выступал как художественный критик. В 1922 г. — сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 гг. заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса.

Основной этап творчества художника начинается с периода 1920-х гг. В 1921-1923 гг. Лапшин работал помощником директора Музея художественной Культуры. Многие позиции в собирательской, выставочной и другой практической деятельности МХК вырабатывались совместно Н.Н. Пуниным и Н.Ф. Лапшиным. На базе этого музея в 1923-1926 гг. был создан ГИНХУК — Государственный институт Художественной культуры, руководимый К.С. Малевичем. Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие, придав его творчеству постоянное стремление к новому, влечение к усиленной выразительности художественного высказывания; эти качества и определяют Лапшина как художника.

Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920-1922), в Ленинградском строительном техникуме(1931-1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства(1923),на графическом ( 1929-1941) и на архитектурном факультете ВХУТЕМАС — ЛИЖСА ВАХ (с 1933).

C 1928 по 1935 г. был художественным редактором журнала «Ёж». Работал также в журналах «Жизнь искусства», « Робинзон» и др. В книжной графике Н.Ф. Лапшин стал одним из зачинателей иллюстрирования « познавательных» (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги. Лапшин в книжной графике с середины 1920-х. и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер).

Чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина. Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырёх) вышли в 1930-е гг. в США. Всего Н.Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.

Лапшин иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью. В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (Л:ГИЗ, 1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: «Путешествия Марко Поло», Нью-Йорк, 1934.

Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах. В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда. Среди них — «Первый снег» (1934, ГРМ), «Переход через Неву» (1935, ГРМ)[5]. Наиболее значительным периодом работы Лапшина в станковой графике считаются серии акварелей, сделанные в промежутке между 1936 и 1941 годом.

Был женат на Вере Васильевне Спехиной (1894-24.1.1942, умерла в блокаду). Жил в Петербурге, на наб. Мойки, д. 64, кв. 32.

Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде, 24 февраля 1942 года. В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 г.

© Википедия



 Обложки изданий (15):
1925

Наша кухня
1925 г.
1930

Карта с приключениями
1930 г.
Полет герр Думкопфа
1930 г.
1931

Китайский секрет
1931 г.
Колдун и ученый
1931 г.
Таинственный город
1931 г.
ЁЖ 1931 № 9
1931 г.
Деревянные актёры
1931 г.
1933

ЁЖ 1933 № 6
1933 г.
1934

Китайский секрет
1934 г.
1935

Китайский секрет
1935 г.
ЁЖ 1935 № 10
1935 г.
1941

Китайский секрет
1941 г.
1959

На все цвета радуги
1959 г.
1965

Японские народные сказки
1965 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (47) :
1928

ЁЖ 1928 № 1
1928 г.
ЁЖ 1928 № 2
1928 г.
ЁЖ 1928 № 3
1928 г.
ЁЖ 1928 № 5
1928 г.
1930

Карта с приключениями
1930 г.
ЁЖ 1930 № 2
1930 г.
1931

Китайский секрет
1931 г.
Таинственный город
1931 г.
ЁЖ 1931 № 9
1931 г.
ЁЖ 1931 № 11
1931 г.
ЁЖ 1931 № 13
1931 г.
ЁЖ 1931 № 15 и 16
1931 г.
ЁЖ 1931 № 22
1931 г.
Деревянные актёры
1931 г.
1932

ЁЖ 1932 № 7-8
1932 г.
ЁЖ 1932 № 19-20
1932 г.
ЁЖ 1932 № 23-24
1932 г.
1933

ЁЖ 1933 № 1
1933 г.
ЁЖ 1933 № 2-3
1933 г.
ЁЖ 1933 № 5
1933 г.
ЁЖ 1933 № 7
1933 г.
ЁЖ 1933 № 8
1933 г.
1934

Китайский секрет
1934 г.
ЁЖ 1934 № 2
1934 г.
ЁЖ 1934 № 4
1934 г.
ЁЖ 1934 № 5
1934 г.
ЁЖ 1934 № 8
1934 г.
ЁЖ 1934 № 9
1934 г.
ЁЖ 1934 № 11
1934 г.
Чиж 1934'03
1934 г.
1935

Китайский секрет
1935 г.
ЁЖ 1935 № 1
1935 г.
ЁЖ 1935 № 2
1935 г.
Чиж 1935'12
1935 г.
1936

Костёр, 1936'1
1936 г.
Костёр, 1936'3 сентябрь
1936 г.
Костёр, 1936'4 октябрь
1936 г.
Костёр, 1936'5 ноябрь
1936 г.
1939

Чиж № 11-12, 1939
1939 г.
Костёр, 1939'3 март
1939 г.
1941

Китайский секрет
1941 г.
1959

Юный техник 1959`11
1959 г.
1965

Японские народные сказки
1965 г.
1979

Что я видел
1979 г.
1989

Семь огней
1989 г.
Семь огней
1989 г.
Уважаемые дети
1989 г.


⇑ Наверх