Интервью с Кристофером ...


  Интервью с Кристофером Пристом

© Александра Бабурина


В 2008 году гостем традиционного фестиваля фантастики «Аэлита» стал известный британский писатель Кристофер Прист. В России этот автор прежде всего известен, как автор романа «Престиж», одноименная экранизация которого в 2006 году была широко представлена в российском прокате. В Екатеринбург Кристофер Прист приехал вместе с женой — писательницей Ли Кеннеди.

Мы побеседовали с Кристофером Пристом о принципах творчества и его взглядах на современную культуру.

— Кристофер, кто из современных писателей-фантастов кажется вам наиболее интересным?

— Из современных, — пожалуй, не знаю. В качестве примеров для подражания я рассматриваю Герберта Уэллса и Владимира Набокова. Недавно я даже говорил своей жене, что хотел бы писать в стиле Набокова.

— Вы придерживаетесь определенных методов в своей работе? Может быть, вам близко какое-то конкретное литературное направление?

— Определенных методов и психологических приемов я в своей работе не придерживаюсь. Раскрывая психологические образы, никогда не знаешь, к чему может привести тебя собственное подсознание. Сознательная часть моей натуры отвечает за то, каким образом я организую рассказ, выбираю место действия. Другая часть моего я отвечает за раскрытие образа героев. Эта часть непредсказуема, я никогда не знаю, к чему может привести меня подсознательная сторона моего творчества.

— Что в психологии людей кажется вам интересным?

— В психологии человека меня, прежде всего, интересует субъективность или объективность воспринимаемых личностью явлений. Например, мы с вами видим один и тот же ковер на полу, но воспринимаем его совершенно по-разному. Этот интерес, возможно, родился еще в моем детстве. Когда я был совсем маленьким, я упал и сломал руку. Мне казалась, что рука была левая, но впоследствии, рассматривая детские фотографии, я понял, что рука все-таки была правой. Возможно, когда я понял, что восприятие сыграло со мной такую шутку, я и заинтересовался нюансами человеческого восприятия, тем, как переворачивается и отражает сама себя наша реальность. По сути, ничто в жизни не является бесспорным и бездоказательным, и ни на что нельзя положиться до конца.

— Ваши герои нередко попадают в сложные даже безвыходные жизненные ситуации, с чем это связано?

— Это сложный вопрос. Хотя помещать героя в сложные жизненные ситуации — типично для любого писателя. Я не рассматриваю свои произведения с точки зрения пессимизма или оптимизма, но реальная жизнь достаточно трагична и это находит отражение в моих произведениях.

— Почему главные действующие лица вашего романа «Престиж» — фокусники?

— Для меня это книга о чрезвычайном любопытстве и чрезвычайной секретности. Именно иллюзионисты объединяют в себе обе черты. Когда мы смотрим фокус мы остаемся в неведении, относительно того, в чем его суть. Другой фокусник, воспринимает то, что делает его коллега, иначе. Он задается вопросом: как сделан этот фокус? Герои «Престижа» — соперники. Страсть к соперничеству, соревнованию — еще одна черта человеческой натуры, которая меня интересует.

— Чем, на ваш взгляд, отличаются книга и известная экранизация романа?

— Вообще-то отправная точка истории, рассказанной в книге — любопытство. В общих чертах, это сюжет о двух фокусниках, выполняющих один и тот же фокус — путешествие в пространстве. Оба делают это по-разному и каждый из них стремится раскрыть секрет другого.

— То есть, это роман о скрытой стороне вещей?

— Роман о любопытстве и секретности. Об обманчивости реальности и человеческой натуры. Когда мы видим фокус, мы воспринимаем его как волшебство, хотя на самом деле это не так.

— О чем же, в таком случае, фильм?

— Он намного проще. Это история мести одного человека другому.

— Но ведь экранизация «Престижа» почти не имеет отношения к фантастике, это скорее детектив?

— Фильм в основном сконцентрирован на моменте убийства и мести. Но все же, это больше, чем обычная детективная история. В нем много интригующих моментов, не укладывающихся в канву детектива. Что касается книги, с точки зрения фантастики в ней только один момент, который можно назвать сугубо фантастическим. Это присутствие Николы Теслы, который был выдающимся изобретателем и экспериментатором своего времени. Тесла изобрел множество привычных для нас, но фантастичных для своего времени вещей, таких, как, например, электричество. Об этом человеке ходили легенды, во время второй мировой войны некоторые даже подозревали, что Тесла изобрел смертельный луч, способный поразить самолет с огромного расстояния.

— Вам понравился фильм?

— Может быть — да, может быть — нет. Несколько раз мне приходилось присутствовать на презентации этого фильма, и как только он начинался, меня всегда тянуло уйти. Хотя интересно было бы посмотреть русскую версию.

— Фантастика для вас только метод или использование этого жанра как-то связано с вашими интересами?

— Нет. Не прием, не цель, не интересы. Это просто возможность реализовать некоторые свойства моей личности. Меня всегда интересует вопрос: а что бы было, если… Но такой взгляд на вещи можно применить к любым сферам жизни.

— Как вы относитесь к фентези?

— Оно меня не интересует. Волшебные сказки не имеют отношения к реальной жизни. А я человек очень рациональный и всегда ищу объяснение тем или иным явлениям, в том числе фантастическим. Что же касается фентези, об этом вам лучше спросить мою дочь.

— Все же, кто из писателей-фантастов вам близок?

— Набоков. Хотя он не фантаст. В последнее время мне кажется, что в его творчестве есть именно то, что я искал всю жизнь. Особенно мне понравилась история, называющаяся по-русски «Дракон», рассказывающая о драконе, много веков живущем в пещере. Его мать была убита еще святым Георгием. После сотен лет, он вдруг решил выйти на свет божий, но столкнулся со странным препятствием. Две табачных компании города, где находится пещера, начинают спорить, что с ним делать — использовать в качестве рекламного щита или убить. В этой противоречивой ситуации, на мой взгляд, заключен парадокс нашей жизни.

— Вы читали психологические новеллы Александра Грина? На мой взгляд, его творчество очень близко к тому, что вы пишете.

— К сожалению, произведения очень немногих русских писателей-фантастов переведены на английский язык. В основном это, конечно, творчество Стругацких. Кроме того, я читал произведения Кагалецкого.

— А что вам нравится у Стругацких?

— Я читал «Пикник на обочине». Еще мне понравился фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Кстати, впечатление на меня произвел так же «Солярис».

— Но ведь экранизации «Соляриса» и «Сталкера» очень отличаются от книг, по которым они сняты.

— Я читал «Солярис» Станислава Лема, и книга оставила у меня ужасное впечатление. Фильм гораздо более приятный и гармоничный. Вообще-то, собственно фантастические произведения меня не очень интересуют. Прежде всего, я все-таки реалист. Из русских кинокартин мне больше всего запомнилась «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, — это действительно великая вещь, которая останется в веках.

— А что вы предпочитаете из европейского или американского кино, может быть, какой-то определенный жанр?

— Разное. Выделить что-то по жанрам очень сложно. Мне нравятся произведения братьев Коэнов. «Старикам здесь не место» — какой это жанр? Довольно сложно ответить на такой вопрос. Потом, в основном, мне нравится французское кино, но я видел достаточно много просто ужасных французских фильмов. Американское кино я люблю не очень. Хотя есть отличные голливудские картины.

— Ваше мнение о футуристической направлении в фантастике, о произведениях, посвященных явлениям технократии и антиутопиях?

— Я думаю, что это крайне депрессивно. Возможно, склонность к таким вещам объясняется тем, что обратная, пессимистическая сторона вещей, легче поддается описанию, и она притягательнее для читателей. Как в поговорке — у дьявола голос слаще, чем у бога. А вообще, я не верю в будущее, как таковое, поэтому даже не стараюсь его предсказать. Я пишу о практических вещах, а будущее — это мои дети.

— У вас есть хобби?

— Я писатель и все оцениваю с позиции писательства. Хобби отвлекают меня от основного процесса, того, чему я стремлюсь посвятить все свое время. Например, смотря телевизор, я задаюсь вопросом, а могу ли я себе это позволить, не слишком ли я расточаю свое время?

— Писательство для вас образ жизни?

— Именно так.

— А почему вы стали писателем?

— Это не зависело от моей воли. Писательство само выбрало меня. Моя жена и дочь тоже писатели.

— А родители?

— Нет. Более того, они всегда наказывали меня, заставая с бумагой и ручкой.

— Вы уже составили себе мнение о Екатеринбурге?

— Я впервые в России. А в Екатеринбурге пока почти ничего не успел посмотреть.

— Чего вы ждете от фестиваля «Аэлита»?

— Я никогда не был на таком фестивале и мне это очень интересно. Два года назад к вам на «Аэлиту» приезжала моя знакомая — писательница Пат Кадиган. Перед тем, как отправиться в Россию, я позвонил ей и спросил о впечатлениях от фестиваля. И знаете, что она ответила? Поезжай обязательно. Это стоит того.

— Спасибо.

 

источник: Екатеринбург: столица Урала


⇑ Наверх