Империя Трёх Морей или ...


  Империя Трёх Морей, или Украинская Альтернатива (рецензия)

© Мухортов Н.Л.


Василь Кожелянко. Дефіляда у Москві. Роман.

Дефиляда в Москве. Роман / Пер. с укр. //Журн. «Радуга». – К.: 2003, №7.

Львів: “Кальварія”, 2000, 2001


ИМПЕРИЯ ТРЁХ МОРЕЙ, ИЛИ УКРАИНСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

И вновь мы те,

Кем мы не стали…

[/i][/right]

Сергей Шелковый (Харьков)

Первой сенсацией ещё советской, а затем — и российской фантастики на тему альтернативной истории [АИ] стал в своё время роман Василия Звягинцева «Одиссей покидает Итаку», — точнее, та его часть под названием «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин», где автор лихо вправил мозги «дядюшке Джо» и блестяще переиграл за СССР лето 1941-го. Произведение собрало целый букет фант — литературных премий и теперь уже стало чем-то вроде классики. Меж тем украинский аналог романа Звягинцева, — хоть и оказался в своё время сенсацией украинского книжного рынка, почти год не сходил здесь со страниц рецензий, а в 2003 г. переведён на русский, — никаких премий и откликов в России пока не получил. Речь идёт о первом собственно украинском А-И произведении черновицкого писателя Василя Кожелянко (1957-2008) — «Дефиляда в Москве».

Такое расхождение судеб двух произведений кажется странным лишь на первый взгляд. А если приглядеться пристальней, – ничего удивительного. Причиной всему – весьма странный для любого россиянина мир АИ, созданный воображением автора из небольшого западноукраинского города. Ну кому в России сейчас может показаться симпатичным вариант АИ, где Украина – «Империя трёх морей»: сверхдержава от Татр до Кавказа и Каспия, и от Балтики до Чёрного моря? Кому в нынешней России придется по сердцу альтернативный мир, где вместо России – Царство Московское, урезанное до пределов нынешней Московской области, да к тому же ещё — украинский протекторат, где «русское наречие» запрещено специальным указом?

Какое же событие вызвало к виртуальному бытию столь причудливый мир? – Поражение сталинского СССР, нанесенное Германией и её союзниками в 1941 году. А причиной этому – решающее участие миллионной украинской армии в штурме Москвы. (Кстати, вслед за тем на Урале именно украинский спецназ берёт в плен Сталина).

– Ну не чудовищное ли измышление?! – возмутится иной читатель. – Прямо какая-то идеологическая диверсия! Это с какой же стати украинцам становиться германскими союзниками!?

В. Кожелянко даёт чёткий ответ: Германия в альтернативном 1941 году гарантировала Украине независимость…

Альтернативы, заключенные в «узле» истории, обозначенном датой 22 июня 1941-го, и по сей день дискутируются историками и политиками, публицистами и фантастами. Конструируются иные сценарии развития событий и иные «ключевые даты». Созданы и создаются электронные игрушки (вроде «Захвати Москву») и – новые исторические мифы. Но есть еще и факты «Базовой реальности», Истории Реальной: миллионы пленных и дезертиров летом и осенью 1941-го, горы трофейного советского оружия, амуниции и техники – явное нежелание сражаться за Сталина. Вторая мировая в «нашей» истории стала Отечественной лишь после обнаружения намерений гитлеровского оккупационного режима. А если бы этот режим оказался более гибким, чем советский? (Впрочем, подобных «если» в истории подразумевается множество).

Пересказ А-И романа – дело неблагодарное. Всегда есть опасность упустить особо эффектную деталь, коих в опусе пионера украинской АИ предостаточно, – взять хотя бы батальон еврейских (!) добровольцев, штурмующих Москву в составе украинского войска. Лучше вновь обратимся к парадоксам восприятия. На этот раз попробуем сравнить «Дефиляду» с «Человеком в Высоком Замке» Ф. К. Дика. Отчего последний роман выдержал в России уже пятнадцать изданий? Не оттого ли ещё, что в центре этого произведения – образ поверженных и разделенных завоевателями США?

А «Дефиляда в Москве» – роман об Украине, которая, вслед за победой над Сталиным, побеждает и Гитлера (теперь уже вместе с западными Союзниками) и обретает себя, наконец, как ведущая европейская, а затем – и мировая космическая держава. Вот в таких причудливых инверсиях формируется образ украинской национальной АИ. Её пространство пока оказывается малосовместимым с пространством АИ российской, хотя и неким образом дополняет его, подобно тому, как негатив служит основой фотоизображения. Пространства АИ взаимодействуют через национальные мифологии. «Дефиляда» одновременно и пародия, и миф, и утопия АИ, и сатира. Пародия реальной истории, с её неласковым, а временами и жестоким обхождением с Украиной, – на протяжении долгих столетий. Миф сверхдержавы и утопия Украины, какой она не стала. Сатира на нынешнюю реальность и химеры национализма. Такие произведения далеко выходят за пределы устоявшихся штампов НФ, и потому неискушенными читателями даже не воспринимаются фантастикой, да и профессиональные критики склонны относить качественные произведения АИ к явлениям литературы «основного потока».

Ближайшие соседи России, хоть и с опозданием, создают собственные художественные АИ. Их образы – как причудливые зеркала, отражающие реальную историю. Странную аллюзию нашей современности создаёт, например, «Ксаврас Выжрын» (1997) Яцека Дукая, — роман, где выстроена АИ Польши, завоеванной в альтернативном 1920 году Советской Россией. Следствием этого завоевания становится польский терроризм: герой-спецназовец из произведения польской АИ доставляет в Москву, в конце альтернативного ХХ века, ядерный фугас… Разумеется, роман Я. Дукая на русский переводить не спешат: России и в реальной истории с лихвой хватает терроризма чеченского…

Стык второго и третьего тысячелетий ознаменован явным «бумом» АИ. Автор экономической «если – истории» стал нобелевским лауреатом. Одна за другой составляются и издаются антологии вариантной политической и военной истории. Формируется философия и логика АИ. В то же время ткань «официальной» истории как бы истончается и ветшает. Из неё выпадает целое тысячелетие, — в еретических бестселлерах Фоменко и Носовского...

Не потому ли всё это происходит, что грань ХХ и XXI веков – время сокрушения многих исторических мифов, еще совсем недавно казавшихся незыблемыми. Не последнюю роль в этом играет производное ХХ века, – АИ. История в сослагательном наклонении. Прошедшее Условное… Инструмент управления Грядущим Возможным и Неизбежным.

Каким станет это будущее, зависит и от того, насколько успешно удастся сформировать новые, альтернативные общественные и культурные пространства, где едва ли не главнейшей сегодня функцией АИ является демифологизация, — разрушение злых и агрессивных исторических мифов, но без замены их новой и столь же агрессивной мифологией.

 

источник: мрачный маргинал


⇑ Наверх