Художник — Евстафий Ефимович Бернардский
Родился: 1819 г.
Умер: 1889 г.
Евстафий Ефимович Бернардский родился в Новгородской губернии. Русский гравёр (ксилограф), рисовальщик.
Происходил из обедневшего дворянского рода. С 1843 — вольноприходящий ученик Академии художеств по классу исторической живописи живописи. Выпущен в 1843 году со званием рисовального учителя и живописью себя не прославил. Гравированию на дереве учился в 1840-42 годах в мастерской К. К. Клодта. Первые ксилографии Бернардского появляются в 1841 г. в «Художественной газете», где складывается его многолетнее творческое содружество с А. А. Агиным. Впоследствии гравирует рисунки для «Литературной газеты» (1844), альманахов «Физиология Петербурга» (1845), «Новоселье» (2-е изд., 1845), «Петербургский сборник» (1846), «Иллюстрированный альманах» (1848). Первоначальную известность обрёл как исполнитель гравюр по рисункам Г. Г. Гагарина для книги В. А. Соллогуба «Тарантас» (1845).
Наибольшую известность получила серия иллюстраций к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная Бернардским в 1846- 1847 с рисунков А. А. Агина. Первоначально издано 72 листа из 100; полностью альбом вышел только в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Помимо Бернардского в гравировании иллюстраций принимали участие его ученики Ф. А. Бронников и П. З. Куренков.
В 1845—1849 годах примыкал к петрашевцам. В 1849 Бернардского привлекли к следствию по делу М. В. Петрашевского. Был оправдан, но успел два с половиной месяца провести в заключении. Эти события тяжело подействовали на впечатлительного художника.
Работа над изданием рисунков к «Мёртвым душам» — последняя крупная работа Бернардского. После выхода на свободу продолжает работать, но издания, в которых выходят его гравюры, уже не те, что были в начале 40-х годов («Тактика молодого мужчины, или Руководство к правильной и успешной атаке женских сердец», 1857).
В 1863 г. открыл школу граверов.