Рецензия Наталья Резанова ...


  Рецензия. Наталья Резанова, «Явление хозяев»

© Алла Гореликова


ОТ ПОСЕВА ДО ЖАТВЫ

Победитель в номинации «повесть» Международной ассамблеи «Портал-2006», «Явление хозяев», безусловно, заслуживает внимания. Перед нами — книга стильная в лучшем смысле этого слова, многослойная, настоящее пиршество для взыскательного читателя: когда хочется не глотать страницы в поисках окончательного ответа, а смаковать неторопливо, проникаясь атмосферой и вылавливая аллюзии.

«Моей любви к истории сопутствует неприятие исторических романов в чистом виде», — признается в предисловии Наталья Резанова. И впрямь, до чистоты жанра «Явлению хозяев» далеко. Детективное расследование в альтернативном мире, в декорациях античности времен упадка, где равно уместны философские диспуты и «плебейские» бытовые сценки. А рядом — столкновение двух культур на минимально возможном поле: в личности рабыни-варварки, эксперимента ради воспитанной аристократкой Лоллией Петиной в духе возвышенного имперского просвещения; «Пигмалион» с кровавой предысторией и страшным финалом.

Происходящее действительно напоминает спектакль, античную трагедию, где лица актеров до поры скрыты масками. Повествование ведется от лица человека, не посвященного ни в историю, ни в мысли, ни в тайные страсти главных действующих лиц. Сальвидиен Басс — талантливый юрист, приверженец четкой логики, живущий в согласии с доводами рассудка. Он воссоздаст картину преступления по случайно брошенной фразе, услышанной мимоходом сплетне, нескольким малозначащим мелочам. Но истинная логика событий останется для него скрытой, и читатель, приглашенный разделить острую интеллектуальную игру, в положении более выгодном: он видел, как всё началось, для него центральный, истинно значимый персонаж определен сразу — Гедда, рабыня, которую молодой юрист замечает лишь постольку, поскольку она появляется рядом с госпожой.

Два взгляда, различающиеся объемом информации: Сальвидиен знает рабыню, купленную ребенком, диким зверенышем, и получившую по хозяйской доброте воспитание, какого не получает иной свободный гражданин. А мы помним, что у нее на глазах погиб ее род — все племя, кроме тех, голова которых не выше тележной оси. К тому же доброта Лоллии Петины весьма своеобразна и произрастает прежде всего из эгоизма. Амазонка-телохранительница с двумя псами-убийцами на сворке — какая дивная оправа для утонченной госпожи Петины! Рабыня, что цитирует поэтов и философов, составляет хозяйственные отчеты и ведет дела, а по первому хозяйскому слову играет в догонялки со смертью — изысканная и одновременно полезная игрушка. И что за дела, если ей взбрело в голову полюбить? Да полноте, есть ли вообще чувства у варварки?!

И то, что для Сальвидиена, с его традиционным имперским мировоззрением, — варварская жестокость, для нас — жестокость, порожденная и воспитанная Империей.

«Имперская верность» и «варварское коварство» — как два полюса мировоззрения, воспитания, поведения — возникают в мыслях и беседах героев не раз и не два. Но кто же — истинные их носители? Чему верен наместник императора Луркон: любви — или алчности? Не потому ли поэт Феникс так любит осуждать варваров, что его поведение ближе к варварской распущенности, чем к имперской изысканности? Да так ли далеки друг от друга эти два полюса? Действие романа происходит в провинциальной Арете, бывшей столице Аретийского царства, уж два века, как вошедшего в состав Империи. Но обычаи метрополии побеждают здесь далеко не всегда, влияние — обоюдно, и сплав двух культур не обязательно вобрал лучшее от обеих.

«Цивилизация» и «дикость», «великая миссия» Империи, несущей свет культуры на копьях своих солдат — нам это знакомо и по более поздним временам, и мы знаем, куда ведет такой путь. Но героев повести Резановой это осознавание пока не настигло.

Тем не менее, Империя в «Явлении хозяев» — намного больше, чем просто декорация; скорее ее можно назвать полноправным героем. Судьба Империи, ее прошлое и будущее постоянно всплывает в разговорах госпожи Петины и ее гостей, в мыслях Сальвидиена, в нравах, обычаях и архитектуре Ареты. Начинающий адвокат и наместник императора, молодой аристократ и отставной военный, вечно пьяный поэт и знаменитый ритор: истинные граждане своей великой страны, они любят Империю — с кровавым следом завоеваний и доносов, с тайным и явным развратом, с комфортом, что ценится превыше мудрости. И не дано им увидеть, что их Империя уже готова к приходу новых хозяев, к забвению прежних идей и богов… к гибели, которую сама посеяла и взрастила.

Что посеешь, то и пожнешь — это верно и для вошедших в сборник рассказов, объединенных общим заголовком «Альтернативные истории России». Смотрите: какая мелочь может направить историю совсем по другому руслу, от сколь малых причин расходятся кругами по воде истинно великие следствия. Перед нами — иная картина Европы времен татаро-монгольского ига и другая литературная судьба Максима Горького, альтернативные жизнь и смерть Бориса Годунова и будущее России после прихода к власти «зеленых»…

Особняком стоит великолепная «Мистерия об осаде Орлеана»: в ней история предстает намного более стабильной субстанцией, изменить которую не так просто, как кажется.

Впрочем, рассказывать подробно о вошедших в книгу рассказах не стоит. Лучше почитать.

 

источник: Реальность фантастики


⇑ Наверх