А Зоричи здесь тихие ...


  А Зоричи здесь тихие...Интервью Александра Зорича для журнала «Мой игровой компьютер»

Против лома нет приема, если нет другого лома. До последней поездки в Харьков я считал себя подрастающим, но уже довольно зубастым акуленком журналистского фулл-контакта. И, само собой, гордился тем, что умею задавать каверзные вопросы, ставящие интервьюируемую мной знаменитость в тупик… Собственно, так оно и было, пока одним сентябрьским утром, а точнее – вечером, мне не пришлось столкнуться носом к носу с писателем-фантастом, историком, философом и, главное, сценаристом нашумевшего северодонецкого проекта «В тылу врага» Александром Зоричем. …Вернее, носом к носам, потому что один Зорич оказался двумя Зоричами, то есть – писательским и сценаристским тандемом. Я открыл потрепанный блокнотик (именно так! – диктофонами пользуются только начинающие, зеленые журналята, а матерые зубры предпочитают потрепанный блокнотик!), наточил акульи зубки в предвкушении – и тут началось… Жаль, Мохнорыл в то время остался в Киеве.


Фантаст «два в одном» или картина Репина «Не ждали!…"


Кирилл Талер (далее кТ): Вопрос номер ноль. Вас как представлять – поодиночке или одним большим Зоричем?

Александр Зорич: (пока еще цельный) Лучше поодиночке – с тех пор, как нас «рассекретили», люди начали возмущаться. На том же DTF были непонятки… (внезапно распадается на Яну Зорич и Митю Зорич)

кТ: Вот… Теперь можно начинать интервью… В каком году и при каких обстоятельствах состоялось знакомство с разработчиками Best Way?

Дмитрий Зорич (далее Дима З.): В начале декабря 2003 года пришло письмо от Димы Морозова, руководителя Best Way, с таким вот содержанием: «Почему бы нам не поработать?». Он читал наши произведения и, видимо…

Яна Зорич: (далее Яна З.): (перебивает) …да, ситуация получилась веселая. Просто к нам часто, очень часто обращаются дети примерно с такими предложениями: «Давайте сделаем игру по Вашим произведениям!!! У нас уже есть сценарист и художник!!! …осталось только найти программиста, еще несколько человек и спонсора!!! …и тогда получится мегапроект!!! …давайте сотрудничать!!!»… То есть, да, возможно, они хотят, но еще не доросли до серьезной работы. И вот среди множества наших отказов попадается письмо некоего Димы Морозова, да еще и из Северодонецка, мы сразу же определили его в группу «17 лет – мегапроект!». Мы начали с ним вяло переписываться...

Дима З: (перебивает) Мол, мы могли бы, но покажите скриншоты сначала… то-се…

Яна З: (перебивает) …а он: «Без проблем – я все покажу!». И через некоторое время под нашими окнами тормозит шикарный лимузинище и оттуда выходит сам Дмитрий Морозов… И мы поняли, что человек это – серьезный…

Дима З: Но основные его качества, как начальника, раскрылись, когда он показывал нам материалы по игре. Вернее – потом раскрылись, когда он стер секретную информацию, касающуюся ВТВ, с нашего компьютера – и стирал чуть ли не до BIOS`а. Он очень боялся, что наработки по ВТВ могут попасть на глаза случайным, или хуже того – неслучайным людям…

Яна З: (перебивает) …Мы так впечатлились увиденным, что отложили в сторону недописанный роман, т.к. новая работа требовала результата на «позавчера»…

кТ: (силится вставить свои пять копеек) Как и любая работа…

Яна З: …и тогда мы начали делать из той концепт-каши, что была, полноценный сюжет.

Дима З: (внезапно вспоминает) Нет, ну какой человек, этот Дмитрий Морозов! Он нам отсылал письмо за письмом и не получал ответа, но не отступался, и добился в конце концов своего. Вот это я называю – упорство!

кТ: Вас так добивались – и добились. Положа руку на сердце – ведь смотрели свысока на каких-то разработчиков из какого-то Северодонецка, да еще – без единой готовой игры? Вы же довольно известные, публикующиеся фантасты…

Дима З: Нет-нет! Безотносительно к отрасли, я очень уважаю разработчиков. Последние продукты отечественных игровых контор, если не шокируют мир, то удивляют – не меньше.

Яна З: (перебивает) …Мы же сами выпускники «прикладной математики», потому знаем, каким нелегким трудом зарабатывают себе на хлеб люди, занимающиеся программированием, моделированием и сопутствующими специальностями… Многие наши однокурсники ушли в программирование, а это 7 дней в неделю безостановочной работы по 10-12 часов в день. Скорее – восхищение было … (торжествующе смотрит на кТ; и действительно, крыть нечем)

Дима З: К тому же, Северодонецк – столица прикладного программирования…

кТ: ???

Яна З: !!!… (пауза) А Вы не знали?! Это был полузакрытый «наукоемкий» городок, куда распределялись многие выпускники моего родного ХИРЭ им. академика Янгеля.

кТ: Вы – харьковчане, работодатели – в Северодонецке. А удаленная работа, мягко говоря, не приветствуется любым начальством, особенно сейчас, в условиях рынка. Сложности по ходу работы возникали?

Дима З: …не приветствуется … не приветствуется… Я ничего подобного не замечал. Просто нам ставилась задача: надо понять, что происходит, когда советские войска отбивают захваченную «Катюшу». Мы задачу выполняли и отсылали готовый документ. Конечно, он потом корректировался, доводился до ума, но это обычные рабочие моменты. В самых тупиковых ситуациях лично приезжал Морозов, и мы сидели с ним по 6-8 часов…

кТ: Brainstorm?

Александр Зорич: (внезапно склеиваясь) Ага! (опять разбивается на две половинки)

Яна З: Была ситуация, когда он приехал в 28-градусный мороз.

кТ: Работа над засекреченным проектом – а Best Way действительно никого к себе не подпускали в период работы над ВТВ – не породила массу слухов?

Дима З: Еще как породила! Приходили к нам, спрашивали. Мы и отвечали: делаем кое-что, для кое-кого, будет готово кое-когда…

кТ: ВТВ выходит – и опа! – становится мировым хитом. Второй после «Казаков» успех такого уровня для Украины. Были удивлены?

Яна З: Честно говоря, я была удивлена тем, что хороший продукт получает признание. Обычно – наоборот. Почти как…

Дима З: (перебивает) У меня было по-другому. На самом деле я не сомневался в успехе «В тылу врага», оставалось только дождаться выхода демки, чтобы мои ожидания подтвердились. И когда, после выхода демо, геймеры единогласно признали успех проекта, мне было приятно вдвойне.

кТ: …И вы проснулись знаменитыми.

Дима З: Знаменитыми?!

Яна З: …после 21-ой книжки ?! (смеются…; нет, ну как можно удивить таких людей?!)

Дима З: Тогда уж – знаменитыми проснулся весь Best Way. С тем же сценарием, но плохой командой результат был бы совершенно иным. А в нашем случае старались и выкладывались все!

кТ: ОК. Я – полный ламер, но крутой и богатый! Ни черта не смыслю в играх, но являюсь денежным мешком. Как бы Вы смогли в двух словах описать/разрекламировать ВТВ, чтобы я выложил кругленькую сумму за лицензию?

Дима З: Игра про Вторую Мировую войну!

Яна З: …Игра, в которой мы заставили американских и европейских геймеров воевать под Харьковом!

Дима З: В этой игре все, как в красивом фильме!

Яна З: (мечтательно) …Можно курицу из пулемета подстрелить…

Дима З: Реализма очень много, физика отличная…

(убежденный кТ роется в своих карманах, чтобы выложить кругленькую сумму, находит 100 гр. и пачку «Saint George»… растроганные Яна и Дима Зорич кормят кТ булочками…)

Чай марки «Шустоff» или картина В. Перова «Охотники на привале»

кТ: Однако, несмотря на триумф самого ВТВ, на большинстве игровых сайтов и в гейм-журналах именно сценарий был назван самым «слабым звеном». Связи между миссиями нет, диалоги куцые, и т.д. Объясните, почему так?

Дима З: (пауза)…а как бы Вы сами объяснили?

кТ: Следуя тем же игровым журналам, тактика/RTS – не RPG, особого сюжета не требуется, но все равно…

Яна З: Я объясню!.. Вначале мы делали сложные и многоступенчатые сюжеты, которые Codemasters вырезали на 60-70%.

Дима З: Нами был написан скрипт (развернутый сценарий), в котором на миссию приходилось по 2-3 полноценных разговора. У нас только диалогов было на 40 страниц!… Но пришлось бы очень много записывать голоса – и от продвинутых диалогов тоже отказались. Поэтому и теряется связь между миссиями… А еще вначале делался упор на ролевой момент – там были биографии персонажей, истории жизни – все, что дополняет атмосферу…

С другой стороны, активный геймплей несколько нивелирует вышеперечисленные недостатки, а немного упрощенные квесты экономят системные требования, которые и так в игре высоки.

кТ: И после того, как эксперты от гейм-мира назвали Ваш сценарий слабым звеном, дорога в сценаристы оказалась закрыта…

Яна З: Как бы не так! Мы получили предложения от всех (!!!) ведущих российских и украинских разработчиков, кроме одного! (заметив хищный акулий блеск в глазах кТ) И кому мы успели отказать, – не скажем!.. (Дима З. Тем временем разливает чай марки «Шустоff» по чашкам, после глотка чая ситуация разряжается)

кТ: Одна из первых миссий: с парой солдат и жалкой единицей бронетехники отбить село у вооруженных до зубов фашистов. В реальности такое практически невозможно. Не страдает ли реализм?… И были ли в истории ВОВ подобные подвиги?

Дима З: Потому и не страдает, что были! Был такой танковый ас, как Лавриненко. В октябре-ноябре 1941 года случались классические случаи, когда он в одиночку отбивал села при десятикратном (!!!) танковом превосходстве врага… Но, по сути это все-таки фантастика. В остальном реализм соблюдался – даже в последовательности миссий. И весь антураж был прописан максимально близко к реалиям 40-х годов. Под Харьковом мы вообще превратились в исторических консультантов для Best Way – Балаклея, Чепель, Пришиб...

кТ: Какая из кампаний наиболее реалистична, и какой вы более всего гордитесь?

Яна З: Вы еще не догадались?! (для тех кто, как и кТ, в танке, – миссия за советские войска!)

Дима З: Но немецкая кампания очень трэшевая!… Правда, и там вырезали… Еще очень красиво – высадка парашютного десанта союзников в Голландии…

Яна З: А мне не нравится…

Дима З: Но мы им совсем другое хотели предложить… Англичане же выбрали фантастику из серии «Спасение рядового Райана».

кТ: (отхлебывает чаю) Не пытались усилить реализм крепкими выражениями во время боя? Иностранцы все равно мало поймут, а нашему человеку приятно…

Яна З: Самое крепкое таки было, но только «…твою мать!», «мать-перемать!» и «мать твою в Бога душу!»…

кТ: Последнее – оно очень задушевно!

Дима З: А с диалогами была вовсе веселая ситуация, когда для утверждения издателем (Codemasters) весь скрипт был переведен на английский, а после утверждения – повторно переведен на русский (!). Пришлось исправлять в последний день. (подозреваю, что фраза «твою мать в Бога душу!» родилась именно в этот последний день – прим. кТ)

кТ: Best Way продолжает с Вами сотрудничество?

Дима З: Да! На аддоны – точно. Что касаемо других проектов Best Way, то они еще в зародыше, и говорить о них пока рано…

Яна З: (перебивает) …а в целом – «Дружбе крепнуть!»… Но тут еще и писательская карма давит, а разорвать себя еще на пару частей уже низзя!

кТ: Как отреагировали коллеги из фантастического цеха на Вашу работу и Ваш, что бы ни говорили, успех?

Яна З: Стиснув зубы! …Один из героев нашего последнего романа говорит: «Лучшая смерть для писателя – сдохнуть от зависти к другому писателю!»

Дима З: Критики, нам симпатизирующие, радуются, конечно. Другие тоже хотят, чтобы по их романам разрабатывались и издавались компьютерные игры… Да и мы хотим… Но над этим работать надо. Почему-то считается, что писать может любой. Вернее, любой, кто умеет держать ручку или печатать на клавиатуре.

кТ: Со скольки лет занимаетесь… э-э-э… писательством… эпистолярным жанром?… Наверное, с пеленок?

(…а вот чтобы прочитать ответ на этот вопрос, получить пару-тройку полезных советов от Александра Зорича, а под занавес интервью обалдеть так же, как я, – дождитесь следующей части. Зря, что ли, в Харьков ездил?! В общем, окончание следует…)

P.S. Говорят, что название к интервью еще до меня придумали Олди… Но я-то не знал! И вообще, я нарисовал, кстати, карту придуманного мира раньше, чем Толкиен… То есть, я тоже не знал… В общем, выпьем чаю «Шустоff» за дилетантов!

Картина Репина «Бурлаки на Волге» или поезд «Hiчнi Зорi»

…а прежде чем Дима З. или Яна З. ответят на следующий вопрос, я расскажу о том, каким образом состоялась моя встреча с писателем-фантастом Александром Зоричем.

Как Вы знаете, писателя (не говоря уже о писателе-фантасте) в обычной жизни нередко окружает, мягко говоря, всяческая мистика и чертовщина. И все, кто каким-то боком имеет отношение к этим людям, имеют отношение и к чертовщине.

Пятница

В последний день перед выездом к Александру Зоричу я забрел к старым знакомым и случайно у них заночевал. Утром знакомый пошел встречать девушку, пламенно обещая после этого напоить меня чаем и отпустить на работу.

Я прождал полчаса, еще полчаса… потом еще полчаса. Потом смирился с тем, что командировка в Харьков провалилась, а мне суждено умереть в пустой квартире от голода, холода и отсутствия Интернета. Повалился на кровать и начал читать книгу Жака-Ива Кусто «Лососи, бобры, каланы». В это время в дверь начали стучать и что-то орать какие-то мужики. Я обрадовался, что хоть взломщики меня освободят, и на радостях начал обзывать и угрожать милицией. Взломщики ушли, послав меня в ответ…

Знакомый вернулся с девушкой, когда я уже закончил лососей и зачитывался бобрами. Оказалось, хозяин квартиры застрял в лифте, а пока его вытаскивали (около 2-х часов), девушка ждала на остановке (вот это верность!), а в квартиру стучались соседи, чтобы предупредить меня…

Потому на работу я пришел немного взвинченный, и перед тем, как уехать на вокзал, забыл…

Суббота

…записать все координаты Александра Зорича – адрес, телефоны и т.д. Выйдя утром из поезда «Hiчнi Зорi» (Трускавец-Харьков), я начал звонить в редакцию, но там никого не было. А произвести операцию «открыть the Bat!» для охранников все равно, что для меня – произвести операцию на сердце. Пришлось вспоминать адрес, который я видел один раз, да и то на бумаге…

И когда, завалившись в 11:00 утра с дороги, без предварительного звонка, небритый, немытый (и не один), я был приветливо встречен Димой Зоричем и даже почти договорился о времени интервью, мне показалось – все, чертовщина закончилась!..

А когда кажется, нужно креститься.

Кирилл Талер, далее кТ: Со скольки лет занимаетесь… э-э-э… писательством… эпистолярным жанром?… Наверное, с пеленок?

(Напоминаю: писатель-фантаст Александр Зорич, являющийся при более близком рассмотрении тандемом – Дмитрий Зорич и Яна Зорич – написал сценарий для мирового хита ВТВ («В тылу врага» – RTS/тактика).

Дима Зорич, далее Дима З: А с семнадцати лет! Сначала порознь, потом вместе. Вот, Яна напишет – я похвалю…

Яна Зорич, далее Яна З: (с серьезным выражением лица) …Дима напишет – я раскритикую.

Дима З: …И так сложилось, что к восемнадцати годам вкусы у нас начали совпадать… Вот и сошлись.

]кТ: …Перефразируем заштампованный вопрос: «Почему Вы занялись фантастикой?». Какие бесы Вас укусили, что Вы занялись таким неблагодарным делом, как… ну, Вы в курсе.

Дима З: Как фантастика? (хитро улыбается) С одной стороны – мы просто любим фантастику со всеми ее бесами. Например, Стругацких…

Яна З: Мы и думали раньше – пишем вдвоем, как Стругацкие!..

Дима З: К тому же – у нас любовь к Античности, Средневековью. И эту самую любовь к Средневековью мы начали совмещать с современной фантастикой.

Вначале мы, естественно, были уверены: все пишут неправильно, Толкиен – козел, и т.д. Вот в нашем мире все будет гораздо реальнее – много секса и никаких эльфов. Понимание же Толкиена пришло позже.

Яна З: А потом даже было – дописываем до середины роман, а издатель его уже покупает. Такое же в принципе невозможно!!!

кТ: С какой книги пришла уверенность в своих силах?

Яна З: После первой!

кТ: Да-а-а?! (явно издевается)

Дима З: (явно понимает, что кто-то там явно издевается) Но до этого мы уже шесть лет писали вместе, и не только крупную форму. Другое дело, что по резкой молодости жили в своей альтернативной реальности – сами писали и сами радовались… Уверенность пошатнулась в 1998 году, после знаменитого дефолта – многие издательства на тот момент находились в плачевном состоянии, практически на грани закрытия, и им было не до принятия рукописей – оказалось, что два года работали задаром. Но тогда у многих уверенность исчезла.

Яна З: …Хотя я не верила в то, что дальше будет плохо – и ситуация исправилась.

кТ: Ваши учителя/гуру в фантастике и по жизни – кто они?

Яна З: Ну… Стругацкие, например.

Дима З: Хотя… все-таки неудобно такое говорить. Мы ж непохожи совсем… Хотя, когда наши произведения пропускались через лингвоанализатор (как работает эта штука, кТ, конечно, не знал, а потому спросил… и забыл!), он выдавал большую схожесть со Стругацкими.

Но Стругацкие добрыми были, а мы злые.

Яна З: Довлатова можно еще назвать…

Дима З: …Да-да, еще Астафьев, Довлатов!..

Яна З: …Зюскинд еще. Но это скорее любимые писатели, а не учителя.

Обаяние группы «Уматурман» или картина И.Иванова «На таран!»

кТ: Если быть честным, я с Вашим творчеством практически не был знаком… то есть, вообще не был знаком. И перед интервью попытался наверстать упущенное – прочел несколько отрывков из повестей/романов, что на сайте www.zorich.ru, и рассказ «Конан и Смерть», опубликованный в «РФ». И как у всякого доморощенного критика, у меня сложилось двоякое, но единственно правильное мнение!

Дима З: (сама серьезность) …излагай… Излагайте!

кТ: При хорошем знании предмета, который Вы описываете (исторические срезы, научные гипотезы), при описаниях высокотехнологических процессов – ощущается большой недостаток человеческого фактора: чувств, эмоций. И это делает ваши произведения… железными… неживыми, что ли.

Яна З: Напрямую я не соглашусь… Хотя да, в «Конан и Смерть» есть.

Дима З: На самом деле, это сложно…

Яна З: Иногда бывает, что мы сознательно хизуємся знанием предмета, отодвигая на второй план остальное. Попросту говоря, пижоним. Но вот в одном из номеров «РФ» были опубликованы отрывки романа «Без пощады», да они и на сайте есть. Если и там Вы найдете недостаток чувств и «железность», то мы Вас… то мы тебя – убьем!

Дима З: А в нашей научной фантастике, там много именно научного реализма. Тяжеловато включиться, но если уже начал разбираться в том, о чем пишется, начинаешь замечать и остальное.

«Ничего святого» – она вообще на эмоциях построена! Сейчас случилось невероятное: впервые с 1932 года (!) журнал «Знамя», оплот старых традиций, классики и реализма, берет фантастическую повесть – нашу! За все время из фантастики в «Знамени» печатался только Замятин («Мы»).

кТ: Обычно подобные бастионы на предложения напечатать фантастику реагируют: «Мы вам что, журнал Сool?!»…

Дима З: Да-да, именно! Главный редактор, конечно, опасался, что в его журнал после публикации полетят банановые корки и гнилые помидорки. А потом решился и сказал: «Ладно, это моя проблема».

Яна З: Факт. Попросил сам главред «Знамени». Фантасты сильно обрадовались.

Дима З: …Ведь ни для кого не секрет, что серьезные писатели ставят фантастику ниже плинтуса – где-то возле детективов.

кТ: Раз уж разговор так плотно перешел на фантастику… Недавно вышел фильм «Ночной Дозор» по книге и сценарию Сергея Лукьяненко. И вот какой интересный парадокс получается: в узких фантастических кругах фильму дают довольно низкую оценку, а на широкую общественность выносятся восторг и похвалы критиков. Как вы это прокомментируете?

Дима З: Жесткий вопрос…

У нас же, у писателей, достаточно дружная и спаянная компания. Во взглядах на многие вещи мнения могут различаться, но друг за друга мы стоим. Общность чувствуем, как-никак. Потому, когда «Ночной Дозор» вышел, все мы искренне радовались за успех жанра.

кТ: Уточните: за успех жанра фантастической прозы или жанра кинофантастики?

Дима З: За большой жанр фантастики в целом. У нас же на протяжении всей истории советского кинематографа практически не было фантастических фильмов. Пять лет назад – вообще ж@#а! Сейчас продюсеры поняли, что на кинофантастике можно зарабатывать деньги – и немалые. И когда «Ночной Дозор» ругают, то обращают внимание на множество мелочей – то не так, это не так… Но, по большому счету, фильм получился революционным во всех отношениях. И не мне Вам это рассказывать.

кТ: У каждого писателя есть пик – когда и сюжет, и диалоги получаются, и каждое слово в точку, и просто от процесса написания ловится кайф и вдохновение. Был ли он у Вас, и если был, то когда?

Мне, да и другим авторам и читателям МиКа это интересно, потому что даже в таком несложном жанре, как рецензии на игры, на автора не часто снисходят озарения и откровения.

Дима З: Если припомнить работу над «Карлом, герцогом», как раз такая атмосфера и была. И после этого еще роман «Без пощады», собственно, делающийся сейчас. А для душевного равновесия во время написания лучший рецепт – покой и отсутствие человека, который постоянно бьет молоточком по голове: «Давай, давай, давай!» У нас, кстати, нет кабальных контрактов с издателями. Мы показываем, если их устраивает – произведение берут.

кТ: Прогноз писателя-фантаста Александра Зорича на 2050-й год.

Дима З: Ха, хороший вопрос! (задумывается) Вообще, прогнозы – дело скользкое. Это я понял, когда восемь лет назад мы написали роман «Сезон оружия» о виртуальной реальности, который уже сейчас смотрится морально устаревшим. И все-таки, кое-какие прогнозы нам как фантастам сам Бог велел делать. Я думаю, мир еще дальше продвинется по пути сращения биологического и кибернетического. То есть, я думаю, пресловутые чипы-имплантанты станут самой что ни на есть повседневной реальностью. Так что паралитики станут ходить, а слепые – видеть. По крайней мере, многие.

Ну, конечно, настанет информационный рай.

Интерфейсы станут совсем уж интеллектуальными, поисковые системы будут доступны личностям с IQ=10 ( IQ=10, это, конечно, маловато, но не смертельно – жить можно! – прим. кТ), невероятно разовьются скоростные беспроводные коммуникации. Можно будет выбирать себе самую мягкую мочалку в е-магазине мочалок, лежа прямо в пенной ванне…

Яна З: (подхватывает) Разумеется, уважающие себя люди будут жить в «умных» домах с киберприслугой... Жду не дождусь, когда мусор будет выносить мой домашний робот! Но книги, я уверена, не умрут. Разве что вместо обычной «натуральной» бумаги будет использоваться какая-нибудь дешевая и быстро утилизируемая химия. Что же до компьютерных игр, то тут моя фантазия мне просто отказывает...

кТ: Да, возвращаясь к «Ночному Дозору»… Как Вам идущая под титры песня группы «Ума Турман»? Ну… эта: «Жил-был на свете Антон Городецкий / От него ушла жена – он грустил не по-детски…» и т.д.?

Дима З: А что, нормальная такая песня. Это, правда, не рэп, а невесть что, но, как ни крути, перед нами – новация. А новация – это хорошо.

Форум «Курилка фантастов» или картина Репина «Приплыли!»

кТ: Всякому творческому человеку (даже такой «седьмой воде на киселе», как гейм-сценаристам, не говоря уже об авторах статей), для плодотворной работы необходимо душевное равновесие. Не возникает желание променять Харьков на Киев, Москву или, скажем, Коктебель?

Яна З: (оживляется) Именно в Крым! Только много кабелей нужно тянуть – в укромном, диком месте с кабелями будет сложно. А без Интернета нам – сам понимаешь… Мы уже и место себе присмотрели – где-то между дачами маршала Гречко (бывшей) и посла России в Украине Черномырдина. Соколиное очень любим…

А что касаемо Москвы/Питера, так там работать невозможно: пьянки, тусовки, презентации. Ушшассс! У тамошних писателей наверняка противоядие выработалось…

В Питере, может быть, да – хотелось бы там пожить. Но Питер, он очень уж специализированный город. Так что остаемся патриотами!

кТ: Яна, честно говоря… (подбирает слова) Многих, а в том числе и меня, шокировал Ваш внешний вид… (подбирает слова) Эпатажный стиль помогает выжить в этом мире?.. (…и все-таки kT краснеет)

Яна З: (радостно) Вы ослика имели в виду? Да-а-а, у меня на майке был ослик – всех шокировал! Но это не столько привычка шокировать, сколько желание пошалить, а если еще глубже копнуть – то просто быть собой. Конвенты фантастические не каждый день бывают. И когда приходит время очередного кона, в нас рождается: «А похулиганить?!».

Это у людей складывается такое представление о фантасте, как о немолодом бородатом дяденьке в очках, в галстуке, очень умном и немного занудном… И тут они видят нас, в целом далеко еще не старых!.. И в соответствующей одежде… И начинают сомневаться – а фантасты ли они?! Но иногда все-таки удается убедить коллег, что мы – да, фантасты! (смеется)

(даже если кТ имел в виду совсем не ослика, то ничего об этом не сказал: потому что «не уверен – не догоняй!»)

кТ: Распорядок дня творческого человека – это…

Яна З: Это: с утра – на пары (Дмитрий и Яна преподают в харьковском университете); потом за комп – писать; и спать!

Сейчас – минус университет. С утра теперь можно на лошади покататься…

Да, к вопросу о хулиганстве. Были опасения, что рано или поздно информация может просочиться в студенческую среду – и тогда эта самая скандальная репутация сыграла бы против нас. В университете мы, как преподаватели, должны были быть лицом университета! Да и руководящие лица нашего учебного заведения могли бы очень сильно озаботиться: «То ли еще будет?!». И мы решили – пора рвать когти!

кТ: Сейчас должен прозвучать вопрос: «Ваш совет начинающим писателям. Какие качества нужны, чтобы им стать?» Но меня больше интересует…

Яна З: А почему бы и нет?..

кТ: (упрямо гнет свою линию)… Но меня больше интересует совет: «Какие качества противопоказаны начинающему писателю?» Вот!..

Яна З: (собирается с мыслями) …Ну, не знаю, как это коротко изложить.

Прежде всего, не нужно думать – мол, я напишу гениальную вещь!

Не надо думать о якобы огромном резонансе, который может случиться после выхода книги – простым языком, не стоит делить шкуру неубитого медведя.

кТ: Очень знакомое чувство…

Яна З: И вот тут я перейду на то, что все-таки НУЖНО. Настойчивость и спокойствие. Подниматься, если упал, – и продолжать идти вперед. Как можно меньше обращать внимание на попытки тебя унизить и рассказать, что ты на самом деле вообще ничего из себя не представляешь. А упорный труд в профессии – это по умолчанию.

Да, и еще – не пытаться заработать авторитет на вольной трактовке культовых произведений. Например, продолжать Толкиена и писать о Средиземье…

кТ: (мгновенно) А как же «Конан»?!

Дима З: (куда-то исчезнувший, внезапно возникает) Все-таки, «Конан и Смерть» – это по большей части стеб!

Яна З: (с довольным лицом)…Кто только не писал про Конана, но можем похвастаться – убили его именно мы!

Дима З: Есть две серии, которые прошли через десятки рук различной степени талантливости и ушлости – это «Конан» Говарда и «Пауки» Уилсона.

Вот, кстати, русский x-files есть – по типу америкосов, – пишут в него наши самые знаменитые и титулованные фантасты. И я понимаю, они достигли многого, а теперь им хочется просто подурачиться! Может быть и мы когда-то... (хитро улыбается).

Я одним ухом слышал, что пропустил интересную тему. О том, что надо и не надо…

кТ: Да, какие качества не нужно и нужно иметь начинающему писателю и… (вспоминает, что он пропустил) сценаристу!

Дима З: Сценарист прежде всего должен очень четко и лаконично выражать сюжет: «упала бомба», «был взорван мост». Писателю это не обязательно. И наоборот – очень желательно, чтобы писатель владел стихосложением, стихи сочинял, то бишь. А сценаристу это не настолько важно.

Но при этом – фантазия у сценариста должна работать лучше (!).

Фантасту важно чувство языка, знание человеческой психики и вообще психологии.

Сценаристу важно – уметь придумывать с нуля… И, конечно же, плох тот сценарист, у которого нет чувства юмора...

Яна З: (дополняет) Да, и сценарист должен помнить о скуке – знать, когда заканчивать, и не затягивать…

Дима З: (дополняет) А писатель практически должен тянуть, постепенно плести паутину, погружать читателя…

Яна З: (завершает) И обоим нужна эрудиция!

кТ: Ваши любимые игры…

Яна З: (мгновенно) «В тылу врага!»

Дима З: Ну и моя любимая – «В тылу врага». Без шуток. Но это «недавняя любимая». А так, вообще... Если не считать «ВТВ», то – Duke Nukem и «Шторм» (который Echelon, а не который Silent Storm, хотя S2/S3 тоже хорошие).

Яна З: …И «Конкур» – лошадиная игра. Симулятор скачек.

кТ: И все-таки от одного оригинального вопроса не удержался. Кто у Вас в доме хозяин, Дима или Яна?

Яна З: А мы не муж и жена.

кТ: ???

Яна З: Мы просто вместе работаем. Даже больше – дружим. Вот, скоро за мной муж приедет… А здесь в комнате у нас два компа, за ними работаем…

кТ: !!!

Дима З: Вы не первый, кто удивляется. Нас практически все принимают за семейную пару!

кТ: Ну… сказать, что я ошарашен – это ничего не сказать. Обычно журналист должен шокировать и ставить в тупик своими вопросами… А тут…

(Александр Зорич довольно улыбается в две улыбки)

Так. Видимо, пришло время пожеланий нашим украинским разработчикам…

Дима З: Желаю, чтобы украинские девелоперы посрамили всех западных, и игростроительная Украина зазвучала не одиночно, а целым оркестром!

кТ: (почти жалобно) А мне чего-нибудь пожелаете?

Яна З: Стать главредом… (думает) Нет! Это мелковато как-то… Например… чтобы самые известные разработчики перед релизом несли тебе свои проекты говорили: «Кирилл, отец родной – посмотри и скажи, как тебе наша новая игра? Скажешь «плохо» – переделаем, скажешь «хорошо» – так мы еще усилим…»

Дима З: Подожди, Яна… И я так хочу!.. Вот, чтобы ко мне несли…

кТ: Хва-а-а-атит!!!..

«Киндер-сюрприз» в обойме или картина by Zloy «Лох-Несское чудовище»

Что ни говори, а Зоричи здесь тихие.

Любое интервью – это маленький поединок.

Так вот, несмотря на упорную и продолжительную борьбу с переменным успехом, закончилось оно для меня полным разгромом.

Чтобы забыть горечь поражения, я согласился пойти со знакомыми в ночной клуб…

…Отчетливо помню, что кидал в эту… в девушку, которая танцует… ну, в нее… кидал жменю «киндер-сюрпризов» с криком: «Дробовики рулят!!!». Ховайся, Харьков, геймеры приехали!

В общем, отличился…

А в поезде «Харьков-Трускавец» я всего лишь читал роман «Завтра война», презентованный Александром Зоричем. И с какой-то страницы поймал себя на мысли, что книга мне нравится.

А вот если бы мне презентовали еще и сценарий аддона к ВТВ!..

Впрочем, когда слишком сильно хочется, нужно креститься. Но хочется от этого почему-то еще больше.

 

источник: официальный сайт писателя


⇑ Наверх