Александр Змушко научно ...


  Александр Змушко: «научно-фантастический рассказ я написал в 5 лет»

© Александр Новиков


«Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, —

и спекся…»

Владимир Высоцкий, песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную

Думаю, не будет преувеличением следующее высказывание: «Литературный мир жесток». Понятно почему – в нем разбиваются напрочь благородные устремления огромного множества писателей, которые не могут пробиться к заветным целям: массовому читателю, а, следовательно, к уважению, славе и материальному благополучию. Очень много барьеров необходимо преодолеть, а также следует обладать особыми качествами, основные из которых терпение, адский труд, настойчивость, способность планировать и добиваться цели, ну и самое главное – писательский талант.

Отечественным писателям, особенно русскоязычным и начинающим, трудно пробиться у себя на родине за известными ветхими группировками, сформировавшимися еще с советских времен. В сложившейся ситуации очень многие просто вытеснены на российские литературные просторы. А там писатели исчисляются сотнями тысяч. Именно поэтому приятно узнать новые имена наших авторов, которые закрепляются в жестоком российском литературном мире.

Один из таких – молодой писатель Александр Змушко. Он сам обратился на портал для того, чтобы рассказать о себе. Считаю своим долгом по мере возможности помогать молодым творцам, которые способны иметь своего читателя, т.е., талантливым. Насколько они талантливы – показывает жизнь. Ведь многие сходят с дистанции уже в самом начале, не имея сил и способностей выживать в жесткой конкуренции…

– Александр, расскажите немного о себе. Когда начали писать?

Александр Змушко (Саша Тэмлейн), писательПисать я начал довольно рано. Литературным творчеством занялся впервые примерно в возрасте 5 лет. С тех пор у меня даже сохранился научно-фантастический рассказ (вернее даже два – про подводное плавание и про юпитерян). Помню, что мне всегда нравилось необычное, фантастическое – и именно поэтому два первых «рождённых» рассказа стали образцами научно-фантастического жанра. Кроме них, у меня сохранились и детские стихи – что-то про помощь животным в суровые зимние будни. Я, если честно, просто не помню тех времён, когда писать мне не хотелось. Вернее, помню, но это уж совсем доисторические времена, когда я ещё не умел держать в руках ручку.

– Как много читали в детстве и юности? Что читали?

Я довольно часто болел, а потому много читал, И читал, конечно же, фантастику. Клиффорда Саймака, Роберта Шекли, Роберта Говарда, Джона Роальда Руэла Толкина, Роберта Асприна, Генри Каттера – запоем. Кроме них, любил ещё Карла Чапека и О.Генри. А также Незнайку – всю трилогию перечитал наверно, раз шестьдесят, не меньше.

– Когда приобщились к компьютеру?

Ну, это было в те далёкие времена (2000­–2002 год), когда компьютер в доме был всё ещё роскошью, а не средством подключения к Интернету. Помню, мы с моей бывшей женой выделили часть денег из подаренных на свадьбу, и купили компьютер. Во многом для того, чтобы я мог сам набирать свои рассказы.

– Есть ли изданные произведения?

Разумеется. Перечень довольно большой: от романа «Конкурс «Мисс Галактика», вышедшего в издательстве «АСТ» (2014 г.), до рассказа «Зов плоти» в сборнике «Любви все роботы покорны» издательства «Эксмо» (2015 г.). Кроме того, публикуюсь в различных газетах и журналах, а также в электронных изданиях.

– В АСТ издавались за свой счет?

Нет, конечно. Там мне даже выплатили гонорар – 30 000 российских рублей.

– А в «Эксмо»?

Это тоже гонорарная публикация, правда, гонорар куда скромнее – размер опубликованного рассказа был совсем невелик.

– Публикации в сборниках за свой счет?

Если вы имеете виду сборник «Новое слово» и прочие, где публиковались стихотворения, то да. За эти публикации мне пришлось заплатить. Но я об этом не особо жалею. Сборник поэзии «Новое слово» довольно симпатичный.

– Вы работаете на полную ставку. Когда успеваете заниматься творчеством?

А куда деваться? Большая часть пишущих людей также работают на полную ставку. И ничего, справляются как-то. Возможно, дело отчасти в том, что я не женат. У свободного человека времени куда больше. Вообще, если у человека есть призвание к творчеству, то у него не возникает вопроса «откуда взять время для творчества». Скорее, возникает вопрос, как выкроить время для всего остального.

– У вас немало публикаций в газетах и журналах. Они безгонорарные?

Смотря где. В журналах «Космопорт» и «Полдень ХХI век» – гонорарные. В газете «Виртуальные радости» – тоже (по крайней мере, формально, поскольку от гонорара в данном случае я отказался). В журнале «Уральский следопыт» – безгонорарные.

– Вообще, вы рассчитываете на доход от литературной деятельности или он уже у вас есть?

Есть, хотя и небольшой. В будущем надеюсь его заметно увеличить.

– Почему я так подробно спрашиваю о материальной составляющей? Это будет интересно читателям, особенно, начинающим писателям. Ведь мечта многих стать известным и зарабатывать творчеством.

В каких жанрах вы работаете? Что удается больше всего?

Для того, чтобы реально зарабатывать творчеством, необходимо быть «серийным автором». Т.е. иметь в крупном издательстве («АСТ», «Эксмо», «Армада») серию издаваемых вами книг. То есть, дилогии, трилогии, тетралогии и так далее. В этом случае можно вести речь о материальной прибыли от творчества. В противном случае, это, скорее, подработка, а то и вовсе – хобби. Соответственно, чтобы иметь серии в этих издательствах, нужно создавать достаточно качественный продукт, при этом вписывающийся в формат издательства (иначе его просто не возьмут), нужно писать достаточно быстро (желательно – около 2-3 книг в год). Необходимо также, чтобы этот продукт был рентабелен – то есть, хорошо продавался. Последнее определяется уже на практике.

Работаю я преимущественно в жанрах научной фантастики и фэнтези. Сам больше всего люблю юмористически-приключенческую фантастику, и считаю, что удаётся она мне неплохо.

– Что вы относите к научной фантастике? Вообще, что такое научная фантастика? Если без ВИКИ.

Научная фантастика – это фантастика, базирующаяся на данных науки и, в какой-то мере, отвечающая требованиям по популяризации естественнонаучных дисциплин. Например, Жуль Верн – классическая научная фантастика, или «Гиперболоид Инженера Гарина», или «Звёздные приключения Нуми и Ники» малоизвестного у нас писателя Любена Дилова.

– Какая научная идея реализована в «Звездных приключениях…»?

В «Звёздных приключениях Нуми и Ники» нашлось место для множества научных идей. Начиная с идеи о собственно межзвёздных странствий. Также книга знакомит нас с невесомостью, эффектом Доплера, с теорией Эйнштейна (вследствие движения на субсветовых скоростях, Ники обнаруживает, что на Земле с момента его отлёта прошло куда больше времени, чем на борту космического корабля).

– Есть ли перспектива дальнейшего сотрудничества с «АСТ» и «Эксмо»?

Хотелось бы надеяться на это. В общем-то, судя по всему, по крайней мере, с «Эксмо», такая возможность есть.

– Кто помогает вам в редактировании произведений?

Никто. Я сам себя редактирую, и считаю это оптимальным вариантом для уважающего себя автора.

– Расскажите коротко о своих планах.

У меня есть несколько написанных, но неопубликованных романов, которые надеюсь со временем опубликовать в издательстве «Эксмо». Активно участвую в разнообразных конкурсах. Кроме того, есть, разумеется, множество других замыслов: например, написать продолжение к роману «Спасти мир Алинды. Т.1. Пробуждение». Продолжение будет называться, соответственно, «Спасти мир Алинды. Т.2. Устремление». Есть и другие планы.

10/08/2015

 

источник: ЛитКритика


⇑ Наверх