fantlab ru

Все отзывы на произведения Дмитрия Лукина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Дмитрий Лукин «Будущее русской фантастики: возвращение к искусству»

Алексей121, 20 марта 2020 г. 13:26

Очень забавно было читать, что многие наши фантасты, оказывается, не знают, как отличить хороший текст от плохого. Мол нет для этого у них критериев. Это многое объясняет. Не зная, что из себя представляет качественная литература, творить ее вряд ли возможно.

Повеселила полемика с Юзефович, которая поругала роман «КваZи» Лукьяненко, сказав что он скверно написан. Автор утверждает «Больше всего Галину возмутила высокая нравственность русской фантастики», что особенно иронично звучит по отношению к Лукьяненко, знатному любителю вставлять в свои романы сцены педофилии. После чего следует закономерный вывод, что Юзефович ругая русских фантастов имела в виду следующее:

«Ребята, хотите публиковаться и быть известными, откажитесь от русского культурного кода, забудьте о традиционных ценностях и продвигайте пидорасинг с прочими извращениями. Забудьте про искусство и литературу. Книга не должна учить, она должна развращать и развлекать.»

Это все, конечно, хорошо и правильно звучит, в формате лозунгов. Очень легко противопоставить себя загнивающему Западу, и совсем уж прогнившим «либеральным критикам», сказать, что мы за все хорошее и против всего плохого. Но неплохо бы доказать свои слова на деле. А чему, простите, учит «КваZи»? Да ничему, абсолютно. Это обычный, невыдающийся, написанный по сериальным лекалам роман. В первом томе были квази, во втором суперквази, в третьем будут ультраквази, надо понимать. Но даже этот роман многие признали одним из лучших в творчестве позднего Лукьяненко. И это говорит о многом. Хорошие тексты в русской фантастике надо искать днем с огнем. Есть несколько авторов, стабильно пишущих на высоком уровне — Олди, Дивов, кто еще? Есть несколько вполне достойных сериальщиков: Пехов, Панов, Перумов, Корнев. Но нет текстов выдающегося уровня, а те, что за них выдаются (простите мне невольную тафталогию), мягко говоря, не впечатляют. Это или очередное переписывание «Пикника на обочине», или чуть более оригинальное переписывание очерка Чехова, с добавлением пострелушек и беготни от зомби.

Возьмем сборник «Настоящая фантастика», чего далеко ходить. Я его с 2015 года читаю. И, с огорчением, могу констатировать, что хороших авторов-рассказчиков там мало. Гелприн, Кокоулин, Ясинская... список можно продолжить, но длинным он не будет.

Этого слишком мало, чтобы заявлять, что «в западной фантастике нет искусства, зато у нас...». Да возьмем того же ругаемого в статье Макдональда. Чтобы не разглядеть, насколько мастерски написаны его лучшие романы «Дорога запустения», «Река богов» и «Дом дервиша» нужно быть даже не близоруким, слепым.

Рядовому читателю (да и критикам, если уж на то пошло) совершенно не обязательно разбираться во внутренней кухне фантастов, во всех этих разборках с «заклепочниками» и «жестянщиками», в «цветных» и «пенных» волнах. Читателей интересует конечный продукт. Дайте мне космическую фантастику, уровня Рейнольдса, Гамильтона или Бэнкса. Дайте фэнтези, не уступающее Мартину, Аберкромби и Сандерсону. Но нет, вместо этого самые громкие крикуны из очередной волны, самые ярые борцуны за «особый путь» русской фантастики уходят дописывать сталкера, этногенез, а то и вовсе Лит-РПГ какую-нибудь. Вот, значит, какой у вас особый путь?

Грустно все это.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Антология «Маяки»

ldv-writer, 24 марта 2019 г. 18:05

Сборник «Маяки» произвел на меня неоднозначное впечатление. Титулованию «антология гуманистической фантастики» он вполне соответствует, поскольку во всех рассказах поднимаются те или иные нравственные проблемы, вскрываются различные болезненные нарывы современного общества или достаточно легко прогнозируемые болячки общества будущего, которые сейчас только начинают себя проявлять.

Первая часть сборника называется «Контроль разума», и там собраны рассказы, связанные этой тематикой. На мой взгляд, тема довольно узкая, и, собирая под одной обложкой рассказы об этом, рискуешь не набрать достаточного количества разнообразных качественных текстов. Так оно, в общем, и получилось. И хотя уровень рассказов достаточно приличный, одинаковость подхода к раскрытию темы в некоторых из них убавила у меня интерес к прочтению. Большинство авторов раскрыли тему в лоб – как власти осуществляют психоконтроль над людьми, и что из этого вышло. Честно говоря, довольно быстро мне сделалось скучно. Но! В этой части нашлась пара рассказов, которые выделились из этого ряда и очень меня порадовали своей оригинальностью. Пронзительно-психологичная история Ирины Лазаренко «Если я не дойду» рассказывает о пересадке воспоминаний от лица человека, который этим занимается, и написана так, что пробирает до глубины души. И финальный перевертыш отменно хорош. Классно написанная антиутопия Анны Голубевой «Линия жизни» показывает мир, в котором жизнь человека ставится в прямую зависимость от его рейтинга в соцсетях. Очень интересно проработана и социальная структура общества, и психология героя.

Вторая часть «Земля, космос, виртуал» выигрывает широтой темы, так что рассказы там есть на любой вкус, и в грех одинаковости они не впадают. Упомяну те, что произвели на меня несколько большее впечатление. Рассказ Дмитрия Федотова «День, когда исчезла ложь», собственно, говорит о себе многое своим названием. В качестве фантдопа тут выступает «вирус правды», который странным образом начинает распространять герой. Довольно милая, хотя в чем-то и драматичная история Далии Трускиновской «Скука на орбитальной», показывает, что худшие человеческие качества могут проявиться не только в стрессовой ситуации, но и в периоды вынужденного безделья. «О, старый, добрый дальний космос!» — воскликнул я после прочтения рассказа Игоря Вереснева «Тепло родного дома». Отличная идея, закрученный, напряженный сюжет и мощный драматизм позволяют назвать этот рассказ несомненной удачей автора. Да и тема, на которую сейчас не очень любят писать, тут раскрыта стильно и красиво, в лучших традициях космической НФ. Очень хороша антиутопия Николая Немытова «Подмостки», повествующая о двух почти не соприкасающихся мирах – реальном внизу и насквозь фальшивом элитном небесном Митридат граде – городе бессмертных, царстве торжествующих нанотехнологий, которые контролируют не только биологические процессы человеческого тела, но и память, и эмоции. Очень психологически сильный рассказ.

Резюме: исполнительский уровень сборника стабильно высок, но далеко не все рассказы радуют оригинальным подходом и нетривиальными идеями.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дмитрий Лукин «Сфера»

Sergio Blanc, 3 июля 2023 г. 18:46

Хорошая вещь. Мне очень понравилась.

Повесть Лукина о многом.

Она о современных технологиях, поставленных на службу порока и алчности. Она о людях, людях разных. Она о любви, она о мечте, она об одиночестве.

И хотя не везде складен слог и строен сюжет, но текст одназначно «цепляет» и «трогает» тебя.

Я полноценно сопереживал главному герою Михаилу, Ходящему по кромке. Сопереживал потому, что герою приходилось, и не раз, делать сложные морально — этические выборы, оставаясь при этом нормальным человеком. Может быть его образ нарочито идеален и романтичен, ну что ж...Именно таких героев, на мой непросвещённый взгляд, не хватает сегодняшней отечественной литературе, включая НФ.

Романтичное увлекательное чтение. Рекомендую

Оценка: 8
– [  4  ] +

Антология «Маяки»

Shemsu, 30 марта 2019 г. 15:52

Изначально, когда этот сборник только был анонсирован, я был к нему настроен весьма враждебно. Чтобы не портить впечатление — претензии к составителю я вынесу в конц, а пока достаточно сказать, что слава тебе Господи, сборник получился не имеющим никакого отношения к концепции составителя, а в состав вошли талантливые авторы.

Да, это действительно отличная антология, которая разбирает на части разные аспекты вопроса «А что вообще такое быть человеком?», строит смелые гипотезы и моделирует ситуации. Что будет если один человек напрочь разучится лгать и начнет заражать этой неспособностью всех, с кем общается? На первый взгляд, цивилизация погрузится в анархию, ведь она вся основана на вежливости, недомолвках и лжи. Ан нет, может быть по-другому.

Человечно ли спасти утопающего представителя другой цивилизации и увезти его за сотни световых лет? А что человечного в работе смотрителя цифрового кладбища?

В общем, здесь правда много талантливых рассказов: Андрея Гальперина, Николая Немытова, Игоря Минакова, Дмитрия Федотова — и это я перечисляю только некоторых, чтобы не тянуть список. В общем, книгу всячески рекомендую.

И наконец о концепции. Повторюсь: слава Богу, сборник получился в целом о другом.

В анонсе современная честная фантастика, которая показывает мир и людей как они есть — противопоставлялась старой советской, которая нам сейчас кажется хорошей, милой, но частенько немного наивной.

Покопавшись в анонсе еще глубже, я выяснил, что у составителя, оказывается, есть претензии и к роботам, и к цифровой экономике, и даже к использованию дактилоскопии в криминалистике (составитель почему-то шарахается от слов «биометрия»). В общем, луддизм в чистом виде и конспироложство.

Вторая претензия к сборнику состояла в том, что он изначально основывается на неверных фактах. Составитель говорит о культивировании жестокости, между тем доподлинно известно, что наше время (surprise!) — самые гуманные годы за всю историю человечества. Сравните потери в двух мировых войнах XX в. — и нынешние локальные конфликты. Да сравните хотя бы бесконечную кровавую мясорубку XIX, XVIII, XVII в. — и наше время. Толерантность к насилию у общества стала беспрецедентно низкой.

В мире полно жестокости, и мы почти каждый день видим это в новостях. Ровно потому, что благодаря цифровизации каждый такой эпизод становится широко известным, а терпимость к насилию стала такой низкой, и каждый эпизод вызывает возмущение.

Парадокс. Именно общество потребления сделало так, что власть имущим, чтобы удержаться у власти, надо обеспечивать электорату комфорт, война как инструмент — перестала работать, во всяком случае в цивилизованном мире (понятное дело, что комфорт и достаток цивилизованного мира, в т.ч. России, достигаются колониальной политикой в отношении стран третьего мира). Именно благодаря обществу потребления и техническому прогрессу мы в т.ч. в России живем в золотом веке, и никогда еще, в т.ч. в любимом многими СССР, человек не жил с таким комфортом и простым бытовым достатком, как сейчас, имея возможность вкусно есть, хорошо одеваться, мало болеть, ездить в отпуск за границу и пр.

Все это — достижения роботизации, цифровизации, биометрии, открытых границ и общества потребления. Слава Богу, что авторы воплотили свои задумки и сборник получился не о луддизме и конспирологии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Лукин «Сто восемьдесят пятый Поликарпова»

БорЧ, 27 марта 2013 г. 18:09

Военно-романтическая история, похожая на сказку. Так и повеяло волшебным мечём-кладенцом, которым «как направо махнёшь — так улица, как налево махнёшь — переулочек». Только в рассказе вместо меча — довоенный ещё самолётик И-16, он же «курносый», он же «ишак».

Вот не знаю: удалось ли автору полетать на таком раритете, но, честно!, — такое впечатление, что удалось. Верю! Поэтому и рассказ получился очень симпатичным.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Лукин «Будущее русской фантастики: возвращение к искусству»

mputnik, 21 июля 2020 г. 21:30

»...Русская фантастика тяжело больна. Нужно очень постараться, чтобы этого не заметить...». Снимаю шляпу, гражданин товарищ автор — смело и безапелляционно.

И — да, цитата Олега Дивова — просто федеврально-шикарна, она достойна того, чтобы тиснуть её целиком: «...Каждый раз, когда я слышу от человека с высшим образованием, что «не существует объективных критериев качества текста», мое первое инстинктивное желание – спросить: «Кто ты, грёбаная рогатая тварь?!» А второе – уехать туда, где эти твари не водятся, потому что кругом, слава богу, механизаторы. Они-то знают, что объективные критерии есть у всего на свете. Им не надо объяснять, что такое хорошо и что такое плохо...».

Короче, уважаемый потенциальный читатель: статья ДОСТОЙНА прочтения. Это всё — довольно спорно, однако это отражает реальное положение вещей, а потому — представляет интерес

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дмитрий Лукин «Фантастика vs Боллитра: мир неизбежен»

Darth_Veter, 13 апреля 2023 г. 23:18

Содержание статьи касается войны идей и принципов между обычной литературой и литературой фантастической. Автор показывает, что спорить ее представителям, собственно, не о чем и весь конфликт яйца выеденного не стоит. Мне такая позиция кажется разумной, т.к. деление литературы на разные поджанры весьма условно и неточно. В принципе, даже роман Толстого «Война и мир» можно отнести к фантастическим произведениям, ибо бОльшая часть его персонажей выдумана, в том числе и ключевой герой князь Болконский. Не беседовал он с Кутузовым, не вдохновлял союзников во время сражения при Аустерлице, не стоял на поле бородинском... О чем спорить-то? О диалогах, которые никто не говорил? Или о внешнем виде героев исторических романов, которых никто не видел? Во всех произведениях имеет место выдумка и фантазия. Но в фантастике она приобретает гипертрофированные формы, не всегда согласующиеся со здравым смыслом. Другими словами, фантасты специально врут, чтобы поразить своего читателя, а остальные литераторы врут, чтобы пояснить хорошо известные всем факты. Так что разница настолько невелика, что ее и учитывать-то не стоит. Отделять, разве что, нужно только литературу художественную от истинно документальной.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Антология «Маяки»

Кот Маргай, 11 октября 2022 г. 23:40

Концептуально это прежде всего про луч света в мире мрачного будущего (но не везде — в рассказе Дмитрия Федотова действие в настоящем времени, еще в ряде рассказов будущее в целом вполне благоприятное, просто герои оказываются в трудной ситуации)

В сборнике нет ни одного рассказа, который я мог бы назвать плохим или хотя бы «не моим». Все прочиталось с удовольствием. Вместе с тем, первый тематический блок «Контроль разума» получился ощутимо более однообразным и менее ярким, чем второй «Земля. Космос. Виртуал» (что интересно, пожалуй, самый на мой взгляд мощный рассказ, где фигурирует собственно контроль разума — «Подмостки» Николая Немытова — помещен во второй блок). В первом блоке все же отмечу «Если я не дойду» Ирины Лазаренко — за довольно нестандартный моральный аспект происходящего — и «Покупатель, покупательница» Павла Губарева — за атмосферу таинственности и легкой шизы в первой половине рассказа.

Во втором блоке я бы выделил две основные группы — «про жизнь» («День, когда исчезла ложь» Дмитрия Федотова, «Джек, ты любишь мороженое» Игоря Градова,

«Скука на орбитальной» Далии Трускиновской) и «про космос» («Трехпалый» Игоря Минакова, «По ту сторону двери» Янь Данко, увы не знаю, как склонять это имя, и особенно «Тепло родного дома» Игоря Вереснева). Рассказы первой группы цепляют прежде всего бытовыми нюансами и универсальностью человеческих чувств, рассказы второй хороши именно как фантастика. Возможно именно эти качели в числе прочего и делают второй блок живее и ярче первого.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дмитрий Лукин «Чёрная дыра»

Адреналинкс, 21 июля 2017 г. 11:24

Пожалуй, самый добрый рассказ в сборнике («Взломанное будущее»). Кроме шуток. Да, немного наивный, но зато милый и светлый, и при этом укладывающийся в рамки киберпанка. А подобного сочетания не так просто добиться, я считаю.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дмитрий Лукин «Цветник доктора Измайлова»

olpo70, 25 сентября 2016 г. 09:36

И всё таки это фантастика. Я бы даже сказал утопия в миниатюре. Этакий идеальный научный институт. Где собрана талантливейшая молодежь, не пришедшая ко двору в других НИИ. А над ними руководитель-отец родной. Он им и зарплату высокую, и еду качественную, и ремонт хороший и атмосферу дружественную. Мечта.

Но рассказ читается легко и при прочтении получаешь удовольствие. А ведь это самое главное.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дмитрий Лукин «Сто восемьдесят пятый Поликарпова»

tsvoff, 11 июня 2011 г. 10:53

Кларк писал, что для обывателя наука на определенной стадии развития неотличима от магии. Увы, следует констатировать, что и религия для многих выглядит магией, где молитва — это такая закляха, благословение — +5 к атаке, а семинария — что-то вроде православного Хогвартса.

Из-за этого кусок, в котором Игнатьев объясняет Стрижу природу необычных свойств самолета, выглядит насквозь фальшиво.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Дмитрий Лукин «Фантастика vs Боллитра: мир неизбежен»

mputnik, 9 ноября 2023 г. 09:32

Набор банальностей. К сожалению. Почему-то вся проблематика сведена к «необходимости дружить». Абстрактной, безотносительно контекста.

Хотя конкретная польза от текста — несомненна. Две трети пути в сутевОм осознании глубинности противоречий — пройдено. Первую попытку сделали Стругацкие: «…фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом — введением элемента необычайного». Далее — оное утверждение трансформировалось в более конкретное утверждение Олдей: «…фантастика = литература + фантДопущение…». НО — увы. На этом — почему-то — автор остановился. Из текста невозможно понять — почему конкретно.

А нужно-то было — всего-навсего — перейти к логически обоснованной конструкции «…фантастика = фантДопущение + литература…». То бишь — всего лишь — расставить приоритеты. Дальше — все предельно очевидно

Оценка: 6
– [  1  ] +

Дмитрий Лукин «Не тот уровень»

mputnik, 8 июня 2020 г. 00:40

Увы и ах. Как говорится — «...Федот — да не тот...». Лукин, но не тот, который, а совсем даже наоборот — этот. После первой же страницы — дернулся авторство уточнить. Потому как... — очевидно все, без микроскопа. Не бывает у того, который — чтобы так плохо.

Вот, ведь, странная магия. Необъяснимое чудо. Мозг ещё и не набрал параметров, за которые можно зацепиться, чтобы удобоваримо сформировать впечатление, а уже очевидно абсолютно — НЕ ТО.

Неисповедимы пути Господни. Почему одному — дано, а другому — совсем даже наоборот. Вроде — оба из одного цеха, можно сказать — коллеги, НО... Пара тысяч печатных знаков — и готовый вердикт. Фантастика, однако

Оценка: 4
– [  1  ] +

Дмитрий Лукин «Тюремщик»

197925, 27 июля 2010 г. 11:43

Не дай Бог никому такую работу — пропускать через себя массу человеческих пороков и преступлений, не давая им вырваться на волю. Хлестко, жестко, а иногда даже жестоко, автор описывает мучения человека, вынужденного заниматься такой работой ежедневно. Читаешь, а на сердце только жалость к его мучениям. И даже не знаешь как лучше. Достойны ли остальные жители этого мира таких мучений нескольких отважных хранителей, которые берут на себя все пороки человечества. :glasses:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дмитрий Лукин «Бодитек»

rakinfant, 4 сентября 2017 г. 00:55

Слишком навязчивое морализаторство, как в фильмах с Адамом Сэндлером.

Смена отношения героини написана хорошо, но на основу сюжета не тянет.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Дмитрий Лукин «Не тот уровень»

vovun, 21 июня 2017 г. 08:09

Хороший рассказ, понравился описанный город, и недосказанность здесь весьма кстати, — что за город, откуда? Позабавила фраза про писателей и сантехников. Кстати, одно другому не мешает. Можно уметь менять унитаз и писать книги одновременно)))

Оценка: 8
– [  0  ] +

Дмитрий Лукин «Приоритет — живое»

strannik102, 26 ноября 2014 г. 11:39

Занятная офисная любовно-детективная история с антимашинистической направленностью и совершенно неожиданным финалом.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Дмитрий Лукин «Приоритет — живое»

MaxEd, 15 декабря 2013 г. 23:45

Чуть более необычная вариация технофобского сюжета «AI — плохо, слияния человека и машины плохо, ай да назад к природе». Борьба с чипами в головах присутствует, но нет обычного для таких произведений фанатизма и идиотизма. То есть, тут вроде бы как и не чипы в целом — плохо, а всё-таки больше корпорации, которые их используют именно так, как используют.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Дмитрий Лукин «Тюремщик»

coleebree, 10 июня 2011 г. 21:40

Замечательный рассказ. Один из лучших в этом сборнике. Он реально берет за живое и заставляет сопереживать главному герою.

Оценка: 10
⇑ Наверх