FantLab ru

Уильям Хоуп Ходжсон (William Hope Hodgson)

Уильям Хоуп Ходжсон
Страна: Великобритания
Родился: 15 ноября 1877 г.
Умер: 17 апреля 1918 г.
Жанры:
Хоррор/Ужасы
54%
Мистика
39%
Детектив
32%
ещё >>

Уильям Хоуп Ходжсон — английский писатель и поэт, виднейший представитель ранней фантастики и хоррора допалповой эры – первых двух десятилетий XX века. Также моряк, культурист, фотограф, военный. Погиб на полях сражений в конце Первой мировой войны.

Основная часть прозаического творчества Ходжсона в той или иной степени принадлежит жанру ужасов, однако он обращал свое внимание и на иные формы фантастического, а также другие жанры — и зачастую в его произведениях хоррор оригинально смешивается с научной фантастикой, ранней фэнтези, детективом и т.д. Сегодня Ходжсон признается также одним из основположников т.н. «странной фантастики» (weird fiction), и считается одним из самых ярких и самобытных авторов ранней фантастики в целом, чья подлинная слава и статус культового классика постепенно нарастали с годами после его смерти.

Уильям Хоуп Ходжсон родился в 1877 году в городке Блэкмор-Энд (графство Эссекс) у англиканского священника Сэмюэля Ходжсона и Лисси Сары Браун. Был вторым ребенком в многодетной семье, из двенадцати детей которой трое умерли в раннем детстве. В связи со службой и работой старшего Ходжсона (за 21 год он сменил 11 приходов) семья часто переезжала, побывав в том числе и в Голуэе (Ирландия).

В возрасте тринадцати лет юный Уильям сбежал из закрытой школы-интерната, намереваясь исполнить свою мечту стать моряком. Однако был вскоре пойман и возвращен в семью. Но в итоге события приняли благополучный исход, и мечта мальчишки сбылась — в 1891 году с разрешения отца он поступил на корабль в качестве юнги на четырехлетнее обучение. После этого он два года проучился в Ливерпуле, и еще несколько лет провел на кораблях матросом, дослужившись до третьего помощника капитана.

За это время море дало молодому человеку большой жизненный опыт и впечатления, которыми он впоследствии пропитал значительную часть своего литературного творчества. Там он начал уделять внимание своей физической подготовке и культуре тела, занимаясь поднятием тяжестей и боксом (первоначально это было связано с задиранием и травлей со стороны старших матросов), там же увлекся фотографией, делая снимки различных природных явлений, морской живности и быта моряков, и там же впервые стал писать, начав с документальных записей и отчетов о плаваниях, и, возможно, первых стихов. В 1898 году он был удостоен медали Королевского Общества Спасения Утопающих за героизм при спасении другого матроса, упавшего за борт, в воды полные акул. Однако делом всей его жизни морская стихия все же так и не стала, и еще через год, в возрасте 22 лет, Ходжсон окончательно сошел на берег.

Первым делом он открыл свою собственную Школу физической культуры в Блэкберне, предлагавшую занятия по индивидуальным программам, среди клиентов которой были и местные полицейские. В октябре 1902 года в Блэкберне произошел странный инцидент, в котором до сих пор остаются неясности. В город прибыл знаменитый американский иллюзионист, мастер побегов и самоосвобождений, Гарри Гудини. Он, как обычно, успешно и эффектно продемонстрировал свои таланты, сбежав из блэкбернской городской тюрьмы, и ему был брошен вызов Ходжсоном. Однако, представление в Палас-театр не задалось, породив различные споры и слухи – Гудини с трудом освободился, назвав это своим самым жестоким испытанием за четырнадцать лет выступлений, и жалуясь, что Ходжсон умышленно заклинил замки на его наручниках, таким образом ранив его.

В 1903 году, обнаружив что не может достаточно зарабатывать на жизнь своим тренировочным бизнесом, носившим скорее сезонный и временный характер, Ходжсон решает свернуть его. Он начинает активнее писать и публиковать различные статьи и эссе в местной прессе и различных британских изданиях, первые из которых появились еще в 1901 году. Тематика публикаций различна, но в основном касается вопросов здоровья и физкультуры.

Вскоре появляются и художественные произведения начинающего литератора, вдохновленного популярными авторами фантастики, мистики и приключений – Эдгаром Алланом По, Жюлем Верном, Артуром Конан Дойлем и Гербертом Уэллсом. Первый рассказ («The Goddess of Death») выходит в апреле 1904 года, за ним неспешно следуют «A Tropical Horror» (1905) и «The Valley of the Lost Children» (1906).

В этот же ранний период своего творчества (1903-1905) Уильям Хоуп Ходжсон пишет и все свои романы, опубликованные впоследствии. Несмотря на то, что в печати они появились лишь в 1907-1912 годах, написаны они были ранее, причем скорее всего в порядке обратном порядку выхода. Это было установлено лишь в начале 90-х годов, благодаря изучению переписки автора критиком и исследователем Сэмом Гэффордом.

Ходжсон не пишет в стол, но он получает многочисленные отказы из издательств. Однако не отчаивается, продолжает писать романы, рассказы, а также поэзию, большая часть которой вообще не была опубликована при его жизни.

Переломной становится публикация рассказа «Из моря без отливов и приливов» («From the Tideless Sea») в апреле 1906 года, первой вещи из его цикла историй о Саргассовом море, год спустя получившей продолжение, и после которой рассказы писателя появляются уже чаще. Частично они печатаются в британских журналах («Putnam's Monthly», «The Idler», «The London Magazine», «The Red Magazine»), частично – в американских («Blue Book», «Adventure», «Short Stories», «Sea Stories»), иногда – перепечатываются под другими названиями спустя некоторое время.

Хоррор и мистика оказываются подходящими жанрами, чтобы живописать загадочную и грозную стихию моря, и неудивительно, что уже многие ранние рассказы Ходжсона становятся весьма заметными и яркими образцами морского хоррора, среди них – «Голос в ночи» («The Voice in the Night»), «The Terror of the Water-Tank», «Out of the Storm» и др. Более реалистичесими и не менее интересными зарисовками о море и моряках выглядят такие вещи как рассказ ««Шамракен» следует в порт приписки» («The «Shamraken» Homeward-Bounder») и очерк «Через центр циклона» («Through the Vortex of a Cyclone»).

В 1907 году писателю наконец-то удается опубликовать свою первую книгу – «Путешествие шлюпок с «Глен Карриг»» («The Boats of the «Glen Carrig»»), стилизованный под манускрипты прошлых веков приключенческо-мистический роман, получивший положительные отзывы.

В 1908 выходит второй роман – «Дом в порубежье» («The House on the Borderland»), одно из двух наиболее прославленных и популярных творений Ходжсона, и по мнению некоторых читателей и критиков – наиболее безупречное. Книга так же получает позитивные рецензии, но несмотря на это финансовые дела автора оставляют желать лучшего – вместе с матерью он живет на грани бедности.

В 1909 году появляется третий роман – «Пираты-призраки» («The Ghost Pirates»). Им Ходжсон завершает свою условную концептуальную трилогию, из авторского предисловия — «этот третий роман завершает то, что возможно стоит обозначить как трилогию, и хотя эти книги очень отличаются по масштабам изображенного — в каждой из них идет речь об определенных представлениях, которые имеют элементальное родство...»

В 1910 с выходом первых рассказов цикла об оккультном детективе Томасе Карнакки «Carnacki, the Ghost Finder» Ходжсону наконец-то удалось поймать удачу за хвост и несколько поправить свое материальное положение. Рассказы были частично навеяны историями Элджернона Блэквуда о Джоне Сайленсе, и на какое-то время стали для читателей удачной заменой популярному герою, когда Блэквуд прекратил выпускать новые повести о нем. Рассказы Ходжсона появляются в печати более регулярно, дела налаживаются.

В 1912 году увидел свет последний завершенный роман Ходжсона, странный и причудливый шедевр, книга очень неоднозначная, но единственная в своем роде – «Ночная земля» («The Night Land»). Это второй из двух его главных романов, определенно имеющий культовый статус, но довольно часто критикуемый за тяжеловесный и трудночитаемый архаический стиль, которым он написан. Ходжсон также создал сильно сокращенную версию романа — «The Dream of X», опубликованную не для продажи, а для закрепления копирайта на территории США.

В том же 1912 году Уильям Хоуп Ходжсон женится на Бетти «Бесси» Фарнуорт, молодожены проводят медовый месяц на юге Франции, после чего остаются там жить на какое-то время. Писатель начинает работать над новым морским романом («Captain Dang»), однако забрасывает его, и сосредотачивается на рассказах. В жанровом и стилистическом плане он не ограничивается только фантастикой и мистикой, публикуя и приключенческие рассказы (в частности, цикл о капитане Голте), пробует писать отдельные детективные рассказы, а также романтические истории и даже вестерны.

В течение нескольких следующих лет выходят наконец-то и полноценные сборники рассказов Ходжсона – циклы рассказов о Карнакки (1913) и капитане Голте (1917), «Men of the Deep Waters» (1914) и «The Luck of the Strong» (1916).

С началом Первой мировой войны супруги вернулись в Англию, и Ходжсон как истинный патриот отправился на фронт. После курса в Университете подготовки офицерского корпуса в Лондоне он был зачислен лейтенантом в Королевскую артиллерию. В 1916 году, после падения с лошади, он на какое-то время вернулся домой, но после того как травма головы была залечена – снова отправился на фронт.

17 (по другим данным — 19) апреля 1918 года Уильям Хоуп Ходжсон был убит во время боевых действий под Ипром (Бельгия). Ему было всего 40 лет.

После смерти писателя в его архивах осталось значительное количество различных неопубликованных произведений – около трех десятков рассказов, многочисленные стихотворения, статьи и эссе. Их публикация растянулась на несколько десятилетий. Часть рассказов была опубликована в конце десятых и в двадцатых годах с разрешения или подачи вдовы Ходжсона, она же организовала в память о муже публикацию двух маленьких книжек с его поэзией – «The Calling of the Sea» (1920) и «The Voice of the Ocean» (1921). Однако после этого наступил почти двадцатилетний перерыв.

Среди самых главных апологетов и энтузиастов вернувших имя писателя читателям, и поддерживающих интерес к нему со второй половины 40-х годов вплоть до наших дней, нужно назвать прежде всего Августа Дерлета, Сэма Московица, Лина Картера, Сэма Гэффорда, Энди Робертсона, а также Йэна Белла, Р. Алена Эвертса и Эмили Олдер. Благодаря их стараниям имя Ходжсона сегодня не только не забыто, но и входит в пантеон наиболее влиятельных и интересных авторов ранней фантастики и хоррора.

Г.Ф. Лавкрафт признавал Ходжсона одним из наиболее повлиявших на него авторов. Высокие оценки давали ему Кларк Эштон Смит и Клайв Степлз Льюис, а также целый ряд критиков — от Эверетта Ф. Блейлера и Гэри К. Вулфа, до С.Т. Джоши, Дугласа Андерсона и Майка Эшли. Под его непосредственным влиянием или с отсылками к творчеству были написаны некоторые произведения Денниса Уитли («Uncharted Seas», 1938), Роджера Желязны («Очарованная земля» / «The Changing Land», 1981), Йэна Синклейра («Radon Daughters», 1994), Грега Бира («Город в конце времен» / «City at the End of Time», 2008), Брайана Стэблфорда («The Gateway of Eternity», 1999), Альберта Санчеса Пиньоля («Холодная кожа» / «La pell freda»), Майка Миньолы и Кристофера Голдена (комикс «The Plague Ships»). Легко отслеживаются аллюзии в работах Джона Райта, Джеймса Стоддарда. Повлиял Ходжсон и на авторов «new weird» – Чайну Мьевиля и Джеффа Вандермеера.

Несколько авторов в различное время продолжали создавать рассказы с участием ходжсоновского детектива Томаса Карнакки, перу Джона Б. Форда принадлежит посвященная Ходжсону новелла «The Haunted Ocean», с действием в Саргассовом море, и ряд других подражаний морским историям классика, а пастиши к «Ночной земле», собираемые Энди Робертсоном на своем сайте, присылают как любители, так и профессиональные писатели. На их основе было выпущено уже две антологии и готовится к выходу третья.

В 2006 году писатель был удостоен награды The Cordwainer Smith Rediscovery Award, которую присуждают все еще недостаточно известным авторам, но чье влияние и значимость для жанра неоценимы.


Примечание к биографии:

Фэн-сайт, посвященный Уильяму Хоупу Ходжсону и роману «Ночная земля» — www.thenightland.co.uk

Блог Сэма Гэффорда, посвященный Уильяму Хоупу Ходжсону — http://williamhopehodgson.wordpress.com

Тема на форуме, посвященная автору — http://fantlab.ru/forum/forum14page1/topic4942page1


Похожие авторы:

Сортировка:

Уильям Хоуп Ходжсон. Циклы произведений

6.89 (47)
-
4 отз.
6.55 (69)
-
1 отз.
7.40 (62)
-
1 отз.
6.97 (58)
-
1 отз.
7.07 (167)
-
3 отз.
6.95 (56)
-
1 отз.
6.53 (133)
-
6 отз.
6.70 (54)
-
1 отз.
6.23 (46)
-
1 отз.
7.66 (64)
-
3 отз.
8.50 (2)
-
  Капитан Голт / Captain Gault  [= The Exploits of Captain Gault; Капитан Голт. Извлечения из особо личного дневника капитана дальнего плавания]  
7.38 (8)
-
7.00 (6)
-
7.14 (14)
-
7.40 (42)
-
1 отз.
7.54 (44)
-
1 отз.
7.05 (40)
-
1 отз.
7.40 (5)
-
7.60 (5)
-
7.40 (5)
-
7.20 (5)
-
7.00 (5)
-
7.36 (14)
-
7.20 (5)
-
7.20 (5)
-
8.00 (3)
-
7.90 (29)
-
4 отз.
7.94 (16)
-
7.94 (16)
-
7.50 (2)
-
7.18 (17)
-
1 отз.
7.50 (2)
-
8.00 (2)
-
-
  • The Island of the Ud  [= "Captain Jat - The Island of the Ud", "Captain Jat: An Account of Certain Adventures: The Island of the Ud"] (1912)  
-
-
-
-
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Участие в межавторских проектах

7.86 (7)
-
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Романы

8.06 (75)
-
7 отз.
  1908 Дом в порубежье / The House on the Borderland  [= Дом на краю]  
7.92 (155)
-
12 отз.
7.64 (103)
-
7 отз.
8.00 (136)
-
17 отз.
  2010 The Night Land, A Story Retold [переписанный роман Уильяма Хоупа Ходжсона] // Соавтор: Джеймс Стоддард  
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Рассказы

6.00 (2)
-
1 отз.
6.33 (3)
-
-
7.94 (16)
-
  1907 The Mystery of the Derelict  [= "The Terrible Derelict", "The Mystery of the Sargasso"]  
7.50 (2)
-
-
8.16 (114)
-
5 отз.
  1907 Из моря без отливов и приливов. Часть вторая / More News from the Homebird  [= "The Fifth Message from the Tideless Sea", "From the Tideless Sea Part Two: Further News of the Homebird"]  
7.94 (16)
-
7.71 (34)
-
2 отз.
  1909 Out of the Storm  
6.00 (1)
-
  1909 The Ghost Pirates [сокращенный вариант романа]  
-
  1910 Carnacki, The Ghost Finder [объединенная версия из четырех рассказов]  
8.50 (2)
-
  1910 Врата чудовищ / The Gateway of the Monster  [= Врата для монстра]  
7.40 (62)
-
1 отз.
6.97 (58)
-
1 отз.
7.27 (26)
-
1 отз.
  1910 Незримый конь / The Horse of the Invisible  [= Призрак Лошади; Конь-призрак]  
6.53 (133)
-
6 отз.
  1910 Обитатель последнего дома / The Searcher of the End House  [= Поиски в последнем доме]  
6.95 (56)
-
1 отз.
7.07 (167)
-
3 отз.
-
  1911 Bullion  
-
-
  1911 The Albatross  
-
  1911 The Ghosts of the "Glen Doon"  [= The Old "Glen Doon"; The Glen Doon]  
-
-
  1911 The Smugglers  
-
-
-
  1912 The Adventure of the Headland  [= Captain Jat - The Adventure of the Headland]  
-
  1912 The Dream of X [переписанный в виде повести роман "The Night Land"]  
-
-
  1912 The Island of the Ud  [= "Captain Jat - The Island of the Ud", "Captain Jat: An Account of Certain Adventures: The Island of the Ud"]  
-
8.44 (50)
-
3 отз.
6.55 (69)
-
1 отз.
-
-
7.50 (2)
-
-
-
  1913 The Second Mate of the Buster  [= Jack Grey, Second Mate]  
-
  1913 Полурыбы-полукони / The Sea Horses  [= Подводная баллада; Морской конь]  
8.45 (33)
-
3 отз.
  1913 Тварь среди водорослей / The Thing in the Weeds  [= An Adventure of the Deep Waters]  
7.18 (17)
-
1 отз.
-
-
-
-
  1914 The Stone Ship  [= The Mystery of the Ship in the Night]  
9.00 (2)
-
  1914 The Trimming of Captain Dunkan  [= We Two and Bully Dunkan]  
-
7.05 (40)
-
1 отз.
7.00 (6)
-
7.54 (44)
-
1 отз.
7.40 (42)
-
1 отз.
  1914 Охотник за бриллиантами / The Diamond Spy  [= Агент таможни]  
7.14 (14)
-
-
7.40 (5)
-
  1915 The Adventure with the Claim Jumpers  [= Jumping the Claim Jumpers]  
-
-
-
-
-
  1915 The Regeneration of Captain Bully Keller  [= The Waterloo of a Hard-Case Skipper]  
-
  1915 Нарисованная леди / The Painted Lady  [= Captain Gunbolt Charity and the Painted Lady]  
7.20 (5)
-
  1915 Немецкий шпион / He 'Assists' the Enemy  [= The German Spy]  
7.60 (5)
-
7.40 (5)
-
-
-
-
  1916 Бриллианты леди / My Lady's Jewels  [= Бриллианты прекрасной дамы]  
7.36 (14)
-
7.00 (5)
-
-
-
7.20 (5)
-
-
-
6.00 (1)
-
  1918 The Home-Coming of Captain Dan  [= "The Buccaneer Comes Back", "Captain Dan Danblasten"]  
-
-
  1919 Old Golly  
-
8.28 (39)
-
2 отз.
-
  1920 The Voice in the Dawn  [= The Call in the Dawn]  
8.00 (2)
-
  1922 A Timely Escape  
-
6.82 (22)
-
  1925 Merciful Plunder  
-
-
  1929 Корабль с привидениями / The Haunted «Jarvee»  [= Привидение корабля «Джарви»]  
6.70 (54)
-
1 отз.
6.23 (46)
-
1 отз.
  1947 Свинья / The Hog  [= Кабан]  
7.66 (64)
-
3 отз.
  1950 The Noise in the Night [фрагмент "The House on the Borderland"]  
-
7.88 (16)
-
-
  1973 The Phantom Ship  [= "The Silent Ship Tells How Jessop Was Picked Up", "The Silent Ship"]  
-
  1973 The Riven Night  
7.00 (2)
-
  1975 Люди из водорослей / The Weed Men [фрагмент "The Boats of the "Glen Carrig""]  
7.12 (25)
-
2 отз.
  1983 The Room of Fear  
7.00 (2)
-
  1988 Fifty Dead Chinamen All in a Row  [= The Sharks of the St. Elmo]  
7.00 (1)
-
-
  1988 The Ways of the Heathens  [= The Heathen's Revenge]  
-
  1996 Captain Dang [фрагмент неоконченного романа]  
8.00 (1)
-
  1996 The Promise  
6.00 (1)
-
7.20 (5)
-
6.00 (2)
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Микрорассказы

7.39 (23)
-
1 отз.
  1919 The Storm  [= By the Lee]  
-
  1996 "Sailormen"  
7.00 (1)
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Документальные произведения

-

Уильям Хоуп Ходжсон. Поэзия

  1907 Madre Mia  
6.00 (1)
-
  1908 Grief  
10.00 (1)
-
  1908 To My Father  [= Shoon of the Dead]  
8.00 (1)
-
-
-
  1910 Lost  
-
-
-
  1912 I Come Again  
-
-
  1912 Listening  
-
  1912 Little Garments  
-
  1912 My Babe, My Babe  
-
  1912 O Parent Sea  
-
-
  1912 The Night Wind  
-
-
-
  1916 The Pirates  
-
  1916 The Ship  
-
  1917 Amanda Panda  
-
  1917 Billy Ben  
-
-
-
  1920 Eight Bells  
-
  1920 Morning Lands  
-
  1920 Rest  
-
  1920 Song of the Ship  
-
  1920 Storm  
-
-
-
  1920 Thou Living Sea  
-
-
  1976 Mimosa  
-
  1976 Nevermore  
-
-
  1998 To God  
-
-
  2005 Ballade  
-
-
  2005 Conquest  
-
  2005 Death  
-
  2005 Drowned  
-
  2005 Dying  
-
  2005 Fame  
-
  2005 Farewell  
-
  2005 Foot Falls  
-
  2005 Gone  
-
  2005 Gun Drill  
-
  2005 How it Happened  
-
  2005 If I were Dead  
-
  2005 In Eternity  
-
  2005 Inspiration  
-
-
  2005 Lost Years  
-
  2005 Love  
-
-
-
  2005 Mors Deorum  
-
  2005 My Son, My Son  
-
  2005 Night  
-
  2005 Night & Day  
-
  2005 Ode to a Vase  
-
  2005 Old Time Hands  
-
-
  2005 Over There  
-
  2005 Passing  
-
-
  2005 Scent  
-
  2005 Sea of Silence  
-
  2005 Sea Revelry  
-
-
-
  2005 Southern Lights  
-
-
  2005 The Conqueror  
-
-
-
  2005 The Heart Cry  
-
  2005 The Hunger Land  
-
-
-
  2005 The Thresher  
-
  2005 Thou & I  
-
-
  2005 Tramp! Tramp!  
-
-
  2005 Wandering Soul  
-
  2005 Wrecked  
-
  2005 [untitled]  
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Статьи

-
-
-
  1902 Downstairs on a Bicycle: A Daring Feat at Blackburn [под псевдонимом The Vagabond]  
-
-
-
-
-
  1904 Chair Exercises  
-
  1905 Is the Mercantile Navy Worth Joining?  [= Is the Mercantile Navy Worth Joining? - Certainly Not]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2005 A Cyclonic Storm  
-
-
-
-
-
-
  2005 Out Boats  
-
-
-
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Эссе

  1907 Через центр циклона / Through the Vortex of a Cyclone  [= A Cyclonic Storm: The Dreaded 'Tiger of the Oceans']  
7.84 (25)
-
3 отз.
-
  1912 'Prentices' Mutiny  [= "Mutiny", "The Apprentices' Mutiny"]  
-
-
-
  1996 The Writers of Ghost Stories [фрагмент]  
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Сборники

-
-
-
7.86 (7)
-
-
-
-
7.00 (1)
-
  1920 The Calling of the Sea [сборник стихов]  
-
  1947 Карнакки — охотник за привидениями / Carnacki, the Ghost-Finder  [= Врата для монстра] [полное издание]  
7.33 (12)
-
  1967 Deep Waters  
7.00 (2)
-
-
-
-
8.00 (2)
-
7.00 (1)
-
7.50 (2)
-
-
-
-
-

Уильям Хоуп Ходжсон. Прочие произведения

-
-
  1983 Two Letters  
-
  2005 A Literary Letter  [= From the trenches]  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Несмотря на то, что практически все литературное наследие Ходжсона на сегодняшний момент уже переиздано — составление его библиографии сложно отнести к числу легких занятий. Он часто издавал свои рассказы под другими названиями, перерабатывал их, выпускал «конденсированные» версии романов. Некоторую путаницу внесла и его ранняя смерть — дальнейшую публикацию его оставшихся произведений осуществляли самые разные люди. Наша библиография составлена с использованием трех основных источников (в порядке предпочтения) — фэн-сайта Энди Робертсона The Night Land, посвященного У. Х. Ходжсону и его главному роману; диссертации британского филолога Эмили Олдер «William Hope Hodgson's borderlands: monstrosity, other worlds, and the future at the fin de si?cle» (2009, после ее защиты Олдер была присуждена докторская степень по философии); а также справочника Майка Эшли и Уильяма Контенто «The Supernatural Index: A Listing of Fantasy, Supernatural, Occult, Weird, and Horror Anthologies» (1995) и онлайновой базы библиографических ресурсов Уильяма Контенто (база Локуса). Однако какие-то ошибки и неточности в ней все равно могут оставаться. Есть и пробелы (состав пары редких сборников).

  • В раздел «сборники» включены все прижизненные сборники писателя, а также все наиболее важные и ключевые посмертные, в т.ч. пятитомное собрание сочинений.

  • Практически все прозаические и некоторые другие произведения автора, в том числе и пока непереведенные у нас, снабжены различными примечаниями, в т.ч. о первопубликациях.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Claviceps P.

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  • ⇑ Наверх