FantLab ru

Все отзывы на произведения Ильи Бояшова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

vorpol, 17 сентября 14:54

Отличная книга, тот случай когда фильм намного хуже оригинала. Пройдясь по комментариям, понятно, почему автор вызвал столько гнева у советских и «сапогов» — уже на шестом слове он «зашел» на советский миф о Прохоровке (товарищ Ротмистров и его миллион подбитых тигров), а дальше — больше. При этом в книге нет чернухи а-ля Михалков, наоборот — много отрывков воспоминаний из книг Драбкина. Не нравится такая действительность — ну извините, другой не завезли. Читаешь на одном дыхании, сюжет подается бойко и держит в напряжении. Персонажи танка может и выписаны немного лубочно, с перебором (уж если якут пьяница — так цисцерну), но они развиваются и изменяются, а не остаются картонными. Ну и жирная такая аллегория на добро и зло. Кто-то захлебнется ненавистью к либерастам-пендосам-предателям родины, а кто-то вникнет в текст и поймет.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Илья Бояшов «Каменная баба»

vfvfhm, 23 августа 15:45

Чуть ли не пятнадцать лет я собирался прочитать Бояшева, с тех пор как узнал про группу «новых софистов» из Питера — Секацкого, Крусанова и прочих. И вот сподобился. Сыграл чисто внешний фактор — нужно было прочитать роман автора пелевинского поколения, вышедший в 2011 году. Звезды сошлись на книге, которая получила премию Гоголя, и вполне заслуженно.

Написан короткий роман очень бойко и хлестко, действительно в гоголевском стиле иронического остранения, с гротеском, фантастикой и абсурдом. Но это форма. От содержания у меня (и это после выходок Сорокина и Пелевина!) волосы на голове ходуном ходили.

Рассказывается совершенно невероятная история. Девочка-звереныш из погибшей деревушки, где жили только зомби, упыри и прочие нелюди (Сенчин на этом фоне — просто лакировщик действительности!), чудом выжив перебирается в Подмосковье, конкретно упомянуты Химки. Там она становится лимитчицей-крановщицей и по совместительству проституткой. Потом она последовательно — содержанка, бизнес-вумен, поп-идол, бандерша международного масштаба, гигантское дерево.

Все классические признаки русского извода постмодернизма в книге на лицо — антиисторизм, цинизм, человеконенавистничество.

Реакция моя по ходу чтения была такая. Это какая-то дикая смесь «Вия» и «Ревизора». Нет, это только по форме Гоголь. Нет, это как раз именно Гоголь. Это затянувшаяся сцена вранья пьяного Хлестакова.

Автор поливает помоями из брандспойта всех и вся. Все слои русского общества — от деревенского забулдыги до Самого. Мужчин, женщин, детей — все одни дерьмовым мирром авторского мировоззрения мазаны. Но и гражданам бывших братских республик достается. А потом туркам, англичанам и вообще всему населению планеты. Пьяное вранье автора об окружающем мире быстро перерастает и тысячи курьеров и генеральские чины и уходит чуть ли не в космические дали.

И все это подается, как всегда у либерально мыслящих дегенератов, под соусом — а вот такой у меня оригинальный взгляд художника.

Мне возразят — «вы ругаетесь, а это художественная провокация! Автор только хотел нам открыть глаза на правду!» Какую? Что Россия — это помойка, заселенная олигофренами? Так мы эту песню от его соратников много раз слышали и в более оригинальной и изобретательной форме.

А у Бояшева просто пустозвонное вранье. Главная героиня — мимо, тупая и наглая хабалка, которая смогла стать якобы иконой нации, место и время романа — мимо, полностью виртуальное пространство со знакомыми названиями, в которое автор какую хочет грязь и мерзость, ту и тащит. И даже название — героиню Машу Расторгуеву называют то блядью, то примадонной. Сама себя она величает «простой русской бабой». Превращается в финале — в дерево. И только автор все талдычит — каменная, каменная. На идола что ли намекает? Так их на Руси из дерева и делали. Если по характеру — то Машка скорее взбесившийся танк напоминает, а не камень. Короче тоже — мимо.

И сам Бояшев тоже что-то такое почувствовал. Потому что за романом следует письмо «любезному другу Тряпичкину», сиречь «Интервью с самим собой» (видать, иного конгениального собеседника не нашлось. Не тянут). И там прямым текстом этот самобытный талант сказал все, что не удалось с помощью смелых метафор.

Свою дегенеративную и небывальную Машку он назвал синтезом характеров и судеб Мордюковой, Гурченко и Пугачевой. Потом он назвал ВСЕХ женщин России полусвятой скотиной, а ВСЕХ мужчин России — генетическим мусором. Потому что 400 лет шла отрицательная селекция и всех хороших убили, один шлак человеческий остался. А женщины — забитые бытовухой тупорылые коровы, но вынуждены совершать великие подвиги.

Короче, наш Хлестаков-Бояшев на все сто баксов выступил!

Перелистнув последнюю электронную страницу (ума хватило не тратить на подобную мерзоту денег), я понял, что книга эта очень точная и симптоматичная. Не ее содержания, а факт ее появления. И вручение ей премии.

Сейчас в нашей Россиюшке такая действительность. Хлестаковы действительно пишут книги, объявляются интеллектуальными гуру. Вовсю публикуются и пропагандируются, получают премии и другие формы финансовой поддержки. И пока мы — народ — такое терпим, значит мы такое заслуживаем.

Хорошо все-таки Владимир Ильич Ленин сказал, что интеллигенция, не перешедшая на сторону народа, а оставшаяся прислужницей крупной буржуазии не мозг нации, а говно. Илья Бояшев и его творение подтверждают точность и правдивость этого столетней давности диагноза.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

amlobin, 16 января 2017 г. 11:50

Еще одна сказка про Великую Отечественную — причем именно сказка с большим запасом мистики. Таинственный и страшный Белый тигр,прямо таки воплощение сумрачного тевтонского гения, а против него бессмртный, безымянный и безумный русский танкист, который с третьего кажется раза поразил таки чудище.

Все это в общем не ново, постмодернисты типа Тургенева и Ануфриева с Попперштейном еще и не такого насочиняли. Очень популярный тренд на самом деле и методы отработанные.

Оригинальный материал выбрал автор — танковый дискурс, поэма о тридцатьчетверке. Значительная часть современных альтернативщиков и историков-любителей тщательно сравнивают конструкции, ТТХ и прочие достоинства русских и немецких танков, выясняют кто кого, плюс игры компьютерные — в общем о технике ВОВ написано много, вот Бояшов и сделал из этого страшную сказку.

И еще так называемая ПРАВДА о ВОЙНЕ: жуткие потери, суицидальный синдром русского воина, плохое качество техники, плюс механик алкоголик и стрелок — сексуальный маньяк. Сказ о том, КАК МЫ ПОИМЕЛИ ВСЮ ЕВРОПУ. Тоже здорово, греет сердце патриота — и затаскано еще в прошлом веке.

Тем не менее текст прекрасный, сюжет динамичный, но это все же ПОСТМОДЕРН, склеено из других текстов, так что читать и оценивать стоит с большими предосторожностями. Я свою оценку поставил за смелость замысла и техническую дотошность.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Илья Бояшов «Рассказ, который так и не был написан»

Yazewa, 16 июня 2016 г. 17:00

Пожалуй, интересно проникновение на «писательскую кухню» (я для себя категорически не представляю такую вот роспись сюжета и героев). А сам рассказ — будь он написан — мог бы быть и утомительно-банальным и ярко-эмоциональным. Пожалуй, небезынтересно было бы прочитать. Ну, и конечно, респект автору за такую оригинальную форму «подачи материала»...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Илья Бояшов «Эдем»

prouste, 1 марта 2016 г. 06:23

Вызывает уважение. Раньше Бояшова не читал, «Эдем» показался мне явлением изящной словесности, эффектно отделанным нетривиальным пустячком. Автор и сам делает мимоходом ссылку на «Женщину в песках», тем занятнее сравнить «экзистенциальный» ( чего бы это не значило) роман Абэ с финтифлюшкой Бояшова. Автор совершенно спокойно мог сменить тональность и выкружить еще страниц двести с акцентом вместо фарса на психологическую составляющую, но это тот случай, когда именно мог, но не захотел.

Еще Бояшов мне напомнил Крусанова, без неизменных диалогов и чрезмерного гедонизма. Концентрированностью, тягой к изяшности, решением формальных задач изложения Бояшов достаточно близок к питерским фундаменталистам и «Эдем» вполне укладывается в питерский канон. Оригинальная вещь, с большим незалежным каталогом мира флоры, уймой отсылок к корпусу литературы ( не Кобо и Библией ограничился) и женоскептической линией. Технически хорошо, аккуратно выписанная вещица, компактная и духоподъемная.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

igorgag, 31 января 2016 г. 22:03

Этот опус вызвал у меня ассоциацию с пошлым анекдотом, растянутым на 100 с лишним страниц. Я не стал бы переоценивать и чисто познавательную ценность сего творения — узнать из него «много» мог только тот, кто прежде читал о ВОВ очень мало (да на таком уровне по сути и остался). Автор стебается над читателем, начиная с заголовка, пародирующего название знаменитого романа Мелвилла. Потому немудрено, что под пером Бояшова слабым противником немецкого «тигра» предстаёт самый мощный танк Второй Мировой ИС-2 и наоборот сильным — легкий британский «валентайн». Т-44, о котором автор якобы «рассказывает много», уже принимает участие в ВОВ, пусть и в одном экземпляре, да к тому же вооружён 122-мм (!) пушкой, на которую на самом деле не была рассчитана его башня, взятая прямо от предшественника — Т-34-85 (вот такой калибр там и стоял).

Не назвал бы я эту «техномистику» (так определил жанр один из моих товарищей) и особенно патриотической. В изображении Бояшова военачальники-командиры предстают «мясниками» и дуболомами (ну, это уже стало общим местом), а солдаты — этакой полуневменяемой биомассой, движимой простейшими инстинктами. Уж какой тут патриотизм...

Что касается «красот языка», которые каким-то непостижимым образом находят в «Танкисте» его сторонники, то стилистически данный «шедевр» ничем не отличается от большинства материалов любой российской газетки бульварного направления — такая развязно-разухабистая манера с начала 90-х тоже уже стало общим местом...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

mongolshuudan, 29 мая 2015 г. 05:46

При прочтении книги почему-то не отпускала мысль, что автор основательно проштудировал книжки Суворова-Резуна, Рабичева и прочих «разоблачителей». РККА описана как «Азиатская орда» бессмысленно катящаяся по Европе и заваливающая все трупами своих и чужих. Главные герои выписаны тоже своеобразно — отпетый пьяница, полуживой псих и мародер-насильник. Я думаю, господа вроде упомянутых Резуна с Рабичевым аплодировали бы стоя. Если преследовалась цель постебаться — то книга удалась, добротный порно-милитари вышел. Во всяком случае мне бы не хотелось, чтобы мои дети эту книгу прочитали (по крайней мере до прочтения других, более адекватных книг о войне).

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

whatever_it_is, 8 июня 2014 г. 15:00

Готов сразу признаться — если бы этот роман не попал случайно мне в руки, я бы не стал его искать. После просмотра фильма «Белый тигр» что-то мне подсказывало — в оригинале все немного иначе, но тогда проверять не стал. И случай выпал только сейчас.

Книга, безусловно, хорошая. Особенно порадовали огромные знания автора обо всем что связано с танками и подробности истории Великой войны, но что больше всего меня захватило — это главная идея, проходящая через все произведение. Великая война за жизнь никогда не прекращается, не имеет значения на чьей вы стороне, мирное ли время — борьба идет всегда и везде. И прекратить бороться значит только одно — умереть. И Ванька Смерть (он же Череп, он же «Мертвая голова»), вечно преследующий Белого тигра, — это та самая древняя и дикая сила, заставляющая мир двигаться. И то что эта мысль раскрывается на фоне Великой отечественной, подтверждает следующее — война не закончилась. Она продолжается. Она будет длиться вечно.

Единственное, чего не хватает книге — резкого финала, неожиданного поворота. В остальном текст получился мрачный, стремительный и наполненный мистическим, зловеще-философским смыслом. Отдельное спасибо автору за развернутый комментарий. А фильм получился тоже замечательный — только другой.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

garris1969, 15 мая 2014 г. 08:31

С удовольствием прочитал как книгу, так и мнение уважаемого Крафта. Свою оценку могу об'яснить исключительно личным суб'ективизмом, ибо вскормлен и взращен на sсi-fi, и всякую там мистику в безусловно хорошем произведении ну никак... С восторгом читая, я все ждал, ждал...когда же автор наконец расскажет мне, атеисту и прагматику, откуда, чёрт возьми, взялся этот клятый Череп и где он сцепился накануне с этим клятым «тигром»? Что породило это белое чудовище и куда оно в итоге смылось? Ваньку вовсю уже расстреливали свои же пушкари, а я все ждал и надеялся... Есть книги, где открытый финал естественнен, а в нашем случае, кроме досады...

P.S. В сети найдите аудио вариант. Изумительное качество, но... Если вы за рулём, не рекомендую, плавали, знаем... В своё время погорел на другой книге и еле отвертелся.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

maxim_l, 14 мая 2014 г. 11:03

К подобным произведениям сложно относиться как к обыкновенному чтиву, ведь за событиями описаными в романе стоят миллионы жертв войны. Первое, что бросается при чтении, это акцент на высокие потери Красной Армии не в личном составе,а в технике, если зайти в Вики и рассмотреть статистику немецких и советских ассов, можно увидеть существеннейшую разницу в количествах их «жертв». Высоких потерь в технике можно было избежать, если бы не преступные приказы командования... автор подчеркивает причины такой катастрофы...

Немаловажно, то что автор выворачивает на изнанку всю нечистоплотность войны, неважно чья сторона больше участвовала в мародерствах, изнасилованиях, к сожалению много солдат обеих противоборствующих армий втоптало в грязь честь своего мундира.

Отвлекаясь от Второй Мировой, говоря вообще о войне, хочется любителей побряцать оружием или желающих развязать войну под личиной идеологий, политических течений и лозунгов, тиражируемых лживой пропагандой, «натыкать» в страницы романа, чтобы люди прочувствовали тяжесть, боль, жестокость войны, услышали страшный скрежет и лязг гусенец техники, несущей смерть, взглянули в глаза каждому солдату, которого мы потеряли в той страшной нечеловеческой «мясорубке» судеб.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Эдем»

cheppy7, 16 марта 2014 г. 21:51

Эффектная в своей простоте притча о том, что создание Рая вокруг себя и в душе своей требует адского труда — и чаще всего у тебя просто не остается времени насладиться плодами работы своей, кроме удовлетворения от того, что ты честно вкалывал просто для того, чтобы нечто чудесное, зависящее от тебя, не погибло.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

VovaZ, 7 августа 2013 г. 11:49

Я думаю, это лучшее произведение о войне, которое мне приходилось читать. Раскрытие сатанинской сущности деструктивного духа войны, неподвластной воле политиков и полководцев, воздействовало на меня куда сильнее чем тоскливая безнадёга героев Ремарка, слезливо-романтическая отвага Васильева, и уж конечно, трафаретного героизма Бондарчука.

«Белый тигр», тварь не от мира сего, символ, подобный мелвилскому «Моби Дику». Вот только олицетворяет он отнюдь не стихийные силы Творения, а то, что противостоит им. Но и главный герой, чтобы там не писали, мне отнюдь не увиделся ангелом.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

Иприт, 4 марта 2013 г. 03:06

Вообще книга оптимистична. Несмотря на тонны грязи , крови, гуано и многочисленные битвы. На каждое исчадие ада бытие выдвигает противовес. Правда имхо автор тут сместил акценты — ацкий Тигр у него белый, а новый Георгий змееборец — черный и закопченый. Тигр олицетворяет порядок, а Ванька -Смерть — бессмыслие и Хаос. В классической схеме Добро-Зло как то наоборот...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

kadim, 1 июля 2012 г. 14:03

Книгу решил прочесть после просмотра фильма Шахназарова. Честно говоря, фильм на голову лучше романа... Как на мой взгляд книгу портит желание автора привнести больше «исторической правды» и образ Ваньки в книге не очень интересен, если в фильме Ванька — это просто какой-то «буддийский ангел возмездия», то в книге он показан одержимым психом...

А перегруз «правдой о войне» просто портит художественную подоплеку книги, если автор хотел рассказать, так сказать, правду о войне, лучше бы написал историческую книгу…

У меня у самого дед был танкистом – брал Берлин, и освобождал Прагу… когда в детстве я просил его рассказать о том, как он воевал – он просто начинал плакать…

И это пугало гораздо больше, чем любое описание ужасов войны…

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

svarga, 18 июня 2012 г. 00:24

«Белый тигр».

Ванька-Смертть.

Инь-Янь. Единство и борьба противоположностей. Порождения одной Большой Войны. Собственно, они и есть — Сама Война.

И получается так, что война — это нечто самодеструктивное. Ибо ни один из главных героев не может существовать без своего противника, но и смысл существования каждого именно в том, чтобы уничтожить другого. Но уничтожай , не уничтожай, а все равно выползет когда-нибудь из недр тевтонских болот «белый тигр» и возродится, как феникс из пепла сгоревшего экипажа Ванька — Смерть, и снова они будут гоняться друг за другом, ибо война — неотъемлемая часть человеческой истории, как бы мы ни хотели иначе.

Очень грустный вывод.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

Salladin, 25 апреля 2012 г. 12:54

Качественно написанный современный роман о Великой Отечественной войне, с серьезной долей инфернальной мистики. Противостояние Героя без прошлого от нашей стороны

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Право, а человек ли он? Без чувства боли, практически без физиологии, равнодушен к власти и товарищам, даже к своему экипажу! Некое олицетворение противоборствующей стороны от Бога танков
и Белого Тигра от фашистов
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Та же инфернальность в действиях. Такая машина, по описанию одного и инженеров-немцев романа, не может существовать физически. Впечатление, что за ней могли бы стоять колдуны Третьего Рейха, однако, к чести, автор не пошел этой, изъезженной альтернативщиками, дорогой.

Текст напоминает плотный концепт более крупного произведения. Обычно, авторов ругают за «воду» для увеличения объема. Здесь можно попинять строго наоборот. Многие интересные, «вкусные» персонажи надо бы развернуть. Тем более, что временной отрывок в два с лишним года событий позволяет это сделать. Но и боевой экипаж, особист Сукин, командиры Ваньки Смерти и реальные исторические лица с обеих сторон отмечены разной глубины мазками. Хотелось бы большего, конечно.

Ну и концовка... Соглашусь с другими рецензентами, ждал что-то более конкретное и яркое. Впечатление, что писатель просто побоялся...

Сравнивать Бояшева с Бондаревым, Богомоловым, Васильевым и другими фронтовиками-писателями, наверное не корректно. Они писали много «со своей шкуры», здесь работа с документами, специалистами, возможно — последними свидетелями той войны. Но, вместе с тем, ощущения очень глубокие. ТАК о той войне сейчас, наверняка, мало кто способен написать.

3 мая выходит фильм хорошего режессера Карена Шахназарова по этому роману. Линию, судя по трейлеру, переработали в сторону реалистичности. Ванька Смерть — вполне себе приятный на лицо паренек, вполне обычный... Жаль. Полагаю, что лента, в отличае от романа, окажется обычной, — «про войну». Тогда как потенциал, при вложении денег и талантов (Шахназарову, конечно, низкий поклон за «Курьера», но сомневаюсь в нем как в баталисте...), мог бы послужить основой для настоящего военного шедевра.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Конунг»

Fiametta, 23 марта 2012 г. 09:20

Мы ничего не знаем о Рюрике. Мы не знаем, происходил ли он из скандинавов или из балтийских славян, был ли Игорь его сыном или внуком, как звали его жену (имя Ефанда появляется только в поздних летописях), что он делал в юности, интересовался ли он христианством или был верен отеческим богам, мы даже не знаем, призвали ли его или же он «сам призвался», а, может быть, он — лишь персонаж легенд. Мы знаем только имя — то ли от славянского «raroh» — «сокол», то ли от скандинавского «hroerekr» — «царственный славой».

Илья Бояшов воспользовался именем Рюрика, для того, чтобы написать роман о вызове богам, о борьбе с судьбой, о подлинной свободе, о «мече воина и топоре плотника».

Конунг Харальд Косматый действительно собирал земли мечом, но Бьеорк-гора неизвестна в сагах. Все, что Бояшов пишет о детстве и молодости Рюрика, о его славных походах, о его женитьбе и об его вызове богам — вымысел.

Язык романа — стилизация под скандинавские саги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рюрик ходит в походы, а один раз даже сражается с ожившим мертвецом.
Синеус и Трувор в романе — не братья Рюрика, а его бонды, есть и юноша по имени Олейг, есть в романе ладожские русы. Очень хорош разговор: «Кто же может быть правителем над русами».

Как старается Рюрик бросить вызов богам, на что он идет, чтобы покорить Бьеорк-гору, а потом —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одна фраза: «Когда Рюрик поднялся на гору, он увидел корабли Харальда, казавшиеся щепками у его ног». Герой саги бился бы с великанами и богами, одолел бы их, сделавшись новейшим богом:smile:, или погиб, а здесь — всего лишь вершина с травой, непригодной даже для коз. Освобождение от жестокой языческой веры?

Скорее всего, Рюрик придет к вере в Распятого бога, но, может быть, до конца своих дней будет лишь удивляться тому, что Распятый держит половину мира.

Хотелось бы прочесть про путешествие Рюрика до края мира, но, должно быть, справедливо, что его настигло возмездие за легкомысленную жестокость.

Отрадно, что Визард все-таки не предал Рюрика.

«Куда нам плыть, конунг?» Мы в России знаем, куда поплыл Рюрик.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Илья Бояшов «Безумец и его сыновья»

bvelvet, 7 января 2011 г. 20:23

Бояшов — не Маркес, а это сочинение — не «Сто лет одиночества», хотя потуги на магический реализм имеются... Написано хорошо, грамотно, среднестатистической петербургской прозой может именоваться. Тут вам и философия, и рассуждение о тайнах русской души, и преломление истории ХХ века. Только скучно все это как-то, неоригинально и не слишком эмоционально. Как будто дали интеллигенту задание: порассуждай о русскости и представь отчет в художественной форме...

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

Крафт, 9 июля 2010 г. 02:39

ЧЕЛОВЕК vs МАШИНА

Отнюдь не простая и очень неоднозначная история Великой отечественной войны по-прежнему популярна у русскоязычных писателей и, очевидно, долго ещё будет оставаться таковой. В том числе — в среде писателей-фантастов. К сожалению, чаще всего этой темы недрогнувшей рукой рискуют касаться лишь адепты альтернативной истории.

Как правило, весьма объёмные, нередко — многотомные «труды» многочисленных альтернативщиков давно уже набили изрядную оскомину натужными и не всегда логичными рассуждениями на темы «…если бы тогда, тогда бы мы им — ух!», «ах, если б с немцами в едином строю…» и приключениями разнообразных «попаданцев», с лёгкостью фокусника перекраивающих историю по воле, мягко говоря, слабо знакомого с предметом автора. Подобные поделки часто выглядят не очень убедительно, нередко — просто смешно, и почти всегда откровенно раздражают пронизывающим их духом квасного ура-патриотизма и шапкозакидательским отношением к любым противникам (хотя и случаются иногда отдельные удачи, как, например, «Вариант «Бис» Сергея Анисимова).

Но то — альтернативщики. Гораздо реже авторы рискуют вплетать сюжет своего повествования в ткань реальной истории той великой и страшной войны. И Илья Бояшов как раз из таких — из рисковых. А рисковал он по крупному, потому как его небольшой роман «Танкист или «Белый Тигр» по всем признакам может быть отнесён к жанру, казалось бы, совершенно немыслимому в военной прозе — мистика.

А как ещё это назвать?

На фоне гигантского пожара войны, охватившего половину Европы, от Прохоровки до Праги разворачивается история почти двухлетнего противостояния двух основных персонажей романа.

Первый — немецкий танк «Белый Тигр». Беспощадному и неуязвимому королю всего бронетанкового «зверинца» Третьего Рейха с немыслимыми ТТХ и фантастическими возможностями; истинному духу, квинтэссенции технической мысли сумрачного тевтонского гения, противостоит не машина, а всего лишь человек.

Один единственный человек оказывается способен сразиться с чудовищем, и лишь он один страстно желает этого. Танкист, обуреваемый жаждой мести и ею лишь живущий. Без роду и без племени, безымянный, беспамятный, полубезумный, почти бесплотный, безликий и страшный одновременно. Механик и водитель от бога. Становится ясен и понятен истинный смысл названия: Танкист или «Белый Тигр», Человек или Машина, два символа той войны — безвестный русский солдат и идеальная немецкая машина убийства — кто кого?

Символизм романа зашкаливает, доходя до клише. Чего стоят только верные спутники Танкиста — «экипаж машины боевой» (с). Лучший танковый экипаж Красной армии. Снайпер-наводчик, сержант-гвардеец, вгоняющий снаряд в снаряд на двух километрах — абсолютнейший подонок, насильник и мародёр. Башнёр-заряжающий, старшина-якут, одной рукой с лёгкостью вертящий пудовые орудийные снаряды — беспробудный пьяница, законченный алкоголик. В общем, «Метут, всё, что плохо лежит» и «Пьют всё, что горит, е… всё, что шевелится». Но при этом «В цель — с первого снаряда» и «Все снаряды — в цель».

А вот другие многочисленные персонажи романа практически и не прописаны. Солдаты, горящие лишь желанием выжить любой ценой, и молодые лейтенанты, тысячами гибнувшие в первом же бою, опытные майоры-разведчики и въедливые майоры-особисты, тыловые крысы и отважные фронтовики, легендарные советские маршалы и генеральные конструкторы, даже Сам великий друг всех пионеров и физкультурников — все они появляются в повествовании на короткий миг и тут же исчезают. Все они — всего лишь декорации, яркое обрамление для истории противостояния Танкиста и «Белого Тигра», ведущих в безжалостную мясорубку противостоящие друг другу армады бронированных машин.

Кроме прочего, это создаёт ощущение некой кинематографичности романа. Стремительная смена кадров, планов, ракурсов. И хотя при этом ни о каком глубоком раскрытии образов не может быть и речи, недостатком книги это не кажется. Сознание сразу подбрасывает устойчивые архетипы. Перед мысленным взором немедленно возникают образы, знакомые нам по многочисленным фильмам о войне. В этом несомненный плюс и одновременно минус романа, потому что какие это окажутся фильмы — зависит от личного вкуса читателя-зрителя. Для кого-то это будут герои экранизации «На войне, как на войне» Курочкина, а кто-то удовлетворится польским «Три танкиста и собака», а то — и вообще, каким-нибудь американским «Враг у ворот».

Сложно сказать, какие смыслы старался вложить в текст сам автор, остаётся опираться лишь на эпиграф, выбранный Бояшовым: «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» (с) М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Очевидно, этим подразумевается, что Танкист олицетворяет добро. Но лично я побаиваюсь такого сравнения, потому что для этого образ «Белого «Тигра» должен быть поистине демоническим. А мне он таким не показался. Может быть мой покойный дед, командир танкового взвода, окончивший войну ещё подо Ржевом, получив под сердце осколок собственной брони, отколовшейся после удара в борт немецкой болванки, — может быть он мог бы по достоинству оценить этот образ, ощутить весь ужас, исходящий от такого персонажа? Мы, современные по-настоящему прочувствовать это не сможем.

А может оно и к лучшему?

Не могу не отметить прекрасную подготовку Бояшова к работе над романом на такую, достаточно специфическую тему. Текст снабжён обширными примечаниями, поясняющими некоторые тонкости технических нюансов и исторических деталей, которые нисколько не снижают стремительный темп повествования, но окажутся весьма полезными читателю, слабо знакомому с вопросом.

В целом, отличная книга, прочитанная мною взахлёб, за одну ночь. Очень рекомендую всем, интересующимся литературой о Великой Отечественной войне.

Статья размещена в АК: http://fantlab.ru/blogarticle8943

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

Buhrun, 12 мая 2010 г. 22:56

Небольшой роман относится к той самой Большой Литературе с ярким фантастическим элементом.

После Курской Дуги из взорванного танка достают тотального обгоревшего человека.

Не жилец! — твердят все, но некая сила, которая приготовила для обугленного героя особую миссию, не дает ему умереть.

Танатос, Череп, Ванька Смерть — все это имена одного человека, танкиста от Бога.

Война в самом разгаре.

На позициях появляется танк-призрак, бесконечно удачливое и смертоносное чудовище.

«Белый тигр».

Он косит Т-34 десятками, закусывая пушками и самоходками.

Лишь иная Смерть — обгоревший русский Иван Найденов — может его остановить.

Так начинается противоборство длиной в Войну.

По факту:

- малый объем текста

- отличный метафоричный язык

- бездна информации по танкам и танковым операциям ВОВ

- глубокая погруженность автора в вопрос

- мало диалогов

- реальные исторические личности

- два фрика-спутника героя

- батальные сцены

- эпический мифо-поединок между двумя антагонистами

- слабый смазанный конец

Крайне рекомендую всем, кому интересны танки и история Второй Мировой.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр»

pitiriman, 27 марта 2010 г. 16:43

Роман читается на одном дыхании. Виной тому стремительный авторский стиль, подобный танковому броску. Во время чтения казалось, что это рассказ, но действие продолжалось и продолжалось, не пробуксовывая ни на минуту. Ужасы и правда войны показаны во всей красе, но без лишнего натурализма. Мы никогда не узнаем настоящей правды о войне, те, кто её знали ушли первыми и продолжают уходить от нас навсегда... Такие книги — достойная им память...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Илья Бояшов «Армада»

С.Соболев, 18 ноября 2009 г. 21:00

Некая сверхдержава (в которой, впрочем, без труда угадывается Россия) посылает к берегам Америки флот из суперновых кораблей и авианосцев – с целью превентивного уничтожения ненавистной вражины – страны потенциального противника. Флот выдвинулся поистине глобальный: осадка авианосца 60 метров, скорость бомбардировщика 27 звуковых, экипаж одного корабля 20 тысяч человек, ядерного оружия пятьсот вагонов..

Описания техники заведомо гипертрофированы и настраивают на несерьёзный лад, однако за этой карнавальностью Бояшов пытается показать что-то серьёзное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но в пути случилась заминка, и нашим морячкам не суждено стать героями: неведомо каким образом вся суша на Земле исчезла, и единственные оставшиеся люди на планете оказались обречены вечно бороздить просторы мирового океана на своих военных судёнышках. Если в «альтернативно-географическом» романе В.Васильева и А.Громова «Антарктида Online» всего лишь перемещается ледяной материк, то у Бояшова исчезают все материки и острова – без малейших попыток объяснить эту воистину сказочную ситуацию.

Сначала под предлогом благовидной цели (не допустить паники младшего состава по поводу потери Родины и всех родственников, оставшихся на суше) на кораблях Армады устанавливается авторитарное государство во главе с Адмиралом, возомнившим себя верховным правителем всего человечества, а пару месяцев спустя – и вселенским Богом. Однако высшие морские чины Армады горюют не столько по утраченным детям и жёнам, сколько по отсутствию мишени для своих баллистических ракет. Именно эта утрата цели и невозможность шарахнуть изо всех орудий по супостату в виду отсутствия супостата – делает из них озлобленных психопатов, канализирующих свою агрессию на окружающих в форме обыкновеннейшего террора и репрессий, одобренных Адмиралом.

На кораблях Армады на сто тысяч человек нет ни одной женщины – и эта ситуация весьма взрывоопасна для нормального человека, находящегося в длительном воздержании. Любопытны коллизии, при которых священники военно-морского флота видение в небе Девы Марии объясняют не божественным проявлением, а облаками и ссылками на обычное атмосферное явление. А потом всё равно всё скатывается к зоофилии с обезьянками.

Оценка: 3
⇑ Наверх